Упражнения, задания для преодоления трудностей в обучении чтению











Как преодолеть трудности
в обучении чтению
(упражнения, задания)
Предназначено для учащихся 1-4 классов





подготовила
учитель начальных классов
Мохова Ольга Игорьевна





Нижний Новгород
2013






Трудности и помехи, тормозящие скорость чтения

Безусловно, скорость чтения зависит от того способа, которым читает ребенок. Однако часто родители и учителя бывают в недоумении: ребенок владеет синтетическим способом чтения, т.е. читает целым словом, но все равно читает медленно. Почему это происходит?
Существует много причин, тормозящих скорость чтения, среди которых можно выделить семь основных: природный темп деятельности, регрессии, отсутствие антиципации, артикуляция, малое поле зрения, уровень организации внимания, уровень развития памяти. Каждая из перечисленных причин может оказывать влияние на темп чтения. Ниже мы рассмотрим каждую из них.
Остановимся на том, как определить, мешает ли эта причина вашему ребенку читать, и предложим упражнения для работы над проблемой, если она существует.

I Природный темп деятельности
Обычно родители сами замечают, что их ребенок медлителен, немножко «копуша», а если темп занятий высок, то не успевает и легко устает. Все эти наблюдения говорят о том, что природный темп деятельности ребенка имеет невысокую скорость. И вины ребёнка в этом нет. Темп деятельности относится к динамическим характеристикам человека, являясь составляющим свойством его темперамента. Это свойство, как и другие свойства темперамента, являются врожденным, устойчивым и сохраняется в течение длительного времени без изменений. Темп деятельности это скорость, с которой работают психические процессы: память, внимание, восприятие, мышление, воображение. Это количество операций, действий, движений, которые выполняет человек за единицу времени. Таким образом, темп, являясь врожденным, определяет, насколько быстро человек работает, запоминает, рассматривает, представляет, думает над решениям задачи и, конечно, читает. Столько, сколько способен за единицу времени прочесть человек с быстрым темпом, медлительный не сможет. Чтение на скорость у медлительного ребенка напоминает бег с препятствиями. Ребенок набирает воздух и на одном дыхании старается назвать как можно больше букв. Весь смысл прочитанного почти не постигается. Темп чтения неровный, в словах часты пропуски и
перестановки. Поэтому, если ребенок не прочитывает необходимый объем в заданный промежуток времени, необходимо определить его природный темп. Лучше это сделать с помощью специального психологического теста, а не опираться на наблюдении, постольку очень часто родители не могут объективно оценить скорость выполнения ребенком задания, особенно если их личный темп выше, чем у ребенка. В этом случае вам обязательно будет казаться, что можно было бы с работой справиться быстрее, а ребёнок опять копается. Кроме того, скорость выполнения может зависеть и от других факторов, например, в результате низкого уровня концентрации и устойчивости внимания ребенок часто отвлекается, поэтому скорость работы также будет невысокой.
Определить темп деятельности можно с помощью теппинг-теста. Этот тест очень прост в выполнении и проверке. Нам потребуются часы с секундной стрелкой или секундомер, карандаш и расчерченный лист бумаги. Очень важно:
1. В точности повторить размер квадратов (дни ряди по три квадрата, каждый из них 4 на 4 см, а вместе они составляют общий прямоугольник 8 на 12 см).
2. Объяснить ребенку, в каком порядке их наполнять. Если он не знает цифр, покажите ему направление стрелкой.
3. При выполнении теста ребенок не должен облокачиваться на стол, рука должна быть на весу.
Положите перед ребенком этот лист с пронумерованными квадратами. Возьмите секундомер и попросите ребенка постучать карандашом по квадратам в указанном порядке, наполняя каждый квадрат просто точками. Пусть представит, что он дятел, который долбит клювом-карандашом дерево-бумагу. Начинать работать - стучать - надо по команде: «Начали!». На каждый квадрат отводится по пять секунд, а потом командой «Дальше!» дается сигнал перейти к следующему.
1
2
3

4
5
6

Подсчитайте среднее количество точек для шести квадратов (для этого сложите количество точек в каждом квадрате и разделите на шесть).
А теперь подсчитайте результаты.

