Классный час Как ты жил, мой ровесник, в годы войны


КГУ «Щербаковская средняя школа имени Мариям Хакимжановой
отдела образования акимата Алтынсаринского района»
Алтынсаринский район
Костанайская область
Классный час на тему:
« Как ты жил, мой ровесник, в годы войны?»
3 - 4 класс
Подготовила: Таранда Наталья Александровна

2015 год
ЗАЯВКА
На участие в Фестивале методических разработок «Этот День Победы»
Номинация: Разработка классного часа
Участник: Таранда Наталья Александровна
Должность: учитель начальных классов
Специальность: Педагогика и МНО
Стаж работы: 19 лет
Место работы: КГУ «Щербаковская средняя школа имени Мариям Хакимжановой
отдела образования акимата Алтынсаринского района»
Адрес места работы: Алтынсаринский район, с. Щербаково, ул. Гагарина,1
Тел: 8 714 45 33 5 98, e-mail: sch.alt@rambler.ruДомашний адрес: Алтынсаринский район, с. Щербаково, ул.Кобланды 87
Контактный телефон:8 714 45 33 6 14, 8 705 225 40 74
e-mail: taranda-natalya@rambler/ru
Классный час на тему: « Как ты жил, мой ровесник, в годы войны?»
Таранда Наталья Александровна –
учитель начальных классов
КГУ «Щербаковская средняя школа
имени Мариям Хакимжановой
отдела образования акимата
Алтынсаринского района»
Пояснительная записка: Классный час рекомендуется провести с учащимися 3-4 классов, которые самостоятельно группами подготовят необходимый материал и расскажут его одноклассникам.
Методические рекомендации: За месяц до классного часа необходимо провести подготовительную работу, в которой класс разбить на 5 групп, каждая группа готовит информационный блок с презентациями, инсценировки, фотографии к одной из страниц летописи «Как ты жил, мой ровесник, в годы войны». Дома дети с родителями, бабушками, дедушками, прабабушками, прадедушками и другими родными пишут сочинение «Мои родные в годы Великой отечественной войны», оформляют портреты близких. А приведённом классном часе дан материал к каждой страничке, собранный ребятами моего класса, его по желанию можно изменить и дополнить.
Цель: развитие и воспитание патриотических чувств на ярких примерах героизма и жизни своих сверстников в годы войны.
Задачи: расширить представления детей о Великой Отечественной войне;
формировать положительное отношение к таким качествам, как патриотизм, самоотверженность, желание защитить Родину, неприятие попыток исказить и очернить историю войны;
воспитывать активную жизненную позицию;
способствовать формированию у детей чувства сопричастности к истории и ответственности за будущее страны;
побуждать детей к изучению истории страны, к участию в военно-патриотических мероприятиях.
Форма проведения: час общения.

Эпиграф на доске:Не щадя себя в огне войны, Не жалея сил во имя Родины, Дети героической страны Были настоящими героями! Роберт Рождественский 
Рефлексия классного часа.
В начале нашего общения я хочу попросить вас написать на цветиках – семицветиках ваши 7 желаний – что бы вы хотели получить на день рождения, Новый год, на какой – то праздник, просто так (дети пишут свои мечты и желания).
2.Вступительная беседа.
Прочитайте, кто, о чём мечтает. Могут ли сбыться ваши желания? Мы живём в замечательной стране, имя которой – Казахстан. Мы уважительно называем нашу страну Отечеством, потому что наши отцы, деды, прадеды, прадеды наших прадедов и их предки учились, работали и защищали свою землю, чтобы сохранить для следующих поколений. Мы любовно называем нашу страну Родиной, потому что родились и живём в ней. И наш президент, правительство заботятся о том, чтобы вы – дети Казахстана – не знали слёз, горя, войны. Какие у вас счастливые лица, полные радости глаза. Они видят мир в ярких красках и это чудесно. Но больше 70 лет тому назад дети смотрели на мир другими глазами, полными боли, скорби, отчаяния и страха. Время неумолимо отделяет нас от той поры, которая навсегда обозначена горьким, трагическим словом « война».
