Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Колорит»

Тамбовское областное государственное автономное
профессиональное образовательное учреждение
«Педагогический колледж г. Тамбова»

Принята на заседании
Методического (педагогического) совета
От 2016г.
Протокол №

Утверждаю:
Директор ТОГАПОУ
«Педагогический колледж г. Тамбова» Шаталова О.А.
2016 г.




Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности
«Колорит»

Возраст обучающихся: 13-14 лет
Срок реализации: 1 год




Авторы-составители:
студенты группы ДН-41
Бранченко Т.Ю., Куницына И.А.,
Некляева И.А., Соколова Д.С.



Тамбов, 2016
Содержание

Паспорт программы .3
Пояснительная записка.5
Учебно-тематический план......9
Содержание..13
Методическое обеспечение........................................................................22
Литература....23
Приложение......26
Паспорт программы


1
Название программы

«Колорит»

2
Направленность

Художественная

3
Срок реализации

1 год; 72 часа – 2 часа в неделю

4
Возраст обучающихся

13-14 лет (7 класс)

5
Актуальность

Современный подход в образовательной системе предполагает использование инновационных и учебных пособий, программ для обучения учащихся школьного возраста.

6
Ведущие идеи программы (формируемые компетенции)

Обучение различным техникам масляной живописи

7
Предмет изучения

Живопись

8
Виды деятельности

Работа в технике масляной живописи, просмотры, экскурсии, викторины, конкурсы.

9
Цель программы

Сформировать понятия об искусстве и его значении в жизни человека, умение работать в разных техниках живописи и различать их

10
Задачи программы

Обучающие:
- познакомить с мировой культурой и искусством, с основными понятиями в живописи, с художниками – мастерами жанра;
- научить работать масляными красками, научить смешивать их на палитре и добиваться тем самым нужного оттенка цвета.
Развивающие:
- развивать творческое мышление, мировоззрение, художественные способности.
Воспитательные:
- формировать коммуникативные способности и умение работать в команде, толерантность, адекватно реагировать на критику, учиться исправлять ошибки

11
Основные технологии организации образовательного процесса

Технология проблемного обучения, проектная технология, ИКТ технология, технология развивающего обучения

12
Ожидаемые результаты программы
Знание жанров, видов изобразительного искусства, техник масляной живописи. Умение работать с масляными красками. Умение смешивать их на палитре и добиваться тем самым нужного оттенка цвета. Обучиться работать в различных техниках живописи. Умение передавать воздушно-линейную перспективу, грамотно компоновать лист, передавать фактуру предметов

13
Формы промежуточной и итоговой аттестации
Взаимопроверка работ, тестирование, зачёт, взаимозачёт, опрос, викторина, оценка домашнего задания, выставка

14
Место программы в образовательном пространстве организации
Внеурочная деятельность по изобразительному искусству


