Выступление на педагогическом совете на тему: Работа с одаренными детьми


Выступление на педагогическом совете «Работа с одаренными детьми» . В системе обучения и воспитания учащиеся начальных классов накоплен определенный опыт работы по развитию одаренности и творческих способностей. В школе имеются возможности для проведения целенаправленной работы по развитию интеллектуального и творческого потенциала детей в сфере математики, русского языка, чтения, экологического образования и воспитания, искусства путем ведения пропедевтического курса иностранного языка, биологии, занятий дополнительного образования по музыке, хореографии, логике, физической культуре. В целях развития способностей обучающихся внедряются личностно-ориентированные технологии, основанные на принципах развивающего обучения. Традиционно проводятся предметные олимпиады, различные творческие конкурсы. Формируется система работы с учащимися, проявляющими интерес к экспериментам и исследовательской деятельности. Регулярно они принимают участие в научно – практических конференциях младших школьников, выставках детского творчества, смотрах и конкурсах «Ученик года». Ведется отслеживание развития способностей этих детей в школе второй и третей ступеней.
Ожидаемые результаты.
Расширение объема мероприятий (фестивали, соревнования, конкурсы, олимпиады, выставки, НПК, презентации) для раскрытия творческих способностей детей.Составление сборников исследовательских работ обучающихся, проектов, альманахов, картинных галерей юных художников, литературных сборников.
Укрепление методической базы для работы с одаренными детьми.
Нормативное и методическое обеспечение деятельности работы с одаренными учащимися.
Призовые места на школьных и городских олимпиадах и конкурсах.
Подготовленность к участию в школьных и городских олимпиадах и конкурсах при переходе в школу второй и третей ступени.
Способность к углубленному изучению предмета.
Повышение педагогического мастерства.
Цели и задачи работы с одаренными детьми.
Целями работы учителей школы с одаренными детьми являются:
- выявление одаренных детей;
- создание условий, способствующих их оптимальному развитию.Для реализации первой цели необходимо решить следующие задачи:
Знакомство учителей с научными данными о психологических особенностях и методических приемах, эффективных при работе с одаренными детьми, через :проведение педагогических советов с приглашением специалистов;
обучение на курсах повышения квалификации;
подбор и накопление в библиотечном фонде литературы, необходимой для самообразования, систематический обзор новых поступлений;
научно-методическую работу по данному направлению (с последующим обсуждением и обменом опытом.Проведение целенаправленных наблюдений за учебной и внеурочной деятельностью обучающихся для выявления детей, имеющих склонность и показывающих высокую результативность в различных областях деятельности, путем:
обсуждения критериев, позволяющих судить о наличии одаренности;
знакомства с приемами целенаправленного педагогического наблюдения;
выявления мнения родителей о склонностях, области наибольшей успешности и круге интересов, об особенностях личностного развития их ребенка ;периодического сбора сведений среди учителей-предметников и классных руководителей о наличии одаренных учеников в их классах.
Подбор материалов и проведение специальных тестов, позволяющих определить наличие одаренности , в единстве с такими видами деятельности, как:
знакомство с имеющимся практическим опытом работы по данному направлению;
длительное наблюдение за корреляцией между результативностью по итогам тестирования и успехами в реальной деятельности;
проведение различных внеурочных конкурсов, олимпиад, позволяющих ребенку проявить свои способности.
После выявления одаренных детей работа с ними должна вестись двумя группами педагогов:
учителями, вводящими учащегося в сферу учебного предмета и создающими атмосферу эмоциональной включенности, стимулирующими и поддерживающими интерес к предмету, закладывающими основы системы знаний, отрабатывающими с учениками технику исполнения видов деятельности при решении различных учебных задач;
наставником, который:
выполняет функции научного руководителя, выводящего ученика на высокий профессиональный уровень в работе над темой, избранной самим учеником;
координирует индивидуальную работу всех лиц, заинтересованных в судьбе одаренного учащегося;
обеспечивает необходимое одаренному обучающемуся общение;
осуществляет связь с родителями одаренного ученика.
Наставниками могут стать учителя, психологи, студенты, родители или приглашенные для этой цели специалисты.