70 лет отделяет нас от Великой Отечественной войны, но мы не забыли и вспоминаем тех, кто сражался на фронтах, пожертвовал собой ради великой Победы. Рядом со взрослыми воевали и юные герои. До войны это были самые обыкновенные, похожие на вас, мальчики и девочки. Учились как вы сейчас, помогали взрослым, бегали, прыгали, разбивали носы и коленки. Их имена знали только родные, одноклассники и друзья. Пришёл час испытаний. На их хрупкие плечи легли тяжесть бедствий, горе военных лет.
И сегодня мы с вами расскажем о том, какими были ваши ровесники, десятилетние девчонки и мальчишки в годы великой отечественной войны.
Сегодня мы с вами попробуем почувствовать душою и сердцем пережить то, что легло на плечи ваших сверстников более 70 лет назад.
3.Представление страничек летописи «Как ты жил, мой ровесник, в годы войны» Каждая группа подготовила одну страничку из военной летописи «Каким ты был, мой ровесник, в годы войны». Давайте же послушаем ребят и перелистаем каждую страничку детских судеб в войне.
1 страничка: Дети – участники фронтовых действий.
Мы великих дел не вершили. И по трижды чужой вине,
Как солдаты в землянках жили, умирали, как на войне.
 Сообщение учащегося  Во время Великой Отечественной войны мать Марата, Анна Казей, прятала у себя раненых партизан и лечила их, за что в 1942 году была повешена немцами в Минске. После смерти матери Марат со старшей сестрой Ариадной ушли в партизанский отряд им. 25-летия Октября (ноябрь 1942 года).
    Когда партизанский отряд выходил из окружения, Ариадна Казей отморозила ноги, в связи с чем её самолётом доставили на Большую землю, где ей пришлось ампутировать обе ноги. В дальнейшем она закончила педагогический институт, стала Героем Социалистического труда, депутатом Верховного Совета, членом ревизионной комиссии ЦК Компартии Белоруссии.
      Марату, как несовершеннолетнему, тоже предложили эвакуироваться вместе с сестрой, но он отказался и остался в отряде.
        Впоследствии Марат был разведчиком штаба партизанской бригады им. К. К. Рокоссовского. Кроме разведок, участвовал в рейдах и диверсиях. За смелость и отвагу в боях награждён орденом Отечественной войны 1-й степени, медалями «За отвагу» (раненый, поднял партизан в атаку) и «За боевые заслуги». Возвращаясь из разведки и окружённый немцами, Марат Казей подорвал себя и врагов гранатой
        Сообщение учащегося Война застала ленинградскую пионерку Зину Портнову в деревне Зуя, куда она приехала на каникулы, - это неподалеку от станции Оболь Витебской области. В Оболи была создана подпольная организация "Юные мстители", и Зину избрали членом ее комитета. Она участвовала в дерзких операциях против врага, в диверсиях, распространяла листовки, по заданию партизанского отряда вела разведку. ...Стоял декабрь 1943 года. Зина возвращалась с задания. В деревне Мостище ее выдал предатель. Фашисты схватили юную партизанку, пытали. Ответом врагу было молчание Зины, ее презрение и ненависть, решимость бороться до  конца. Во время одного из допросов, выбрав момент, Зина схватила со стола пистолет и в упор выстрела в гестаповца. Вбежавший на выстрел офицер был также убит наповал. Зина пыталась бежать, но фашисты настигли ее...Отважная юная пионерка была зверски замучена, но до последней минуты оставалась стойкой, мужественной, несгибаемой. И Родина посмертно отметила ее подвиг высшим своим званием - званием Героя Советского Союза.
      Сообщение учащегося Когда родное село Лени Голикова захватил враг, мальчик ушел к партизанам. Не раз он ходил в разведку, приносил важные сведения в партизанский отряд. И летели под откос вражеские поезда, машины, рушились мосты, горели вражеские склады... Немало было еще боев в его недолгой жизни! И ни разу не дрогнул юный герой, сражавшийся плечом к плечу со взрослыми. Он погиб под селом Острая Лука зимой 1943 года, когда особенно лютовал враг, почувствовав, что горит под ногами у него земля, что не будет ему пощады...
   2 апреля 1944 года был опубликован указ Президиума Верховного Совета СССР о присвоении пионеру-партизану Лене Голикову звания Героя Советского Союза.