Пояснительная записка

Данная программа направлена на развитие художественного вкуса, художественных способностей и склонностей к различным техникам живописи, творческого подхода, эмоционального восприятия, подготовки личности к постижению великого мира искусства, формированию стремления к воссозданию чувственного образа восприятия мира.
Актуальность программы заключается в том, что современный подход в образовательной системе предполагает использование инновационных и учебных пособий, программ для обучения учащихся школьного возраста. Недостаток художественного образования у детей. Образовательным организациям требуются программы, представлены современные идеи и актуальные направления в области культуры. Программа соответствует действующим нормативным актам и государственным программным документам.
Новизна: в программе используется нестандартный метод объяснения новый темы. Учащиеся вначале должны сами попытаться понять и объяснить товарищам и учителю как они понимают техники живописи: ала-прима, лессировка, мастихин, сухая кисть, которые они изучают, пояснить последовательность работы в технике. После объяснений учащихся учитель рассказывает, дополняет и исправляет учеников, если было допущено не верное объяснение. Такой способ помогает ученикам развить логику мышления, коммуникативные навыки, поможет лучше понять и запомнить новую тему.
В подведении итогов так же используется новая форма: прежде чем учебную работу проанализирует учитель и поставит оценку, учащиеся сами должны проанализировать работы товарищей, указать на ошибки и указать на то, как их нужно исправить.
Цель: сформировать понятия об искусстве и его значении в жизни человека, умение работать в разных техниках живописи и различать их.
Задачи:
Обучающие:
- познакомить с мировой культурой и искусством, с основными понятиями в живописи, с художниками – мастерами жанра;
- научить работать масляными красками, научить смешивать их на палитре и добиваться тем самым нужного оттенка цвета.
Развивающие:
- развивать творческое мышление, мировоззрение, художественные способности.
Воспитательные:
- формировать коммуникативные способности и умение работать в команде, толерантность, адекватно реагировать на критику, учиться исправлять ошибки.
Отличительные особенности
Своеобразие заключается в том, что в ней представлены практически все основные техники: ала-прима, лессировка, мастихин, сухая кисть; жанры живописи: натюрморт, портрет, пейзаж. Содержание программы составлено так, что за относительно короткий период учащиеся в ознакомительном формате овладеют всеми техниками и понятиями в живописи.
Возраст обучающихся, которые участвуют в реализации программы 13-14 лет.
В данной программе учтены особенности этого возраста. В подростковом периоде начинает сформироваться мировоззрение, основные интересы, которые в будущем ребёнок будет реализовывать. Важно было направить энергию учащихся в правильное русло. Так же существует проблема, что в этом возрасте бывает сложно заинтересовать ребёнка обучением и он закрывается в себе. Учитывая всё написанное выше, был выбран такой способ объяснения и выставления оценки, где говорит не только учитель, но ещё и активно участвуют сами ученики.
Срок реализации программы рассчитан на один год. Внутри программы есть деления по четвертям: в каждой четверти изучается новая техника живописи.
Форма занятий – групповая.
Режим занятий – два часа в неделю.
Ожидаемые результаты: знание жанров, видов изобразительного искусства, техник масляной живописи. Умение работать с масляными красками. Умение смешивать их на палитре и добиваться тем самым нужного оттенка цвета. Умение работать в различных техниках живописи, передавать воздушно-линейную перспективу, грамотно компоновать лист, передавать фактуру предметов.
Система оценок
Оценка «отлично» – усвоена новая техника живописи, правильно выбрана композиция и колорит картины, грамотно смешаны цвета, имеется понятие о теплохолодности, работа выполнена в соответствии с темой.
Оценка «хорошо» – частично освоена новая техника живописи, с небольшими ошибками выбрана композиция и колорит картины, имеется понятие о теплохолодности, работа выполнена в соответствии с темой.
Оценка «удовлетворительно» – частично освоена новая техника живописи, композиция и колорит выполнены с ошибками, в теплохолодности допущены грубые ошибки, работа выполнена в соответствии с темой.
Оценка «неудовлетворительно» – не освоена новая техника живописи, композиция и колорит картины выполнены с грубыми ошибками, в теплохолодности допущены грубые ошибки, работа выполнена в соответствии с темой.

Способы определения результативности
Способы контроля. Начальный (или входной контроль) проводится с целью определения уровня развития детей. Текущий контроль – с целью определения степени усвоения обучающимися учебного материала. Промежуточный контроль – с целью определения результатов обучения. Итоговый контроль – с целью определения изменения уровня развития детей, их творческих способностей.
В программе использованы следующие методы отслеживания результативности: бальная система оценок, педагогическое наблюдение, анализ работ, взаимопроверка работ, тестирование, зачёт, взаимозачёт, опрос, викторина, оценка домашнего задания, выставка.













Учебно-тематический план


Название раздела, темы
Количество часов
Формы аттестации, контроля



Всего
Теория
Практика


1
I раздел. Техника масляной живописи «Алла-прима»


Знакомство с творчеством отечественных художников















0,5ч







0,5ч







Опрос

2
Знакомство с техникой «Алла-прима». Рисунок груши



Просмотр.
Упражнение

3
Рисование натюрморта с цветами

0,5ч
1,5ч
Просмотр.
Натюрморт

4
Пейзаж в творчестве художников



Опрос.
Викторина

5
Краткосрочные зарисовки отдельных объектов

0,5 ч
1,5 ч
Просмотр.
Этюд

6
Рисование сельского пейзажа

0,5 ч
1,5 ч
Просмотр

7
Изучение основных пропорций головы человека



Опрос.
Игра

8
Краткосрочные этюды головы человека с натуры

0,5 ч
2,5ч
Просмотр.
Этюд

9
Женский портрет с натуры




0,5ч


3,5ч


Просмотр.
Портрет


Всего:
18ч

12ч


10
II раздел. Техника масляной живописи «Лессировка»

Знакомство с техникой «Лессировка»











Опрос

11
Деревенский зимний пейзаж

0,25 ч
1,75 ч
Просмотр

12
Горный пейзаж

0,25 ч
1,75 ч
Викторина

13
Городской пейзаж

0,25 ч
1,75 ч
Тестирование

14
Натюрморт – одуванчики

0,25ч
0,75ч
Оценка домашнего задания

15
Натюрморт апельсины с бокалом

0,25 ч
1,75 ч
Самоанализ. Взаимопроверка

16
Автопортрет по фотографии

0,25 ч
2,75 ч
Просмотр

17
Автопортрет в пространстве

0,25 ч
2,75ч
Рейтинговая система оценки качества усвоения учебного материала. Выставка


