Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Акварелька»

Департамент образования Администрации города Сарова
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Дворец детского (юношеского) творчества»
города Сарова





Принята
на заседании педагогического совета
Утверждаю:
Директор МБУ ДО ДДТ

«___» ________________ 2016г.
__________________________ /ФИО/

Протокол № __________
«___» ________________ 2016г.









Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
художественной направленности
«Акварелька»





Возраст обучающихся: 7-8лет
Срок реализации: 1 год


Автор составитель:
Кокоева Светлана Васильевна,
педагог дополнительного образования











г. Саров
2016





СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 3
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА 5
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН 13
СОДЕРЖАНИЕ ИЗУЧАЕМОГО КУРСА 16
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ 30
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 36
ПРИЛОЖЕНИЯ 37






















1. ВВЕДЕНИЕ
"Ребенок это не сосуд, который надо наполнить,
а огонь, который надо зажечь»

Велика сила воздействия искусства на подрастающего человека. Для общества в целом именно сейчас очень важно формирование нравственных ценностей и эстетическое воспитание каждого ребенка.
Формирование творческой личности – одна из наиболее важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Наиболее эффективное средство для этого – изобразительная деятельность ребенка.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Акварелька» дает основы изобразительного искусства и декоративно-прикладного творчества и рассчитана на младших школьников, которые в силу возрастных особенностей не могут в полном объеме освоить программу классической художественной школы. Данная дополнительная образовательная программа дает возможность ребенку сформировать основы художественной культуры, обращаясь к культуре родного края, эстетическое отношение к миру, понимание красоты как ценности; потребности в художественном творчестве и в общении с искусством.
В каждом ребенке заложено желание творить, однако не у каждого есть способность в точности воспроизвести в рисунке тот или иной предмет. Данная программа включает в себя сочетание классических и нетрадиционных техник рисования.
Итогом анализа современных подходов к преподаванию изобразительного искусства, совокупности требований, обязательных при реализации основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, изучения возрастных и психологических особенностей обучающихся, а также практического опыта работы объединения стала дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Акварелька».

2. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Направленность дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Акварелька» – художественная.
Данная программа является модифицированной.
Актуальность дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Акварелька» заключается в том, что она:
учитывает возрастные особенности и индивидуальные возможности каждого ребенка;
сочетает традиционные и нетрадиционные техники рисования;
формирует эстетические потребности, ценности и чувства;
помогает при небольшой загрузке ребенка овладеть азами изобразительного искусства и декоративно – прикладного творчества прививает художественный вкус;
формирует устойчивый интерес к самостоятельному художественному творчеству.

Цель программы: развитие творческих способностей детей путем овладения изобразительным искусством как средством самовыражения, сообразно индивидуальным наклонностям ребенка.

