Урок И ратный подвиг твой, ровесник, в нетленной памяти живёт…


И ратный подвиг твой, ровесник, в нетленной памяти живёт…
(сценарий урока чувашской литературы)
Николаева Галина Николаевна,
учитель чувашского языка и литературы
муниципального бюджетного общего учреждения
«Средняя общеобразовательная школа № 56»
города Чебоксары Чувашской Республики.
2015 год
Цели урока: 1. Познакомить учащихся с боевыми биографиями Александра Артемьева и Леонида Агакова, научить рассказывать о писателе на основе услышанного и прочитанного. 2. Обучить умению давать устную сравнительную характеристику героям, воспитывать чувства патриотизма и глубокое понимание истинного героизма. 3. Усилить интерес к литературе, отражающий прошлое нашей Родины, к судьбам людей, посвятивших себя служению высокой идее.
Оборудования к уроку: 1. Чувашская литература: учебная хрестоматия для 10-11 классов. Часть 2. 2. Фонохрестоматия. Песня «Фронтовики» (Музыка Ф. Васильева, сл. А. Лукашина); Чувашская народная песня «Не гнись, орешник» («Ан авăн, шěшкě»). 3. Фрагмент видеосъёмки «Интервью с ветераном войны». 4. Портреты чувашских писателей А. Артемьева, Л. Агакова, Г. Орлова, П. Хузангая, Я. Ухсая, А. Алги.
Эпиграф к уроку:
Мой сверстник!
Нам всего- то было
Тогда по восемнадцать лет. (Г. Орлов)
Ход урока.
Звучит песня «Фронтовики».
Объявляются тема и цели урока.
- Урок посвящается одной из самых волнующих тем чувашской литературы прошлого века: подвиг советского народа в годы Великой Отечественной войны. Всё дальше и дальше уходят от нас героические годы Великой Отечественной войны, но никогда не померкнет подвиг солдата и подвиг народа - труженика, ковавшего победу в тылу. Одной жизнью с народом жили писатели. Обычное «рабочее место» писателя – фронтовика – тёмный полог шинели, узкая щель окопа, тряский грузовик, пробирающийся по разбитой дороге, партизанская землянка, блиндаж…Теме подвига чувашских писателей и поэтов, ушедших на фронт прямо со школьной скамьи и прошедших войну, посвящается этот урок.
(Учитель читает стихотворение А. Лукшина «Мужество».)
-Ребята, как вы думаете, почему и в наши дни, когда люди живут совсем с другими проблемами, Великая Отечественная война продолжает жить в памяти людей? (Ответы учащихся.) Правильно, надо внимательно и глубоко вчитаться, вдуматься в произведения писателей – фронтовиков, стремящихся исследовать, осмыслить наиболее трагические и самые героические страницы Великой Отечественной. В этих произведениях раскрываются истоки нашей Победы, духовный мир тех, кто её завоёвывал на фронте и в тылу.
(Учитель читает эпиграф, заранее написанный на доске:)
Мой сверстник!
Нам всего-то было
Тогда по восемнадцать лет. (Г. Орлов)
-Попробуйте сформулировать своё понимание эпиграфа. (Ответы учащихся.)
-Война никого не оставила равнодушным, в том числе и людей искусства. Вот что говорил русский писатель Александр Фадеев: «Писатели Советской страны знают своё место в этой решительной схватке. Многие из нас будут сражаться с оружием в руках, многие сражаться пером» Перо было приравнено к штыку, поэзия надела фронтовую шинель и шагнула в бой.
А как же чувашские писатели откликнулись на всеобщее горе? Готовясь к этому уроку, мы создали творческие группы. Первая творческая группа должна была подготовить сообщение о литературе военных лет. Слово предоставим её представителям.
1-й ученик. Чувашская советская литература в этот трудный период жизни Советского государства сделала огромный шаг в своём развитии. Писатели, как на фронте, так и в тылу свято выполняли свой долг перед Родиной. Их произведения стали мощным оружием в борьбе с фашизмом.