Всего:
16ч
2,75ч
13,25ч


18
III раздел. Масляная живопись мастихином

Знакомство с живописью мастихином


















Опрос

19
Пейзаж «Краски осени»

0,5ч
1,5ч
Викторина

20
Лесной пейзаж с водопадом

0,5ч
2,5ч
Просмотр

21
Натюрморт «Подсолнухи»

0,5ч
1,5ч
Тестирование

22
Осенний натюрморт со стеклом

0,5ч
1,5ч
Оценка домашнего задания

23
Декоративный портрет

0,5ч
2,5ч
Самоанализ. Взаимопроверка

24
Декоративный женский портрет с натуры

0,5ч
3,5ч
Просмотр

25
Декоративный портрет по фотографии






0,5ч
2,5ч
Рейтинговая система оценки качества усвоения учебного материала. Выставка


Всего:
20ч
4,5ч
15,5ч


26
IV раздел. Масляная живопись в технике «Сухая кисть»

Знакомство с техникой «Сухая кисть»

























Упражнение

27
Черно-белый лесной пейзаж

0,25ч
2,75ч
Самоанализ. Взаимопроверка

28
Пейзаж «Снегирь на ветке рябины»

0,5ч
2,5ч
Просмотр

29
Натюрморт с лимоном

0,5ч
1,5ч
Тестирование

30
Натюрморт с вазой и фруктами из 3 предметов

0,25ч
2,75ч
Оценка домашнего задания

31
Женский портрет по фото

0,25ч
2,75ч
Самоанализ. Взаимопроверка

32
Мужской портрет с натуры

0,5ч
2,5ч
Просмотр


Всего:
18ч
3,25ч
14,75ч



Итого:
72ч
16,5ч
55,55ч




Содержание

Раздел I. Техника масляной живописи – «Алла-прима»
Тема 1.1. Знакомство с творчеством отечественных художников
Знакомство с материалами, инструментами и техникой масляная живопись, техникой «Алла-прима». Художники, работавшие в технике «Алла-прима».
Практическая работа: выполнение цветовых растяжек.
Материалы: холст, масло, разбавитель, тряпочка, кисти.

Тема 1.2. Знакомство с техникой «Алла-прима». Рисунок груши
Художники, работавшие в технике «Алла-прима». Принципы техники. Рекомендации по успешному использованию техники «Алла-прима». [ПРИЛОЖЕНИЕ А Рис.1-4]
Практическое задание: выполнение рисунка груши.
Материалы: холст А4, масло, кисти, разбавитель, тряпочка, палитра, простой карандаш, ластик.

Тема 1.3. Рисование натюрморта с цветами
Композиционное размещение, пропорциональные отношения, колорит, тоновые отношения. [ПРИЛОЖЕНИЕ А Рис.5-8]
Практическая работа: выполнение натюрморта в тепло-холодной гамме.
Материалы: холст А3, масло, кисти, палитра, тряпочка, простой карандаш, ластик, разбавитель.



Тема 1.4. Пейзаж в творчестве художников
Виды пейзажа, отечественные художники-пейзажисты, особенности рисования пейзажа. Линейная и воздушная перспектива.
Практическая работа: анализ видеоролика по выполнению пейзажа в технике «Алла-прима».

Тема 1.5. Краткосрочные зарисовки отдельных объектов
Виды краткосрочного рисунка. Композиционное размещение, цветовые и тоновые отношения. Приемы выполнения зарисовок, набросков. [ПРИЛОЖЕНИЕ А Рис.9-12]
Практическая работа: выполнение краткосрочных зарисовок.
Материалы: холст А3, масло, разбавитель, кисти, разбавитель, палитра, тряпочка, простой карандаш, ластик, раздаточный материал.

Тема 1.6. Рисование сельского пейзажа
Композиция, колорит, светотень, передача воздушной перспективы. [ПРИЛОЖЕНИЕ А Рис.13-16]
Практическое задание: выполнение пейзажа.
Материалы: холст А3, масло, кисти, разбавитель, палитра, тряпочка, простой карандаш, ластик.

Тема 1.7. Изучение основных пропорций головы человека
Виды портретов. Особенности возрастного портрета. Пропорциональные отношения, упрощение формы. Особенности композиции портрета.
Практическое задание: анализ портретов.
Оборудование: презентация, раздаточный материал.