Задачи:
Предметные задачи:
формировать эстетический вкус, художественное мышление обучающихся, способность воспринимать эстетику природных объектов, сопереживать им;
расширять опыт создания художественных образов в разных жанрах изобразительного искусства (живопись, графика и др.)
формировать опыт работы с различными художественными материалами и в разных техниках в различных видах визуально – пространственных искусств, в специфических формах художественной деятельности;
развивать визуально - пространственное мышление как форму эмоционально ценностного освоения мира, самовыражения и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры.
Метапредметные задачи:
развивать индивидуальные творческие способности обучающихся, формировать устойчивый интерес к творческой деятельности;
развивать умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи, определять наиболее эффективные способы их достижения;
формировать навыки самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
развивать навыки организации учебного сотрудничества и совместной деятельности с педагогом и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение.
Личностные задачи:
воспитывать уважение к истории культуры своего Отечества и мира, выраженной в архитектуре, изобразительном искусстве, национальных образах предметно - материальной и пространственной среды, понимания красоты человека;
формировать коммуникативную компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками и взрослыми в процессе образовательной, творческой и других видов деятельности;
воспитывать осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;
формировать ответственное отношение к учению, готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Акварелька» призвана решать задачу, поставленную в «Концепции развития дополнительного образования – 2014» перед педагогами: развитие дополнительного персонального образования как ресурса мотивации личности к познанию, творчеству, труду, искусству и спорту; а также дать ребенку возможность выбора режима и темпа освоения материала программы, построить индивидуальную образовательную траекторию.
Личностный рост ребёнка обеспечивается данной общеразвивающей программой в трёх взаимосвязанных и взаимопроникающих направлениях:
личностный рост ребёнка, развитие его способностей, дарований, талантов;
первичное профессиональное самоопределение, совершенствование в избранной для освоения деятельности;
коммуникация и взаимодействие.
Решение задач, поставленных в данной дополнительной общеразвивающей программе, создает условия для достижения учащимися метапредметных результатов обозначенных в Федеральных государственных стандартах нового поколения общего образования:
умение самостоятельно определять цели своего обучения,
ставить и формулировать для себя новые задачи в познавательной и творческой деятельности,
развивать мотивы и интересы своей познавательной и творческой деятельности;
умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные,
осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения; умение соотносить свои действия с планируемыми результатами,
осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата,
определять способы действий в рамках предложенных условий и требований;
корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения свои действия;
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа объединения «Акварелька» ориентирована на реализацию содержания образования, сформулированного в статье 14 Закона РФ «Об образовании» – «обеспечение самоопределение личности, создание условий для ее самореализации».
Новизной данной программы является сочетание классических техник рисования с нетрадиционными техниками изобразительного искусства и декоративно - прикладного творчества. Разнообразие материалов и техники будят творческую инициативу, развивают фантазию и воображение учащихся. Не обладая достаточными навыками, дети обычно не удовлетворяются своими слабыми рисунками и постепенно утрачивают интерес к изобразительному искусству. При выполнении же нестандартных работ с использованием различных материалов, учащиеся начинают с увлечением заниматься рисованием, стремятся выполнять свои работы на высоком уровне, творчески подходить к выполнению задачи. В результате повышается мотивация учащихся, качество знаний, развивается познавательный интерес к искусству, учащиеся становятся более активными.
Для определения отличительных особенностей дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы объединения «Акварелька» были рассмотрены несколько программ по изобразительному искусству и декоративно прикладному творчеству. В программе Б.М. Неменского «Изобразительное искусство и художественный труд» и Н.В. Гросула «Изобразительное творчество» предлагается много коллективной творческой работы. В программе «Акварелька» акцент делается на индивидуальных способностях и наклонностях каждого ребенка – выстаивается индивидуальный образовательный маршрут. В данной дополнительной образовательной программе происходит постепенное освоение ребенком основ изобразительного искусства. Дополнительная образовательная программа может рассматриваться как подготовительный курс для более углубленного изучения изобразительного искусства, которое ребенок при желании может продолжить в объединении, изучая программы «Палитра» и «Радуга творчества».
В процессе изучения программы происходит постепенное освоение ребенком основ изобразительного искусства по классическим техникам рисования и нетрадиционным техникам.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Акварелька» разработана для обучающихся с 7 лет.
Педагогическая целесообразность данной программы заключена в том, что возраст 7-8 лет считается идеальным для обучения. Творческая деятельность способствует раскрытию внутреннего мира детей. Каждому ребенку важно почувствовать себя творцом, открыть для себя мир изобразительного искусства, народной культуры, научиться видеть красоту окружающей природы. Поэтому осваивать данную дополнительную образовательную программу может любой ребенок, независимо от уровня подготовки и способностей в данной направленности. В то же время отличительной особенностью данного возраста является необходимость видеть свой положительный и быстрый результат. Именно поэтому основой содержания программы является сочетание классических и нетрадиционных техник рисования. Это позволяет каждому ребенку выполнить необходимый объем работы и побывать в ситуации успеха.

Продолжительность освоения дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы объединения «Акварелька»- один год:
1-й год обучения: 72 часа (1 раз в неделю по 2 часа), группа 15 человек.

Формы проведения занятий: групповая и индивидуально-ориентированная.

Основными результатами реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы объединения «Радуга творчества» являются:
Ожидаемые результаты

понимать значения искусства в жизни человека и общества;
иметь навыки использования различных художественных материалов
уметь применять полученные знания в собственной художественно-творческой деятельности;
моделировать новые образы путем трансформации известных;
решать творческие и поисковые проблемы различными способами.
самостоятельно создавать художественный образ;
уметь оценивать собственные результаты художественно-творческой деятельности;
активно использовать язык изобразительного искусства для освоения содержания разных учебных предметов (литературы, окружающего мира, родного языка и др.)
уметь планировать, контролировать и оценивать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
иметь необходимый уровень изобразительных навыков для продолжения образования в предпрофессиональном учебном заведении.


Контроль и формы подведения промежуточной аттестации по программе.
В процессе обучения применяются следующие виды контроля:
Вводный. Он проводится в начале каждого занятия и направлен на определение степени готовности учащихся с целью планирования работы на занятии.
Текущий. Проводится в процессе занятия и направлен на закрепление практических умений и навыков.
Этапный. Контроль готовых работ.
Итоговый. Проводится по завершению работы.

