Конспект урока по трудовому обучению на тему Оригами (4 класс)


 
Тема. Оригами. Цели:
Обучающая: Способствовать формированию представления о новом виде декоративно-прикладного искусства – квиллинге. Закрепление знаний о технике модульного оригами.
Развивающая: Развивать воображение, мышление, творческие возможности каждого ребёнка; развивать интерес к предмету; развивать у учащихся навыки и умения работы с бумагой, глазомер, мелкую моторику рук.
Воспитывающая: Воспитывать у учащихся качества аккуратности и собранности при выполнении приёмов труда, трудолюбие, умение слушать, коммуникабельность, аккуратность, активность, культуру труда, умение работать в коллективе.
Ход урока:
Введение в тему урока.
«Когда-то очень-очень давно жил-был лист бумаги. Сделали его вручную китайские мастера, которые никому не рассказывали о секретах его изготовления. Потом бумага из Китая перебралась в Японию, где из небольших квадратных кусочков стали складывать самые разные фигурки: бабочек, журавликов, цветы, коробочки…Люди соревновались друг с другом, придумывали все новые фигурки. Так складывание бумаги превратилось в искусство и стало называться, одним словом-оригами. Давайте посмотрим, какие изделия можно выполнить в технике оригами.
Стихотворение
Простой листок бумаги,
Но в опытных руках
Он может обернуться
Жар-птицей в облаках.
Он может стать зверюшкой,
Причудливым цветком,
Забавною игрушкой
Усатым мотыльком.
Волшебное занятие
Для рук и для ума
И мира восприятие
Чудесная страна.
Фантазии подвластны
Бумажные листы
Для дома, и в подарок,
И просто для игры.
Но главное богатство,
Что красоту творят
Простой листок поможет
Создать тебе себя.
Каждый человек наверняка хоть раз в жизни создавал самое простенькое изделие из листа бумаги— кораблик или самолетик.
 Оригами – традиционное японское искусство складывания фигурок из бумаги.  Всем известно, что бумагу изобрели в Китае, а в Японию она была завезена на шесть столетий позже. И не только японцы использовали бумагу для складывания - задолго до них это уже делали китайцы. Бумажное складывание стало известно именно в японском варианте – оригами. И правда, разве не чудо!
А знаете ли вы, что многие известные люди не только восхищались искусством оригами, но и с огромным удовольствием складывали различные бумажные фигурки. Среди таких людей были известный итальянский художник и изобретатель Леонардо да Винчи, писатель Льюис Кэрролл, автор всемирно известной книги «Алиса в стране Чудес» и другие. Еще великий Лев Толстой описывал в своей статье «Что такое искусство» случай, когда его научили «делать из бумаги, складывая и выворачивая ее известным образом, петушков, которые, когда их дергаешь за хвост, машут крыльями.
Искусство оригами – загадка, и она манит каждого ребенка невероятными превращениям. Это даже не фокус, это – чудо! В листочке бумаги скрыты многие образы. В руках ребенка бумага оживает. Сколько радости, сколько восторга! Дети испытывают чувства эмоционального комфорта, ощущение радости детства, ни с чем несравнимое чувство удовлетворения от выполненной своими руками поделки. Такая игрушка мила сердцу, с ней разговаривают, играют, ее бережно хранят. Бумажные игрушки приобретают все новых и новых друзей, сложенных из бумаги. В этом искусстве есть все, что тянуло бы ребенка подняться на самый верх Лестницы Творчества и делало этот подъем захватывающе интересным. Особенности модульного оригами:  использование довольно простого треугольного модуля, типичный способ соединения модулей ( модули соединяются путем вкладывания их друг в друга, появляющаяся при этом сила трения не даёт конструкции распасться.), очень большое количество модулей, что позволяет с большей легкостью создавать крупные модели со сложной структурой.
                                                                                                             Японская пословица гласит:Расскажи мне – я услышу,Покажи мне – я запомню,Дай мне сделать самому –Я пойму!».
                                                                                                3. Объяснение практической работы.

Хоть календарь и говорит нам, что еще только осень, но ведь скоро будет весна
     Давайте не будем рвать цветы, а смастерим их сами.

4.Анализ выполненной работы
Наше занятие подошло к концу
5.Итог занятия
Действуя автоматически, без контроля сознания, заниматься оригами невозможно. Поэтому занятия оригами являются своеобразной психотерапией, способной на время отвлечь человека от повседневных мыслей, то есть направить его внимание на творческую работу. Оригами повышает активность, как левого, так и правого полушарий мозга, поскольку требует одновременного контроля над движениями обеих рук, что, в свою очередь, ведёт к позитивному изменению целого ряда показателей.
Оригами:- учит детей  различным приемам работы с бумагой;- знакомит детей с основными геометрическими понятиями;- стимулирует развитие внимания, памяти, пространственного воображения;                                                 - развивает мелкую моторику рук и глазомер;- помогает формировать умение следовать устным инструкциям, читать и зарисовывать схемы изделий; - развивает художественный вкус и творческие способности детей, активизирует их воображение и фантазию;- способствует созданию игровых ситуаций, расширяет коммуникативные способности детей;- совершенствует трудовые навыки, формирует культуру труда, учит аккуратности.