16 точек и меньше - ребенок склонен выполнять любые задания в медленном темпе. Поэтому та скорость, с которой он читает, является для него нормальной (при условии, что способ чтения - целым словом). Заставлять его читать быстрее - значит травмировать психику ребенка, создавать для него стрессовую ситуацию.
16-20 точек нормальный средний темп работы.
20 точек и больше - ваш «дятел» умеет и может работать в очень быстром темпе.
Если полученный показатель 16 точек и выше, то это говорит о том, что медленная скорость чтения обусловлена не врожденным темпом деятельности, а какими-либо иными причинами, при устранении которых ребенок будет читать быстрее. Какие это могут быть причины, мы рассмотрим дальше.
Этот психологический тест дает нам информацию о работоспособности ребенка. Работоспособность по-другому можно назвать выносливостью. Это свойство характеризует время, в течение которого человек может продуктивно, не снижая темпа, выполнять заданную работу.
Посмотрите, какой узор получился в квадратах. Если в первом по счету точки стоят густо, а в других редеют и разница в количестве точек между первым и последним квадратами составляет 10 и более, то ребенок склонен к быстрому утомлению. Значит, занимаясь чтением или любой другой деятельностью, необходимо делать частые (каждые 15 минут) небольшие (до 5 минут) перерывы.
Итак, вы выяснили, какой темп у вашего ребенка, и является ли он причиной, тормозящей скорость чтения. Если ребёнок оказался медлительным, не расстраивайтесь. Вы можете ему помочь. Во-первых, поговорите с учителем, а возможно, и с завучем начальной школы и объясните им психологическую особенность вашего ребенка. Они обязаны учесть ее в ходе проверки техники чтения. Во-вторых, помните, хотя темп деятельности и является врожденным устойчивым свойством нервной системы, он в течение жизни, включаясь в самые разнообразные виды деятельности, можем постепенно изменяться. Это значит, что, используя определённые упражнения, вы можете увеличивать темп чтения. Такими упражнениями могут быть:

