Дополнительная общеобразовательная программа художественной направленности Русские узоры

Муниципальное казённое специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья
«Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа
VIII вида» г. Арзамаса Нижегородской области




Утверждена
Приказом МКС(К)ОУ
«Специальная (коррекционная)
общеобразовательная школа VIII вида»
г. Арзамаса
от _________№








Дополнительная общеобразовательная программа
художественной направленности

« Русские узоры »

Возраст детей: 11 – 13 лет.
Срок реализации программы: 2 года.






Составил: учитель Каменев С.С.








Арзамас 2012


Пояснительная записка.
Образовательная дополнительная программа «Русские узоры» художественного направления рассчитана на 2 года, носит индивидуальный и групповой характер обучения.
По виду – прикладная;
По типу – модифицированная;
По уровню освоения – углубленный уровень.
В программе отражается специфика стороны, которая присуща предметам практической деятельности, как мощному средству назначения и развития, учитывающая все требования к декоративно – прикладному образованию, которые до сих пор не используются в системе школьного и дополнительного образования.
Актуальность - данной программы заключается в соединении умственного и физического творческого труда, которое является одной из основ здорового и долговременного образа жизни человека. Программа содержит установку на познание многообразия живых существ на земле, свойства и строение дерева – самого распространенного природного материала, на раскрытие потребностей детей творить и осознавать свои возможности.
Новизна данной программы заключается в объединении традиций русского народа в изготовлении декоративно-прикладных изделий из древесины и реализации творческой индивидуальности каждого обучающегося; в программе рассмотрены все элементы технологии плетения из лозы, мозаики, резьбы по дереву, начиная с формирования художественного образа прикладного изделия из природного материала и заканчивая его представлением на выставках.
Цель данной программы– сформировать устойчивую мотивацию к познанию окружающего мира природы с помощью обучения детей творческой, вдумчивой работе с деревом – одним из самых любимых, распространенных материалов для декоративно-прикладного творчества, а также обеспечение всестороннего развития личности подростка, удовлетворение потребности в практической деятельности, осуществляемых по законам красоты.
Образовательная программа модифицирована, так как внесены изменения в ранее существующую программу Министерства образования, 1983 года.
Разработана на основе программы Симоненко В.Д., Неменского Б.М.:
Программы для общеобразовательных школ и гимназий «Основы народного и декоративно- прикладного искусства 1-8 классы;
Технология для 5-9 классов.
Декоративно-прикладное творчество для дополнительных образовательных учреждений.
Программы «Живое дерево» .
Внесены свои разделы с учетом интересов детей и с учетом их возраста. Программа расширена по своему творческому потенциалу, включает в себя разнообразные разделы в декоративно- прикладном творчестве.

Основные учебно – воспитательные задачи дополнительной образовательной программы «Русские узоры»:

1-й год обучения
Обучающие
Формировать пространственное представление, художественно – образное восприятие действительности;
Научить познавать и использовать красоту и свойства древесины для создания художественных образов и предметов быта;
Освоить основы технологии и технику безопасности ручной обработки древесины;
Изучить технологию работы лобзиком;
Изучить технологию работы выжигателем;
Изучить технологию плетения из лозы;
Научить работать различными инструментами, приспособлениями;

Коррекционно-развивающие:
Развивать художественно – творческие способности учащихся;
Развивать способности работы с инструментом, объемное видение предметов, развивать руки, как важнейшее средство общения человека с окружающим миром;
Развивать фантазию, память, эмоционально – эстетическое отношение к предметам и явлениям действительности;
Воспитательные:
Прививать любовь к народным традициям, к истории родного края;
Пробуждать интерес к русскому народному творчеству и к новым, современным направлениям народного творчества;
Развивать терпение, настойчивость, трудолюбие;
Сформировать навыки работы в творческом разновозрастном коллективе, где младшие учатся у старших, а старшие помогают младшим.

2-й год обучения
Обучающие:

Возрождать старинные виды декоративно – прикладного творчества;
Учить различать породы деревьев, выбирать пригодные для резьбы;
Изучить технологию мозаики;
Изучить технологию геометрической резьбы;
Изучить технологию плоскорельефной резьбы по дереву.
Коррекционно- развивающие:

Формировать творческую индивидуальность в различных направлениях декоративно – прикладного творчества;
Овладеть различными специальными терминами в разговорной речи;
Сформировать представление о народном мастере как творческой личности;
Сформировать у детей мировоззрение, открытое российским национальным традициям, проникнутое любовью к природе и народной культуре.
Воспитательные:

Приобрести знания основ культуры и искусства наших предков.
Развить у обучающихся навыки познавательной, творческой деятельности;

Отличительные особенности программы:
Отличительной особенностью данной программы от других программ работы с древесиной - заключается в том, что она нацелена на освоение работы с лозой, мозаикой из дерева. Обучающиеся могут в максимально возможной мере реализовать свой творческий замысел и фантазию и после первых начальных упражнений обучающиеся смогут создать предметы быта в форме животных и растений, мир которых бесконечно разнообразен. Форма этих изделий может быть близка к природным организмам, упрощена и стилизована или превращена в фантастические образы .