Обучающийся свободен в выборе наставника или в отказе от работы с наставником.
Для реализации второй цели необходимо решить следующие задачи:
Отбор среди различных систем обучения тех методов, форм и приемов, которые способствуют развитию самостоятельности мышления, инициативности и творчества, и применение этих методов, форм и приемов с опорой на следующие правила:
- соотнести количество предоставляемой информации и отборку умения ее обрабатывать (анализировать, сравнивать, сопоставлять, классифицировать, делать выводы):
- за минимальное количество времени сообщать информацию или показать конкретные способы выполнения учебных заданий, а больше предоставлять ребятам возможности обсуждать вопросы самим (меньше объяснять и больше спрашивать, используя так называемые «открытые вопросы», чтобы понять, как учащиеся пришли к выводу, решению, оценке);
- не стремиться прореагировать на каждый ответ в классе, а внимательно и с интересом слушать, не оценивая ответы, а лишь показывая, что принимаете их.(Такое поведение способствует тому, что ученики начинают больше взаимодействовать друг с другом и чаще сами комментируют идеи и мнения одноклассников. Тем самым они оказываются в меньшей зависимости от учителя).2. Предоставление возможности совершенствовать способности в совместной деятельности с научным руководителем, поскольку научный руководитель:
- обеспечивает высокий уровень консультирования по выбранной обучающимся теме научного исследования;
-поощряет проявление самодеятельности, предоставляя тем самым свободу выбора области приложения сил и методов достижения цели ;- создает условия для конкретного воплощения творческих идей с учетом особенностей ситуации и личностных особенностей учащегося;
- поощряя результативность в какой-либо области, способствует пробуждению желания испытать себя и в других сферах.
3. Разработка гибких индивидуальных программ обучения учащихся, чья одаренность в определенных областях уже выявлена, с учетом того, что:
- целью индивидуальной программы обучения одаренного учащегося является создание условий для оптимального развития одаренности и одновременно для ликвидации возможной «флюсовости» в познании или дисбаланса в личностном развитии;
- предложение о создании таких программ может быть внесено родителями, учителем-предметником, классным руководителем, наставником, психологом, педсоветом или любыми другими лицами, заинтересованными в судьбе одаренного учащегося;
- инициативу разработки программы берет на себя психолог , наставник, классный руководитель, учитель-предметник, кто-либо из родителей или сам ученик (старшеклассник) и привлекает к участию в разработке программы лиц, заинтересованных в судьбе одаренного учащегося.
4. Проявление уважения к индивидуальности ученика, что, в частности, предполагает:
понимание особенности развития одаренного учащегося;
составление программы личностного развития учащегося, способствующей формирование адекватного отношения к окружающей действительности, уважения к себе, умения взаимодействовать с другими и развитию чуткого отношения к людям (такая программа составляется психологом);
создание ситуаций продуктивного и эмоционально-благоприятного взаимодействия с одноклассниками, способствующей гармонизации развития интеллектуальной, эмоциональной и социальной сфер;
стремление избежать в работе с одаренными детьми двух крайностей – возведение ребенка на пьедестал, подчеркивание его особых прав, с одной стороны, а с другой стороны – публичного принижения достоинства или игнорирования интеллектуальных успехов во время борьбы со «звездностью»;
освобождение от целого ряда ошибочных стереотипных ожиданий и понимание того , что интеллектуально – одаренный учащийся:
- необязательно должен иметь столь же высокую эмоциональную и социальную зрелость (плохо адаптируется, не имеет развитого самоконтроля, не является независимым и ответственным);
- не всегда способен заниматься самостоятельно и нуждается в индивидуализации обучения и помощи;
- может иметь некоторое отставание в физическом развитии (проявляющееся, например, в плохой координации движений или корявом почерке);
- не должен успевать и превосходить всех по большинству предметом школьной программы;
- ему всегда присущи высокая мотивация к достижениям, стремление быть лучшим, сознательные усилия в учебе, положительное отношение к школе;
-ему могут быть свойственны пассивность, отсутствие внешнего интеллектуального блеска, чрезмерная застенчивость.