В годы Великой Отечественной войны в литературе ведущее место занимала поэзия. К первым откликам чувашской поэзии на фашистскую агрессию относятся стихотворения Семёна Эльгера «Кровь за кровь», «Слово гнева», Петра Хузангая «Неприступный Ленинград», «За родную Москву» и т.д. В них говорится о вероломстве гитлеровской Германии и справедливости нашей борьбы против тёмных сил фашизма.
Публицистическая статья, очерк, короткий рассказ представляли собой летопись воинской славы советского народа, горячий призыв писателей к мужественной защите Родины и жгучей ненависти к врагам.
Более 20 чувашских писателей участвовали в войне, многие из них героически погибли. Они с честью выдержали суровые испытания военных лет и доказали свою преданность Отчизне как с оружием в руках на поле боя, так и активным участием в общественно - политической жизни в тылу.
2-й ученик. Народный поэт Чувашии П.П. Хузангай в годы Великой Отечественной войны в качестве рядового бойца и сотрудника дивизионных газет находился на фронте. Был тяжело ранен. Вот как пишет о значении слова на поле боя Хузангай после того как сам сменил перо на оружие (стихотворение написано им в 1942 году).
Песни, сказки я слагал,
Их заучивали дети.Мне как горный перевал
Были Пушкин, Данте, Гёте......
Учитель. К сегодняшнему уроку вы также должны были прочитать рассказы чувашских писателей – фронтовиков Леонида Агакова и Александра Артемьева. Что вы узнали о самих авторах? Слово предоставляется второй творческой группе.
3-й ученик. Александр Спиридонович Артемьев родился в 1924 году в Аликовском районе Чувашской Республики. После окончания средней школы в 1942 году восемнадцатилетний юноша ушёл на фронт. Вначале он – рядовой, затем – младший командир. Он прошёл по дорогам войны в составе гвардейских частей до Берлина, а затем воевал против японских самураев на Дальнем Востоке, пересёк пустыню Гоби, Хинганские горы и Маньчжурские сопки. Награждён орденом Отечественной войны I степени и многими боевыми медалями. Александр Артемьев – автор более десяти книг повестей и рассказов. Во многих из них воссоздал облик своих боевых друзей, их героизм в боях и вдохновенный труд в послевоенное время.
- Народный писатель Чувашии Леонид Яковлевич Агаков воевал командиром стрелковой роты, затем был сотрудником дивизионной газеты «Советский патриот». На страницах этой газеты было напечатано много его очерков о ратных делах наших солдат, острых публицистических статей о фашистских зверствах на временно оккупированной территории, в которых автор призывал бить врага до его полного разгрома и изгнания с нашей земли. Л.Я. Агаков показывает своих героев в тяжёлых условиях войны и тыла, не теряющихся в самых экстремальных ситуациях, показывает их человечность и несгибаемы характер. Например, в таких произведениях: «Синичка», «Солдатские дети», «Партизан Мурат», «Золотая цепочка» и другие.
Учитель. Давайте вернёмся к рассказам «Кукушка» и «Не гнись, орешник». О чём эти произведении?
(Учащиеся делают краткий анализ рассказов.)
Вопросы к учащимся:
- Оба рассказа ведутся от первого лица. Какую роль играет избранный автором принцип повествования от первого лица?
- Настя Мурзаева и Пётр Астров. Что роднит этих людей?
- Какие эпизоды рассказов взволновали вас больше всего? Покажите эмоциональную силу этих эпизодов.
- Вот звучит песня. Песне ведь не нужно ни бумаги, ни типографии, песне нужна только душа, и она откликнется тысячами и тысячами голосов, долетит до родной стороны. В чём лучше может человек высказать свою душу, излить своё горе, поделиться своей радостью, выразить сочувствие, обрести уверенность, ощутить силу дружеского участия, как не в песне?
Учитель. Родная речь, родное слово, родная песня помогли героям этих рассказов выстоять, пережить цепь бесконечных смертей и не ожесточиться. Послушайте, пожалуйста, как рассуждает об этом чувашский народный поэт Яков Ухсай.
4-й ученик. Я. Г. Ухсай прошёл от Волги до Праги в рядах Советской Армии в качестве политработника и журналиста. Особое место в творчестве поэта периода Великой Отечественной занимает поэма «Письмо чувашских бойцов и командиров Н-ской дивизии родному народу». В 1945 году он написал стихотворение «Родной язык».