Промежуточная аттестация
Аттестация обучающихся проводится по нескольким критериям:
Посещаемость 1-5 баллов
Качество исполнения 1-5 баллов
Творческий подход 1-5 баллов
Освоение техник рисования 1-5 баллов
Участие в выставках и конкурсах 1-5 баллов
В соответствии с набранным количеством баллов определяется уровень освоения программы:
Высокий 20–25 баллов
Средний 15-20 баллов
Низкий до 15 баллов
Промежуточная аттестация проводится по окончании программы – осуществляется проверка результатов обучения, определяется уровень освоения обучающимися системы знаний, умений и навыков, полученных в процессе изучения программы.
Аттестация проходит в форме просмотра готовых работ каждого обучающегося.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

п/п


Темы

Общее количество часов
В том числе




Теоретические часы
Практические часы




1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16






ЖИВОПИСЬ

«Мы художники»

«Цветик - семицветик»

«Ветер по морю гуляет»

«Бабочки»

«Краски осени»

«Фонарик»
«Сказка о Снежной королеве»
«Зимний замок»
«Ночной зимний лес»

«Снегири»

«Ветка сакуры»

«Тюльпаны»»

«Портрет любимой мамы»

«Сирень»

«Любимый город»

«Ура! Каникулы»







2

2

2

2

2

4

2

4

2

2

2

2

2

2

2

2









1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1









1

1

1

1

1

3

1

3

1

1

1

1

1

1

1

1










п/п


Темы

Общее количество часов
В том числе




Теоретические часы
Практические часы




1

2

3

4

5

6






1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11





ГРАФИКА

«Ребята и зверята»

«Кто рядом с нами живет»

«Веселые буквы»

«Северное сияние»

«Любимые герои сказок»

«Рыжий клоун»



ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ
ТВОРЧЕСТВО

«Чудо- дерево»

«Африка»

«Золотая рыбка»

«Волшебные шары»

«Елка для мышки»

«Морозные узоры»

«Рукавички»

«Красавица матрешка»

«Золотая хохлома»

«Домики-гномики»

«Ящерка»






2

2

2

2

2

2






2

2

2

2

2

2

2

4

2

2

2


Итого 72 ч.




1

1

1

1

1

1






1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1


33ч.






1

1

1

1

1

1






1

1

1

1

1

1

1

3

1

1

1


39ч.


СОДЕРЖАНИЕ ИЗУЧАЕМОГО КУРСА

Тема 1. «Мы художники»
Теория: введение в образовательную программу. Знакомство с инструментами художника.
Практика: выполнение творческой работы для диагностики обучающегося.
Тема 2. «Цветик-семицветик»
Теория: знакомство с хроматическими и ахроматическими цветами. Расширение знания цветовой гаммы.
Практика: выполнение рисунка цветика путем смешивания основных цветов.
Тема 3. «Ветер по морю гуляет»
Теория: Правильное расположение рисунка на листе. Знакомство с техникой рисования акварелью. Рисование по сырой бумаге. Изображение воды.
Практика: выполнение рисунка неба и моря по сырой бумаге. Изображение парусника. Прорисовка деталей.
Тема 4. «Бабочки»
Теория: знакомство с техникой «монотипия» (понятие, способ изображения, инструменты). Развитие фантазии, воображения.
Практика: сложение листа пополам. Нанесение карандашного контура бабочки на половину листа. Постепенное заполнение контура краской и отпечатывание на другую сторону путем сложения листа.
Тема 5. «Чудо-дерево»
Теория: декоративное изображение природы. Применение техники рисования при помощи отпечатывания кисти.
Практика: нанесение акварельного фона. Обведение своей ладошки на листе бумаги. Выполнение ствола дерева в цвете. Изображение кроны дерева при помощи отпечатывания кисти.
Тема 6. «Краски осени»
Теория: знакомство с техникой «раздувание краски» (понятие, способ изображения, инструменты). Плавное вливание одного цвета в другой, применение в рисунке техники «раздувание краски».
Практика: рисунок неба (выполнение цветовой растяжки). Рисунок земли. Изображение деревьев, травы на переднем плане при помощи техники «раздувание краски» Изображение листвы на деревьях.