      Сообщение учащегося Когда началась война, и фашисты приближались к Ленинграду, для подпольной работы в поселке Тарновичи - на юге Ленинградской области - была оставлена вожатая средней школы Анна Петровна Семенова. Для связи с партизанами она подобрала самых надежных своих пионеров, и первой среди них была Галина Комлева. Веселая, смела, любознательная девочка за шесть своих школьных лет была шесть раз награждена книжками с подписью: "За отличную учебу" Юная связная приносила от партизан задания своей вожатой, а ее донесения переправляла в отряд вместе с хлебом, картошкой, продуктами, которые доставали с большим трудом. Однажды, когда посыльный из партизанского отряда не пришел в срок на место встречи, Галя, полузамерзшая, сама пробралась в отряд, передала донесение и, чуть погревшись, поспешила назад, неся новое задание подпольщикам. Вместе с комсомолкой Тасей Яковлевой Галя писала листовки и ночью разбрасывала их по поселку. Фашисты выследили, схватили юных подпольщиков. Два месяца держали в гестапо. Жестоко избив, бросали в камеру, а утром снова выводили на допрос. Ничего не сказала врагу Галя, никого не выдала. Юная патриотка была расстреляна. Подвиг Гали Комлевой Родина отметила орденом Отечественной войны 1 степени.
    Сообщение учащегося Надю Богданову  дважды казнили гитлеровцы, и боевые друзья долгие годы считали Надю погибшей. Ей даже памятник поставили. В это трудно поверить, но, когда она стала разведчицей в партизанском отряде "дяди Вани" Дьячкова, ей не было ещё и десяти лет. Маленькая, худенькая, она, прикидываясь нищенкой, бродила среди фашистов, всё подмечая, всё запоминая, и приносила в отряд ценнейшие сведения. А потом вместе с бойцами-партизанами взрывала фашистский штаб, пускала под откос эшелон с военным снаряжением, минировала объекты. Первый раз её схватили, когда вместе с Ваней Звонцовым вывесила она 7 ноября 1941 года красный флаг в оккупированном врагом Витебске. Били шомполами, пытали, а когда привели ко рву - расстреливать, сил у неё уже не оставалось - упала в ров, на мгновение, опередив пулю. Ваня погиб, а Надю партизаны нашли во рву живой... Второй раз её схватили в конце 43-го. И снова пытки: её обливали на морозе ледяной водой, выжигали на спине пятиконечную звезду. Считая разведчицу мёртвой, гитлеровцы, когда партизаны атаковали Карасево, бросили её. Выходили её, парализованную и почти слепую, местные жители. После войны в Одессе академик В.П.Филатов вернул Наде зрение. Спустя 15 лет услышала она по радио, как начальник разведки 6-го отряда Слесаренко - её командир - говорил, что никогда не забудут бойцы своих погибших товарищей, и назвал среди них Надю Богданову, которая ему, раненому, спасла жизнь... Только тогда и объявилась она, только тогда и узнали люди, работавшие с нею вместе, о том, какой удивительной судьбы человек она, Надя Богданова, награждённая орденами Красного Знамени, Отечественной войны 1 степени, медалями.
 Мы рассказали только о нескольких героях, а ведь их тысячи. Они работали на заводах, помогали раненым в госпиталях, воевали на фронтах, в партизанских отрядах. И всё же они оставались детьми.
2 страничка: Дети блокадного Ленинграда.  
Было ли детство у мальчишек и девчонок в блокадном Ленинграде, и каким оно было?
На развороченном пути стоит мальчишка лет пяти, 
В глазах расширенных истома, 
И щеки белые, как мел. 
Где твоя мама, мальчик?- Дома.
- А где твой дом, сынок?- Сгорел.
Он сел. Его снежком заносит. 
В его глазах мутится свет.Он даже хлеба не попросит, 
Он тоже знает: хлеба нет!
Инсценировка «Праздничный обед в детском доме».
Мальчик. Однажды в нашем детском доме был праздничный обед. Праздничный – это значит из трех блюд. О том, что будет обед из трех блюд, наши ребята знали заранее. Директор дома Мария Дмитриевна так и сказала:
Девочка. Сегодня, ребята, у нас будет обед полный: первое будет, второе и третье.
Мальчик. Что же будет ребятам на первое?