1. Многократное прочтение
Вы читаете текст вслух. Затем ребенок читает этот же рассказ в течение одной минуты. Закончив чтение, ребенок отмечает место в тексте, до которого он успел прочитать, Затем следует повторное чтение этого же текста, и снова по истечении минуты ребенок отмечает количество прочитанных слов. Естественно, во второй раз удается прочитать больше. Пусть ребёнок повторит чтение несколько раз до тех пор, пока количество прочитанных слов не перестанет увеличиваться.
2. Молния
Упражнение заключается в чередовании чтения комфортном режиме с чтением в максимально быстром темпе Переход на чтение в ускоренном режиме осуществляется по команде «Молния».
3. Буксир
Вы читаете текст вслух, варьируя скорость чтения от 80 до 160 слов в минуту. Ребенок читает тот же текст про себя, стараясь поспеть за вами. Остановитесь на каком-либо слове и попросите ребенка показать в тексте место остановки. Если ваша скорость будет значительно превышать скорость чтения ребёнка, снизьте ее. Важно, чтобы разрыв не превышал 20 слов в минуту, т.е., если темп чтения ребенка 20-25 слов, то ваш теми чтения должен быть не выше 40-45 слов в минуту.
Включайте эти упражнения регулярно в свои занятия с ребенком. Кроме того, вы можете использовать их, когда ребенок выполняет домашнее занятие по чтению, прямо на заданном тексте, выделив для этого 15-20 минут.
2. Регрессии
Регрессии - это возвратные движения глаз с целью повторного чтения уже прочитанного. Этот недостаток - самый распространенный. Некоторые читатели незаметно про себя читают дважды любой текст как легкий, так и трудный. При чтении текста с регрессиями глаза совершают движения назад, хотя никакой необходимости в этом нет. Если это происходит на каждой строчке текста, то, очевидно, что такой читатель дважды прочитывает текст. Определить, присутствуют ли регрессии в чтении ребенка, можно с помощью наблюдения. Попросите ребенка прочитать незнакомый ему текст. При этом внимательно следите, как читает текст ребенок: за движениями его глаз и речью. Если при чтении взгляд ребенка постоянно возвращается назад для перечитывания (ребенок сначала прочитывает слово про себя, а затем вслух) или он постоянно прочитывает несколько слов на строчке два-три раза для понимания, в чтении отсутствует плавность, то это значит, что, в том способе чтения, который использует ребенок, присутствуют регрессии.
Причины регрессий в следующем:
1. Сила привычки.
Это самая распространенная причина. Ее корни кроются в том, как обучали ребенка чтению. Очень часто мы, сами того не замечая, формируем у ребенка эту привычку. На первых этапах, когда ребенок еще только осваивает послоговой способ чтения и ему еще трудно с первого прочтения уловить смысл прочитанного слова, мы просим его прочитать слово снова и снова, пока смысл прочитанного не станет понятным. Однако некоторые дети не прочитывают слово вновь, а лишь проговаривают прочитанное, привыкая к такому способу осмысления. Или другой вариант, когда родители слишком торопятся и хотят, чтобы ребенок как можно быстрей начал читать целым словом, в то время как ребенок еще не готов к новому способу чтения и привыкает сначала читать про себя по слогам (трудно с первого раза прочитать по-другому), а затем вслух прочитывает (проговаривает) целым словом. И то и другое формирует привычку к регрессии. Кроме того, последний вариант способствует формированию привычки в дальнейшем всегда перечитывать длинные и трудные по написанию слова.
2. Кажущиеся трудности текста.
Если причина регрессий в том, что текст труден для понимания ребенка, то в этом случае предложите ему прочитать текст без регрессий, даже если отдельные места текста непонятны. Часто дальнейшее чтение снимает возможные вопросы и делает возвраты ненужными.
3. Отсутствие внимания.
Если причина регрессий в слабой концентрации внимания, то необходимо прервать чтение. Возможно, ребенок устал (спросите его об этом) или его что-то беспокоит, и это мешает ему сконцентрироваться. Дайте ребенку время на отдых. Кроме того, вы можете использовать некоторые упражнения для концентрации внимания, которые вы найдете дальше в разделе «Уровень организации внимания».
Последние две причины - явления временные и достаточно легко снимаются. Их влияние на скорость не особенно значительно. В то время как первая причина - сила привычки (как и все привычки человека) - явление достаточно устойчивое, и для ее преодоления будут необходимы регулярные занятия с использованием специального упражнения. Это упражнение «Чтение с окошечком». Для него вам потребуется лист плотной бумаги, в котором вы вырежете небольшое окошечко. Итак, вы берете лист бумаги размером 10 на 5 см.
С правого края прямоугольника вырезаете небольшое отверстие - «окошечко», по высоте равное ширине строки, а по длине соответствующее размеру слога примерно в 3-4 буквы
10см