У Вислы я брожу иль у Дуная,
Взбираюсь ли на склон седых Карпат,
Везде родной язык я вспоминаю,
Всегда его слова в душе звучат.....
Учитель. Девушки на войне. Какими рисуют писатели Настю и Лизу? Как проявляются их нравственные качества? Писатели должны были показать, с кем мы воюем: не с немцем или итальянцем, а с фашистом! Как подтверждение этой мысли прозвучит стихотворение великого чувашского поэта Петра Хузангая, которое он написал в 1945 году.
5 - й ученик (читает стихотворение П. Хузангая «Песнь о Победе»)
Да, друзья, любовь горела
В сердце родины святой:… Учитель. Да, ребята, в наше непростое время только добро, понимание и любовь могут спасти человечество от гибели. Пока жива в человеке, способность любить, народ бессмертен.
Ребята, а ведь герои и авторы этих произведений – почти ваши сверстники. В те далёкие тяжёлые для страны годы они со школьной скамьи, после выпускного вечера шли прямо в строй и прямо в бой. И было это негде – то там, на другой планете, а здесь, на нашей земле, на земле наших отцов и дедов, густо политой кровью. (Звучит отрывок из поэмы Г. Орлова «На безымянной высоте»)
С годами память не остыла
Покоя старым ранам нет…
Мой сверстник!....
И ратный подвиг твой, ровесник,
В нетленной памяти живёт.
6 –й ученик. Это стихотворение написал чувашский поэт Георгий Орлов. Он в 18 лет был призван в ряды Советской Армии, участвовал в той страшной войне. С боями прошёл Белоруссию, Польшу, Германию. Первое стихотворение было опубликовано в 1950 году. Он много пишет о людях и событиях боевого прошлого. Награждён орденом Отечественной войны II степени и медалью «За отвагу».
Учитель. Давно заросли раны на полях былых сражений. Давно сняли гимнастёрки поэты – фронтовики. Но сколько бы лет, ни прошло со дня нашей Победы, стихи той поры остаются в строю. И долго будут жить, не старея, эти вдохновенные строки, которые окрыляли в годы войны душу солдата.
Готовясь к этому уроку, мы встретились с ветеранами Великой Отечественной войны и спросили их, какие чувства испытывали солдаты 17 – 18 лет, впервые столкнувшись с ужасами войны.
(Показываются фрагменты видеосъёмки).
- Ветеранов войны, вдов погибших, тружеников тыла, всех тех, кто отдал многие годы труда на благо Отчизны, надо окружать заботой и вниманием. Это наш долг.
Учитель. Готовясь к уроку, наша следующая творческая группа сделала опрос среди ваших сверстников. Вопросы были такие:
1. Что для вас значит слово «война»?
2. Что мы можем сделать для того, чтобы предотвратить войну?
(Ученики анализируют ответы учащихся.)
Учитель. Жестокая правда о войне, её психологические нравственные моменты будут с наибольшей пользой служить людям и человечеству в его неустанной борьбе за мир, против ядерного безумия, которое угрожает ликвидировать жизнь на земле. Сегодня снова люди живут под знаком беды, но уже не отдельные страны, а всё человечество, даже будущие поколения. Чтобы такой беде противостоять, надо объединиться всем. Ведь каждый человек – это совокупность и столкновение мнений самых разных людей, самых разных позиций, самых разных чувств. И пусть каждый из нас осознаёт, что мы не исключение в этом ряду.
(Звучит стихотворение Александра Алги «Незабываемое»)
Нельзя забывать были огненных лет –
Ни горьких утрат их, ни трудных побед......
(Завершая урок, учащиеся высказывают своё отношение к услышанному.)
- Александр Блок в далёком в 1919 году писал: «Имеем ли мы право предавать забвению добытое кровью? Нет, не имеем. Надеемся ли мы, что добытое кровью сослужит службу людям будущего? Надеемся». Поэзия тех, кто был охвачен чистым огнём поэтического горения, переполнен любовью к Родине, ненавистью к врагам, - такая поэзия не может быть забыта, так как «предавать забвению добытое кровью» мы действительно не имеем права.