Девочка. Макароны по-флотски?
Мальчик. Жаркое? Рагу? Гуляш?
А Мишка Кашкин, местный всезнайка, все точно про праздничный суп пронюхал.
Из сурепки он будет, из сурепки!
Девочка. Из сурепки? Так это ж отличный суп!
Ведущая. Вслед за супом получат ребята и второе. Что же им на второе будет?
Мишка Кашкин опять все разузнал. Котлеты из хвои! . Котлеты из хвои! К хвое — бараньи кишки добавят.
Девочка. Ух ты, кишки добавят! Так это ж отличные будут котлеты!
Мальчик. Что же будет сегодня на третье?
Девочка. Компот из черешни?
Мальчик. Запеканка из яблок?
Девочка. Апельсины?
Мишка Кашкин. Кисель сегодня будет. Кисель-размазня из морских водорослей – ламинарии.
Мальчик. Повезло нам сегодня. Кисель из ламинарии. Сахарину туда добавят. По полграмма на каждого.
Все. Сахарину? Вот это да! Так это же просто объеденье!
Страшным был итог блокады. За 900 дней погибло 800 тысяч человек. Это им посвящены печальные и торжественные слова, начертанные на мемориальной стене Пискаревского кладбища: «Их имена благородных мы здесь перечислить не можем, так их много под вечной охраной гранита. Но знай, внимающий этим камням, никто не забыт и ничто не забыто». Не забыта и девочка-ленинградка Таня Савичева. (Фотография Тани Савичевой на доске.) Тане в 1941 году исполнилось 11 лет. Большая дружная семья Савичевых жила на Васильевском острове. Блокада отняла у девочки родных и сделала ее сиротой, но у нее хватило сил и мужества вести дневник.
Девочка в роли Тани Савичевой делает запись. (рассказывает)
Потом вытащила из сундука картонную коробку, открыла ее. В ней лежали дорогие памятные вещи. Сюда же Таня положила свой дневник, несколько фотографий и писем.
Она уходила из дома, где прошло её детство, уходила навсегда. Через несколько дней её определили в детский дом, который вскоре был вывезен из Ленинграда. Но крайнее истощение, нервное потрясение сломили девочку, и она умерла 1 июля 1944 года. Память о Тане Савичевой останется навечно.
Ее дневник стал историей, страницей летописи блокадного Ленинграда. В те жуткие дни. Таня сделала в записной книжке девять коротких трагических записей.
Машинально Таня полистала
Свой немногословный дневничок,
Все семейство Савичевых встало
Перед неюВновь наперечет.
(Выходят дети, в руках у каждой из них лист с увеличенной копией странички из Таниной записной книжки. Они по очереди читают записи Тани)
«Женя умерла 28 дек. в 12.00 ч утра 1941 г.».
«Бабушка умерла 25 янв. В 3 ч дня 1942 г.»
«Лека умер 17 марта в 5 ч утра 1942 г.»
«дядя Вася умер в 2 ч. ночи 14апр. 1942 г.»
«дядя Леша умер 10 мая в 4 ч. дня 1942 г.»
«Мама умерла 13 мая в 7.30 ч. утра 1942 г.»
«Савичевы умерли». «Умерли все». «Осталась одна Таня».
Тогда ещё не все. Таню вывезли вместе с другими детьми из Ленинграда в 1942 году в глубь страны в детский дом. Здесь детей кормили, лечили, учили. Здесь их возвращали к жизни. Часто это удавалось. Иногда блокада оказывалась сильнее. И тогда их хоронили. Таня умерла 1 июля 1944 года. Она так и не узнала, что не все Савичевы погибли, их род продолжается. Сестра Нина была спасена и вывезена в тыл. В 1945-м году она вернулась в родной город, в родной дом, и среди голых стен, осколков и штукатурки нашла записную книжку с Таниными записями. Оправился после тяжёлого ранения на фронте и брат Миша.
Этот дневник на процессе Нюрнбергском
Был документом страшным и веским,
Плакали люди, строчки читая.
Плакали люди, фашизм проклиная.
Танин дневник – это боль Ленинграда,
Но прочитать его каждому надо.
Словно кричит за страницей страница.
«Вновь не должно это все повториться».