Тема 7. «Африка»
Теория: декоративные приемы в изображении животных. Теплая цветовая гамма.
Практика: подбор цветовой гаммы. Выполнение неба и земли в цвете. Изображение жирафа и птиц. Проработка декоративных деталей.
Тема 8. «Ребята и зверята »
Теория: Графическое изображение животных. Виды штриховки.
Практика: карандашный рисунок слоненка и пальмы. Выполнение рисунка при помощи цветных карандашей.
Тема 9. «Золотая рыбка»
Теория: декоративность в изображении. Работа с шаблонами.
Практика: карандашный рисунок рыбки при помощи шаблона. Выполнение работы в цвете. Изображение воды при помощи техники раздувания краски.
Тема 10. «Кто рядом с нами живет»
Теория: декоративное изображение животных.
Практика: карандашный рисунок кошки. Проработка декоративных деталей. Выполнение работы в цвете.
Тема 11. «Фонарики»
Теория: цветовая растяжка. Способы выполнения цветовой растяжки.
Практика: изображение света от фонаря. Карандашный рисунок фонаря и еловой ветки. Выполнение работы в цвете.
Тема 12. «Сказка о снежной королеве»
Теория: изображение животных. Продолжение знакомства с техникой цветовой растяжки.
Понятие пластики в изображении животных.
Практика: подготовка фона для работы. Изображение луны и снежной земли. Карандашный рисунок оленей. Выполнение в цвете. Изображение снежинок.
Тема 13. «Зимний замок»
Теория: архитектура как вид искусства. Применение шаблонов в изображении. Холодная цветовая гамма.
Практика: выполнение цветного фона. Карандашный рисунок замка при помощи шаблона. Изображение рисунка в цвете.
Тема 14. «Волшебные шары»
Теория: декорирование предметов. Применение шаблона.
Практика: карандашный рисунок новогодних украшений. Выполнение рисунка в цвете. Проработка декоративных элементов.

Тема 15. «Елка для мышки»
Теория: декоративность в изображении. Изображение животных. Работа с шаблонами.
Практика: выполнение фона ночного неба. Карандашный рисунок елки, мышки и луны. Выполнение работы в цвете. Проработка декоративных деталей.
Тема 16. «Морозные узоры»
Теория: рисование в технике фотокопия (понятие, способы выполнения, инструменты)
Практика: составление эскиза морозного узора. Выполнение узора на основном листе. Обводка рисунка свечой. Заливка листа акварельными красками. Проработка деалей.
Тема 17. «Ночной зимний лес»
Теория: пейзаж как жанр изобразительного искусства. Особенности изображения зимней природы.
Практика: подбор цветовой гаммы. Выполнение в цвете ночного неба. Изображение заснеженных елей. Проработка снежных сугробов на переднем плане.
Тема 18. «Веселые буквы»
Теория: знакомство со спецификой работы художника-оформителя. Показ и обсуждение обложек различных книг. Фантазийные образы в изображении.
Практика: составление эскиза образа буквы. Перенос карандашного рисунка на основной лист. Выполнение работы в цвете.
Тема 19. «Снегири»
Теория: правила работы с акварельными красками. Построение композиции на листе. Особенности изображения птиц.
Практика: выполнение карандашного рисунка птиц на ветке. Выполнение фона в цвете. Изображение снегирей и ветки рябины в цвете.
Тема 20. «Рукавички»
Теория: декорирование предметов одежды. Понятие орнамента. Работа с шаблонами.
Практика: составление карандашного эскиза. Выполнение карандашного контура рукавичек на основной лист. Изображение
Тема 21. «Красавица матрешка»
Теория: знакомство с декоративно – прикладным творчеством родного края. Семеновская роспись. История возникновения матрешки.
Практика: карандашный рисунок матрешки. Выполнение платка и фартука матрешки в цвете. Нанесение узоров на платок и сарафан матрешки.




Тема 22. «Северное сияние»
Теория: продолжение знакомства с графикой. Виды штриховки. Передний и задний план.
Практика: рисунок на бумаге. Подбор цветовой гаммы. Выполнение северного сияния цветными карандашами. Изображение кромки леса на заднем плане. Проработка переднего плана.
Тема 23. «Золотая хохлома»
Теория: знакомство с понятием – декоративно-прикладное искусство. Декоративно – прикладное искусство нашего края. Хохломская роспись. Показ изделий хохломской росписи.
Практика: продумывание композиции. Составление пробных эскизов. Выполнение декоративного панно с изображением закругленных веток и ягод.
Тема 24. «Любимые герои сказок»
Теория: знакомство со спецификой работы художника – оформителя книг.
Практика: создание эскиза образов любимых героев. Перенос изображения на основной лист. Выполнение творческих работ в цвете.
Тема 25. «Ветка сакуры»
Теория: Расширение знания цветовой палитры. Создание оттенков розового цвета.
Свет, тень, полутень. Правильная компоновка рисунка.
Практика: выполнение предварительного рисунка карандашом. Работа красками. Изображение неба, горы на заднем плане и моря на переднем плане. Карандашный рисунок ветки сакуры. Выполнение в цвете.
Тема 26. «Тюльпаны»
Теория: особенности техники акварельной живописи. Рисование акварелью по мокрой бумаге. Композиция рисунка на листе. Передний и задний плены.
Практика: нанесение фона акварелью. Карандашный рисунок тюльпанов. Выполнение работы в цвете. Прорисовка тюльпанов на переднем плане.
Тема 27. «Портрет любимой мамы»
Теория: пропорции лица. Правила построения лица. Компоновка рисунка на листе. Передача настроения в рисунке.
Практика: построение лица на бумаге. Придание характерных черт изображаемого человека. Выполнение работы в цвете.