В реализации программы участвуют
Дети в возрасте 11-13 лет.
Разработанная программа по своему тематическому содержанию применима как для учащихся среднего, так и для старшего звена.

Срок реализации программы
2 года.

Форма и режим занятий:
Первый год обучения рассчитан на детей 11-12 лет 148 часов в год (4 часа в неделю, т. е. 2 раза по 2 часа), включая 3 недели каникул.
Второй год обучения рассчитан на детей 12-13 лет 148 часов в год (4 часа в неделю, т.е. 2 раза по 2 часа), включая 3 недели каникул.


Форма занятий:
Беседы.
Объяснения
Рассказы
Практические работы
Выставки
Творческие отчеты


Характеристика ожидаемых результатов 1-го года обучения
В результате прохождения данной программы дети
должны знать:
принципы организации рабочего места и основные правила техники безопасности;
основные понятия графики, графического изображения (чертёж, эскиз, технический рисунок);
физико-механические, технологические, энергетические, экологические свойства материалов;
способы разметки по шаблону и чертежу;
принцип подбора столярного инструмента - по назначению, по виду деятельности, по свойствам материалов;
назначение и устройство станков и электрооборудования (электровыжигателя, электродрели, токарного станка по обработке древесины, сверлильного станка, электролобзика, электрофрезера);
иметь понятие о конструировании и моделировании;
способы отделки древесины - грунтовка, шлифование, окраска, лакирование, полирование;
основные сведения о видах художественной обработки дерева на территории родного края, их характерные особенности;
историю возникновения и развития местного промысла по художественной обработке дерева, его роль в экономике области;
основы композиции: основные принципы декоративного оформления плоскости;
основные приёмы выжигания, типовые композиции и их выполнение на различных видах изделий;
технологический процесс изготовления изделий и декорирование их выжиганием;

Должны уметь:
рационально организовывать рабочее место. Соблюдать правила техники безопасности;
уметь читать и выполнять чертежи, эскизы, технические рисунки;
определять породу и пороки древесины по её внешнему виду;
производить разметку заготовки по шаблону и чертежу;
применять столярный инструмент по назначению. Производить его наладку;
использовать станочное оборудование в процессе изготовления изделия;
выполнять простейшие столярные операции;
производить отделку столярных изделий с учётом дизайна;
самостоятельно разрабатывать композиции для выжигания, резьбы и выполнять их;
экономно расходовать материалы и электроэнергию;

Характеристика ожидаемых результатов 2-го года обучения

Должны знать:
основы композиции: основные принципы декоративного оформления плоскости;
основные приёмы выжигания, типовые композиции и их выполнение на различных видах изделий;
технологический процесс изготовления изделий и декорирование их выжиганием;
разные виды резьбы и их особенности;
способы экономного расходования материалов, электроэнергии, бережного обращения с инструментами, оборудованием и приспособлениями;
правила безопасности труда, производственной санитарии, пожарной безопасности и внутреннего распорядка в процессе выполнения работ.
Должны уметь:
выполнять контурную, плоскорельефную резьбу и мозаику по дереву;
затачивать и править необходимый инструмент для резьбы;
выполнять простейшие расчёты стоимости изделия;
выполнять элементы и мотивы орнаментов в технике выжигания, различных видов резьбы;
проектировать простые изделия в традициях местного промысла и изготавливать их;
бережно обращаться с оборудованием, приспособлениями и инструментами;

Воспитанники должны освоить, отработать и закрепить следующие -
Навыки:
владения основными ручными инструментами по обработке, точению, выжиганию, резьбе и мозаике по дереву;
выполнения операции точения, сверления, выпиливания, резьбы и мозаики;
владения основными элементами графической грамотности;
выполнения плоскостной разметки;
разработки и составление композиции для выжигания, различных видов резьбы;
выполнение декорирования изделий - выжиганием, различными видами резьбы;
Формы организации учебной деятельности:
индивидуальная;
коллективная (звеньевая).
Критерии и показатели оценки знаний воспитанников.
Прямые:
теоретический уровень знаний;
степень овладения рабочими приёмами при работе с инструментами и приспособлениями;
применение полученных знаний на практике;
соблюдение технических и технологических требований;
качество изготовления изделия - по внешнему виду готового изделия;
изготовление изделия в установленные нормы времени;
соблюдение правил техники безопасности, пожарной и электробезопасности, производственной санитарии и охраны среды.
Косвенные:
экономия материалов;
желание трудиться;
познавательная активность и творческий подход;
самостоятельность;
партнёрские отношения при совместной работе.

Методы обучения
Словесные: рассказ, беседа, объяснение;
Наглядные: иллюстрации, демонстрации;
Практические: практические занятия;
Репродуктивные, проблемно-поисковые: повторение, конструирование
Эвристический: продумывание будущей работы.

Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы.
Выставки детского творчества
Участие детей в городских, областных выставках декоративно-прикладного творчества, конкурсах различного уровня.
Итоговая аттестация.






Учебно-тематический план
1 год обучения 148 часов

№п/п
Содержание темы
Количество часов



Всего
Теория
Практические работы

Раздел I. Выпиливание лобзиком (60 ч.)