После войны мир узнал немало историй о судьбах детей военного времени. 900 дней и ночей Ленинград жил в кольце вражеской блокады. 640 тысяч его жителей погибло от голода, холода и артобстрелов. Склады продовольствия сгорели во время налётов немецкой авиации. Пришлось урезать рацион питания. Рабочим и инженерно-техническим работникам выдавали в день всего 250 г. хлеба, а служащим и детям 125 г. Немцы рассчитывали что ленинградцы перессорятся из-за хлеба, перестанут защищать свой город и сдадут его на милость врага.
Но они просчитались. Не может погибнуть город, если на его защиту встало все население и даже дети!
3 страничка: Дети Хатыни.
Сообщение учащихся.
Ни на одной самой подробной географической карте вы не найдёте сегодня этой белорусской деревни. В марте 1943 в белорусской деревеньке Хатынь появилось около 300 карателей. Они согнали жителей деревни в большой сарай, который облили бензином и подожгли. Выбегавших из огня встречала автоматная очередь. Кричали дети, плакали взрослые, задыхались и горели люди. Это произошло 22 марта 1943 года. Специальный карательный отряд фашистов окружил деревню. Ни один из взрослых жителей Хатыни не смог остаться незамеченным. Только троим детям – Володе Яскевичу, его сестре Соне и Саше Желобковичу – удалось скрыться от гитлеровцев. Всё остальное население Хатыни, начиная с маленьких детей и заканчивая стариками, фашисты согнали в один из сараев. Сюда привели семьи Иосифа и Анны Барановских с 9 детьми; Александра и Александры Новицких с 7 детьми; столько же детей было в семье Казимира и Елены Иотко, самому маленькому, Юзику, исполнился один год. В сарай пригнали стариковИ. И. Рудака, П. И. Рудак, С. К. Миронович, Ю. А. Карабан, Р. С. Желобковича и совсем маленьких, двухлетних Мишу Желобковича, Лену Миронович, Вову Карабана. Не дрогнули каменные сердца изуверов, когда они вели на казнь 19-летнюю Веру Ясевич с 7-недельным сыном Толиком. Когда всё население деревни было согнано в сарай, гитлеровцы заперли дверь, обложили сарай соломой, облили бензином и подожгли. Огромное зловещее пламя взметнулось в небо. В дыму задыхались и плакали дети. Тех, кто пытался вырваться из огня, каратели расстреливали из автоматов. Хатынская земля потемнела от крови, содрогалась от мук людских. 149 жителей Хатыни заживо сгорели в огне. Среди них – 75 детей. Деревню каратели разграбили и сожгли.
Среди 149 сгоревших в Хатыни - 75 детей. Не все хатынцы погибли, как считали каратели. Три человека – Виктор Желобкович, Антон Барановский, Иосиф Каминский – вышли живыми из огня. Они выжили, чтобы ещё раз обличить кровавое лицо фашизма, ещё и ещё раз сказать войне «нет!» Под напором десятков людей рухнули двери сарая и люди, полны ужаса, в охваченной пламенем одежде, бросились врассыпную. Фашисты сразу же открыли по убегавшим огонь. В горящей одежде, крепко держа за руку семилетнего Витю, бежала Анна Желобкович. Она старалась прикрыть сына от пуль своим телом. И вдруг упала, скошенная свинцовой смертью, упала, увлекая за собой раненого в руку Витю. Так и пролежал он до ухода карателей у трупа самого родного на свете человека – матери, дважды подарившей ему жизнь. Из девяти детей семьи Иосифа и Анны Барановских в живых остался один – 12-летний Антон. Выбежав из горящего сарая, он был ранен в обе ноги, упал, и гитлеровцы приняли его за мёртвого. Третий свидетель хатынской трагедии – Иосиф Иосифович Каминский. Израненный, обгоревший, он нашёл среди трупов односельчан изувеченное тело своего сына Адама и услышал его последние предсмертные слова.
Пусть вечный огонь, что зажжён в безутешной Хатыни
                     Как всходы, как небо, пылает, зелёный и синий.
                     Пускай это пламя житом и жаркими спелым.
                     Поклонится в ноги дворам её окаменелым,
                     Порогу холодному, всей обезлюдевшей хате.