Тема 28. «Рыжий клоун»
Теория: знакомство с пропорциями фигуры человека. Пластика фигуры. Создание комичного образа.
Практика: создание эскиза веселого клоуна. Выполнение карандашного рисунка на основном листе. Выполнение работы в цвете. Работа над деталями костюма клоуна.
Тема 29. «Домики-гномики»
Теория: декоративность в изображении. Создание определенной цветовой гаммы в работе. Создание настроения в работе.
Практика: создание эскиза домиков. Подбор цветовой гаммы. Выполнение фона красками. Перенос рисунка на основной лист. Выполнение работы в цвете, проработка декоративных деталей домиков и деревьев.
Тема 30. «Сирень»
Теория: совмещение разных техник рисования в одной работе. Продолжение знакомства с техникой рисования методом тычка.
Практика: заливка фона акварелью по сырой бумаге. Нанесение контура гроздей сирени и веток. Изображение сирени с помощью техники рисования методом тычка. Рисунок веток и листьев сирени.
Тема 31. «Ящерка»
Теория: декоративность в изображении животных. Компоновка рисунка на листе. Подбор цветовой гаммы. Работа с шаблоном.
Практика: карандашный рисунок ящерки при помощи шаблона. Выполнение работы в цвете. Проработка декоративных деталей.
Тема 32. «Любимый город»
Теория: Совмещение разных техник рисования в одной работе.
Практика: выполнение предварительного эскиза. Перенос рисунка на основной лист. Подбор цветов для выполнения рисунка. Выполнение работы при помощи совмещения разных техник.
Тема 33. «Ура! Каникулы!»
Теория: знакомство с жанром мультипликация. Роль художника в создании мультфильмов.
Практика: творческая работа. Рисунок любимых героев мультфильмов.




МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
Обучающиеся объединения - ребята младшего школьного возраста. Главными особенностями этого возраста являются раскрытия индивидуальных особенностей и способностей; развития навыков самоконтроля, самоорганизации и саморегуляции; становления адекватной самооценки, развития критичности по отношению к себе и окружающим; развития навыков общения со сверстниками, установления прочных дружеских контактов.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Акварелька» строится на следующих принципах:
принцип поэтапности «погружения» в программу (это самый ответственный принцип. Программа составлена с учетом возрастных особенностей детей);
принцип динамичности (каждое занятие необходимо творчески пережить и прочувствовать, только тогда сохраняется логическая цепочка – от самого простого до заключительного, максимально сложного задания);
принцип сравнений (подразумевает разнообразие вариантов решения детьми заданной темы, развитие интереса к поисковой работе с материалом, помогает развитию творчества, воображения);
принцип выбора (заключается в творческом взаимодействии взрослого и ребенка при решении данной темы, без каких либо – определенных и обязательных ограничений);
принцип индивидуализации (обеспечивает развитие каждого ребенка);
связь обучения с жизнью (изображение должно опираться на впечатление, полученное ребёнком от действительности. Дети рисуют то, что им хорошо знакомо, с чем встречались в повседневной жизни, что привлекает их внимание. Чем интереснее, насыщеннее, богаче по содержанию жизнь детей, тем больший отклик она приносит в их творчество).
Л.С.Выготский утверждает, что ребёнок данного возраста творит своё произведения в один приём, редко работает над ним долго. Учитывая данные особенности, в процессе реализации программы «Акварелька» широко применяются и нетрадиционные техники рисования:
Фотокопия. Это техника рисования при помощи свечки. Для основного рисунка используется любой водоотталкивающий материал: свеча, кусок сухого мыла, белый восковый мелок. Вначале выполняется рисунок карандашом, затем нужные места обводятся кусочком свечи. Затем выполняется рисунок акварельными красками. Невидимые контуры не будут окрашиваться при нанесении поверх них акварельной краски, а будут проявляться, как это происходит при проявлении фотопленки.
Рисование методом тычка. Для этого метода достаточно взять любой подходящий предмет, например ватную палочку. Опускаем ватную палочку в краску и точным движением сверху вниз делаем тычки по листу бумаги. Палочка будет оставлять четкий отпечаток. Форма отпечатка будет зависеть от того, какой формы был выбран предмет для тычка. Если тычок делать целенаправленно, например, по готовому контуру и внутри него, то изображаемый объект получится интересной неоднородной фактуры. Этим методом можно нарисовать падающий снег, украсить готовый рисунок орнаментом и многое другое.
Монотипия. Данная техника используется для изображения симметричных предметов, зеркального отражения объектов на водной глади (пруда, озера, реки и т.д.). Лист бумаги складывается пополам, на одной половинке рисуются объекты будущего пейзажа или другого рисунка, раскрашиваются красками, а после, лист складывается пополам и проглаживается. После получения оттиска исходные объекты рисунка оживляются красками повторно, чтобы они имели более четкие контуры.
Раздувание красок. На лист бумаги наносят несколько капель жидкой краски. Можно взять трубочку для коктейля, а можно от обычного детского сока. Нижний конец трубочки направляют в центр кляксы, а затем с усилие дуют в трубочку и раздувают кляксу от центра в разные стороны. На пятно можно воздействовать и управлять им, преобразуя в какой либо задуманный объект, отдельные детали которого дорисовываются обычной кистью или с помощью фломастеров. Усилия по раздуванию краски способствуют активной работе легких.
Тампование. Для этой техники необходим кусочек поролона. Из него делается тампон. Затем краску наносят на тампон и делают отпечатки на листе бумаги. Получаются легкие, воздушные отпечатки. Рисунок можно выполнять как полностью в этой технике, так и комбинируя с другими техниками рисования.