1.1
Охрана труда, электро и пожарная безопасность при производстве художественных изделий.
2

2


1.2.
Основы материаловедения.
2
2


1.3.
Материалы, инструменты и приспособления.
8
4
4

1.4.
Виды резьбы по дереву.

8

4

4

1.5
Технология выпиливания лобзиком как разновидность
оформления изделия.
4
2
2

1.6
Технические приёмы выпиливания орнамента.
6
2
4

1.7
Сборочные и отделочные работы.
6
2
4

1.8
Художественно-эстетические основы выпиливания лобзиком.

2

2


1.9
Работа над конструкцией изделия.
4
2
2

1.10
Построение орнамента.
6
2
4

1.11
Отделка изделия.
6
2
4

1.12
Изготовление изделия.
6
2
4



60
28
32

Раздел II. Художественное выжигание (44 ч.)

2.1
Инструменты и приспособления для выполнения работ по выжиганию.
2
2


2.2
Декорирование изделий выжиганием.
2
2
-

2.3
Основы композиции.
4
2
2

2.4
Подготовка заготовок к работе.
4
2
2

2.5
Технология декорирования художественных изделий выжиганием.
6
2
4

2.6
Основные приёмы выжигания.
6
2
4

2.7
Технология перевода рисунка на заготовку.
4
1
3

2.8
Отделка изделия.
4
1
3

2.9
Изготовление изделий и декорирование их выжиганием.
12
-
12



44
14
30

Раздел III. Плетение из лозы (26 ч.)

3.1
Организация рабочего места. Заготовка прута.
4
1
3

3.2
Инструменты и вспомогательные материалы
2
1
1

3.3
Технология основных видов плетения
10
4
6

3.4
Круглая корзина для грибов
4
-
4

3.5
Корзина с обручем
5
1
4



25
7
18

Раздел IV.Изделия из текстурной древесины (18 ч.)

4.1
Изделия из древесных спилов с ярко выраженной текстурой.
2
2


4.2
Технология получения спилов текстурной древесины .
4
2
2

4.3
Материалы и их заготовка.
4
1
3

4.4
Изготовление изделия и декорирование текстурной древесиной.
8
2
6

4.5
Выставка детского творчества
1
1




19
8
11


Содержание программы

Раздел I. Выпиливание лобзиком (60часов)
Тема 1.1. Охрана труда, электро- и пожарная безопасность при производстве художественных изделий.
Теория. Введение (2 часа). ТБ, электро и пожарная безопасность при производстве художественных изделий. Начальная диагностика.

Тема 1.2. Основы материаловедения
Теория (2 часа). Основы материаловедения. Знакомство с учебно-тематическим планом по выполнению изделий из древесины. Рабочее место и гигиена труда. Древесина: основные свойства и пороки; характеристика пород; фанера, шпон, нетрадиционные и отделочные материалы и клеи.

Тема 1.3. Материалы, инструменты и приспособления
Теория (4 часа). Материалы, инструменты и приспособления. Основные свойства материалов; характеристика инструментов и приспособлений; Струбцина. Лобзик. Пилки.
Практическая работа: Установка пилки, настройка лобзика, упражнения по выпиливанию лобзиком.(4 часа)

Тема 1.4. Виды резьбы по дереву.
Теория (4часа). Народные художественные традиции. Виды и особенности резьбы по дереву. Источники орнаментных узоров. Контурное выпиливание
Практическая работа: Выпиливание лобзиком частей к подвижной игрушке «крестьянин и медведь» (4часа).

Тема 1.5. Технология выпиливания лобзиком как разновидность
оформления изделия.
Теория (4 часа). Технология выпиливания лобзиком как разновидность оформления изделия. Особенности работы лобзиком
Практическая работа: изготовление подвижной игрушки «волк и заяц» (4 часа).

Тема 1.6. Технология выпиливания орнамента.
Теория (2часа) Технология выпиливания орнамента. Виды орнамента применяемые в работах лобзиком. Конструкция, форма изделия. Подготовка материалов и рисунка.
Практическая работа: Перевод рисунка на заготовку, выпиливание лобзиком частей к корзиночке для конфет
(4 часа)

Тема 1.7. Технология сборочных и отделочных работ.
Теория (2 часа) Технология сборочных и отделочных работ. Способы соединения деталей. Форма и конструкция деталей.
Практическая работа: зачистка и протравка морилкой древесины для корзиночки (4 часа).
Тема 1.8 Художественно-эстетические основы выпиливания лобзиком.
Теория (2 часа) Художественно-эстетические основы выпиливания лобзиком. - Назначение и виды орнамента;
- симметрия;
- орнаментальные розетты и полосы;
- сетчатый орнамент.

Тема 1.9. Работа над конструкцией изделия.
Теория (2 часа). Работа над конструкцией изделия.
- Плоские, объёмные изделия;
- изделия округлой формы;
- изделия со сложным орнаментом.
Практическая работа: сборка корзиночки для конфет (2 часа).

Тема 1.10. Построение орнамента. Теория (2часа)
Практическая работа: перевод рисунка и выполнение орнамента простейшей рамки для фотографии. (4 часа)

Тема 1.11. Отделка изделия.
Теория (2 часа)
- Отделочные материалы;
- нетрадиционные материалы;
- облицовывание шпоном;
- циклевание и шлифование;
- устранение дефектов;
- прозрачная отделка.
Практическая работа: отделка изделия.
Отделка рамки для фотографии (4 часа).

