Использование ИКТ для преодоления трудностей в обучении учащихся с нарушениями ОДС на уроках биологии


«Использование ИКТ для преодоления трудностей в обучении учащихся с нарушениями ОДС на уроках биологии»Пояснительная записка
Основные принципы образовательной технологии - воспроизводимость, целесообразность, целостность. Современные образовательные технологии решают задачи, которые ранее в педагогике не были решены.
Современная школа меняется. При этом есть изменения, появившиеся независимо от педагогики, более того — вопреки ей. Воздействие социокультурного окружения, воздействие СМИ и Интернета настолько сильно и вездесуще, что целенаправленная педагогическая деятельность отступает, становится менее существенной.
Современные дети – это уже не чистый лист, на который наносятся знания. Учитель уже не является для них единственным источником информации, всезнающим оракулом. Возникает новая для образования проблема: подготовить человека, умеющего находить и извлекать необходимую информацию в условиях ее обилия, усваивать ее в виде новых знаний по ФГОС. То есть речь идет о формировании у учащихся информационной компетенции.
Ученики сегодня другие, и роль учителя также должна быть другой.
Практика показывает, что учитель может создать новый комфортный образовательный процесс, может построить систему воздействия на детский коллектив, на отдельную личность ребенка. Учитель может изменить школу, сделать ее современной. В основе таких преобразований всегда лежит освоение новых технологий как совокупности традиционных и инновационных методов и приемов.
Но существенно меняется роль учителя и образовательная среда в целом, если образовательный процесс рассчитан на детей с проблемами опорно-двигательного аппарата. В данной ситуации необходимо кардинальное изменение структуры и содержания образования, а так же подбор специализированных методов и приемов обучения.
Данная проблема всегда была актуальной и значимость ее не уменьшается с течением времени, с изменением общественного сознания и политической идеологии. Выбор данной темы обусловлен спецификой места работы автора – Структурное подразделение МБОУ СОШ № 46 - ГДБ № 2.
Основная цель данной работы – обоснованный отбор комплекса технологий обучения адаптированных к работе педагога в группе учащихся с проблемами ОДС.
Задачи:
Рассмотреть теоретический аспект применения ИКТ на уроках биологии
Адаптировать теоретическую часть работы с учетом специфики обучающегося контингента.
Спрогнозировать результат применения ИКТ на уроках биологии в группах детей с проблемами ОДС и провести отбор специализированных приемов и методов.
В классах с проблемами ОДС дети с заболеваниями типа сколиоз, ДЦП различной этиологии, а так же находящиеся на реабилитационном лечении в отделении хирургии.
Основной проблемой в работе с данным контингентом учащихся является нарушение их двигательной активности, ограничивающее спектр образовательных технологий и существенно меняющих специфику методики обучения.
Наилучшим решением данной проблемы будет применение на всех уроках, в том числе и на уроках биологии, ИКТ, способствующих расширению кругозора учащихся, активации мыслительной деятельности и повышению интереса к обучению.
Ресурсы: учебная и методическая литература, источники сети интернет, мультимедийные презентации.
Предполагаемый результат: Комплекты педагогических программных средств созданные с применением ИКТ, позволяют довести до учащихся огромный поток информации. При этом у школьников развивается зрительная память, акцентируется внимание на важных объектах за счет фрагментальной подачи материала. При работе используются преимущества информационных технологий, заключающиеся в сочетании сразу нескольких компонентов: текста, рисунка, анимации, звукового сопровождения и других элементов.
Критерии:
Самостоятельная подготовка учащимися обзорных и тематических презентаций; В конце тематических презентаций учитель обязательно вставляет слайд на закрепление материала и проверку знаний. Таким же образом можно провести контрольную или самостоятельную работу, когда задание или справочная таблица будут отражены на слайде презентации.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИКТ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ
Применение информационных технологий позволило подойти к вопросу обучения биологии с качественно новой стороны, позволяет существенно повысить интерес детей к учебе, а, следовательно, и улучшить качество знаний учащихся.
На современном этапе в преподавании биологии особое внимание уделяется овладению учащимися традиционными методами научного познания окружающего мира: теоретическому и экспериментальному, что не всегда интересно детям с низкой познавательной активностью, а тем более учащимся с ограниченными возможностями.
Использование новых информационных технологий в курсе биологии значительно поднимает уровень обученности при низкой мотивации учащихся.
В последнее время наблюдается массовое внедрение Интернет в школьное образование. Увеличивается число информационных ресурсов по всем предметам и по биологии в том числе. Нельзя не сказать о значении Интернета для самообразования учителя и использования богатейших ресурсов сети для подготовки к урокам. Причём не стоит отказываться от посещения англоязычных сайтов, так как на них могут быть очень интересные иллюстрации, которые можно сохранить и использовать при создании мультимедийных презентаций.