5 см


Листок накладывается на строку и передвигается сначала взрослым, а потом самим ребенком вдоль строки, При движении листка по строке взгляд ребенка будет плавно передвигаться вместе с листком, а повторное прочитывание будет исключено из-за того, что прочитанное будет закрываться. Постепенно ребёнок привыкнет при чтении скользить взглядом по строке, не возвращаясь для перечитывания. Как мы уже сказали, для того чтобы преодолеть силу привычки к регрессиям, необходимо сформировать новую привычку, при которой взгляд будет правильно передвигаться по строке слева направо. Формирование новой привычки или переучивание достаточно длительный процесс, ведь привычка - это автоматизированное действие. Поэтому мы советуем вам использовать «окошечко» постоянно при чтении текстов, заданных на дом.
3. Антиципация
Возможно, вы замечали за собой при чтении, что многие слова, которые вы читаете, вы не дочитываете до конца, догадываясь, что же это за слово по содержанию. Такой прием, используемый для дальнейшего осмысления текста, называется антиципацией, или предвосхищением, по-другому – смысловой догадкой.
Это психический процесс ориентации на предвидимое будущее. Он основан на знании логики развития событий и значительно убыстряет чтение. Большая часть читателей со стажем использует этот прием.
В то же время, если у ребенка не развито умение догадываться по смыслу, ему будет необходимо каждый раз дочитывать каждое слово до конца, чтобы осмыслить фразу, осознать содержание прочитанного. Для того чтобы определить, владеет ли ребенок приемом антиципации и использует ли ее при чтении, предложите ему следующий текст.
Родился зай... в лесу и все боял... Треснет где-ни... сучок, вспорх... пти..., упадет с дере... ком снега у зайчи... душа в пят...
Боял... зай... день, боял... два, боялся неде..., боял... год; а потом вырос он боль... и вдруг надое... ему боя...
Нико... я не бою...! крик... он на весь лес. Вот не бою... нисколь..., и все тут! Д. Мамин-Сибиряк
Зафиксируйте время, которое потратит ребенок на чтение текста. Отметьте это для себя. Понаблюдайте, как долго думает ребенок над окончанием слова. Затем предложите снова прочитать этот текст, но уже без пропусков. При этом опять заметьте время.

Родился зайчик в лесу и все боялся. Треснет где-нибудь сучок, вспорхнет птица, упадет с дерева ком снега у зайчика душа в пятки.
Боялся зайчик день, боялся два, боялся неделю, боялся год; а потом вырос он большой и вдруг надоело ему бояться.
Никого я не боюсь! крикнул он на весь лес. Вот не боюсь нисколько, и все тут! Д. Мамин-Сибиряк
Сравните время, которое понадобилось ребёнку на чтение 1 и 2 вариантов текста. Если разрыв не превышает 16-20 сек., значит, при чтении ребенок пользуется приемом антиципации. Он может догадываться о содержании фразы по смыслу, и ему не требуется слишком много времени на обдумывание неоконченных слов. Более точный вывод о тех трудностях, которые испытывает ребенок при смысловой догадке, помогут сделать ваши наблюдения за тем, как читал ребенок. Проанализируйте, над какими словами дольше думал ребенок, и много ли было таких слов. Если слов, над которыми ребенок думал долго, оказалось много, то необходимо поработать над развитием антиципации. Для этого вы можете использовать следующие упражнения.
Прежде всего, это такие же тексты с пропущенными буквами в окончаниях, которые мы использовали для определения, владеет ли ребенок смысловой догадкой, или других частях слова. Приведем еще несколько таких примеров.
ГРОЗА
Гроза надвига... Огромная лило... ту... медленно поднима... из-за ле... Ракиты тревож... шелесте... и лепетали. Сильный ветер загу... в выши... Дере... забуше... Крупные кап... дож... резко застуча... по листь... Сверкнула мол... Грянул гром. Дождь полил ручь..., но вот солн... опять засия... Как все засвер... вокруг. Как свеж и прозра... воздух! Как пах... земляни... и гри...!
По И. Тургеневу
ЕЖИК
Пошел тем... ночью серый ежик по ле... гу... Уви... красную клюквин... и наколол на серую иголоч... Уви... желтые лис... и тоже нако...
Заметил, нако..., в голубой лу... голубую звездоч... Тоже хотел нако... да ниче... не выш... Подумал ежик, поду... и накрыл ее лопуш... Пусть до утра поле... А ут... под лопухом вмес... голубой звезд... нашел большое краси... солныш... Вот еж смеял... Очень.
Г. Цыферов
КОРАБЛИК
По_хватил р_чей мой корабл__и поне_ его. К_угом во_ны кип_т, по_брасыва__его, из сто_оны в с_орон_ кида__. А кора_лик плыв__дал_ше и да__ше. Я ря_ом с ни_ бег_. Друг__ребя__за м_ой слеш__.
Но вот и ре_а. По_лыл мо_ кораб__в речи__даль. Вот уже крохо_ной точк__мель_нул и скры_ся.
Ре_ята во_руг шум__, крич__:
Ю_кин ко_аблик не по_онул, в ре_у упл__!
Может, до са__го мор_ теперь добер__ся. Г. Скребицкий