Тема 1.12. Изготовление изделия. Теория (2часа).
Практическая работа: выполнение настенного панно (4часа)

Раздел II. Художественное выжигание (44 часа)

Тема 2.1. Инструменты и приспособления для выполнения работ по выжиганию.
Теория ( 2 часа ). Инструменты и приспособления для выполнения работ по выжиганию. ТБ при работе с электровыжигателем
Правила:
- поведения и техники безопасности;
- пожарной и электробезопасности;
- пром.санитарии и личной гигиены при производстве художественных изделий из дерева.

Тема 2.2. Декорирование изделий выжиганием.
Теория (2 часа). Технология декорирования изделий выжиганием:
- подготовка материалов;
- перевод рисунка;
- приёмы выжигания.

Тема 2.3. Основы композиции.
Теория (2 часа): Технология создания композиции с использованием отдельных элементов выполненных электро выжигателем. Основы композиции, основные принципы композиции;
- форма и конструкция изделия.

Тема 2.4.. Подготовка заготовок к работе. Теория (2 часа). Мелование. Уход за инструментом.
Практическая работа (2 часа): подготовка древесины к выжиганию, выполнение контурного рисунка на изделии.

Тема 2.5. Теория (2 часа) Технология декорирования художественных изделий выжиганием.
- Подготовка материалов;
- перевод рисунка;
- приёмы выжигания;
- способы соединения деталей;
- сборка изделия;
- устранение дефектов;
- прозрачная отделка.
Практическая работа: выполнение контурного выжигания (4 часа)

Тема 2.6. Основные приёмы выжигания.
Теория ( 2 часа) Технология основных приёмов выжигания.
Практическая работа: совершенствование приёмов выжигания. (4 часа)

Тема 2.7. Технология перевода рисунка на изделие. Теория (1 час).
Практическая работа: Перевод рисунка на изделие с помощью копировальной бумаги , выполнение настенного панно ( 3 часа).

Тема 2.8. Отделка изделия. Теория (1 час).
- Отделочные материалы;
- устранение дефектов;
- прозрачная отделка.
Практическая работа: выполнение настенного панно (3 часа)

Тема 2.9. Изготовление изделий и декорирование их выжиганием.
Практическая работа: выполнение настенного панно
- Форма и конструкция изделия;
- назначение и виды орнамента;
- симметрия;
- изделия со сложным орнаментом. (12 часов)

Раздел III. Плетение из лозы (26 часов)

Тема 3.1 Организация рабочего места.
Теория: технология изготовления изделий из лозы. Организация рабочего места. ТБ при работе с лозой. (1 час)
Практическая работа: заготовка прута. (3 часа)

Тема 3.2. Инструменты и вспомогательные материалы
Теория: знакомить с инструментами и вспомогательными материалами(1 час)
Практическая работа: варка прута и снятие коры (1 час)

Тема 3.3. Технология основных видов плетения
Теория: технология некоторых видов плетения. Знакомить с простым плетением, плетением веревочкой в два прута, плетение веревочкой в три прута с послойным плетением (4 часа)
Практическая работа: изготовление кашпо без дна плетением веревочкой в два прута, (6 часов)

Тема 3.4. Корзина для грибов
Практическая работа: плетение корзины для грибов. Плетение веревочкой в три прута с послойным плетением ( 4 часа)

Тема 3.5. Корзина с обручем
Теория: Технология плетения корзины с обручем (1 час).
Практическая работа: плетение корзины с обручем Плетение веревочкой в три прута с послойным плетением (4 часа).

Раздел IV. Изделия из текстурной древесины.

Тема 4.1. Изделия из древесных спилов с ярко выраженной текстурой. (2 часа.)
Теория: знакомство с изделиями сделанными из торцевых срезов древесины.
Инструмент для работы и Т.Б.при работе с ним.
.
Тема 4.2. Технология получения спилов текстурной древесины .
Теория (2 часа): пиление отрезков веток с помощью стусла с ограничителем;
наклеивание на основу изделия; заполнение стыков и трещин; отделка лакированием.
Практическая работа: изготовление подставки под горячее. (2 часа)

Тема 4.3. Материалы и их заготовка.
Теория (1час): использование веток после обрезки садовых деревьев и кустарников, способы сушки.
Практическая работа(3 часа): заготовка веток деревьев и кустарников .

Тема 4.4. Изготовление изделия и декорирование текстурной древесиной.
Практическая работа(8часов): изготовление подставки под вазу, настенной икебаны на основе древесных спилов.