                     Пусть горе, уснувшее в пепле, проснётся в набате.

4 страничка: Дети тыла.
 Станки стояли прямо на снегу, К морозной стали руки примерзали, И задыхалась вьюга на бегу... Но мы твердили, нет, не чудеса... Мы просто фронту честно помогали ….
Сообщения учащихся: В тылу дети не воевали. Они стояли у станка по десять часов и если не позволял рост, чтобы достать до станка подставляли стул. . Работали в поле., госпиталях, .. ухаживали за ранеными, собирали цветной и чёрный металлолом, лекарственные растения, отправляли подарки на фронт, зарабатывали и собирали средства для постройки танков и самолетов.
Рассказ о мальчике.
Женя 11 летний мальчик, возвращался домой с завода. Ему было очень тяжело. В руках у Жени была табуретка. Он каждый день брал её с собой, потому что из-за маленького роста он попросту не доставал до станка.
Сегодня он возвращался домой немного раньше обычного. Дело в том, что во время работы мальчик упал и больно ударился головой. А упал он потому, что на какое-то мгновение силы оставили мальчика. То ли из-за того, что он почти ничего не ел, то ли из-за того, что совсем не высыпался. Работа у Жени была очень тяжёлая: в мирное время за его станком работал отец, взрослый и здоровый мужчина.
Но к этому моменту почти все мужики ушли воевать. Цех, выпускавший раньше детские самокаты, теперь производил патроны для ружей. Женька тоже хотел на фронт, но его не взяли. Тогда мальчишка решил пойти на завод, чтобы хоть чем-то помочь стране в этой страшной войне. А ещё у него была мечта, чтоб попали эти патроны в полк, где служил его отец, и чтоб Женькины патроны достались именно папе.
В поле грузили картошку мешками,  Все для Победы! – голодные сами. Раненых с фронта везли эшелоны, Дети в тылу разгружали вагоны. 
 В госпиталях, фронтовых медсанбатах Юные девочки в белых халатах. Темная ночь да круги под глазами. Сколько без сна, уж не помнят и сами.    Им не забыть о потерянных годах, А у станка, на военных заводах, Часто совсем о себе забывали, Будто и сами были из стали.
 Дети войны. Ведь это они, 9-13-летние, заготавливали дрова, собирали наравне с взрослыми урожай и даже перегоревшие лампочки сдавали в «ремонт», чтобы продлить им жизнь. Девочки шили кисеты для фронтовиков, собирали в тайге орехи, грибы, ягоды.
Они вязали теплые вещи для фронта: варежки, носки, помогали раненым в госпиталях, писали письма солдатам на фронт, чтоб поддержать их боевой дух, чтобы не скучали наши защитники по своим близким. Приятно было солдату получить письмо, в котором чувствовалась любовь, забота, теплота пусть даже, если ему написал незнакомый человек. Согревало солдата в холодной землянке это письмо, и уходил он в бой, зная, что кто-то его любит и ждет!
Совершенно справедливо сказал когда-то маршал Жуков: «Тыл - это половина победы!». Тот самый тыл, который обеспечивал фронт свинцом, углем, зимней одеждой, военными займами, хлебом, мясом.
Из бесед со всеми тружениками тыла мы для себя отметили, что всех их объединяет одинаковое прошлое: постоянное чувство голода, непосильный детский труд, изнурительная тяжелая работа, недосыпание.
Все отдавали: силы, средства…Война тащила за собойДетей, не ведающих детства,И женщин с горькою судьбой.Кто был в окопах, те – герои,Остановившие фашизм,Но тыл решительным настроемНе меньший выдал героизм.Жива еще в потомках памятьТех героических времен –Советским труженикам тылаНизкий наш земной поклон!
5 страничка: Дети узники фашистских концлагерей.
Экскурсия в Лагеря смерти.
Сбежать оттуда заключённым было невозможно, так как вся территория была окружена колючей проволокой под напряжением и сторожевыми башнями. Попытка сбежать каралась смертью. Это одно из самых страшных мест на земле… Сегодня, в преддверии празднования 70-летия Победы над фашизмом, давайте совершим небольшую экскурсию в лагерь и вспомним, какие события там происходили .