В последнем тексте пропуски отмечены черточками. При этом сами пропуски встречаются двух видов:
1) такие, которые могут быть заполнены буквой или буквами на основе имеющихся целостных представлений об этом слове (например, ручей, кораблик). Восполнение пропусков этого вида развивает способность охватывать быстро, единым взором все слово целиком, одновременно учитывая и соотнося его первые и последние буквы в едином зрительном образе;
2) такие, которые могут быть заполнены на основе учета последующих или предыдущих слов, т.е. с привлечением контекста (например, окончание в слове речную может быть правильно прочитано лишь с учетом предыдущего предлога в и последующего слова даль). Восполнение пропусков этого вида формирует умение учитывать значение каждого слова при его прочтении, т.е., читая данное слово, обращать внимание и на соседние слова, в том числе и осуществлять операцию забегания глазами вперед, которая типична для хорошо сформированного навыка чтения.
Еще один пример. Упражнение, в котором пропущенное слово подсказывается несколькими буквами, однозначно его определяющими:

АЗ_ОЦ_ЕТ_ЫЕ КО_АБ_ИК_.
По пруду п_ы_ут же_т_е, к_ас_ы_ и о_а_жев_е ко_а_л_к_. Все они п_и_ете_и сюда из рощи. П_и_е_ит ко_а_лик, о_ус_ит_я на воду и тотчас по__ыве_ с по_ня_ым___арус_м_.
Много еще п_и_е_ит их се_о_ня, _авт_а, _ос_е _авт_а. По Д. Кайгородову

Это упражнение развивает способность одновременно сочетать выдвижение смысловых гипотез о читаемом слове с его строгим побуквенным, анализом. В случаях, когда у ребенка смысловые догадки преобладают над анализом букв, материал для упражнения следует подбирать так, чтобы содержание задавало несколько вариантов смыслового восполнения слона, но однозначность навязывалась бы составом и месторасположением подсказывающих букв. Например:
_а_е__к__девочка бежала по песчаной дорожке. Вдруг она неожиданно о__а____л_сь. Оглянувшись, девочка увидела _т__к_.
К первому слову может подходить казалось бы много слов: сладенькая, тарелка, старенькая, маленькая и др., но расположение и количество пропущенных букв однозначно определяют лишь одно из приведенных. Это относится и к двум последующим словам. Так, ко второму слову могут подходить слова: оглянулась, остановилась, засмотрелась и др., а к третьему - стопка, открытка, старый, птичка и др. (Подходящее слово подчеркнуто.)
Упражнениями подобного типа являются короткие тексты, в которых пропущены не буквы в окончаниях или других частях слова, а целые слова.
Над городом низко повисли снеговые_______. Вечером началась______. Снег повалил большими ________. Холодный ветер выл, как дикий______. На конце пустынной и глухой________вдруг показалась какая-то девочка. Она была худа и бедно _________. Она продвигалась медленно вперед, валенки сваливались с ног и_________ей идти.
Такие рассказы с пропущенными буквами в окончаниях и других частях слова или пропущенными целыми словами вы можете изготовить сами. Постоянное использование этих заданий способствует эффективному развитию антиципации. Кроме того, их польза состоит в развитии словесно-логической памяти. Благодаря необходимости учета ранее прочитанных слов при заполнении пропусков, а также из-за вынужденных задержек при определении пропущенных букв, создается дополнительная нагрузка на память, которая преодолевается через целостный охват предложения, при возвратах к предшествующим словам. Однако, если такие тексты вызывают у ребенка большие трудности и ему требуется длительная и регулярная работа над формированием антиципации, мы советуем вам воспользоваться следующим приемом.