Тема 1.8. Выполнение краткосрочных этюдов головы человека с натуры
Понятие этюд, особенности выполнения этюда, особенности работы с натуры. [ПРИЛОЖЕНИЕ А Рис.17-21]
Практическая работа: выполнение этюдов.
Материалы: холст А3, масло, кисти, разбавитель, палитра, тряпочка, простой карандаш, ластик.

Тема 1.9. Выполнение женского портрета с натуры
Композиция, колорит, тон, светотень. Обобщение знаний по пройденному материалу. Пропорции, особенности выполнения женского портрета. [ПРИЛОЖЕНИЕ А Рис.22-26]
Практическое задание: выполнение портрета.
Материалы: холст А3, масло, кисти, разбавитель, палитра, тряпочка, простой карандаш, ластик.

Раздел II. Техника масляной живописи «Лессировка»
Тема 2.1. Знакомство с техникой «Лессировка»
Художники, мастера жанра. Непрозрачные краски. Оптическое смешивание. Техника лессировки. Способы нанесения краски. материалы
Практическая работа: выполнение упражнений на освоение технических приёмов.
Материалы: бумага, масло, кисти, тряпочка, разбавитель, палитра.

Тема 2.2. Деревенский зимний пейзаж
Деревенский пейзаж в технике лессировка. Передача зимнего настроения с помощью колорита. Композиция. Воздушная перспектива. Колористическое построение пространства. [ПРИЛОЖЕНИЕ Б Рис.1-3]
Практическая работа: выполнение пейзажа.
Материалы: холст А4, масло, кисти, тряпочка, разбавитель, палитра.

Тема 2.3. Горный пейзаж
Мастера жанра, анализ репродукций. Особенности изображения горного пейзажа. Световоздушная перспектива. Колорит в пейзаже. [ПРИЛОЖЕНИЕ Б Рис.4-6]
Практическая работа: выполнение пейзажа.
Материалы: холст А4, масло, кисти, тряпочка, разбавитель, палитра.

Тема 2.4. Городской пейзаж
Линейная и световоздушная перспектива. Линейное построение пространства. Колористическое построение пространства. Особенности выполнения городского пейзажа. [ПРИЛОЖЕНИЕ Б Рис.7-10]
Практическая работа: выполнение пейзажа.
Материалы: холст А4, масло, кисти, тряпочка, разбавитель, палитра.

Тема 2.5. Натюрморт – одуванчики
Особенности живописи натюрморта в технике лессировка. Передача настроения с помощью колорита. Построение колорита картины на контрастах. Передача воздушной перспективы. Композиция натюрморта. [ПРИЛОЖЕНИЕ Б Рис.11-16]
Практическая работа: выполнение натюрморта.
Материалы: холст А4, масло, кисти, тряпочка, разбавитель, палитра.

Тема 2.6. Натюрморт апельсины с бокалом
Передача особенностей фактуры и материальности стекла и апельсинов. Воздушная перспектива. Передача колорита картины на сближенных тонах. Этапы выполнения натюрморта. [ПРИЛОЖЕНИЕ Б Рис.17-20]
Практическая работа: выполнение натюрморта.
Материалы: холст А4, масло, кисти, тряпочка, разбавитель, палитра.

Тема 2.7. Автопортрет по фотографии
Закономерности построения головы человека. Решение колористического построения картины. Передача воздушной и линейной перспективы, фактуры, материальности, настроение человека. Особенности выполнения портрета по фотографии. [ПРИЛОЖЕНИЕ Б Рис.21-24]
Практическая работа: выполнение автопортрета.
Материалы: холст А3, масло, кисти, тряпочка, разбавитель, палитра.

Тема 2.8. Автопортрет в пространстве
Построение головы человека, пропорции, этапы работы. Определение композиции и колорита картины. Определение главного и второстепенного. Передача воздушной и линейной перспективы. Передача фактурности. Особенности выполнения автопортрета. [ПРИЛОЖЕНИЕ Б Рис.25-28]
Практическая работа: выполнение автопортрета.
Материалы: холст А3, масло, кисти, тряпочка, разбавитель, палитра.

Раздел III. Масляная живопись мастихином
Тема 3.1. Знакомство с живописью мастихином
Техника и принцип работы мастихином. Мастера, работающие в этой технике. Картины в технике живописи мастихином. Формы мастихина и цели, для которых они используются. Уход за инструментом.
Практическая работа: анализ видеоролика «Мастер - класс художника Игоря Сахарова «Городской пейзаж в современном стиле мастихином»».
Материалы: словарик.


