Рабочая программа по художественно-эстетическому развитию (лепка из соленого теста) для детей с ЗПР.

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №3 «Семицветик» комбинированного вида»

Принята на заседании « Утверждаю»
Педагогического совета Заведующий детского сада №3
Протокол № _______ ____________
От « «___________20__г. « «_____________20__г.








Рабочая программа
по художественно-эстетическому развитию
(лепка из соленого теста)
для детей с ОВЗ.


















Чупина Елена Витальевна, воспитатель



г. Минусинск
Пояснительная записка
Рабочая программа предназначена для работы с детьми старшего и подготовительного дошкольного возраста групп с нарушениями опорно-двигательного аппарата детских дошкольных учреждений. Программа составлена в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании», соответствующими направлениями «Концепции дошкольного воспитания», «Конвенцией о правах ребенка» и разработками отечественных ученых в области общей и специальной педагогики и психологии.

Основой для разработки данной учебной программы явились: примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой (М., 2014); «Подготовка к школе детей с задержкой психического развития» под общей редакцией С. Г.Шевченко (М., 2004); также использовались работы: И.А.Лыкова «Изобразительная деятельность в детском саду»; Т.С.Комарова «Изобразительная деятельность в детском саду»; И.А.Лыкова «Мы лепили, мы играли»; Е.Салабай, С.Липунова, И.Демина «Подарки для друзей»; Архипова Е.Ф. Коррекционная работа с детьми с церебральным параличом-М., 1989; Чаянова Г.Н., Соленое тесто (для начинающих). – М.:Дрофа-Плюс, 2005; Лыкова И.А. Лепим с мамой. Азбука лепки. М., «Карапуз-дидактика»,2005.


Одной из особенностей, характеризующих детский церебральный паралич, является нарушение моторики рук, поскольку напрямую связано с поражением двигательных зон головного мозга и проводящих путей. На всех этапах жизни ребенка движения рук играют важную роль. Способность к захвату предмета, манипуляциям и предметным действиям оказывает влияние на правильное восприятие окружающего мира и развитие познавательной деятельности. Тренировка функциональных возможностей кистей и пальцев рук улучшает не только общую моторику ребенка, но и развитие психики и речи. В свою очередь, формирование движений кисти тесно связано с созреванием двигательного анализатора, развитием зрительного восприятия,  различных видов чувствительности, пространственной ориентации, координации движений. 
Занятия изобразительной деятельностью служат важным средством коррекции недостатков психофизического развития детей с церебральным параличом. В программу должны включаться дополнительные занятия, направленные на тренировку движений рук, развитие мелкой моторики, развитие зрительно-пространственного восприятия.
Лепка – полезный вид творчества: развивает художественный вкус,  воображение,  расширяет познания об окружающем мире, представление о форме и цвете, влияет на мелкую моторику рук, точность движений, корригирует нарушение мышечно-суставного чувства.  Основным инструментом в лепке является рука (вернее, обе руки), следовательно, уровень умения зависит от владения собственными руками. 
Занятия лепкой комплексно воздействуют на развитие ребенка:
- повышают сенсорную чувствительность, (т.е. способствуют тонкому восприятию формы, фактуры, цвету, вес, пластичности;)
- развивают воображение, пространственное мышление, общую ручную умелость, мелкую моторику;
- формируют умение планировать работу по реализации замысла, предвидеть результат, достигать его;
 - развивают ребенка эстетически. Учат видеть, чувствовать, оценивать и созидать по законам красоты;
- синхронизируют работу обеих рук.
- способствуют развитию коммуникативных навыков.

- снижают негативные эмоциональные состояния и их проявления.

Нетрадиционные техники лепки - это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное, самовыражаться.
Включение в работу с детьми нетрадиционных техник лепки позволяет развивать сенсорную сферу не только за счет изучения свойств изображаемых предметов, выполнение соответствующих действий, но и за счет работы с разными изобразительными материалами. Кроме того, осуществляется стимуляция познавательного интереса ребенка.
Соленое тесто - материал экологически чистый, 
- безвредный, безопасный (обычно, один раз попробовав тесто на вкус, ребенок больше не пытается взять его в рот - невкусно!!!),
 - доступный (можно приготовить в любой момент), 
- дешевый,
-  обладает удивительными свойствами: мягкостью, пластичностью, 
- легко отмывается и не оставляет следов. 
Основная цель рабочей программы – создание условий для развития детского творчества и развития продуктивной деятельности детей посредством лепки.