Пошёл тёмной ночью серый ёжик по лесу гулять.
Увидел клюквинку и наколол на серую иголочку.
Увидел жёлтые листья и тоже наколол.

Из листа белой бумаги вырезается решетка с вертикальными столбцами шириной 0,5 и отверстиями шириной в 1-2 см.
Общий размер решетки должен быть с печатный лист. Тогда ребенку не придется ее двигать. Решетка накладывается на печатный текст, скрывая части слов. Ребенок будет читать текст, догадываясь по видимой части слова о его скрытой части. Используйте чтение текстов и рассказов с решеткой по 15-20 минут ежедневно.
ОЧЕНЬ ВАЖНО! При работе с решеткой ни в коем случае нельзя подгонять ребенка, настаивать на увеличении скорости чтения.
Еще одним упражнением для развития смысловой догадки могут быть тексты с ошибками в содержании или несуразицами.
Например:
Дети не промокли под ливнем, так как спрятались под телеграфным столбом.
Поздней осенью, как обычно, зацвели буйно яблони.
Такие фразы с несуразицами вы можете придумать сами. Важно, чтобы ребенок прочитал и, осознав смысл прочитанного, догадался, в чем ошибка. Подобные несуразицы вы можете найти в разделе «Развитие речи».
Вообще работа над развитием антиципации очень тесно связана с работой по развитию речи. Это, прежде всего, обусловлено тем, что и в том и в другом случае идет работа над расширением возможности лучше осознавать прочитанное. Так, очень часто ребенок не может догадаться по смыслу из-за незнания значения того или иного слова, сложности грамматической конструкции или грамматических форм.
Работа по развитию речи как раз и включает в себя такие виды упражнений: расширение словарного запаса, развитие грамматических навыков, понимание переносного смысла и т.д. Поэтому мы советуем вам при занятиях с ребенком по развитию антиципации сочетать эту работу с упражнениями на развитие речи, особенно тех ее разделов, которые мы уже назвали.
4. Артикуляция
Следующей причиной, тормозящей скорость чтения, может быть недостаточная артикуляторная подвижность речевого аппарата. Уже само название причины объясняет, за счет чего происходит снижение скорости чтения: артикуляторный аппарат не дает возможности в нужном темпе произносить вслух прочитанные слова.
Особенно трудно детям, у которых наблюдается смазанное произношение. Речь их отличается недостаточной внятностью и выразительностью. Часто и темп речи медленнее, чем у остальных детей. Это обусловлено недостаточной подвижностью артикуляторного аппарата. Язык, губы, нижняя челюсть недостаточно согласованно работают при произношении звуков, при переключении с одного звука на другой. Как правило, в детстве этот ребенок долго не мог научиться правильно произносить отдельные звуки, в то время как его сверстники говорили чисто. Именно у этих детей разрыв между скоростью чтения про себя и вслух особенно велик.
Однако и у остальных детей существует этот разрыв, так как скорость чтения про себя без открытой артикуляции всегда выше. Поэтому, чтобы сделать вывод о влиянии артикуляции на скорость чтения, предложите ребенку прочитать два текста приблизительно одинакового уровня сложности, Пусть один текст он прочитает про себя, а второй вслух. В обоих случаях дайте ему 30 секунд времени и подсчитайте прочитанное количество слов.