Тема 3.2. Пейзаж «Краски осени»
Жанры изобразительного искусства. Виды пейзажа. Понятие колорита. Цветовые отношения, линейно-воздушная перспектива. Композиция. Этапы работы над пейзажем. [ПРИЛОЖЕНИЕ В Рис.1-4]
Практическая работа: выполнение пейзажа.
Материалы: холст А3, масло, мастихин, палитра, тряпочка, разбавитель.

Тема 3.3. Лесной пейзаж с водопадом
Колорит, настроение пейзажа. Передача пространства с учетом линейной и цветовой воздушной перспективы. Цветовые решения, светотень. Этапы работы над пейзажем. [ПРИЛОЖЕНИЕ В Рис.5-8]
Практическая работа: выполнение пейзажа.
Материалы: холст А3, масло, мастихин, палитра, тряпочка, разбавитель.

Тема 3.4. Натюрморт «Подсолнухи»
Жанр натюрморта. Сравнение и гармония цветовых отношений. Сближенные цветовые отношения в холодной и теплой гаммах. Композиция. Передача особенностей фактуры и материальности. [ПРИЛОЖЕНИЕ В Рис.9-13]
Практическая работа: выполнение натюрморта.
Материалы: холст А4, масло, мастихин, палитра, тряпочка, разбавитель.

Тема 3.5. Осенний натюрморт со стеклом
Контрастные цветовые отношения. Правила и принципы рисования стекла маслом. Передача особенностей фактуры и материальности. [ПРИЛОЖЕНИЕ В Рис.14-18]
Практическая работа: выполнение натюрморта.
Материалы: холст А3, масло, мастихин, палитра, тряпочка, разбавитель.

Тема 3.6. Декоративный портрет
Виды портрета. Пропорции головы мужчины. Обобщение и передача плоскостей. Цветовые решения, колорит. Этапы работы над декоративным портретом. Стилизация и обобщение формы. [ПРИЛОЖЕНИЕ В Рис.21-24]
Практическая работа: выполнение декоративного портрета папы с фотографии.
Материалы: фото А4 или А3, карандаш, линейка, холст А3, масло, мастихин, палитра, тряпочка, разбавитель.

Тема 3.7. Декоративный женский портрет с натуры
Пропорции женской головы. Последовательное рисование портрета. Передача больших форм. Обобщение и связь головы с фоном. [ПРИЛОЖЕНИЕ В Рис.25-29]
Практическая работа: анализ видеоролика «Мастер-класс художника Игоря Сахарова «Стильный портрет мастихином»». Выполнение портрета.
Материалы: холст А3, масло, мастихин, палитра, тряпочка, разбавитель.

Тема 3.8. Декоративный портрет по фотографии
Особенности выполнения портрета по фотографии. Рисование с помощью сетки. Особенности композиции, колорита. Стилизация и обобщение формы. [ПРИЛОЖЕНИЕ В Рис.28-35]
Практическая работа: выполнение портрета учителя по фотографии.
Материалы: фото А4 или А3, карандаш, линейка, холст А3, масло, мастихин, палитра, тряпочка, разбавитель.
Раздел IV. Масляная живопись в технике «Сухая кисть»
Тема 4.1. Знакомство с техникой «Сухая кисть»
Понятие «Сухая кисть». Технология письма сухой кистью. Знакомство с творчеством китайских художников в технике «Сухая кисть». [ПРИЛОЖЕНИЕ Г Рис.1-3]
Практическое задание: выполнение тренировочных упражнений.
Материалы: 2 акварельных листа А3, масло, широкие кисти, тряпочка, разбавитель.

Тема 4.2. Черно-белый лесной пейзаж
Композиционное построение, передача воздушной и линейной перспективы. Передача светотени. Художественно-выразительные особенности графики. [ПРИЛОЖЕНИЕ Г Рис.4-6]
Практическое задание: выполнение пейзажа.
Материалы: холст А3, черная масло, широкая и узкая кисти, тряпочка, ластик, разбавитель.

Тема 4.3. Пейзаж «Снегирь на ветке рябины»
Передача воздушной перспективы, контрастные цветовые отношения. Композиция пейзажа. Этапы выполнения пейзажа. [ПРИЛОЖЕНИЕ Г Рис.7-10]
Практическое задание: выполнение пейзажа.
Материалы: холст А3, масло, кисти, тряпочка, ластик, разбавитель, трафареты.

Тема 4.4. Натюрморт с лимоном
Жанр натюрморта. Особенности материальности лимона. Передача воздушной перспективы. [ПРИЛОЖЕНИЕ Г Рис.11-13]
Практическое задание: выполнение натюрморта.
Материалы: холст А3, масло, кисти, тряпочка, ластик, разбавитель.