МЕТОДЫ ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА.
Информационно-рецептивный (объяснительно-иллюстративный). Данный метод педагог использует при организации наблюдений, обследовании предметов и игрушек, рассматривании картин и иллюстраций, несущих детям информацию о предметах или явлениях. В изобразительной деятельности дети отражают предметы и явления окружающей действительности или содержание музыкальных, литературных произведений. Поэтому работа педагога должна быть направлена на обеспечение восприятия и понимания содержания. С этой целью организуется обследование предмета, как прием обучения. При этом в строго определенной последовательности выделяются стороны и свойства предмета, которые необходимо усвоить детям для его последующего изображения.
Указание. Указания педагога не должны быть прямой диктовкой. Необходимо чтобы они стимулировали мыслительную деятельность ребенка. При указании на ошибку ребенка, необходимо обратить его внимание на нарушение смысла, логики изображения, стремится при этом к самостоятельному исправлению самим ребенком допущенной ошибки. Обычно, педагог дает детям указания, разъясняя поставленные учебные задачи. Детям предлагается подумать, что они будут изображать, а главное как они расположат изображаемый предмет. При этом им даются как общие, так и индивидуальные указания, к которым педагог прибегает в случае крайней необходимости, чтобы не нарушить творческий процесс.
На занятиях в объединении помимо обучающих задач педагог ставит и добивается решения творческих задач. С этой целью применяются специальные методы, вызывающие эмоциональную отзывчивость детей их активность и самостоятельность, а именно эвристический метод. Решению вышеизложенных задач так же способствует частично - поисковый или исследовательский методы. Эти два метода в обучении используются в единстве и направлены на развития творческого мышления, воображения, на обучение детей самостоятельному решению изобразительной задачи. Данные группы методов используется при выполнении творческих заданий. В случае если у детей возникнут затруднения при выполнении работы, педагог прибегает к использованию частичного показа.
МОНИТОРИНГ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
На протяжении всего периода реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы объединения «Палитра» ведется мониторинг, целью которого является определение уровня освоения детьми знаний, умений и навыков в полном объеме.
Основная задача мониторинга – непрерывное отслеживание состояния образовательного процесса. Выясняются такие вопросы, как достигается ли цель образовательного процесса, существует ли положительная динамика в развитии ребенка по сравнению с результатами предыдущих диагностических исследований, существуют ли предпосылки для совершенствования работы преподавателя и коррекции программы.
В зависимости от этапа освоения программы используется:
Диагностическое оценивание направлено на выявление знаний, умений и навыков обучающихся по разделу программы, который будет изучаться. Он позволяет определить исходный уровень знаний и умений, чтобы использовать его как фундамент, ориентироваться на допустимую сложность учебного материала (Приложение 1).
Срезовое оценивание осуществляется периодически, по мере прохождения новой темы, раздела, и имеет целью систематизацию знаний обучающихся.
Итоговое оценивание проводится в конце учебного года, а также по окончании программы. Он направлен на проверку конкретных результатов обучения, выявления степени усвоения обучающимися системы знаний, умений и навыков, полученных в процессе изучения программы.
Критериями оценивания выступают ожидаемые результаты, соответствующие целям дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы объединения «Палитра»
Система оценивания выстраивается таким образом, чтобы обучающиеся включались в контрольно-оценочную деятельность, приобретали навыки и привычку к самооценке.
Мониторинг образовательного процесса основан на использовании следующих методик:
систематические наблюдения за деятельностью ребенка;
получение ответов на поставленные задачи через педагогические ситуации;
анализ продуктов творческой деятельности;
анализ процесса деятельности;
индивидуальная беседа с ребенком.

