Выступление на педагогическом совете Роль работы ГПД в развитии младших школьников


Роль работы ГПД в развитии младших школьников
Младший школьный возраст считается наиболее благоприятным и значимым периодом для выявления и развития творческого потенциала личности. В этом возрасте закладываются основы творческой и образовательной траекторий, психологическая база продуктивной деятельности, формируется комплекс нравственных ценностей, качеств,способностей, потребностей личности. Всё это определяет успешность дальнейшего обучения, воспитания и социализации личности.
На развитие младших школьников влияют многие факторы жизни.
Социальная среда, в которой они вращаются, общеобразовательная школа, где они получают знания, а порой проводят в ней большую часть дня, как дети посещающие ГПД. Школы дополнительного образования, где они удовлетворяют свои потребности в самовыражении. Всё это откладывает отпечаток на развитие ребёнка как личности. Каждый из нас должен вложить в наших детей свою часть знаний, умений и навыков, чтобы помочь школьникам правильно развиваться.
Вложить в них крепкую основу для их дальнейшего и успешного продвижения по жизни. От того, как организована жизнь и деятельность ребёнка в группе продлённого дня, насколько правильно произведён отбор содержания, видов деятельности, её форм и их сочетания в единой системе воспитательного воздействия, зависит успех воспитательной работы в целом.
Я как воспитатель группы продлённого дня пытаюсь решать задачи развития своими способами, используя следующие виды деятельности: игры,
конкурсы, праздники, викторины, воспитательные мероприятия, клубные часы.
Задача воспитателя группы продлённого дня состоит в том, чтобы не
только занять ребёнка игрой, заполнить его свободное время, но и организовать такие мероприятия, которые были бы интересны и полезны школьнику соответственного возраста, способствовали его интеллектуальному и физическому развитию, обогащали его эмоционально.
Обеспечивая целенаправленность, комплексность и непрерывность воспитательного воздействия на детей, я, как воспитатель группы продлённого дня стараюсь создавать в группе обстановку, благоприятную для развития каждого ребёнка и всего коллектива.
Режим группы продлённого дня строится в соответствии с гигиеническими и педагогическими требованиями. Он включает внеурочную деятельность, занятия по интересам, экскурсии, прогулки, активный отдых детей и способствует снятию утомления, вызванного учебными нагрузками.
Особое внимание уделяю организации ежедневного отдыха детей на свежем воздухе, так как прогулка оказывает благоприятное влияние на
функциональное состояние центральной нервной системы.
Стараюсь, чтобы прогулка принесла не только телу пользу, но и душе. Для этого я использую несколько видов прогулок (прогулка – наблюдение, прогулка – практикум, прогулка – экскурсия, прогулка – развлечение, прогулка – творчество).
В свободное время все дети стремятся к игровой деятельности.
Во время, отведённое для игр, даю полную свободу выбора. Они группируются по интересам, а моя задача помочь детям определиться с игрой. Ребята увлечённо играют и довольно быстро знакомятся друг с другом, меняясь ролями. Роль ведущего усваивается почти каждым ребёнком. Игры мы разучиваем спокойные и подвижные. Любимыми подвижными играми ребят на протяжении многих лет являются игры с мячом, со скакалкой. Подвижные игры – не только форма активного отдыха детей, но и средство приобщения ребёнка к здоровому образу жизни.
Считаю целесообразным вовлекать детей в эмоциональные игры и игры – соревнования, эстафеты, которые развивают у них смекалку,сообразительность, быстроту реакции, уменьшают скованность и
эмоциональную заторможенность.
Игры создают большие возможности для развития организаторских умений и навыков ребят, помогают ребёнку осваивать многие полезные функции, развивать способности и важные в жизни качества, получать навыки групповой работы, то есть происходит развитие коммуникативных способностей и создаётся радостное рабочее настроение, что тоже немаловажно в условиях длительного пребывания детей в школе. Но главное, чему он учится в игре –это быть человеком.
В своей работе я использую познавательные игры: игры- конкурсы, игры-путешествия; интеллектуальные: небольшие логические задания для детей. К ним относятся ребусы, кроссворды.
На первый взгляд, кажется, что их выполнение не составляет трудностей для ребёнка. На самом деле они напрягают весь свой ум, силу, чтобы решить задачу, причём справляются далеко не все. Поэтому особенно важно подходить к детям очень индивидуально, учитывать уровень развития
ребёнка, следует разнообразить задания по степени сложности, чтобы каждый воспитанник чувствовал свою значимость и мог проявить свой интеллект.
Необходимо давать значительно времени для размышления, не спешить с ответом.
Также общему развитию детей способствуют спортивные часы, беседы по ПДД и ОБЖ, уроки вежливости, трудовая деятельность, которые помогают ребёнку жить в группе продлённого дня насыщенной, полной жизнью.
В современных условиях чрезвычайно важна задача воспитателя ГПД:
добиться того, чтобы наши дети выросли не только сознательными и здоровыми членами общества, но и обязательно, инициативными, думающими, способными на творческий подход к делу.
Основными направлениями деятельности воспитательной работы в ГПД являются - эстетическое, патриотическое, экологическое, познавательное, спортивно-оздоровительное.
Важное место в развитии личности ребёнка занимает нравственное воспитание. Через игру, чтение и обсуждение сказок, рассказов вместе с детьми рассматриваются такие ценностные категории, как добро, совесть, стыд, милосердие, великодушие. Дети любят эти занятия. Такая деятельность способствует формированию у младших школьников желания становиться
лучше. Заботливое отношение к окружающим – ценнейшее нравственное качество, которое воспитывается у детей с раннего возраста, поэтому в ГПД
я провожу беседы о дружбе, а также занятия на темы «Культура общения и поведения».
В одной связке с нравственным воспитанием стоит эстетическое.
Занятия проводятся в виде клубных часов. Младшие школьники узнают о музыке, живописи и т.д.
Особое внимание уделяется экологическому воспитанию школьников.
Эти занятия перекликаются с уроками по окружающему миру.
Трудовое воспитание – одна из важнейших сторон подготовки ребёнка к дальнейшему обучению, профессиональной деятельности в жизни в целом.
В младшем школьном возрасте закладываются предпосылки для возникновения чувства патриотизма. Чтобы пробудить у ребят любовь к Родине, интерес к истории своей страны, понимание долга перед Отечеством, провожу беседы, знакомлю с рассказами о людях, чьи поступки служат примером.
Особое внимание уделяется истории нашей страны в годы Великой отечественной войны. Воспитателю группы продлённого дня необходимо умело направлять деятельность детей, активно заполнять «свободное пространство». Проходя пути развития в начальной школе, ученики легче адаптируются, переходя в среднее звено.
ГПД даёт детям многое: всестороннее развитие творческих способностей, приобретение навыков самостоятельного обучения, гармонично спланированный досуг, здоровьесберегающий режим, формирование социально - значимых навыков, общение со сверстниками.
Моя работа в ГПД основывается на принципах демократии, гуманизма и творческого развития личности.