Тема 4.5. Натюрморт с цветами
Этапы работы над композицией. Воздушная и линейная перспектива. Построение колорита на сближенных тонах. Особенности выполнения цветов. [ПРИЛОЖЕНИЕ Г Рис.14]
Практическое задание: выполнение натюрморта.
Материалы: холст А3, масло, кисти, тряпочка, разбавитель.

Тема 4.6. Женский портрет по фотографии
Конструктивное построение головы человека. Воздушная перспектива. Светотень. Передача плоскостей. Особенности выполнения женского портрета по фотографии. [ПРИЛОЖЕНИЕ Г Рис.15-18]
Практическое задание: выполнение портрета.
Материалы: холст А3, черная масляная краска, кисти, ластик, тряпочка, разбавитель.

Тема 4.7. Мужской портрет с натуры
Построение головы человека с натуры. Особенности композиции. Передача воздушной и линейной перспективы. Колорит в портрете. Материальность, фактурность в живописи. [ПРИЛОЖЕНИЕ Г Рис.19-22]
Практическое задание: выполнение портрета.
Материалы: холст А3, масло, кисти, ластик, разбавитель, тряпочка.
Методическое обеспечение

Методическое обеспечение
Методы обучения: словесные (устное изложение, беседа, объяснение, анализ текста, анализ произведения); наглядные (показ видеоматериалов, иллюстраций; показ педагогом приемов исполнения; наблюдения; показ по образцу и т.д.); практические (упражнения; тренировочные упражнения).
Формы обучения: по дидактической цели вводное занятие, занятие по углублению знаний, практическое занятие, занятие по систематизации и обобщению знаний, по контролю знаний, умений и навыков, комбинированные формы занятий; по особенностям коммуникативного взаимодействия педагога и детей лекция, практикум, отчетный день.

Материально-техническое обеспечение
Мастерская. Оборудование мастерской: классная доска, столы и стулья для обучающихся и педагога, шкафы и стеллажи для хранения дидактических пособий и натурного фонда, зеркала, натурный фонд. Перечень оборудования для проведения занятий: мольберты, краски, кисти, палитры, растворитель, тряпки, проектор, компьютер.






Список литературы

1) Горяева Н.А. Первые шаги в мире искусства: Кн. Для учителя. М., 1991.
2) Дорожин Ю. Изобразительное искусство. Основы народного и декоративно-прикладного искусства. 2 класс. Учебное пособие. М.: Мозаика-синтез, 1995.
3) Жемчугова П.П. Изобразительное искусство. Иллюстрированный словарик школьника, – 2006.
4) Игровые методы и приемы в художественном образовании детей: Материалы городского научно-практического семинара /Под ред. О.П. Савельевой. – Магнитогорск, 2001.
5) Коллективное творчество на уроках ИЗО: Методические рекомендации /МГПИ, Сост. В.И. Колякина. Магнитогорск, 1996.
6) Кроссворды на занятиях изобразительным искусством в школе: Методические рекомендации /Сост. Савельева О.П. Магнитогорск: МаГУ, 2000.
7) Кузин В.С., Кубышкина Э.И. Изобразительное искусство. 1 класс. Учебник. М.: Дрофа, 2009.
8) Кузин В. С. Методика преподавания изобразительного искусства в 1 – 3 классах: Пособие для учителей. М.: Просвещение, 1988.
9) Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения. – М., 1999.
10) Личностные достижения учащихся как результат деятельности учителя изобразительного искусства: Сборник текстов /Сост. И.Л. Морозкина, В.М. Дрофа. Оренбург: Изд-во ООИПКРО, 2000.
11) Межиева М.В. Развитие творческих способностей у детей 5-9 лет / Художник А.А. Селиванов. Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг, 2002.
12) Методические рекомендации по организации элементами коллективной деятельности на уроках изобразительного искусства/МГПИ; Сост. В.И. Колякина Магнитогорск, 1996.
13) Неменская Л.А. Изобразительное искусство. Каждый народ - художник. 4 класс. Учебник. 3-е изд. М.: Просвещение, 2013.
14) Неменская Л.А. Изобразительное искусство. Ты изображаешь, украшаешь и строишь. 1 класс. Учебник. Под ред. Б.М. Неменского. М.: Просвещение, 2011.
15) Ростовцев Н. Н. Лекции по курсу методика преподавания изобразительного искусства в школе. М., 1968.
16) Русакова Т. Г. Методика преподавания изобразительного искусства с практикумом /Учебно-методический комплекс. – Оренбург: Изд-во ОГПУ, 2004.
17) Соколов А.В. Посмотри, подумай и ответь: Проверка знаний по изобразительному искусству: Из опыта работы. М., 1991.
18) Сокольникова Л.М. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной школе. – М., 2002.
19) Сокольникова Н. М. Основы живописи. Изобразительное искусство, часть 2. – Обнинск: Изд-во Титул, 1996.
20) Чадина Т. А. Чем и как работают художники. – Оренбург: Изд-во ОГПУ, 2005.
21) Челышева Т.В. Предпрофильная подготовка девятиклассников. Образовательная область «Искусство». Учебно-методическое пособие. – М.: АПК и ПРО, 2003.
22) Шпикалова Т. Я. Изобразительное искусство и методика преподавания в начальной школе. – М.: Академия, 1999.
23) http://www.twirpx.com
24) http://www.orenipk.ru
25) http://easyen.ru
26) http://programma-fgos.ru
27) http://www.uchportal.ru
28) http://izo-tutova.alisov-scool.ru
29) http://tvormena.jimdo.com
ПРИЛОЖЕНИЕ А

