Обобщение и распространение опыта на тему «Внеурочная деятельность, как важное условие взаимопонимания между обучающимся и классным руководителем»

Управление образования, молодежной политики и спорта
Администрации Шелеховского муниципального района
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение Шелеховского района
«Средняя общеобразовательная школа № 7»
(МКОУ ШР «СОШ № 7»)










Обобщение и распространение педагогического опыта
по теме:
«Внеурочная деятельность, как важное условие взаимопонимания
между обучающимся и классным руководителем»
















Выполнила: Елена Игоревна Кошкина
Классный руководитель 8 класса
МКОУ ШР «СОШ №7»







Те, у которых мы учимся, правильно называются нашими учителями, но не всякий, кто учит нас, заслуживает это имя.
И. Гёте.
Ребенок умеет любить того, кто его любит. И его можно воспитывать только любовью.
Ф. Э. Дзержинский.



МКОУ "СОШ №7" село Олха.
Кошкина Елена Игоревна, учитель технологии и ОБЖ.
Педагогический стаж работы 13 лет, из них классным руководителем 11,5 лет.
Три выпуска в любимой школе, как классного руководителя.





Классный руководитель - кто он, где учат такой профессии? Много лет назад мне пришедшей в школу без опыта работы, спустя год предложили взять 6 класс. Классный руководитель переехала в другой город. И вот мой первый класс. Мне было очень тяжело постигать все новое для меня, но как это не странно дети окружили меня своей заботой и вниманием, были очень воспитанные, хорошо учились. Класс был самым лучшим в школе. Жизнь до одиннадцатого класса оказалась очень насыщенной разнообразными делами. Теперь у "моих детей" так я называю своих воспитанников, есть уже свои дети. Встречи одноклассников проходят регулярно, за чашкой чая мы вспоминаем все самые лучшее школьные годы. После первого выпуска, в 2007 году, я взяла 5 класс. Детей я знала с первого класса, в нем учился мой сын. Работать с ними было легко, ребятишки часто собирались у меня дома. С этим классом мы любили разнообразные походы и путешествия. После выпуска класса, так получилось, что я уволилась и стала работать воспитателем в детском саду. Правду говорят психологи, что надо поменять профессию хотя бы раз в пять лет, что бы понять какая сфера деятельности тебе по душе. Проработав воспитателем 1.5 года, я поняла - это не моё. Малыши такие непосредственные, веселые, со своим характером, но... Мне надо было понять, что профессия учитель - главная в моей жизни. От этого слова "учитель" становиться на душе теплее, тебя понимают дети, ты можешь общаться с ними на равных, чувство удовлетворения. И вот я вернулась в свою любимую школу, снова у меня 5 класс. Классный руководитель - это человек который должен крутиться вокруг детей как волчок завораживая детей своим кругозором, воспитанием, разнообразными талантами, выдумкой, быть на их "волне" в любом возрасте. В результате сложившейся социально-экономической ситуации именно классный руководитель, стал ключевым элементом организации воспитания в школе. Профессиональная миссия педагога, на которого возлагается функция классного руководителя,- педагогическое сопровождение процесса индивидуального становления и развития личности школьника в период его школьного образования. Цели данной миссии - содействие максимальному индивидуальному развитию личности и педагогическая поддержка в нелегком вхождении в общественную жизнь. Организация внеурочной деятельности детей, в том числе досуговой, в любой школе всегда была и остается очень важной сферой деятельности классного руководителя. Занятия с детьми помимо уроков, общение с ними в более или менее свободной обстановке имеют существенное, а нередко и решающее значение для их развития и воспитания. Они важны и для самого учителя, так как помогают сблизиться с детьми, лучше их узнать и установить хорошие отношения, открывают неожиданные и привлекательные для обучающихся стороны личности самого классного руководителя, наконец, позволяют пережить счастливые минуты единения, совместных переживаний, человеческой близости, что часто делает классного руководителя, и учеников друзьями на всю жизнь. Это дает ощущение необходимости его работы, ее социальной значимости, востребованности. как сейчас говорят.