Тема 4.5 Итоговая аттестация. (знание теории и практики в форме выставки детского творчества).
Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы
по разделам и темам

№ п/п
Наименование раздела и темы
Форма занятий
Приемы и методы
Форма подведения итогов
Средства обучения

Раздел I. Выпиливание лобзиком

1.1
Охрана труда, электро и пожарная безопасность при производстве художественных изделий.
Беседа
Словесно-наглядный. Приучение к выполнению требований
Вводная диагностика
Раздаточный материал

1.2.
Основы материаловедения.
Объяснение
Словесно-наглядный
Обобщающая беседа
Таблицы, инструменты и принадлежности

1.3
Материалы, инструменты и приспособления.
Объяснение
Словесно-наглядный
Анализ работ, выставка
инструменты и принадлежности

1.4.
Виды резьбы по дереву.
Объяснение
Словесно-наглядный
Анализ работ, выставка
Таблицы инструменты и принадлежности

1.5.
Технология выпиливания лобзиком как разновидность
оформления изделия.
Объяснение
Словесно наглядный
Анализ работ, выставка
Таблицы инструменты и принадлежности

1.6
Технические приёмы выпиливания орнамента.
Объяснение
Словесно наглядный
Анализ работ, выставка
инструменты и принадлежности

1.7
Сборочные и отделочные работы.
Объяснение
Словесно наглядный
Анализ работ, выставка
инструменты и принадлежности

1.8
Художественно-эстетические основы выпиливания лобзиком.
Объяснение
Словесно наглядный
Анализ работ, выставка
инструменты и принадлежности

1.9
Работа над конструкцией изделия.
Объяснение
Словесно наглядный
Анализ работ, выставка
инструменты и принадлежности

1.10
Построение орнамента.
Объяснение
Словесно наглядный
Анализ работ, выставка
инструменты и принадлежности

1.11
Отделка изделия.
Объяснение
Словесно наглядный
Анализ работ, выставка
инструменты и принадлежности

1.12
Изготовление изделия.
Объяснение
Словесно наглядный
Анализ работ, выставка
инструменты и принадлежности

Раздел II. Художественное выжигание

2.1
Инструменты и приспособления для выжигания.
Беседа
Словесно наглядный
Анализ работ, выставка
инструменты и принадлежности

2.2
Декорирование изделий выжиганием.
Объяснение
Словесно наглядный
Анализ работ, выставка
инструменты и принадлежности

2.3
Основы композиции.
Объяснение
Словесно наглядный
Анализ работ, выставка
инструменты и принадлежности

2.4
Подготовка заготовок к работе.
Объяснение
Словесно наглядный
Анализ работ, выставка
инструменты и принадлежности

2.5
Технология декорирования художественных изделий выжиганием.
Объяснение
Словесно наглядный
Анализ работ, выставка
инструменты и принадлежности

2.6
Основные приёмы выжигания.
Объяснение
Словесно наглядный
Анализ работ, выставка
инструменты и принадлежности

2.7
Технология перевода рисунка на заготовку
Объяснение
Словесно наглядный
Анализ работ, выставка
инструменты и принадлежности

2.8
Отделка изделия.
Объяснение
Словесно наглядный
Анализ работ, выставка
инструменты и принадлежности

2.9
Изготовление изделий и декорирование их выжиганием.
Объяснение
Словесно наглядный
Анализ работ, выставка
инструменты и принадлежности

Раздел III. Плетение из лозы.

3.1
Организация рабочего места. Заготовка прута.
Беседа
Словесно наглядный
Анализ работ, выставка
инструменты и принадлежности

3.2
Инструменты и вспомогательные материалы
Беседа
Словесно наглядный
Анализ работ, выставка
инструменты и принадлежности

3.3
Технология основных видов плетения
Объяснение
Словесно наглядный
Анализ работ, выставка
инструменты и принадлежности

3.4
Круглая корзина для грибов
Объяснение
Словесно наглядный
Анализ работ, выставка
инструменты и принадлежности

3.5
Корзина с обручем
Объяснение
Словесно наглядный
Анализ работ, выставка
инструменты и принадлежности

Раздел IV.Изделия из текстурной древесины .

4.1
Изделия из древесных спилов с ярко выраженной текстурой
Беседа
Словесно наглядный
Анализ работ, выставка
инструменты и принадлежности

4.2
Технология получения спилов текстурной древесины.
Объяснение
Словесно наглядный
Анализ работ, выставка
инструменты и принадлежности

4.3
Материалы и их заготовка.
Объяснение
Словесно наглядный
Анализ работ, выставка
инструменты и принадлежности

4.4
Изготовление изделия и декорирование текстурной дрквесиной.
Объяснение
Словесно наглядный
Анализ работ, выставка
инструменты и принадлежности

4.5
Выставка детского творчества



Оснащение каждого занятия
Каждый ребенок должен иметь:
Карандаш
Линейка
Ластик
Тетрадь
Ручка
Циркуль
Пилки для лобзика
Электровыжигатель
Акварель или гуашь
Копирка
Кисти
Стакан для воды




Учебно-тематический план

2 год обучения 148 часов

№п/п
Содержание темы
Количество часов



Всего
Теория
Практические работы

Раздел 1 Мозайка (36ч.)


1.1
Виды мозаики по дереву
2
2


1.2.
Материал
2
2


1.3.
Оборудование, инструменты и приспособления для мозаичных работ
2
2


1.4.
Приемы выполнения мозаики
10
4
6

1.5
Орнамент
4
4


1.6.
Сюжетный набор
4
2
2

1.7.
Наклеивание мозаичного набора на основу
6
2
2

1.8
Отделка мозаичного набора
6
2
4



36
22
14

Раздел 2. Резьба по дереву (112ч.)