Образование – есть способ развития личности, а не накачка информацией. Возникают вполне естественные в данной ситуации вопросы: Как научить детей думать и действовать? Как спланировать и провести урок, чтобы каждый ребенок стал его участником: слабый и сильный, одаренный и не желающий учиться?
 Проанализировав опыт работы коллег, более опытных педагогов, проблемы обучения в современной школы, в  том числе и прогрессирование пассивности большинства  нынешних учеников к учению,  охарактеризовав все используемые методы преподавания предметов, несложно прийти к выводу, что на сегодняшний день  одним из наиболее действенных способов повышения мотивации учащихся к изучению  биологии  является ИКТ.
На уроках биологии возможно использование следующих видов ИКТ:
Презентации на уроках изучения нового материала;
Включение некоторых фрагментов из электронных учебников на этапе  изучения нового материала;
Проведение практических работ.
При подготовке учащихся  к ЕГЭ;
Подготовка  разноуровневых контрольных работ, тестов.
Выполнение  наглядного материала при оформлении класса.
В основе обучения с помощью компьютерных технологий лежит, прежде всего, принципиально новая модель организации обучения учащихся, которая представляет интерес для любого творчески работающего учителя и позволяет получить ответ на поставленные ранее вопросы.
В изучении школьного курса  биологии можно выделить несколько основных направлений, где оправдано использование ИКТ:
 - наглядное представление объектов и явлений микромира;
 -изучение биохимических процессов;
 -изучение природных процессов и явлений
 -моделирование биологического эксперимента;  
 -система тестового контроля
 -подготовка к ЕГЭ.
Широкое использование анимации, биологического  моделирования с -использованием компьютера делает обучение более наглядным, понятным и запоминающимся. Ни только учитель может проверить знания ученика, используя систему тестирования, но и сам ребенок может контролировать степень усвоения материала.
Использование виртуальных экскурсий значительно расширяет кругозор ребенка и облегчает понимание окружающей среды. Особенно актуальным данный вид деятельности становится для детей с проблемами ОДС, поскольку им не доступны реалистичные учебные экскурсии. Виртуальные экскурсии в данном случае раскрывают свое масштабное значение в полном объеме.
И так, наиболее приемлемы на уроках в группе учащихся с ограниченной двигательной активностью мультимедийные презентации. Их применение на уроках биологии может стать новым методом организации активной и осмысленной работы учащихся, сделав занятия более наглядными и интересными.
Использование мультимедийных презентаций целесообразно в любой момент изучения темы и на любом этапе урока. Презентация дает возможность учителю проявить творчество, индивидуальность, избежать формального подхода к проведению уроков. Данная форма позволяет представить учебный материал как систему ярких опорных образов, наполненных исчерпывающей структурированной информацией в алгоритмическом порядке. В этом случае задействуются различные каналы восприятия учащихся, что позволяет заложить информацию не только в фактографическом, но и в ассоциативном виде в память учащихся. Цель такого представления учебной информации — формирование у школьников системы мыслеобразов. Подача учебного материала в виде мультимедийной презентации сокращает время обучения, высвобождает ресурсы здоровья детей. Кроме того, при наличии принтера они легко превращается в твердую копию, что немаловажно в процессе обучения детей с проблемами ОДС.
Такая работа может осуществляться:
- как способ создания проблемной ситуации,
- как способ объяснения нового материала,
 -как форма закрепления изученного,
- как форма проверки домашнего задания,
- как способ проверки знаний в процессе урока.
Презентация - форма подачи материала в виде слайдов, на которых могут быть представлены таблицы, схемы, рисунки, иллюстрации, аудио- и видеоматериалы.
Возможности презентаций:
1.     Демонстрация фильмов, анимации.
2.     Выделение (нужной области).
3.     Гиперссылки.
4.     Последовательность шагов.
5.     Интерактивность.
6.     Движение объектов.
7.     Моделирование.
Для того чтобы создать презентацию, необходимо сформулировать тему и концепцию урока; определить место презентации в уроке.
Если презентация является основой  урока, его "скелетом", то следует выделить  этапы урока, четко выстроив логику рассуждения от постановки цели к выводу. В соответствии с этапами урока определяют содержание текстового и мультимедийного материала (схемы, таблицы, тексты, иллюстрации, аудио- и видео- фрагменты). И только после этого можно приступить к созданию слайдов, в соответствии с планом урока, в программе Power Point. Для большей наглядности можно ввести настройки демонстрации презентации.    Можно также создать и заметки к слайду, отражающие переходы, комментарии, вопросы и задания к слайдам и материалам на них, т.е. методическое оснащение презентации.
   Если презентация лишь часть урока, один из его этапов, то  необходимо четкое формулирование цели использования презентации и, уже исходя из нее, отбор, структурирование и оформление материала. В данном случае нужно четко ограничить время показа презентации, продумать варианты работы с презентацией на уроке: вопросы и задания учащимся.