Однако, чтобы это происходило, надо знать, как организовать такую работу. В своей работе я применяю следующие виды внеурочной деятельности: познавательная деятельность, ценностно-ориентационная, общественная, эстетическая, досуговая. Понятно, что все они тесно связаны с учебным процессом, с содержанием обучения и воспитания в школе и служат достижению определенных образовательных, воспитательных целей. Так, познавательная деятельность направлена на развитие познавательных интересов, накопление знаний, формирование умственных способностей и т.д.
Ценностно-ориентационная деятельность, по существу, представляет собой процесс формирования отношений к миру, формирования убеждений, взглядов, усвоения нравственных и других норм жизни людей – всего того, что называют ценностями. Классный руководитель имеет богатые возможности стимулировать выработку школьниками отношений, взглядов на жизнь в различных формах внеурочной деятельности: беседы по социально-нравственной проблематике, классные собрания, дискуссии, диспуты. Конечно, усвоение школьниками социальных ценностей происходит и во всех других формах и видах деятельности.
Общественная деятельность предполагает участие школьников в органах управления школой, различных ученических и молодежных объединениях в школе и вне ее, участие в трудовых, политических и других акциях. Это происходит в таких формах, как работа по самообслуживанию, уборка школы, школьные собрания, заседания, выборы и работа ученических органов управления, вечера, праздники и пр.
Эстетическая деятельность развивает художественный вкус, интересы, культуру, способности детей. Трудно переоценить значение эстетических занятий обучающихся, которые могут быть организованы особенно эффективно вне школы в специальных учреждениях дополнительного образования, клубах. Я провожу эту работу в следующих формах: инсценировки, конкурсы, школьные театры, концерты, фестивали, экскурсии в музеи, посещение театров и многое другое.
Досуговая деятельность означает содержательный, развивающий отдых, свободное общение, в котором инициатива должна принадлежать ученикам, однако классный руководитель не должен быть сторонним наблюдателем, помнить о своих функциях воспитывающего взрослого. Сюда же можно отвести и спортивно-оздоровительную деятельность. Свободное общение, досуг учеников могут проходить в самых разных формах: игры, праздники, вечера отдыха, коллективные дни рождения, соревнования, совместные прогулки, походы и пр.
Педагог должен многое знать и уметь для методически правильной организации всех этих форм работы. Прежде всего, в педагогике воспитательной работы в школе не очень ясно само понятие “формы работы” и ее трудно отличить от метода. Однако для классного руководителя важно все же знать, как он организует деятельность обучающихся, какими он обладает возможностями, так сказать, методическим арсеналом.
Форму внеурочной воспитательной работы с детьми можно определить, как конкретный способ организации их относительно свободной деятельности в школе, их самостоятельности при педагогически целесообразном руководстве взрослых. В воспитательной практике имеется большое разнообразие форм работы, они с трудом поддаются классификации. Попытаюсь, однако, упорядочить формы воспитательной работы путем выделения преобладающего, главного компонента воспитательного дела. Можно сказать, что в основе нашей типизации – главные средства (методы, типы) воспитательного воздействия: слово, переживание, деятельность, игра, психологические упражнения (тренинг).
Отсюда пять типов форм воспитательной работы со школьниками:
– словесно – логические – образно – художественные – трудовые – игровые – психологические
Словесно-логические формы.
Основным средством воздействия является слово (убеждение словом), вызывающее ответные эмоции у детей. К этому типу форм относятся беседы на разные темы, классные диспуты, собрания, конференции, лекции и пр. Главное здесь – обмен информацией, сообщения учеников, учителей и других взрослых, обсуждение проблем. Такой тип воспитательного воздействия имеет место в практике школ всего мира, хотя методика, техника или даже технология его проведения могут быть разными.
Образно- художественные формы.