Техническое оснащение программы
Кабинет, удобные парты, стулья;
Технические средства магнитофон; СD-диски, фотоаппарат.
Оборудование: акварель, гуашь, клей ПВА, кисти, бумага белая и цветная, картон, ножницы, клей-карандаш, альбомы, простые и цветные карандаши, губки, трубочки, шило, свечи, оргстекло, газета, ватные палочки, баночки-непроливайки, салфетки для рук.
Наглядные пособия, схемы, чертежи.
Тематические образцы изделий.
Методическая литература по изготовлению поделок, сувениров.
Детская литература с иллюстрациями художников.
Фотографии диких и домашних животных.
Литература по изобразительному искусству.






СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Документы:
Конвенция ООН «О правах ребёнка».
Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 21.07.2014) "Об образованиив Российской Федерации".
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (ФГОС ООО).
Приказ Минобрнауки России от 17 декабря 2010 г. № 1897.
Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования.
Распоряжение Правительства РФ от 04.09.2014 № 1726-р «Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей».
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 29.08.2013 г. № 1008 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».

Литература:
Аствацатуров Г. О. Технология современного урока и творчества учителя, 2002 г.
Ашикова С. Подружись с карандашами// Дошкольное воспитание – 2004. №4, с. 19- 23
Борисова Е. “Развиваем творческие способности старших дошкольников в рисовании” Дошкольное воспитание. – 2002. – №2
В. Г. Гульчевская Что должен знать педагог о современных образовательных технологиях: практическое пособие. Издательство: АРКТИ, 2010
Доронова Т.Н “Обучаем детей изобразительной деятельности” – М., 2005. – 96 с.
Казакова Р.Г. “Рисование с детьми - нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий” ООО “ТЦ Сфера”, 2009г.
Комарова Т.С. Обучение младших школьников технике рисования/ Т.С. Комарова – М., Педагогическое общество России, 2005
Королева, Т. В. Занятия по рисованию с детьми 6-7 лет - М. : Сфера, 2009. - 112 с.
Никишина И. В. Интерактивные формы методического обучения. М.: 2007.
Образовательные технологии. Н.В. Полякова.// Научно-практический журнал "Завуч"№ 5, 2005.
Основные требования к составлению образовательной программы. //Письмо Министерства образования РФ от 18 июня 2003г.№28-02-484/16
Примерные программы по учебным предметам. Изобразительное искусство.1-4 классы.-М.:Просвещение,2010.
Селевко Г.К "Современные образовательные технологии". М, 1998
Третьякова, Н. Г. Обучение детей рисованию в детском саду / Н. Г. Третьякова. - М. : Академия Развития, 2009. - 128 с.
Шайдурова, Н. В. Обучение детей дошкольного возраста рисованию животных по алгоритмическим схемам / Н. В. Шайдурова. - М. : Детство-Пресс, 2009. - 64 с.
Янушко Е.А Развитие мелкой моторики рук/ Е.А.Янушко – М., Мозаика, 2007

Интернет-ресурсы
Минобрнауки.рф ([ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ])
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
ПРИЛОЖЕНИЕ №1