  Если презентация - творческая работа учащегося или группы учеников, то необходимо как можно более точно сформулировать ему (им) цель работы, определить контекст работы в структуре урока, обсудить содержание и форму презентации, время на ее защиту.   С презентацией, созданной учеником, необходимо познакомится  заранее, особенно если она играет концептуальную роль в уроке.
В учебной практике используют презентацию не только в проведении исследовательских работ, но и подготовке домашнего задания творческого характера. Такая работа с использованием компьютерных программ  в учебном процессе предполагают большие развивающие возможности. Включение таких источников в учебный процесс   способствует:
· связи фактологии учебного предмета с реальностью и расширяет информационные интересы учащихся;
· дополняет предмет новыми сведениями;
· поддерживает актуальный уровень предмета;
· способствует развитию личности учащегося.
Учащиеся с интересом включаются в такую работу, что активизирует их познавательную деятельность.
Вероятностный результат
Выбранные  приёмы использования ИКТ и мультимедиа далеко не исчерпывают их функциональные возможности. ИКТ сегодня являются одним из наиболее действенных и необходимых средств обучения, дающих больше свободы, как учителю, так и ученику в выборе методических путей к достижению требований учебной программы. А учащимся с ограниченной двигательной активностью открывают простор для расширения кругозора, способствуют развитию их познавательной и коммуникативной активности.
Из этого следует, что необходимо продолжать работать в данном направлении, добиваться хороших результатов и повышать качество знаний учащихся. Повышения  мотивации к изучению предмета биологии  можно реализовать продолжая работать над следующими проблемами:
-Развивать навыки применения компьютерных технологий в работе    в условиях модернизации современной школы.
-Расширять арсенал  форм, методов, приёмов работы на уроках биологии.
-Повышать уровень познавательной мотивации к урокам биологии а значит, повышать качество знаний.
-Подготовка к ЕГЭ с помощью интерактивных тренингов.
- Работать с электронными версиями мультимедиа учебников.
-Работать над   проектами, выполняя их как слайд - презентации с использованием программ Power Point, Excel и др. Все перечисленные виды деятельности вполне доступны и учащимся с проблемами ОДС.
Результативность опыта использования ИКТ на уроках биологии, можно проследить по следующим фактам:
-Повышение уровня обученности учащихся, о чем свидетельствуют итоги учебных периодов;
-Возрастание познавательного интереса к предмету, что подтверждает анкетирование и увеличение числа учащихся в группах по подготовке к ЕГЭ по биологии.
-Повышается уровень сложности исследовательских работ учащихся по предмету (качество выполняемых презентаций).
 Продуктивность опыта заключается в том, что такая система работы позволяет создавать между учителем и учащимися атмосферу сотрудничества и взаимодействия, учит взаимоконтролю и самоконтролю, приемам исследовательской деятельности, умению добывать знания, обобщать и делать выводы, воздействовать на эмоциональную сферу личности. Я уверена, что переход к ИКТ создаст надежные предпосылки для соединения обучения, воспитания и развития в единый педагогический процесс.
Выводы:
Достоинство презентации в том, что при использовании этого инструмента именно учитель остается в центре внимания, контролирует класс, на него обращены взгляды учеников.
Удачно подобранная картинка «в тему» помогает оживить слайд (особенно если на нем только текст). Визуальный образ работает лучше текста, а текст + образ – лучше «голого» образа.
Лучше один раз подготовить аккуратную презентацию, чем каждый раз тратить время на уроке.
Единожды сделав презентацию, мы облегчаем себе жизнь в будущем. Слайды можно быстро создавать, редактировать, сортировать, переносить из одного урока в другой.
Презентация может быть отличным каркасом (опорным конспектом) урока. В сочетании с ясно объявленной целью и предъявленным планом урока облегчается жизнь и не только учителю, но и ученикам.
Литература и Интернет –ресурсы:
Масленникова А.В. Бессонова И.П. «Организация детской научно-исследовательской и проектной деятельности учащихся в образовательных учреждениях» Центр “Школьная книга”, 2003
Якиманская И.С. «Технология личностно ориентированного образования» - М 2000
Чечель И.Д. «Метод проектов: субъективная и объективная оценка результатов» Директор школы 1998 №4
Селевко Г.К. «Современные образовательные технологии»: учебное пособие - М: народное образование, 1998.
      5.Маркова А.К., МаттисТ.А., Орлов А.Б. Формирование мотивации   учения. М., 1990.
      6.www.rusmedserver.ru/med/pedagog/28.html  · 33 КБ Мотивация учебной деятельности и её формирование
     7.www.ronl.ru/pedogogicheskaya_psihologiya/11363.htm  · 37 КБ Мотивация учебной деятельности средствами ИКТ