Они объединяют в себе такие дела детей, где главным средством воздействия является совместное, преимущественно эстетическое переживание. Главное здесь вызвать сильные, глубокие и облагораживающие коллективные эмоции, подобные тем, которые люди испытывают в театре, на праздниках, в других сходных ситуациях.
Великие педагоги, психологи, деятели искусства, политики и общественные деятели хорошо понимали огромную возвышающую и объединяющую силу совместно переживаемых чувств, знали и их разрушительные возможности. Воспитатель должен уметь обеспечить совместные переживания детей, благодаря которым они станут лучше.
Большой потенциал имеют такие формы, как концерт, спектакль, праздник и т. п.
Заметим в связи с этим, что коллективные, массовые переживания вроде бы занимают большое место в современной жизни, особенно молодежи: рок – концерты, дискотеки, “тусовки” неформалов. Но, увы, не говоря уж о содержании и характере этих представлений, шум и внешние эффекты там часто заполняют внутреннюю пустоту, не оставляют места глубокому внутреннему переживанию. В современной жизни, очевидно, вообще много шума и нет тишины, которая помогла бы человеку открыть самого себя. При организации жизни школьников надо предусмотреть, чтобы в ней были моменты молчания, наполненные созерцанием, проникновением в явления, открытием нового в окружающем мире, людях, себе.
Трудовые формы внеурочной работы.
Положительно воздействует на детей совместная работа, шире – различная деятельность, любой труд. Это разные виды работ в школе, от ежедневной уборки до ремонта школы, разбивки и устройства сада, парка, организации фермы, школьного кооператива, типографии, информационного центра. Это также разная помощь нуждающимся, работа в органах самоуправления, общественных движениях и организациях. Совместный труд может вдохновлять не меньше театра, эстетического зрелища или праздника.
Игровые (досуговые) формы работы.
Это игры, совместный отдых, содержательные развлечения. Игры могут быть спортивные, познавательные, соревновательные, конкурсные. Все они, как и выше названные типы форм воспитательной работы, нередко совмещают различные средства воздействия: слово, образ, чувства, работу.
Особое внимание следует обратить на психологические формы работы с учащимися. В формах этого типа основными средствами воздействия являются элементы психологического тренинга, методы практической психологии, индивидуальной и групповой психотерапии. Это лекции, беседы, дискуссии, психологические упражнения, консультации. Они требуют некоторых специальных знаний и умений воспитателя.
Для успеха дела при использовании различных форм работы с детьми педагог должен представлять их скрытые возможности и на основе этого наиболее оптимально их организовать. Следует помнить, что, как мы уже заметили, что любая форма работы предполагает и воздействие словом, и чувственные переживания, и игру (соревнование), и труд (работу). На этом основании можно выделить такие обязательные элементы всех форм работы с учениками: информация, переживания, действия. Информация – это то новое и важное, о чем узнают обучающиеся, участвуя в том или ином деле. Переживания – это их эмоциональное восприятие информации и всего происходящего, оценка, отношение. Действия – это их совместная (друг с другом и взрослыми) деятельность, которая обогащает и развивает. Дети, участвуя в различных видах деятельности, познают новое, переживают успехи и неудачи, счастливые минуты творчества. Таким образом, они приобретают необходимый им социальный опыт и одобряемую обществом направленность личности.
Формы внеурочных дел, их содержание очень разнообразны и с трудом поддаются учету. Приведу наиболее распространенные, в моей практике . При этом будем помнить, что многие из них проводятся как в масштабе всей школы, так и в рамках класса или нескольких классов. В нашей школе классные руководители организуют вместе с детьми следующие дела: праздники, вечера, ярмарки, “огоньки”, дискотеки, обычно привязанные к календарной дате или связанные с традицией школы ; традиционное дежурство по классу и школе, периодическая уборка школы; конкурсы, дни и недели знаний по учебным предметам; экскурсии в музеи, на предприятия, по достопримечательностям родного города, экскурсионные поездки в город, страну, выход в театр, кино; прогулки, походы в лес, к памятникам культуры и истории, многодневные походы и поездки (в основном летом); спортивные соревнования , дни здоровья; практикум по правилам поведения и безопасности на улице, во дворе, в подъезде; выпуск и конкурсы стенгазет, праздничных плакатов, открыток и многое другое.