Отношение к заключённым были нечеловеческие. Поддерживать элементарную гигиену без мыла и воды было невозможно. Лишь изредка давали ограниченное количество времени, чтобы помыться. В туалет узников пускали два раза в день на несколько секунд. Заключённых подолгу не кормили, они питались корой и травой. Бывало, нацисты развлекались, устраивали «гонки», когда в разных концах лагеря узникам бросали брюкву, люди бросались к овощу, давя друг друга. Спали заключённые на трёхэтажных нарах, застелённых соломой. В таких антисанитарных условиях люди часто заболевали различными инфекционными болезнями.
Концлагеря считались конвейерами смерти. Здесь ни на минуту не останавливалась работа крематориев и газовых камер. Каждый день в лагеря прибывали новые узники. Их досматривали врачи и делили на трудоспособных и нетрудоспособных. Людей слабых и больных, детей, стариков отправляли в газовые камеры, чтобы не было паники им говорили, что ведут в баню. В газовых камерах их травили газом «Циклон», хватало 15 – 20 минут, чтобы умертвить людей. После этого с тел снимали все ценности, хорошие вещи, вырывали зубы, у женщин отрезали волосы. Затем тела отправляли в печи. 
  В лагерях велись принудительные работы. На воротах лагеря написано «Arbeitmachtfrei», что с немецкого означает «труд освобождает». Люди работали и днём и ночью, в мороз и солнце, трудились с помощью лопат и ломов. Заключённые были привлечены к строительству дорог, новых бараков, складов. Многие работали на металлургических заводах. Десятки тысяч узников были привлечены к строительству военного химического завода и военного завода взрывателей и запалов для бомб и снарядов вблизи Освенцима. На сельскохозяйственных работах узниц, бывало, запрягали в плуги, вместо лошадей. В процессе работы людей жестоко избивали. Тех, кто не справлялся с работой, ждали крематории. 
Немало в Освенциме было детей и беременных женщин. У многих рожениц отбирали после рождения ребёнка и топили в металлических бочках, затем тельца выбрасывали на съедение крысам. Светловолосых и голубоглазых детей отбирали и направляли в Германию. Детей от 8 до 16 лет, тех, кого не отправили в газовые камеры, нацисты принуждали к физическим работам вместе с взрослыми. На детях, так же, как и на взрослых проводились эксперименты, на них испытывались смертельные дозы транквилизаторов. Близнецов немецкие врачи отбирали для медицинских экспериментов. Мало, кто из детей сумел выживать в таких зверских условиях.
Для того, чтобы в камерах поместилось большее число жертв, людей загоняли с поднятыми руками, а на головы им бросали маленьких детей. Эсэсовец Зепп Гейтрейдер был специалистом по убиванию младенцев, которых сам хватал за ножки и убивал, ударяя головкой о каменный забор. По показанию свидетелей, умерщвление в камерах продолжалось 15 минут.. . В Освенциме широко практиковались медицинские эксперименты и опыты. Испытывались новейшие лекарственные препараты. Изучались действия химических веществ на человеческий организм. На заключенных проводили эксперименты, заражали такими опасными заболеваниями как малярия, гепатит, тиф и желтуха. 
Концлагерь Бухенвальд. «Кровавой дорогой» назвали узники подъездной путь к концлагерю, пропитанный кровью тысяч замученных людей.. Узников заставили построить эту дорогу в короткий срок. Гоня по ней узников, эсэсовцы травили их собаками и избивали.
У маленького польского города Освенцим в Краковском воеводстве в 1939 году гитлеровцы основали «фабрику смерти». Здесь постоянно в ожидании смерти находилось около 250 тысяч человек.
Лагерь смерти Алитус,
Саласпилс…
Димитравас… Здесь детей делали донорами для раненых.