В этом направлении решаются как общеобразовательные, так и коррекционные задачи, реализация которых стимулирует развитие у детей с ОВЗ сенсорных способностей, чувства ритма, цвета, композиции; умения выражать в художественных образах свои творческие способности:
Задачи рабочей программы
Создать условия для обогащения чувственного опыта, необходимого для полноценного восприятия окружающего мира, и накопления эстетических представлений и образов.
Создать условия для формирования умения ориентироваться в различных свойствах предметов (цвете, величине, форме, количестве, положении в пространстве и пр.).
Создать условия для воспитания первичных волевых черт характера: умение не отвлекаться от поставленной задачи, доводить ее до завершения, стремиться к получению  положительного результата и т.д.

Основные принципы программы: 
Принцип занимательности - используется с целью вовлечения детей в целенаправленную деятельность, формирования у них желания выполнять предъявленные требования и стремление к достижению конечного результата.   
Принцип новизны - позволяет опираться на непроизвольное внимание, вызывая интерес к работе, за счёт постановки последовательной системы задач, активизируя познавательную сферу.
Принцип динамичности - заключается в постановке целей по обучению и развития ребёнка, которые постоянно углубляются и расширяются, чтобы повысить интерес и внимание детей к обучению.  
Принцип сотрудничества - позволяет создать в ходе продуктивной деятельности, доброжелательное отношение друг к другу и взаимопомощь.  
Систематичности и последовательности – предполагает, что знания и умения неразрывно связаны между собой и образуют целостную систему, то есть учебный материал усваивается в результате постоянных упражнений и тренировок.
Учет возрастных и индивидуальных особенностей – основывается на знании анатомо-физиологических и психических, возрастных и индивидуальных особенностей ребенка.
Научности –  заключается в формировании у детей системы научных знаний, в анализе и синтезе предметов, выделениях в нем важных, существенных признаков (цвет, форма, величина), в выявлении возможных межпредметных связей.

Педагогическое наблюдение (приложение 2).
Педагогическое изучение предусматривает получение сведений о ребенке, раскрывающих способности, которыми он должен обладать на определенном возрастном этапе, установление основных проблем в обучении, темпа усвоения учебного материала, выявление особенностей образовательной деятельности. Интересующие сведения можно получить с помощью таких методов, как непосредственная беседа с ребенком и родителями, анализ работ ребенка (рисунков, поделок и др.), педагогическое наблюдение. Педагогическое наблюдение должно быть специально спланированным, точно ориентированным и систематическим. Оно позволяет оценить степень сформированности деятельности в целом ее целенаправленность, организованность, произвольность, способность к планированию действий. Особенно важно наблюдение за ведущей деятельностью ребенка, его познавательной активностью, в процессе которого отмечается мотивационный аспект деятельности, свидетельствую-щий о личностной зрелости дошкольника.
Планируемые результаты.
Может ориентироваться в различных свойствах предметов (цвете, величине, форме, количестве, положении в пространстве и пр.).
Лепит предметы разной формы, используя усвоенные приемы и способы лепки.
Создает небольшие сюжетные композиции, передавая пропорции, позы, движения фигур.
Выполняет декоративные композиции способами налепа и рельефа.

Работа с родителями (приложение 3)
В ходе деятельности большое внимание уделяется различным формам работы с семьёй. Активное участие родителей в воспитании и обучении собственных детей это главное условие социализации ребёнка с ограниченными возможностями.