Особо отмечу такое явление, как классный час. Классный час имеет, по крайней мере два значения, первое из которых – просто время работы классного руководителя с классом, поставленное в расписание уроков. В это время классный руководитель может заниматься с классом тем, чем он вместе с учениками посчитает нужным: беседы по самой разной проблематике, развивающие игры, дискуссии, чтение книг и др. К сожалению, бывает, что учителя собирают обучающихся только для решения организационных вопросов и “отчитывания” за плохое поведение и успеваемость. Поэтому есть второе значение понятия “классный час” – собрание учеников класса для обсуждения классных дел. Здесь и нужно дать слово ученическому самоуправлению, которое будет решать организационные и другие актуальные вопросы жизни класса.
Ученик не сосуд, который надо наполнить, а факел, который надо зажечь.

Цели и задачи воспитания будут решаться системно на каждой ступени взросления и социализации человека, начиная с первого года школьной жизни. Мне хорошо известно, что гораздо проще найти свою нишу в воспитательном пространстве, если будут поставлены не только цель, задачи, принципы и основные направления, формы и способы построения жизнедеятельности и воспитательного процесса в общественном коллективе. Обществу необходимы сильные люди в моральном и психологическом отношении и поэтому уже в школьном возрасте следует ориентировать учащихся на овладение способами общения с людьми, на создание моральной атмосферы коллектива. Помочь ребенку в этом, научить его жить в коллективе может и должен, прежде всего, классный руководитель.
В 2013 году я была рада взять классное руководство в 5 классе, детей в основном я знаю, класс очень своеобразный - 17 человек, из них 6 девочек и 11 мальчиков. В начальном звене у детей было три классных руководителя, каждый год приходили новые учащиеся. Смена классных руководителей повлияла на формирование коллектива, дети общаются по группам. Много малообеспеченных семей, многодетных, опекаемые. Передо мной возникла задача: «Если я, как классный руководитель, то сделаю всё от меня зависящее для того, чтобы мой класс стал коллективом, тогда каждому ребенку будет более комфортно в школьной среде, он с удовольствием будет идти в школу к своим одноклассникам, и, возможно, я сделаю его чуточку счастливее в этом мире». Я, как классный руководитель, в своей работе по организации деятельности учащихся опираюсь на следующие принципы:
Открытость - совместное планирование (классный руководитель + учащиеся + родители);
Привлекательность будущего дела – увлечь учащихся конечным результатом. Деятельность – активное участие в мероприятиях всех уровней.
Свобода участия – учитывается мнение учащихся и родителей в выборе задания во внеклассном мероприятии.
Обратная связь – обсуждение каждого внеклассного мероприятия (рефлексия). Сотворчество (сотрудничество + творчество) – право выбора партнёра по выполняемому делу.
