Конспект занятия по ознакомлению с окружающим Тропинками здоровья

Конспект занятия «Тропинками здоровья»

Программное содержание:
Закрепить представления детей о приспособляемости человека к зимним условиям жизни.
Познакомить детей с использованием факторов природной среды для укрепления здоровья человека.
Дать детям знания об использовании средств народной медицины при простудных заболеваниях.
Воспитывать дружелюбное отношение к другим людям, заботиться о других.
Развивать бережное отношение к своему здоровью и здоровью других людей.
Материал:
Картинки для игры « Оцени поступок», лекарственные травы и ягоды; озеро (лоскут ткани), солевая лампа; цветик-семицветик.

Предварительная работа:
Чтение сказки В.Катаева « Цветик-семицветик».

Ход занятия
-Ребята, сегодня к нам в детский сад пришло очень много хороших и добрых гостей. Давайте поприветствуем их, подарим им свои солнечные улыбки.
Педагог обращает внимание детей на то, в группе вырос необыкновенный цветок всего с одним лепестком. Дети подходят к цветку. Педагог спрашивает у них, где они читали о похожей ситуации.
Педагог. Да, правильно, в сказке В.Катаева «Цветик-семицветик». Девочка Женя потратила все шесть лепестков на исполнение желаний, которые не принесли ей радости, а значит – впустую. И вот когда остался один лепесток, Женя увидела грустного мальчика Витю – у него болели ноги. Витя не мог бегать и играть с детьми. Жене стало жалко Витю. Она оторвала последний лепесток и сказала:
Лети, лети, лепесток,
Через запад на восток,
Через север, через юг,
Возвращайся, сделав круг.
Лишь коснёшься ты земли,
Быть, по-моему, вели,-
Вели, чтобы Витя стал здоров!
И в ту же минуту Витя стал здоровым. Он так долго болел и очень хотел стать здоровым и никогда не болеть, что он сказал Жене: « Если бы волшебница подарила мне цветик-семицветик» Как вы думаете, что бы пожелал Витя?
Педагог подводит детей к тому, что Витя пожелал бы для всех здоровья.
Педагог. Давайте попробуем вырастить такой необычный цветок, который бы помогал всем людям быть всегда здоровыми.
Чтоб начать урок здоровья,
Нужно нам создать условия.
Сделать мысленный настрой,
Приглашаю всех со мной.
Пока звенит мой колокольчик,
Пусть каждый отыщет свой стульчик.
Задание № 1. Продолжи фразу: «Я думаю, здоровье – это»
Примерные ответы детей:
- Здоровье – это сила, ум.
- Здоровье – это то, что человек должен беречь.
- Здоровье – это самое большое богатство.
- Здоровье нужно всем.
Педагог подводит итог сказанному, прикрепляет один лепесток к цветку.
2. Педагог. Сейчас на дворе поздняя осень , и люди, как и звери, готовились к приходу зимы.
Задание № 2. « Расскажи, как человек готовится к приходу зимы? Как животные готовятся к приходу зимы? Почему они это делают?»
Примерные ответы детей:
- Утеплил своё жилище.
- Сменил одежду и обувь на более тёплую.
- Сделал заготовки некоторых продуктов и трав на зиму.
Педагог подводит итог сказанному и прикрепляет следующий лепесток к цветку.
3.Педагог. Осень и зима - очень опасное время года. Многие дети и взрослые болеют простудными заболеваниями: у них начинает болеть горло, появляется насморк, кашель, поднимается температура.
Задание № 3. « Назови причины появления простудных заболеваний»
Детям предлагается набор картинок для игры «Оцени поступок».
Педагог. Покажите и расскажите, кто из этих детей может заболеть и почему? (Дети одеты не по погоде, едят снег и сосут сосульки, не закаляются, находятся рядом с заболевшими детьми.)
Педагог отмечает правильные ответы детей и прикрепляет третий лепесток к цветку.
Педагог. Чтобы не болеть зимой, необходимо закаляться, тогда наш организм будет сильным и сможет противостоять болезням.
Задание № 4. «Расскажи, как надо закаляться.»
Ответы детей:
- гулять в любую погоду.
- не носить слишком тёплой одежды.
- принимать душ.
- делать гимнастику.
Педагог обобщает ответы детей, подводит к тому, что важными факторами закаливания организма являются солнце, воздух и вода, предлагает отгадать загадки.
Ребёнок. Нам лениться не годиться.
Будем помнить мы всегда:
Для здоровья пригодятся
Солнце, воздух и вода.

Не огонь, а больно жжёт;
Не фонарь, а ярко светит,
И не пекарь, а печёт. (Солнце)

В морях и реках обитает,
Но часто по небу летает.
А как наскучит ей летать,
На землю падает опять. (Вода)
Дети вместе с педагогом прикрепляют следующий лепесток к цветку.
Физкультминутка.
Педагог. Ребята, какое время года вам нравится больше всего? Предлагаю отправиться в гости к лету, там, на берегу соляного озера вас ждёт сказка. Сказка эта не простая, вы будете рассказывать ее, выполняя упражнения по профилактике простудных заболеваний.
Дети вместе с педагогом рассаживаются вокруг «Озера» выполняют комплекс упражнений под музыкальное сопровождение «Шум моря». Педагог рассказывает сказку «Капелька» с использованием точечного массажа и упражнений на расслабление и релаксацию.
Дети возвращаются на места.
4.Сюрпризный момент. К детям приходит в гости Ириска. ( У неё замотана тёплым шарфом шея). Дети интересуются, что случилось с Ириской.
Ириска. Я вчера нашла во-о-от такую сосульку и всю до капельки её съела. А потом у меня заболело горло, и поднялась температура. Помогите мне, ребята!
Педагог вместе с детьми ищут варианты помощи заболевшей Ириске.
Задание № 5. « Расскажи, какие ты знаешь народные средства для лечения.»
Ромашка оказывает противомикробное действие. ( Педагог заливает кипятком ромашковый чай.) Шиповник повышает сопротивляемость организма. Мята, чабрец, малина, липа - повышают жизненный тонус.
Дети заваривают чай из лекарственных трав и ягод. Предлагают его выпить Ириске.
Последний лепесток прикрепляется к цветку.
5.Педагог. Посмотрите, ребята, какой красивый вырос у нас с вами цветок, цветок Здоровья. Сегодня мы с вами узнали, что необходимо делать для того, чтобы не болеть, и все правила постараемся выполнять.
Ириска. А вот и не все! Вы забыли сказать, что необходимо заниматься спортом.
Ребёнок. Не боимся мы простуды,
нам и насморк нипочём,
потому что все мы дружим
со скакалкой и мячом!
Предлагаю вам немедленно сделать зарядку.
6.Под музыкальное сопровождение дети вместе с Ириской выполняют комплекс спортивных упражнений.
Ириска. Какие вы, ребята, молодцы. За то, что вы мне помогли, вот вам угощение. Ну а мне пора домой. До свидания!
Педагог. До свидания Ириска! Ну и нам пора возвращаться в группу. Цветок Здоровья будет нам напоминать, как защитить себя от болезни. В группе будем пить чай и кушать угощение, которое оставила Ириска.








15