2.1
Охрана труда, производственная санитария, электро и пожарная безопасность при производстве художественных изделий из дерева.
4
4


2.2
Виды резьбы
4
4


2.3
Материал
8
4
4

2.4
Оборудование, инструменты и приспособления для резьбы по дереву
10
4
6

2.5
Изготовление инструмента для резьбы по дереву и подготовка его к работе.
8
2
6

2.6.
Геометрическая резьба по дереву. Освоение приемов выполнения геометрической резьбы.
10
4
6

2.7
Контурная резьба
10
4
6

2.8.
Рельефная и скульптурная резьба
10
4
6

2.9
Отделка и реставрация резных изделий
10
4
6

2.10
Изготовление простого художественного изделия столярным способом. Составление композиции на шаблоне. Перенос ее на заготовку.
10
4
6

2.11
Изготовление разделочной доски и декорирование ее геометрической резьбой.
8
2
6

2.12
Изготовление набора из двух разделочных досок.
12

12

2.13
Выставка детского творчества
2
2




104
42
62


Содержание программы

Раздел 1. Мозайка

Тема 1.1 Виды мозаики по дереву
Теория (2 часа): Из глубины веков. Основные виды мозаики по дереву Технико-технологические сведения:
- виды резьбы;
- отличительные черты;
- особенности композиции орнаментов;
- подготовка изделия к резьбе;
- приемы и способы выполнения мозаичных наборов;
- отделка изделия;
- требования к качеству работ;
- безопасность труда.

Тема 1.2. Материал
Теория: Материал, текстура древесины. Цвет и блеск древесины(2часа)

Тема 1.3. Оборудование, инструменты и приспособления для мозаичных работ
Теория: Оборудование, инструменты и приспособления для мозаичных работ. Рабочее место.(2 часа)
Тема 1.4. Приемы выполнения мозаики
Теория (4 часа): Технология выполнения мозаики. Подготовка рисунка для мозаичного набора, Изготовление деталей. Фигурный набор шпона. Технико-технологические сведения:
- принципы творческой переработки природных форм в орнаментные мотивы и сюжетные композиции;
- своеобразие трактовки форм растений, фигур птиц и животных выполняемых в технике резьбы и мозаики по дереву;
- зарисовки растений, птиц, животных;
- понятие о колорите;
- цветовой круг;
- цвета в композиции;
- однотонная и многоцветная композиция.
Практическая работа: Выполнение мозаики типа паркета. ( 6 часов)

Тема 1.5. Орнамент
Теория(2 часа): Технология изготовления орнамента Общие сведения об орнаменте. Геометрический, растительный, геральдический.
Практическая работа: Составление орнамента (2 часа).

Тема 1.6. Сюжетный набор
Теория(2 часа): технология выполнения сюжетного набора.
Практическая работа: Выполнение сюжетного набора (2 часа).

Тема 1.7. Наклеивание мозаичного набора на основу
Теория (2 часа): технология наклеивания мозаичного набора на основу.
Практическая работа: Подготовка основы. Прессование. Приготовление и нанесение клея. (4 часа)

Тема 1.8. Отделка мозаичного набора
Теория (2 часа) : технология отделки мозаичного набора Технико-технологические сведения:
- материалы, инструменты, приспособления;
- технология отделки изделия;
- качество мозаичных работ;
- безопасность труда.
Практическая работа: Отделка мозаичного набора (4 часа)

Раздел 2. Резьба по дереву

Тема 2.1. Охрана труда, производственная санитария, электро и пожарная безопасность при производстве художественных изделий из дерева.
Теория :Охрана труда, производственная санитария, электро и пожарная безопасность при производстве художественных изделий из дерева.
Технико-технологические сведения:
- правила поведения в мастерских;
- основные направления работы;
- задачи на год. ( 4 часа)

Тема 2.2. Виды резьбы
Теория (4 часа): технология выполнения плоско-выемчатой, плоскорельефной, рельефной, прорезной, домовой, скульптурной резьбы.
- виды резьбы по дереву;
- их характерные особенности и разновидности;
- правила безопасности труда при работе режущими инструментами.

Тема 2.3. Материал
Теория(4 часа): технология подготовки материала, выбор материала, технико-технологические сведения:
- декоративные свойства дерева;
- клеи, склеивание, облицовывание художественных изделий;
- отделочные материалы и отделка;
- способы предупреждения и устранения дефектов.
Практическая работа (4 часа): сравнительная обработка различных пород дерева.


Тема 2.4. Оборудование, инструменты и приспособления для резьбы по дереву
Теория (4 часа): Оборудование, инструменты и приспособления для резьбы по дереву.
Практическая работа(6 часов): пробное использование различных инструментов для резьбы на отходах материалов.

Тема 2.5. Изготовление инструмента для резьбы по дереву и подготовка его к работе.
Теория (2 часа): Технико-технологические сведения:
- виды ручного инструмента;
- требования к нему;
- технология изготовления;
- подготовка к работе.
Практическая работа(8 часов): Изготовление инструмента для резьбы по дереву и подготовка его к работе:
-Изготовление ножа-косяка;
- одностороннего прокола;
- двухстороннего прокола;
- подготовка к работе .