Рис.1 Выбор формата изображения

Рис.2 Композиционное размещение


Рис.3 Раскладка основных цветовых

Рис.4 Проработка рисунка и формы цветом


Рис.4 Проработка деталей пятен


Рис.5 Выбор формата изображения


Рис.6 Композиционное размещение

Рис.7 Раскладка основных цветовых пятен


Рис.8 Проработка деталей

Рис.9 Выбор формата изображения


Рис.10 Композиционное размещение. Нанесение более темных тонов

Рис.11 Раскладка основных цветовых пятен. Нанесение промежуточных тонов и изображение просветов между листвой и ветвями


Рис.12 Проработка деталей. Нанесение более светлого тона для создания новых оттенков зеленого цвета




Рис.13 Выбор формата изображения


Рис.14 Композиционное размещение

Рис.15 Раскладка основных цветовых пятен


Рис.16 Проработка деталей

Рис.17 Выбор формата изображения


Рис.18 Компазиционное размещение

Рис.19 Раскладка основных цветовых пятен


Рис.20 Добавление контраста


Рис.21 Проработка деталей


Рис.22 Выбор формата изображения

Рис.23 Композиционное размещение, выполнение наброска


Рис.24 Уточнение пропорций. Проведение кистью опорных линий головы, изображающие лицо и волосы. Отделить область лица от остальной части головы

Рис.25 Раскладка основных цветовых пятен


Рис.26 Проработка деталей






ПРИЛОЖЕНИЕ Б

Рис.1 Определение границы земли и неба. Подмалёвок фона

Рис.2 Проработка деталей. Передача воздушной перспективы


Рис.3 Подмалёвок домика и растений. Распределение света и тени

Рис.4 Подмалёвок неба и гор дальнего плана


Рис.5 Проработка деталей. Добавление птиц


Рис.6 Подмалёвок гор переднего плана. Смазывание верхнего контура гор на дальнем плане


Рис.7 Рисунок кистью с частичной проработкой цветом

Рис.8 Подмалёвок. Определение колорита картины


Рис.9 Проработка деталей. Распределение света и тени

Рис.10 Добавление бликов


Рис.11 Рисунок кистью

Рис.12 Подмалевок заднего фона


Рис.13 Подмалевок баночки

Рис.14 Подмалёвок одуванчиков. Колорит картины





Рис.15 Проработка света и тени

Рис.16 Нанесение бликов


Рис.17 Быстрый набросок углем

Рис.18 Подмалёвок. Колористическое построение картины. Распределение света и тени


Рис.19 Прописка деталей. Передача материальности апельсинов и стекла

Рис.20 Добавление бликов и рефлексов. Обобщение


Рис.21 Построение лица. Наметить основные пропорции


Рис.22 Подмалёвок. Определение колорита картины


Рис.23 Наложение основного цвета лица


Рис.24 Проработка фона и деталей лица. Распределение света и тени. Наложение бликов. Передача фактурности. Обобщение. Списывание касание фона с контурами портрета


Рис.25 Рисунок кистью с частичной проработкой фона

Рис.26 Подмалёвок. Распределение света на теле


Рис.27 Закрытие всех плоскостей цветом


Рис.28 Проработка деталей. Определение главного и второстепенного. Проработка света и тени, деталей фона. Наложение бликов. Передача фактурности. Обобщение. Списывание касание фона с контурами тела







ПРИЛОЖЕНИЕ В

Рис.1 Набросок свободными мазками мастихином

Рис.2 Раскладка основных цветовых пятен


Рис.3 Прописка неба, земли, деревьев

Рис.4 Проработка деталей. Добавление силуэты людей и фонарь


Рис.5 Обозначение линии горизонта.

