Элективный курс Тропинками родного края


Муниципальное казённое учреждение Молодотудская общеобразовательная школа
Программа элективного курса для 9 класса
«Тропинками родного края».

Составила учитель
географии и обществознания
Николаева Татьяна Витальевна
С. Молодой Туд, 2015г
..
Краеведение учит людей любить не только свои родные места, но и приучает интересоваться историей, искусством, литературой, повышать свой культурный уровень. Это самый массовый вид науки: в сборе материалов могут принимать участие и большие учёные, и школьники».
Д.С. Лихачёв
Пояснительная записка.
Концепция модернизации российского образования определяет создание специализированной подготовки в старших классах общеобразовательной школы ориентированной на индивидуализацию обучающихся.
Актуальность введения курса связано с внедрением предпрофильной подготовки для дальнейшего выбора учащихся.
Главная цель данного курса – расширить и углубить знания о своей малой Родине, развить интерес к изучению малой Родины, воспитать любовь и заботу о ней на основе изучения историко-географических аспектов территории, развить познавательную и творческую активность учащихся.
Задачи этого курса:
- Дать сведения об истории родного края;
- Расширить историко-географическое представление школьников о своем крае;
- Создать у школьников представление о жизни сельчан в разные исторические эпохи;
- Ознакомить учащихся с историко-культурными памятниками с.Молодой Туд.
- Формировать знания о природных особенностях района, тектоническом, геологическом строение, рельефе, климате, почвенном и растительном покрове и животном мире, а также экономических и социальных аспектах и его формировании, современном состоянии, перспективах развития;
- Развивать умения устанавливать причинно-следственные связи между компонентами природы в ландшафтах окружающей среды, выявлять, оценивать, прогнозировать изменения района;
- Использовать краеведческий материал в учебном процессе для формирования общих географических понятий и закономерностей, вовлечь учащихся в активную исследовательскую работу:
- изучить литературные источники, статистические данные;
- обобщить изученный материал.
Элективный курс предназначен для учащихся 9 класса, знакомит школьников с историей родного края, проблемами современной жизни села. Этот курс позволит внедрить в содержание программы элементы краеведческих исследований, расширить историко-географические представления школьников о своем крае, будет способствовать патриотическому воспитанию учащихся, а также развитию познавательной и творческой активности учащихся.
Формы и организации занятий: лекции, экскурсии, работа с литературными источниками, встречи с интересными людьми, творческие отчёты.
Содержание программы элективного курса:
Географическое положение села Молодой Туд. ( 1 час).
Географическое положение села, конфигурация, протяжённость, расстояние до ближайших городов Тверской области, г. Москвы, приблизительные координаты.
Практические работы: 1. Определение расстояния до ближайших городов Тверской области, г. Москвы.
2.Составление плана-схемы села.
Учащиеся должны знать: - Особенности географического положения села.
Учащиеся должны уметь: - Определять место села на карте области и России, определять ГП, его влияние на особенности развития села.
История С. Молодой Туд (3 час).
Источники знаний о прошлом села. Первые упоминания о нашем селе. Происхождение названия села, улиц. С. Молодой Туд до революции, в послереволюционный период. С. Молодой Туд в годы Великой отечественной войны. Восстановление села после войны. История возникновения библиотеки, больницы, аптеки, почты, фабрики елочных игрушек, льнозавода, электроподстанции, почты. Возникновение новых улиц. Связь истории села с важнейшими этапами в жизни страны.
Практические работы:
1.По материалам школьного музея изучить: с. Молодой Туд в годы Великой отечественной войны.
2. История любого предприятия или характеристика своей улицы.
Учащиеся должны знать: Прошлое села, особенности формирования, заселения территории, ее освоенность, история возникновения предприятий и социальных объектов на территории села.
Учащиеся должны уметь: Давать характеристику исторических событий, происходящих в родном крае в разное время, работать с источниками литературы.
Природа села (2 часа).
Рельеф своей местности, климат, внутренние воды, почвы, их использование и охрана, растительный и животный мир, рациональное использование природных ресурсов и охрана природы. Экологические проблемы села.
Практические работы:
Выявление источников загрязнения своей местности.
Прогнозирование изменения природы села под влиянием деятельности человека.