Модификация методики Г.Дэвиса по определению творческих способностей обучающихся

Данная методика применяется в качестве вводного мониторинга для обучающихся объединения «Палитра». Она предназначена для определения творческих способностей учащихся. Основополагающим методом исследования является тестирование. Методика проводится в стандартных условиях учебных заведений (групповая форма тестирования). Интерпретация результатов проводится в соответствии с ключом оценки и обработки данных исследования.
Инструкция:
Прочитайте высказывания. Если Вы согласны с утверждением, то поставьте «+». Если Вы не согласны с утверждением, то поставьте «-».
Я думаю, что я аккуратен (тна).
Я любил(а) знать, что делается в других классах школы.
Я любил(а) посещать новые места вместе с родителями, а не один.
Я люблю быть лучшим(ей) в чем-либо.
Если я имел(а) сладости, то стремился(ась) их все сохранить у себя.
Я очень волнуюсь, если работа, которую я делаю, не лучшая, не может быть мною сделана наилучшим образом.
Я хочу понять, как все происходит вокруг, найти причину.
В детстве я не был(а) особенно популярен(на) среди детей.
Я иногда поступаю по-детски.
Когда я что-либо хочу .сделать, то ничего не может меня остановить.
Я предпочитаю работать с другими и не могу работать один.
Я знаю, когда я могу сделать что-либо по-настоящему хорошее.
Если даже я уверен(на), что прав(а), я стараюсь менять свою точку зрения, если со мной не соглашаются другие.
Я очень беспокоюсь и переживаю, когда делаю ошибки.
Я часто скучаю.
Я буду значимым и известным, когда вырасту.
Я люблю смотреть на красивые вещи.
Я предпочитаю знакомые игры, чем новые.
Я люблю исследовать, что произойдет, если я что-либо сделаю.
Когда я играю, то стараюсь как можно меньше рисковать.
Я предпочитаю смотреть телевизор, чем его делать.
Ключ
Креативность (способность к творчеству) в случае ответов (+) по вопросам: 2, 4, 6, 7. 8, 9, 10, 12, 16, 17, 19 и в случае ответов (-) по вопросам: 1, 3, 5, 11, 13, 14, 15, 18, 20, 21.  Сумма соответствующих ключу ответов указывает на степень креативности. Чем больше сумма, тем выше креативность.
+
-

2 беспокойство о других  4 желание выделиться  6 недовольство собой  7 полный любопытства  8 не популярен  9 регресс на детство  10 отбрасывание давления  12 самодостаточность  16 чувство предназначенности  17 чувство красоты  19 спекулятивность
1 принятие беспорядка  3 рискованность  5 альтруизм  11 любовь к одиночной работе  13 независимость  14 деловые ошибки  15 никогда не скучает  18 активность  20 стремление к риску  21 потребность в активности

Если сумма соответствующих ключу ответов равна или больше 15, то можно предположить наличие творческих способностей у отвечающего. Педагог должен помнить, что это еще нереализованные возможности. Главная проблема помочь в их реализации, так как часто другие особенности характера таких людей мешают им в этом (повышенное самолюбие, эмоциональная ранимость, нерешенность ядерных личностных проблем, романтизм и др.). Нужны такт, общение на равных, постоянное слежение за их творческими продуктами, юмор, периодическое подталкивание на «великие дела» и требовательность. Избегать острой и частой критики, чаще давать свободный выбор темы и режим творческой работы.



















ПРИЛОЖЕНИЕ №2



Изучение оригинальности решения задач на воображение на основе упражнения «Дорисуй».

Подготовка исследования. Подобрать альбомные листы на каждого ребенка с нарисованными на них фигурами: контурное изображение частей предметов, например, ствол с одной веткой, кружок - голова с двумя ушами и т. д., и простые геометрические фигуры ( круг, квадрат, треугольник и т. д.) Подготовить цветные карандаши, фломастеры, мелки. Проведение исследования. Ребенка 5-8 лет просят дорисовать каждую из фигур так, чтобы получилась какая-нибудь картинка Предварительно можно провести вступительную беседу об умении фантазировать (вспомнить на что бывают похожи облака на небе и т. д.).
Обработка данных. Выявляют степень оригинальности, необычности изображения. Устанавливают тип решения задач на воображение.
Нулевой тип. Характеризуется тем, что ребенок еще не принимает задачу на построение образа воображения с использованием данного элемента Он не дорисовывает его, а рисует рядом что-то свое(свободное фантазирование).
Первый тип. Ребенок дорисовывает фигуру на карточке так, что получается изображение отдельного объекта (дерево), но изображение контурное, схематичное, лишенное деталей.
Второй тип. Также изображается отдельный объект, но с разнообразными деталями.
Третий тип. Изображая отдельный объект, ребенок уже включает его в какой-нибудь воображаемый сюжет ( не просто девочка, а девочка, делающая зарядку).
Четвертый тип. Ребенок изображает несколько объектов по воображаемому сюжету ( девочка гуляет с собакой ).
Пятый тип. Заданная фигура используется качественно по новому. Если в 1-4 типах она выступает как основная часть картинки, которую рисовал ребенок ( кружок - голова и т. д. ), то теперь фигура включается как один из второстепенных элементов для создания образа, воображения (треугольник уже не крыша дома, а грифель карандаша, которым мальчик рисует картину ). Далее высчитывается коэффициент оригинальности: сумма типов решения задач на воображение/количество детей.

















Дополнительная общеразвивающая программа «Сила слова»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Акварелька»

13PAGE \* MERGEFORMAT141815




ђ Заголовок 1 Заголовок 2гђ Заголовок 3гђ Заголовок 415