Тема 2.6. Геометрическая резьба по дереву.
Теория (4часа): Технология выполнения геометрической резьбы по дереву. Технико-технологические сведения:
- история возникновения и развития;
- особенности;
- элементы геометрической резьбы;
- сочетание различных элементов;
- способы вычерчивания орнамента;
- материалы, инструменты;
- способы выполнения резьбы;
- безопасность труда при резьбе.
Практическая работа. ( 6 часов): Освоение приемов выполнения геометрической резьбы.
Подготовка к резьбе. Резьба прямых двухгранных выемок. Резьба трехгранных выемок. Выполнение скобчатых порезок (лунок) Технико-технологические сведения:
Сочетание треугольников:
- с прямыми и кривыми сторонами;
- со сторонами разной длины;
- с миндалевидными углублениями;
- морщинистая резьба;

Тема 2.7. Контурная резьба
Теория (4 часа): Технология выполнения контурной резьбы, технико-технологические сведения:
- своеобразие резьбы;
- особенности композиции орнаментов;
- подготовка изделия к резьбе.
Практическая работа(6 часов): Выполнение орнамента
- освоение приёмов выполнения контурной резьбы;
-




Тема 2.8. Рельефная и скульптурная резьба
Теория (4 часа) : технология выполнения рельефной и скульптурной резьбы Технико-технологические сведения:
- виды плоскорельефной резьбы;
- художественно-стилевые особенности резьбы;
- материалы, инструменты и приспособления;
- приемы выполнения видов резьбы;
- требования к качеству резьбы;
- безопасность труда при ее выполнении.
Практическая работа(6 часов): изготовление старинного узора.

Тема 2.9. Отделка и реставрация резных изделий.
Теория (4 часа): виды и способы реставрации изделий из дерева. Т.Б. при реставрации.
Практическая работа (6 часов): Отделка и реставрация резных изделий, технико-технологические сведения:
-снятие старого лакокрасочного покрытия;
- отделочные материалы;
- нетрадиционные материалы;
- устранение дефектов;
- прозрачная отделка.

Тема 2.10. Изготовление простого художественного изделия столярным способом. Теория(4 часа) : Составление композиции на шаблоне. Перенос ее на заготовку.
Практическая работа (6 часов): Изготовление простого художественного изделия столярным способом. Составление композиции на шаблоне. Перенос ее на заготовку. Технико-технологические сведения:
- составление резной композиции;
- перенос ее на заготовку;
- способы выполнения резьбы;
- безопасность труда при резьбе.

Тема 2.11. Изготовление разделочной доски и декорирование ее геометрической резьбой.
Теория (2 часа): Технико-технологические сведения:
- подбор материала;
- составление резной композиции;
- перенос ее на заготовку;
- способы выполнения резьбы;
- отделка изделия;
- безопасность труда при резьбе.
Практическая работа (6 часов) : Изготовление разделочной доски и декорирование ее геометрической резьбой.

Тема 2.12. Изготовление набора из двух разделочных досок.
Практическая работа( 12 часов) : Изготовление набора из двух разделочных досок. Технико-технологические сведения:
- подбор материала;
- составление резной композиции;
- перенос ее на заготовку;
- выполнение резьбы;
- отделка изделия;

Тема 2.13. Итоговая аттестация .
Выставка работ, их обсуждение. Выставка детского творчества.


Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы
по разделам и темам

№ п/п
Наименование раздела и темы
Форма занятий
Приемы и методы
Форма подведения итогов
Средства обучения

Раздел I. Мозаика

1.1
Виды мозаики по дереву
Беседа
Словесно-наглядный. Приучение к выполнению требований
Вводная диагностика
Раздаточный материал

1.2.
Материал
Объяснение
Словесно-наглядный
Обобщающая беседа
Таблицы, инструменты и принадлежности

1.3
Оборудование, инструменты и приспособления для мозаичных работ
Объяснение
Словесно-наглядный
Анализ работ, выставка
инструменты и принадлежности


1.4
Приемы выполнения мозаики
Объяснение
Словесно-наглядный
Анализ работ, выставка
инструменты и принадлежности

1.5
Орнамент
Объяснение
Словесно-наглядный
Анализ работ, выставка
инструменты и принадлежности

1.6.
Сюжетный набор
Объяснение
Словесно-наглядный
Анализ работ, выставка
инструменты и принадлежности

1.7.
Наклеивание мозаичного набора на основу
Объяснение
Словесно-наглядный
Анализ работ, выставка
инструменты и принадлежности

1.8
Отделка мозаичного набора
Объяснение
Словесно-наглядный
Анализ работ, выставка
инструменты и принадлежности

Раздел II. Резьба по дереву

2.1
Охрана труда, производственная санитария, электропожарная безопасность при производстве художественных изделий из дерева.
Беседа
Словесно-наглядный
Анализ работ, выставка
инструменты и принадлежности

2.2
Виды резьбы
Объяснение
Словесно-наглядный
Анализ работ, выставка
инструменты и принадлежности

2.3
Материал
Объяснение
Словесно-наглядный
Анализ работ, выставка
инструменты и принадлежности

