Конспект урока по сельскохозяйственному труду Группы овощных культур


ГБОУ для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Плоскошская специальная (коррекционная) школа-интернат для детей с ограниченными возможностями
здоровья VIII вида»
Разработка урока по предмету
«Сельскохозяйственный труд»
6 класс.
Раздел: «Овощные культуры»
Тема урока: «Группы овощных культур».
Выполнила: учитель с/х труда
Иванова Татьяна Викторовна.
Цель. Сформировать у учащихся знания об основных группах овощных культур.
Задачи.
Образовательные:
- познакомить учащихся с многообразием овощей, выращиваемых в местных условиях.
- рассказать о практической значимости выращивания и использования овощей.
Коррекционно-развивающие:
- формировать навыки анализа и синтеза в процессе распознавания и определения групп овощных культур;
- расширение активного словаря учащихся путем введения и использования новых терминов.
Воспитательные:
- воспитывать интерес к предмету с/х труд, через демонстрацию практической значимости.
- воспитывать навыки самостоятельной работы при проведении первичного закрепления материала.
Оборудование и материалы: презентация «Группы овощных культур», картинки фруктов, рабочие тетради, учебники по сельскохозяйственному труду 6 класс.
Тип урока:
Приобретение новых знаний.
Ход урока.
Орг. момент.
Проверка готовности к уроку.
Отчет дежурного.
Тест на внимание. Слайд №2. (Учащимся необходимо исключить из представленных картинок лишнюю и обосновать свой ответ. Морковь, редис, баклажан, свекла, малина.) Актуализация знаний учащихся, сообщение темы и цели урока.
- Ребята, сегодня мы приступаем к изучению новой интересной темы. Но прежде чем я ее вам назову, вы должны отгадать загадки. А ответы на эти загадки вы должны выбрать и показать из предложенных вам картинок. (Наборы картинок овощей у каждого учащегося на парте. Приложение 1).
Слайд №3. Как на нашей грядке, Выросли загадки - Сочные да крупные, Вот такие круглые. Летом зеленеют, А осенью краснеют. Ответ: Помидоры.
(Учащиеся показывают картинку с изображением помидора).
Без окон без дверей
Полна горница людей. Ответ: Огурец.
(Учащиеся показывают картинку с изображением огурца).Слайд №4. Зеленая толстуха Надела уйму юбок.
Стоит как балерина,
Из листьев пелерина. Ответ: Капуста.
(Учащиеся показывают картинку с изображением капусты).
В зеленой палатке
Колобки спят сладко.
Много круглых крошек!
Что это? Ответ: Горошек.
(Учащиеся показывают картинку с изображением горошка).
А как мы можем назвать это одним словом? Правильно, ОВОЩИ. Слайд №5.
Работа по карточке. Выполняем задание №1. (Приложение 2).
(Учащиеся выполняют задание на карточке: Обведи картинки с изображением овощей карандашом. Далее идет взаимопроверка выполненных заданий).Изучение новой темы.
(Рассказ учителя с демонстрацией презентации. В процессе рассказа учителя параллельно идет словарная работа).Овощеводство – одна из древнейших отраслей сельского хозяйства. Более 4000 лет возделывает человек капусту, лук, огурцы. Еще за 1000 лет до н. э. выращивали дыни, морковь, свеклу, редьку и чеснок.
На огромной территории нашей страны, по различным данным, выращивают до 40 видов овощных культур. Массовое распространение имеют: капуста, свекла, репа, морковь, редис, редька, огурец, тыква, кабачок, арбуз, дыня, помидор, перец, баклажан, лук репчатый, чеснок, петрушка, укроп и многие другие. Овощи содержат разнообразные питательные вещества, необходимые для организма человека, поэтому очень важно употреблять их в пищу. Овощи используются в свежем виде, для варки, тушения, приготовления салатов и консервирования. Слайд №6.
Каждая овощная культура имеет свои индивидуальные биологические особенности, характеризуется особыми требованиями к условиям окружающей среды и способам выращивания, отличается способом употребления в пищу. Вместе с тем овощные растения имеют ряд общих признаков, позволяющих объединять их в отдельные группы.
Сегодня на уроке мы познакомимся с основными из них. Это: столовые корнеплоды, капустные овощные растения, плодовые овощные растения, луковичные овощные растения и зеленные овощи.
Работа в тетради. (Учащиеся записывают схему «Группы овощных культур» в тетрадь. Слайд №7).
Физкультминутка. Слайд №8.
Раз — мы встали, распрямились.
Два — согнулись, наклонились.
Три — руками три хлопка.
А четыре — под бока.
Пять — руками помахать.
Шесть — на место сесть опять.
- А теперь, рассмотрим каждую овощную группу отдельно.
Столовые корнеплоды  - столовая морковь, свекла столовая, редька, редис, репа. Все эти растения имеют сочные корни, употребляемые в пищу. Слайд №9.
Капустные овощные растения очень разнообразны. Различают капусту кочанную, цветную, брюссельскую, брокколи и другие. В пищу используют кочаны, соцветия и другие части растений. Слайд №10. Плодовые овощные растения - томат, огурец, баклажан, перец и другие. В пищу идут сочные плоды этих растений. Плодами называют органы растений, которые образуются из цветков после цветения. Внутри плодов находятся семена. Слайд №11.
Луковичные овощные растения – лук, чеснок и другие. В пищу используют сочные луковицы и зеленые листья. Слайд №12. Зеленные овощи – укроп, салат, петрушка, сельдерей и другие. В пищу идут зеленые листья этих растений, поэтому овощи этой группы называют зеленными. Слайд №13.
Словарь: овощные культуры, столовые корнеплоды, капустные овощные растения, плодовые овощные растения, луковичные овощные растения, зеленные овощи, кочаны, плоды. Приложение 3.
Первичное закрепление нового материала.
Самостоятельно выполним задание в рабочей тетради.
Работа по карточке Задание №2. Сопоставьте группы овощных растений и овощные культуры. (Учащимся необходимо правильно расставить стрелки. Слабым ученикам оказывается помощь). Приложение 4.
- Ребята, давайте проверим правильно ли вы выполнили это задание? (Самопроверка: учащиеся сверяют свои ответы с правильными, которые показаны на слайде; исправляют ошибки). Слайд №14.
- А сейчас мы с вами поиграем в игру «Мешок с вопросами». Слайд №15. (Учащимся дается задание придумать вопрос по изученной теме, написать его на листке. Далее все вопросы складываются в мешок, и каждый вытягивает себе листок с вопросом, отвечает.)- В конце нашего урока, ребята, давайте еще раз назовем группы овощных растений, с которыми вы сегодня познакомились. Слайд № 16. (Учащиеся по очереди читают названия овощных групп на слайде).
Домашнее задание. Прочитать стр. учебника 94-95. Ответить на вопросы учебника
стр. 95. Слайд №17.
Подведение итогов. Слайд №18.
Комментарии, объявление оценок за работу. (Учащиеся слушают комментарии учителя, задают интересующие вопросы).