Успешность – отмечать реальный успех выполненного дела. В текущем учебном году в 5 классе первыми вопросами были для меня следующие: « Полюбят ли меня дети, сложиться ли наш коллектив, как семья, будет ли нам тепло и хорошо вместе?». Для меня дети были чистым листом в моей жизни. Прежде всего, я постаралась определить, какие же мои дети каждый отдельно, и как я смогу собрать их в единый класс. Мне очень хотелось, чтобы они раскрылись передо мной, чтобы в этом помогли родители. Но главным вопросом для меня оставался один: « Как сделать так, чтобы мы поняли друг друга?» Перед собой я поставила ряд задач: 1. Формирование классного коллектива, дружного, сплочённого, творческого. 2. Создание условий для формирования личности каждого учащегося. 3. Формирование нравственно - ценностных взглядов учащихся. 4. Организация всех видов деятельности, которые помогли бы раскрыться индивидуальностям в моём классе. Решить эти задачи может только насыщенная жизнь класса интересными делами. В самом начале работы с детьми я провела несколько тестирований детей по вопросам, анкетам, тестам. Был составлен психологический портрет не только каждого ученика, но и всего класса, проанализировала документацию, имеющуюся на каждого ребёнка (личное дело, успеваемость, характеристику). Диагностика показала, что коллектива, как такового пока нет, что ребят в школе пока объединяет лишь формальность общего класса. Также были выявлены трудности в обучении у многих ребят класса, которые они испытывали ввиду разных причин (интеллектуальные способности, мотивация к обучению, отсутствие должного контроля со стороны родителей). Поэтому первой важнейшей целью стало создание коллектива. А это процесс трудный и длительный, требующий не только терпения, но и выдумки. В результате были поставлены следующие основные цели:
- Адаптация учащихся класса к обучению в среднем звене;
- Формирование и сплочение классного коллектива;
- Воспитание доброжелательного отношения к товарищам и уважения к старшим;
- Формирование и развитие познавательных интересов, потребностей и мотивов;
- Улучшение успеваемости и поведения учащихся;
- Воспитание социально-адаптированной и толерантной личности, любви к школе и школьным традициям;
- Прививать чувство ответственности в учёбе; навыки культуры поведения, отзывчивость и взаимопомощь. Свою деятельность по формированию классного коллектива я условно разбила на несколько стадий, которые взаимосвязаны между собой . Стадии формирования классного коллектива: 1.Изучение класса, постановка целей и задач воспитательной работы. 2. Организация классного самоуправления, создание классных традиций, установление правильных взаимоотношений с общешкольным коллективом. 3. Установление благоприятного психологического микроклимата в классе. Считаю, что на первой стадии формирования классного коллектива, когда дети впервые перешли в среднее звено, руководящие функции принадлежат классному руководителю. Именно на нем лежит основная задача по формированию благоприятных условий для развития каждого ребенка, он поощряет дружбу детей, предотвращает обострения в их отношениях, подбирает и предлагает детям виды совместной деятельности. Свою деятельность я начала с того, что 1 сентября в День знаний я познакомилась с классом и каждый ребёнок рассказал немного о себе и своих увлечениях. Второе, что я сделала на пути по формированию классного коллектива, - это провела работу по организации классного самоуправления. В начале учебного года были проведены выборы классного самоуправления, в их основу был положен выбор ребят. Каждый из ребят сначала высказал своё мнение о том, в каком секторе он хочет работать, затем в каком из секторов мог бы работать его одноклассник. После распределения каждый сектор выбрал представителя в актив класса, которому я передела некоторые элементарные функции руководства коллективом (распределение дежурства по школе, сбор дневников, помощь классному руководителю в выставлении оценок, объединение в группы при подготовке к мероприятиям и конкурсам). Обязанности были строго распределены. Например, учебный сектор отвечает за ведение дневников, своевременную запись домашних заданий. Спортивный сектор – за организацию всех спортивно-оздоровительных мероприятий. Трудовой