2.4
Оборудование, инструменты и приспособления для резьбы по дереву
Беседа
Словесно-наглядный
Анализ работ, выставка
инструменты и принадлежности

2.5
Изготовление инструмента для резьбы по дереву и подготовка его к работе.
Объяснение
Словесно-наглядный
Анализ работ, выставка
инструменты и принадлежности

2.6.
Геометрическая резьба по дереву. Освоение приемов выполнения геометрической резьбы.
Объяснение
Словесно-наглядный
Анализ работ, выставка
инструменты и принадлежности

2.7
Контурная резьба
Объяснение
Словесно-наглядный
Анализ работ, выставка
инструменты и принадлежности

2.8.
Рельефная и скульптурная резьба
Объяснение
Словесно-наглядный
Анализ работ, выставка
инструменты и принадлежности

2.9
Отделка и реставрация резных изделий
Объяснение
Словесно-наглядный
Анализ работ, выставка
инструменты и принадлежности

2.10
Изготовление простого художественного изделия столярным способом. Составление композиции на шаблоне, перенос ее на заготовку.
Объяснение
Словесно-наглядный
Анализ работ, выставка
инструменты и принадлежности

2.11
Изготовление разделочной доски и декорирование ее геометрической резьбой.
Объяснение
Словесно-наглядный
Анализ работ, выставка
инструменты и принадлежности

2.12
Изготовление набора из двух разделочных досок.
Объяснение
Словесно-наглядный
Анализ работ, выставка
инструменты и принадлежности

2.13
Выставка детского творчества. Итоговое занятие.








Ожидаемые результаты:

Итогом каждого года обучения является выставка поделок и изготовление стендов, оформление фойе школы и классов, участие в различных районных конкурсах декоративно-прикладного искусства.


Условия реализации программы.
Направление работы кружка в большой степени зависит от материальной базы школы.
В школе имеется кабинет, который отвечает требованиям санитарии и противопожарной безопасности.
Для воплощения творческих идей учащимся, занимающимся в кружке декоративно-прикладного творчества, требуется большое количество разных материалов, которые приобретаются по договоренности за счет родителей: древесина, лобзики, пилки для лобзиков, наборы резцов для работ с древесиной, наждачная бумага, лак для древесины.




































Библиографический список
для инструктора по труду:
1. Абросимова А.А., Каплан Н.И., Митлянская Т.Б. Художественная резьба по дереву, кости и рогу.- М.: Высшая школа, 1978
2. Афанасьев А.Ф. Резьба по дереву.- М.: Легпромбытиздат, 1997.
3. Афанасьев А.Ф. Домовая резьба.- М.: Культура и традиции, 1999.
4. Бородулин В.А. Художественная обработка дерева. - М.: Просвещение, 1988.
5. Внеклассная работа по труду. /Сост. Гукасова А.М./ - М.: Просвещение, 1981.
6. Домовая резьба (Технология. Материалы. Изделия.). /Сост. Рыженко В.И., Теличко А.А./ -М.: Рипол классик, 2004.
7. Ильяев М. Прикоснувшись к дереву резцом. - М.: Лукоморье, 2000.
8. Емельянов А.И. Резьба по дереву. Руководство для начинающих. ИД «Владис» 2011.
9. Манжулин А.В., Сафронов М.В. Прорезная резьба (альбом орнаментов. Выпуск 1). - М.: Народное творчество, 2001.
10. Логачёва Л.А. Резчикам по дереву (альбом орнаментов. Выпуск 3). - М.: Народное творчество, 2001.
11. Матвеева Т.А. Мозаика и резьба по дереву. - М.: Высшая школа, 1993.
12. Франк Нипель. Мастеру на все руки. Книга 1. - М.: Мир, 1993.
13. Паламошнов Ю.М. Резьба по дереву (спецкурс). - Екатеренбург, 1995.
Библиографический список
для воспитанников:
1. Выпиливание лобзиком. /Сост. Рыженко В.И./ - М.: Траст пресс, 1999.
2. Ильяев М.Д. Прикоснувшись к дереву резцом. - М.: Экология, 1996.
3. Карабанов И.А. Технология обработки древесины 5 - 9. - М.: Просвещение, 1995.
4. Плетение из лозы. /Сост. Лисин А.С../. - С-Пб.: Корона принт, 1999.
5. Раскраски. /Сост. Вохринцова С./. - Екатеринбург.: 2000.
6. Сафроненко В.М. Вторая жизнь дерева. - Минск.: Полымя, 1990.
7. Справочник по трудовому обучению 5 - 7 /Под ред. Карабанова И.А./.- М.: Просвещение, 1993.
8. Технология 5. /Под ред. Симоненко В.Д./. - М.: Просвещение, 1999.
9. Технология 6. /Под ред. Симоненко В.Д./.- М.: Винтана - Граф, 1997.
10. Технология 7. /Под ред. Симоненко В.Д./.- М.: Винтана - Граф, 1997.
11. Технология 8. /Под ред. Симоненко В.Д./.- М.: Винтана - Граф, 1997.




Заголовок 1 Заголовок 2 Заголовок 3 Заголовок 4 Заголовок 515