Учащиеся должны знать: Зависимость рельефа территории от тектонического строения и действия внешних сил, факторы формирования климата села, влияние климатических условий на жизнь и хозяйственную деятельность людей, особенности внутренних вод, основные типы почв, типичные виды растений и животных, редкие и исчезающие виды растений и животных, лекарственные, ядовитые, дикорастущие съедобные растения своей местности.
Учащиеся должны уметь: Определять и оценивать природные условия и ресурсы территории, устанавливать зависимость между рельефом, тектоническим строением. Определять основные черты климата села, оценивать водные, почвенные, земельные, растительные, животные ресурсы для прогнозирования рационального природопользования.
4. Население села (2 часа).
История заселения местности древними племенами. Численность, динамика численности, национальный состав, естественное движение населения, возрастно-половая структура населения. Миграции, их влияние на численность населения.
Практические работы:
По статистическим данным изучить показатели естественного движения населения села, тенденции изменения занятости, проблемы занятости, в т.ч. молодёжи.
Учащиеся должны знать: Историю заселения древними людьми местности, основные показатели численности, естественного движения населения, особенности национального состава населения,
Особенности возрастно-половой структуры населения, причины миграций, их влияние на численность населения.
Учащиеся должны уметь: Давать характеристику населения села (основные показатели, особенности, причины) , прогнозировать изменения показателей в будущем.
Хозяйство села (2 часа).
Современная с/х и промышленная освоенность территории. Ведущие предприятия и масштабы производства, их роль в хозяйстве Оленинского района и Тверской области. Степень развития производства товаров народного потребления и сферы услуг. Транспорт.
Практические работы и экскурсии:
Выявление изменений в хозяйстве села на разных этапах развития села.
Экскурсия на местное производство (описание)
Учащиеся должны знать: Современную с/х и промышленную специализацию территории, степень развития социальной сферы и транспорта.
Учащиеся должны уметь: Оценивать природные условия и ресурсы местности для развития промышленности и с/х производства.
Прогноз перспектив развития села (обобщение знаний) (1 час).
Роль села в развитии хозяйства территории. Место села в хозяйстве области, страны, его внешние, внутренние связи. Перспективы развития села.
Итоговая контрольная работа.
Урок конференция по курсу (1 час).
Защита творческих проектов.
Тематическое планирование курса.
№ урока Дата Тема урока Формы контроля д/з.
1. Физико-географическое положение села. Самостоятельная работа 2. Прошлое с. Молодой Туд. Первые упоминания о с. Молодой Туд. 3. . Молодой Туд до революции, в послереволюционный период, в годы войны, послевоенный период. Практическая работа 4. История возникновения библиотеки, больницы, аптеки, почты, фабрики елочных игрушек и других предприятий. Практическая работа 5. Характеристика природы села. Собеседование по теме 6. Экологические проблемы села. Практическая работа 7. История заселения местности древними племенами. 8. Современное состояние населения села и динамика изменения. Практическая работа 9. Современная с/х и промышленная освоенность территории. Ведущие предприятия с. Молодой ТудПрактическая работа 10. Социальная сфера села. Транспорт. экскурсия 11. Прогноз перспектив развития села. Контрольная работа 12. Урок-конференция по теме Защита творческих проектов Литература:
1.Вишняков Н.М. Ржев-М.,1969.
2.Газеты: «Наша жизнь», «Путь Ленина», «Ржевские вести».
3.Государственный архив Тверской обл.
4. http://www.tverarchive.ru/archive/political-division/volost 5. http://www.tverarchive.ru/activity/exb.html 6. http://guides.rusarchives.ru/browse/guidebook.html?bid=225&sid=767186 7. Ржев // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890— 1907.
Тверская область. Энциклопедический справочникРжевский уезд на двухверстной топографической межевой карте Тверской губернии 1853г.Старые карты Ржевского уезда Ржев // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
Тверская область. Энциклопедический справочник
Ржевский уезд на двухверстной топографической межевой карте Тверской губернии 1853г.
Старые карты Ржевского уезда
Смирнов Ю. В стране тудовлян. - Тверь., Издательство Герс,2004.
http://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/1121382
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A2%D1%83%D0%B4%D0%BE%D0%B2%D0%BB%D1%8F%D0%BD%D0%B5