- Детей заставляли работать по 15-20 часов - на лямках вшить груженные разным грузом повозки. Часто приходилось возить трупы. А когда они выбивались из сил, раздевали догола и обливали холодной водой, били палками
-  Детей, родившихся в лагере, эсэсовцы отбирали у матерей и умертвляли. При выявлении беременности у прибывших женщин вызывали преждевременные роды. В случае сопротивления направляли в газовую камеру.- В Польше в городе Лодзь есть памятник: огромное разорванное материнское сердце. В годы войны в одном из мрачных кварталов этого города устроили детский концлагерь. Тут малышей готовили для отправки в лагеря уничтожения общего типа, в частности в Освенцим. Не все дети задушены там в газовых камерах, многие погибли здесь от болезней, голода и побоев.- Кавказ. Прекрасный тихий уголок Теберда. Эти места называют второй Швейцарией: белеют стволы берёз, со всех сторон высокие горы, покрытые шапкой вечных снегов. Здесь находился санаторий для детей, больных костным туберкулезом. Когда немцы подошли к Теберде, работники санатория поняли, что детей необходимо эвакуировать. Всех детей вывезти не удалось. Тем, кто остался в Теберде, досталось горя еще больше. В первую очередь гитлеровцы забрали ключи от склада и установили рацион: три картофелины. Бывало, беспомощные дети ползали по траве, пытаясь разыскать что-то съедобное. 11 ноября 1942 года кровавое гестапо согнало 287 жителей к Лысой горе, где им приказали стать на колени у края свежей ямы. Грудных и малолетних детей женщины держали на руках. Их расстреливали три с половиной часа. После того, как огромный ров засыпали, земля еще долго шевелилась.
Мир содрогнулся, узнав о газовых камерах Майданека, о печах Освенцима и других “фабриках смерти” в Польше, Эльзасе, Латвии, Голландии, о сотнях тысяч замученных, задушенных газом, сожженных, расстрелянных невинных мирных ДЕТЯХ.
6 страничка: Дети войны – наши близкие и родные люди.
Это все не выдумано.. Ведь сегодня среди нас живут пожилые люди, которым в годы войны было 8-12 лет и они наравне с взрослыми работали на полях и фермах, воевали в партизанских лесах и на линии фронта, приближая долгожданную Победу над фашистской Германией. «Дети войны» так сегодня их называют. А для современных детей они живая легенда самой страшной войны 20 века. Основной источник наших впечатлений о войне – это рассказы наши родных. Бабушки и дедушки всегда готовы поделиться с нами своими воспоминаниями о Великой Отечественной. И вам всем на дом было дано поисковое задание, расспросить родных, что пережили они или их близкие в годы войны.
(Дети, держа в руках фотографию родных, рассказывают о том, как они жили в годы войны)
4. Рефлексия.
- Давайте минутой молчания почтим память всех детей и взрослых, погибших за счастье, за мирное небо, не доживших до наших дней.
 ( Все встают, дети читают стихи).
Юные, безусые герои,
Юными остались вы навек,
Перед вашим вдруг ожившим строем
Мы стоим, не поднимая век.
 
Боль и гнев сейчас тому причиной,
Благодарность вечная вам всем:
Маленькие стойкие мужчины,
Девочки, достойные поэм.
 
Сколько вас? Попробуй перечислить,
Не сочтёшь, а впрочем, всё равно,
Вы сегодня с нами в наших мыслях,
В каждой песне, в лёгком  шуме  листьев
Тихо постучавшихся в окно.
 
И сильнее кажемся мы втрое,
Словно тоже крещены огнём,
Юные, безусые герои
Перед вашим вдруг ожившим строем
Мы сегодня мысленно идём.
 
И в руках у нас не автоматы,
А цветы – весенний дар земли,
Той земли, которую когда – то,
Защищали, сберегли ребята,
Чтоб весной цветы на ней цвели.
 
Сейчас я хочу, чтобы вы взяли свои цветики – семицветики, перечитали свои желания, вспомнили о тех детях, переживших войну… Изменились ли ваши желания? Зачеркните те желания, которые вам показались лишними, напрасными и на обратной стороне напишите новое. (дети рассказывают, что изменили после полученной информации, делятся своими мыслями) (звучит песня «Дети войны»).
5. Подведение итогов классного часа.
- Завершить наш разговор я хочу строчками стихотворения. Попытайтесь искренне и честно ответить на вопросы, звучащие в нём. А смогли бы мы пережить то, что пережили они?
 
Мы родились после войны,
И выросли под иным небом,
Каким живём духовным хлебом?
Чем дорожим мы в наши дни?
 
- Да, как надо сегодня жить, учиться, о чём задумываться, что ставить выше всего, чтобы быть  достойными памяти своих замечательных ровесников?