·Минимум педагогических знаний, имеющийся сейчас почти в каждой семье, не удовлетворяет требований современного общества. Поэтому так необходимо совершенствовать педагогическую культуру каждого родителя. В связи с этим изменяется дальнейшее совершенствование содержания, форм и методов сотрудничества детского сада и семьи.
Главная задача педагогического коллектива – повышение уровня воспитательных умений родителей.
Заботясь о здоровье и всестороннем воспитании детей, педагоги совместно с семьей должны стремиться сделать счастливым каждого ребенка.
В течение года осуществляется разнообразная комплексная работа, последовательность проведения которой педагоги, ориентируясь на представленную форму, могут планировать по своему усмотрению.
Перспективный план работы с родителями представлен по следующим разделам:
- Родительские посиделки;
- Консультации для родителей;
- Мастер класс;
- Семинар-практикум;
- Конкурсы.
Воспитателем организуется как индивидуальное, так и групповое консультирование родителей. Консультирование предполагает работу с запросом родителей с обязательной разработкой соответствующих рекомендаций.
На индивидуальных консультациях родителям воспитанников, воспитатель сообщает результаты диагностического обследования детей, дает ответы на запросы родителей по поводу организации воспитания, обучения и развития ребенка с ОВЗ. Родители постоянно информируются о достижениях в развитии ребенка.
Групповые консультации проводятся при условии, что у нескольких родителей появляется общий запрос на помощь специалиста. Даются рекомендации по коррекции и развитию ребенка.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Тематическое планирование кружковой работы
по художественно-эстетическому развитию
ЛЕПКА
Для приготовления соленого теста берем:
2 стакана пшеничной муки, 1 стакан соли, 1 стакан воды, 20 грамм подсолнечного масла. В миску насыпать муку и соль, тщательно перемешать деревянной ложкой, затем сделать углубление и вылить всю воду. Сделав из теста колобок, тщательно и долго вымешивать на столе, присыпанном мукой. Если тесто прилипает к рукам, добавьте немного муки. Если тесто рассыпается влить немного воды. 
Хранение теста
Хранить соленое тесто хранить удобнее всего в холодильнике, поместив его в полиэтиленовый пакет, хранит не более 2-3 дней. 
Для окрашивания теста используют пищевые краски или натуральные красители (какао-порошок, свекольный сок), кофе, чай или чернила могут заменить воду из основного рецепта. 
Сушка изделий
Сушат изделия на батарее или в духовке при низкой температуре, летом - на солнце.
Первый раз изделие запекают при низкой температуре 100, а во второй раз – 125., что позволяет тесту равномерно подсохнуть, без образования вздутий и пузырей.
Можно сушить изделия в микроволновой печи. Поставить температуру на среднюю или на 450 W – на 40 секунд, а затем на 600W – на 20 секунд. После этого дать остыть и можно красить. 
Для раскрашивания готовых, высушенных  изделий можно  использовать  белую масляную краску в качестве грунтовки, а можно сразу приступать к раскрашиванию гуашью. Так же можно использовать для раскрашивания  акриловые и  акварельные краски, мягкие цветные карандаши, фломастеры, пастель.
Для закрепления красок и защиты изделия от влаги понадобиться прозрачный лак.
Используйте различные виды лака: глянцевый, полуглянцевый и матовый. Лучше применять лак на основе синтетической канифоли, поскольку он лучше предохраняет от сырости. Хотя можно использовать прозрачный лак для ногтей.
Для занятий лепкой понадобятся:
Тесто, доска для лепки, скалка для раскатывания теста, тряпочка для рук, нож или стека, зубочистка, колпачки от фломастеров -  для создания различных отпечатков, бусинки, бисер, крупа (гречка, рис, горох) – для украшения подделок; подставка для готовых работ из картона или плотной бумаги; чесноковыжималка (для создания хвоста, травинок); ситечко; кондитерские или пластмассовые  формочки; алюминиевая фольга.
Подготовка рабочего места:
- лепить надо на доске, положенной на стол, покрытой клеенкой или бумагой;
- рекомендуется постелить на пол газету, чтобы не запачкать пол.
ОКТЯБРЬ Знакомство с тестом. На первом занятии тесто замешивается при детях
   Упражнения с тестом:
1.Отщипывать кусочки двумя пальчиками. 
2. Хлопать по тесту, плющить его всей ладошкой.
3. Катать колбаски ладошкой и каждым из пальчиков.
4. Скатать маленький шарик и расплющить его пальчиком, скатать большой колобок расплющить его ладошкой.
НОЯБРЬ. 2. ПОДАРОК ДЛЯ МАМЫ. Оттиск различных  предметов. (Рельефные углубления можно сделать, вдавив в тесто пуговицы (из которых можно сделать штампы), колосья, травинки, любые предметы. Путем отпечатков можно создать различные картины или украсить рамки. На раскатанный пласт можно положить засушенные цветы, другие растения слегка прижать их к тесту пальцем. Накрыть их тканью, прокатать скалкой. Пинцетом или руками убрать отпечатываемые предметы. После сушки раскрасить краской). 
    - Раскатать пласт толщиной 1-1,5 см, сделать отпечаток руки, обрезать края, придать ему форму (прямоугольную, овальную и  т.д.). После сушки разукрасить краской.
ДЕКАБРЬ 3.НОВОГОДНИЕ ИГРУШКИ. Вырезание различных предметов формочками для выпечки.
Раскатать пласт толщиной 0,5 см, положить формочку, вырезать формы, вставить спичку для формирования отверстия для нитки. После сушки разукрасить краской.
ЯНВАРЬ 4. Стаканчик для коротких карандашей. Лепка по форме
Иногда для лепки удобно использовать готовые формы – банки, пластиковые бутылки, зубочистки и пр. Они служат прочной и удобной основой, а также позволяет избежать лишней работы. Обмазываем соленым тестом баночку от детского питания, и украшаем золотыми нитками, бисером или бусинками, кусочками шерстяных ниток или крупами, фигурной вермишелью - получаются очень необычные вазочки        
ФЕВРАЛЬ 5. Подарок для папы. Налеп на плоскости.
На картоне нарисовать изображение. Отщипывая небольшие кусочки соленого теста, налепливаем на изображение, заполняя все пространство рисунка.
МАРТ6. Цветочки для мамочки.
     - Слепить из теста тонкие длинные жгутики, переплести их, а сверху украсить вылепленными из теста цветами с листочками. Посушить, разукрасить.
АПРЕЛЬ
7. Деревце за деревце.
Для ствола возьмем трубочку для коктейля или карандаш.
Из теста сформируем подставку, вылепим веточки – листочки.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ НАБЛЮДЕНИЕ ЗА освоениЕМ содержания Программы в коррекционной (зпр) группе________за ___учебный год
Образовательная область «ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ»
№ п/п
Ф. И. ребенка
Виды деятельности