сектор – за организацию дежурства по школе и в классе, за организацию субботника на территории школы. Художественный сектор - за классный уголок, стенгазеты. Сектор культуры за проведение развлекательных и культурно-массовых мероприятий. В результате было сформировано классное самоуправление. В классе все ребята охвачены поручениями с учетом их интересов, а это способствует развитию активности, инициативы и деловитости. От общественных поручений никто не отказывается. Не всегда и не всё получается у ребят, но классное самоуправление, пройдя стадию становления к концу второй четверти 5 класса, стало функционировать лучше. Совместно был оформлен классный уголок, т.е. вторым моментом создания коллектива стала работа, которая привела ребят к мысли, что класс это их второй дом, где уют, тепло, взаимопонимание зависят от них самих. Ребята достаточно доброжелательны друг к другу, хотя периодически возникают межличностные конфликты между девочками, девочками и мальчиками, но я думаю, что эти конфликты возникают в силу возрастных особенностей. Но вместе с этим следует отметить, что в трудных ситуациях каждый из ребят класса может найти поддержку у одноклассников и на этой стадии укрепляются межличностные взаимоотношения. В доме семье есть время не только для веселья и отдыха, но и есть время и для труда. Поэтому на классных часах предметом самого серьёзного обсуждения стало отношение к учёбе, как к основной обязанности школьника. Поощрялись не только те ребята, которые получали хорошие отметки, а и те, кто значимо улучшили свои результаты. Таким образом, в классном уголке были отражены успехи и стремления к улучшению успеваемости некоторых учащихся. Это позволило повысить заинтересованность ребят в процессе обучения, воспитывалось понимание весомости отношения коллектива к тем, кто недобросовестно относился к учёбе или допускал срывы в поведении. Обсуждение, моральное поощрение, похвала вселяли уверенность в своих силах, приводили к осознанию того, что учёба - это труд и основная обязанность, что веселье тоже надо заслужить. Для сплочения коллектива был проведен классный час с психологом «Дружба». Использовала нетрадиционные формы работы с детьми на классных часах, которые в силу своей игровой специфики способствуют знакомству детей, их сплочённости, развитию позитивного отношения друг к другу. С каким энтузиазмом, азартом готовились ребята к каждому общешкольному мероприятию . Пятиклассники стали активными участниками всех школьных мероприятий. Был проведён цикл бесед, в т. ч. индивидуальных, по правилам дорожного движения, правилам поведения в общественных местах. На протяжении этих месяцев вела работу в тесном контакте с учителями- предметниками, родителями. Встречалась с родителями и детьми во внеурочное время, дома. Многие ребята занимаются в системе дополнительного образования, что способствует развитию их творческих, физических способностей. Немаловажную роль на этой стадии играет и установление правильных взаимоотношений с общешкольным коллективом. Для жизнедеятельности классного сообщества существенной значение имеет участие во всех школьных мероприятиях. Наш класс нашёл своё место в общешкольном коллективе и свою нишу в воспитательной системе школы. Проводятся совместные внеклассные мероприятия с ребятами старших классов, класс принимает участие во всех школьных праздниках, декадах и неделях, конкурсах. Соревновательный момент, например, при проведении спортивных мероприятий с ребятами из других классов также работает на сплочение классного коллектива.
У нашего класса есть подшефный класс - 1класс. С ними иы проводим все внеурочные мероприятия: соревнования, походы, поездки. Ответственность старших детей за младшими дисциплинирует их. Одним из мероприятий, которое очень нравится детям - это посещение театра.
Театр - это прекрасная возможность для классного руководителя, да и для родителей сблизиться с детьми, лучше их понять и достичь взаимопонимания. Многие школьные библиотекари отмечают, что после посещения театра читательские интересы школьников активизируются и возрастает спрос на литературу, хотя бы косвенно связанную со спектаклем. А учителя-словесники говорят, что театр помогает ребятам анализировать то или иное произведение.