Рис.6 Раскладка основных цветовых пятен


Рис.7 Проработка деталей: гор, леса и водопада

Рис.8 Добавление чистых белил на вершины гор, к камням на водопаде добавляем пену.


Рис.9 Выбор формата. Подмалевок фона

Рис.10 Композиционное размещение


Рис.11 Подмалевок листьев подсолнуха

Рис.12 Обозначение основных цветовых пятен


Рис.13 Проработка деталей

Рис.14 Выбор формата изображения



Рис.15 Набросок каричневым колером

Рис.16 Подмалевок бутылки. Предача фактурности стены – дерева.


Рис.17 Раскладка основных цветовых пятен. Обозначение светатени. Опредение колорита натюрморта

Рис.18 Поработка деталей. Мазки накладывать по форме. Добавление бликов

Рис.19 Изготовление сеток для исходного и конечного изображения
Рис.20 Перенос полученного контурного изображения с помощью сеток на рабочий лист


Рис.21 Анализ фотографии и получение контурного рисунка. Раскладка светотени на основе исходной фотографии


Рис.22 Подмалевок кистью


Рис.23 Обозначение светотени


Рис.24 Проработка деталей лица. Наложение бликов. Обобщение в тени. Списывание касание фона с контурами портрета


Рис.25 Набросок кистью

Рис.26 Уточнение пропрций головы


Рис.27 Раскладка основных цветовых и тоновых пятен


Рис.28 Определение главного и второстепенного. Проработка света и тени, деталей фона. Обобщение.


Рис.29 Наложение бликов. Списывание касание фона с контурами тела. Проработка деталей. Использование кисти и мастихина
Рис.30 Изготовление сеток для исходного и конечного изображения

Рис.31 Анализ фотографии и получение контурного рисунка


Рис.32 Перенос полученного контурного изображения с помощью сеток на рабочий лист

Рис.33 Раскладка светотени на основе исходной фотографии


Рис.34 Уточнение пропорций лица

Рис.35 Проработка деталей.Обобщение. Добавление бликов








ПРИЛОЖЕНИЕ Г

Рис.1 Выдавить небольшое количество краски на бумагу. Растереть кистью

Рис.2 Растереть краску до тех пор, пока цвет при нанесении не станет полупрозрачным


Рис.3 Растереть краску на чистом листе, добиваясь желаемой насыщенности цвета

Рис.4 Легким тоном показать пространство


Рис.5 Наметить стволы деревьев

Рис.6 Ластиком выделить свет


Рис.7 Подмалевок воздушного пространства

Рис.8 Обозначение гроздей рябины и снегиря


Рис.9 Прорисовка ветвей рябины. Проработка деталей на свету

Рис.10 Обозначение контраста и светотени


Рис.11 Определение композиции и формы

Рис.12 Обозначение горизонтальных и вертикальных плоскостей


Рис.13 Проработка деталей. Обозначение светотени. Нанесение бликов

Рис.14



Рис.15 Рисунок карандашом

Рис.16 Подмалевок. Раскладка основных тоновых пятен


Рис.17 Проработка деталей. Добавление бликов

Рис.18 Передача воздушной перспективы


Рис.19 Выполнение наброска

Рис.20 Обозначение светотени


Рис.21 Проработка деталей


Рис.22 Проработка рубашки, волос, передача из фактурности


































13PAGE \* MERGEFORMAT143015




Рисунок 8Рисунок 17Рисунок 25Рисунок 35Рисунок 39Рисунок 40Рисунок 41Рисунок 42Рисунок 44Рисунок 45Рисунок 46Рисунок 49Рисунок 50Рисунок 52Рисунок 53Рисунок 55Рисунок 56Рисунок 57Рисунок 58Рисунок 61Рисунок 62Рисунок 64Рисунок 65Рисунок 66Рисунок 68Рисунок 69Рисунок 71Рисунок 72Рисунок 74Рисунок 76Рисунок 77Рисунок 78Рисунок 79Рисунок 80Рисунок 82Рисунок 95Рисунок 98Рисунок 99C:\Users\User\Desktop\мастехин\лесной пейзаж с водопадом\10.pngРисунок 100Рисунок 101Рисунок 106Рисунок 107Рисунок 110Рисунок 111Рисунок 114Рисунок 117Рисунок 120Рисунок 121Рисунок 126Рисунок 127Рисунок 131Рисунок 132Рисунок 133Рисунок 134Рисунок 137Рисунок 139Рисунок 140Рисунок 141Рисунок 142Рисунок 143Рисунок 145 Заголовок 1 Заголовок 215