Изобразительная деятельность ЛЕПКА



Может ориентироваться в различных свойствах предметов (цвете, величине, форме, количестве, положении в пространстве и пр.)
Лепит предметы разной формы, используя усвоенные приемы и способы лепки.
Создает небольшие сюжетные композиции, передавая пропорции, позы, движения фигур.
Выполняет декоративные композиции способами налепа и рельефа.



Н Г
КГ
СГ
КГ
СГ
КГ
СГ
КГ

1










2










3










4










5










6










7










8










9










10










11










12










Оценка уровня развития:
1 балл – не может выполнить все компоненты, помощь взрослого не принимает;
2 балла – с помощью взрослого выполняет отдельные компоненты;
3 балла – выполняет все компоненты с частичной помощью взрослого;
4 балла – выполняет все компоненты самостоятельно и с частичной помощью взрослого;
5 баллов – выполняет все компоненты самостоятельно

ПРИЛОЖЕНИЕ 3.
ПЛАН РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ по художественно-эстетическому развитию
ДАТА
РОДИТЕЛЬСКИЕ ПОСИДЕЛКИ
ДАТА
КОНСУЛЬТАЦИИ

5.09.

«РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ»
СЕНТЯБРЬ
НОЯБРЬ
«Мастерим вместе с мамой»
«Из чего складывается трудолюбие?»

7.11.

«ТЕСТОПЛАСТИКА ДЛЯ ДЕТЕЙ»
ДЕКАБРЬ
ФЕВРАЛЬ
«Готовим руку к письму».
«Посеешь привычку – пожнешь характер».

6.02.

«ВЛИЯНИЕ СКАЗОК НА РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕС-КИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ»
МАРТ

АПРЕЛЬ
«Влияние арттерапии на психологичес-кое оздоровление ребенка»
«Сказки своими руками».

14.05.
«ВОТ ЧТО Я МОГУ»
МАЙ
Подарки к праздникам своими руками


СОВМЕСТНЫЕ ПРАЗДНИКИ С РОДИТЕЛЯМИ.
№ п/п
Содержание работы
СРОКИ

1.
«Играем с пластилином».
Октябрь

2.
Мамин День «Клуб веселых и находчивых».
Ноябрь

3.
Семейный праздник на открытом воздухе «Зимушка – хрустальная».
Январь

4.
Мамин мастер-класс
Март

5.
Семейная мастерская.
Май


15