И вот вы наконец-то в театре. Просмотр спектакля обычно сопровождается бурной эмоциональной реакцией, причем чем зрители младше, тем она ярче. Ребятам необходимо сразу же поделиться своими впечатлениями, а бывает, что и вмешаться в ход событий. Именно в такие моменты ребята перестают быть просто зрителями и становятся "участниками" спектакля. Частенько уже по дороге домой, ребята начинают обсуждать увиденное. Важно поддержать в них это желание, подтолкнуть к работе их фантазию. Закончился спектакль, в голове еще звучат переливы музыки, в душе расплескалась какая-то благодать. Попробуйте хоть чуть-чуть поговорить о спектакле, о первых впечатлениях. А потом, уже в школе, вернуться к увиденному на обсуждении спектакля, уделяя внимание работе режиссера и актеров, композитора и художника. Обсуждение возможно не только в форме беседы, это может быть проигрывание отдельных сцен по памяти, викторины, сочинения-продолжение судьбы героев, воссоздание логики мысли, мотивов поведения персонажа. Можно выпустить газету, написать отзывы, устроить выставку рисунков по спектаклю, подготовить сценки-карикатуры "Как мы ходили в театр". На третьей стадии формирования классного коллектива основной задачей является установление благоприятного психологического микроклимата в классе. Обязательным условием развития личности ребенка в коллективе является эмоциональное благополучие, потребность в общении. Каждый ребенок должен найти свое место в классном коллективе и реализовать себя в различных внеклассных мероприятиях. Одна из форм активного взаимодействия учащихся во внеклассной деятельности– классный час. На классных часах ребята учатся сотрудничать, рассуждать, рефлексировать свои чувства. Формы проведения классных часов были выбраны как традиционные, так и нетрадиционные: игры и упражнения на поддержание психо-эмоцильнального фона, сплочение коллектива, повышение адаптивных возможностей, формирование мотивов личностного роста, например: «Мои учебные успехи». Родительские собрания: «Адаптация пятиклассников к обучению в среднем звене». Я считаю, что необходимо отслеживать развитие взаимоотношений ребят в процессе участия в обсуждении вопросов, затрагиваемых в связи с выбранными темами на классных часах, их работу над заданиями. Это прекрасная возможность увидеть статус каждого в классе и оптимизировать взаимодействие ребят друг с другом.
Правильное воспитание – это наша счастливая старость, плохое воспитание - это наше будущее горе, это наши слезы, это наша вина перед другими людьми, перед всей страной. А.С. Макаренко.
Нам доверили ребенка беззащитного, хрупкого, который, перешагивая порог школы, волнуется, им владеет пока любопытство. Но, переступив порог школы, он уже ощущает телом и чувствует душой, что здесь его ждут: труд, общение, дружба. И наше дело целенаправленно влиять на ребенка, развивая богатство его души. Если классный руководитель не только организует жизнь своих учеников, но и сам живет этой школьной жизнью, то он обязательно поймет, как детям живется. В каждого ребенка надо верить. Найти в нем ту главную изюминку, которая его красит, пусть он неудачник в учебе, но у него доброе сердце, он, не задумываясь, придет на помощь. Каждый ребенок чем-то одарен, поэтому стоит за него постоять. Залогом успешной воспитательной деятельности с учащимися является сотрудничество классного руководства с родителями, ведь семья оказывала и продолжает оказывать значительное влияние на процесс развития личности ребенка. А, следовательно, сделать родителей активными участниками педагогического процесса - это важная и ответственная задача учителя.
Основным успехом является использование в воспитательной деятельности классного руководителя системного и индивидуального подхода, то есть заботливое отношение педагога к каждому ребенку в отдельности и детскому сообществу в целом. Работа продолжается. До конца учебного года осталось немного времени. Главное для меня заключается в том, чтобы ребёнок рос и развивался не только физически, но и духовно. Радостно видеть, как ученики не только рассказывают о своих успехах и победах, но учатся сопереживать успехам и победам своих товарищей. У нас много планов на будущее. И я верю в то, что мои ребята будут всегда дружными, добрыми, отзывчивыми, смогут согревать окружающих своим теплом. Задача эта очень сложная, способы её решения более разнообразны. Это и личный пример, и воспитательная беседа, и советы, и влияние родительского авторитета и мн. др.






Список литературы

1. Степанов Е.Н. Классному руководителю о воспитательной системе класса .-М.: Центр «Педагогический поиск»,2001.-160с.
2. Угольникова Е.Ю. Качество, эффективность, результат воспитательного процесса. 2005 .
3. Фридман Л.М. и др. Изучение личности учащегося и ученических коллективов. М., 1998 .
4. Сергеева В.П. Классный руководитель в современной школе. Практическое пособие. 4-ое изд., дополн.-М.:ЦГЛ,2002
5. Ю.К. Бабанский. "Педагогика" "Просвещение", Москва, 1983 г.