МУРАВЕЙ И ГОЛУБКА
Муравей спустился к ручью: захотел напиться. Волна захлестнула его и чуть не потопила. Голубка несла ветку; она увидела, муравей тонет, и бросила ему ветку. Муравей сел на ветку и спасся. Потом охотник расставил сеть на голубку и хотел захлопнуть. Муравей подполз к охотнику и укусил его за ногу, охотник охнул и уронил сеть. Голубка вспорхнула и улетела.
Л. Толстой
СТАРЫЙ ПЕС
(отрывок)
Был у человека верный друг Пес. Шли годы. Пес постарел, стал плохо видеть. Раз в ясный летний день он не узнал своего хозяина. Он выбежал из своей будки, залаял, как на чужого. Хозяин удивился. Спросил:
Значит, ты уже не узнаешь меня?
Пес вильнул хвостом. Он нежно заскулил. Ему хотелось сказать:
Прости меня, что я не узнал тебя.
Через несколько дней человек принес маленького щенка...
В. Сухомлинский
Если разделить количество слов, прочитанных про себя на три части, то вслух ребенок за это же время успеет прочитать только две части. Например, если про себя ребенок успел за 30 секунд прочитать 57 слов, то вслух он должен прочитать 38 слов и больше (несложный математический расчет: 57:3=19; 19x2 = 38). Меньшее количество слов свидетельствует о том, что подвижность артикуляционного аппарата недостаточна для быстрого чтения вслух. Не отчаивайтесь в случае неудовлетворительного результата. Выделите на развитие артикуляции дополнительное время.
Особое место занимает артикуляция на этапе послогового чтения. Проговаривание вслух того, что читает ребенок, позволяет ему составить представление о фонематическом (звуковом) составе слова, избежать искажения его слоговой структуры. Поэтому мы советуем использовать рекомендуемые ниже упражнения не только в том случае, если вы установили, что необходима работа над артикуляцией, но и если при хорошей артикуляции ваш ребенок находится на послоговом этапе формирования навыка чтения. Четкая артикуляция будет способствовать увеличению темпа чтения и формированию правильного представления о звуковом составе слова, облегчать понимание прочитанного.
Для работы над артикуляцией используются упражнения с рифмой и ритмом.
1. Артикуляция гласных, согласных, сочетаний гласных и согласных.
Эти упражнения развивают подвижность речевого аппарата.
АОУЫИЭ, АЫОУЭИ, ОУАЭИЫ...
(Изменяйте сами последовательность гласных, следите за четкостью произношения).
з-с-ж, ш-ж-с, с-ч-щ...
с-ж-ш, б-д-п-т, г-ж-к-ш...
Ба - бя бо - бё бу - бю бэ - бе бы - би
За - зя зо - зё зу - зю зэ - зе зы - зи
Фа - фя фо - фё фу - фю фы - фи фэ - фе
Ла - ля ло - лё лу - лю лы - ли лэ - ле
2. Чтение чистоговорок.
Троекратное повторение слога в начале чистоговорки помогает правильно произнести этот же слог последним.
Жа - жа - жа есть иголки у ежа.
Ло - ло - ло на улице тепло.
Му - му - му молоко кому?
Ры - ры - ры летают комары.
Чи - чи - чи у дома кирпичи.
Такие чистоговорки вы можете придумать сами или вместе с ребенком. Старайтесь использовать те слоги, произношение которых у ребенка вызывает трудности.
3. Чтение скороговорок. Секрет скороговорки в том, что в ней встречаются слова, сходные по звучанию, но разные по смыслу. В словах ритмически повторяются звуки, слоги. Утром присев на пригорке,
Учат сороки скороговорки.
Кар-р-р! Картошка, картонка, карета, картуз.
Кар-р-р! Карниз, карамель, карапуз.

Вез на горку Саня за собою сани.
Ехал с горки Саня, а на Сане сани.

Шел Егор через двор
С топором чинить забор.
4. Чтение скороговорок в темпе.
Соедините вместе два требования: четкую артикуляцию (особенно окончаний) и высокий темп. Пусть ребенок прочитает скороговорку, выполняя оба требования. Используйте приведенные нами упражнения в качестве разминки перед основным чтением регулярно в течение 5-7 минут.
5. Малое поле зрения
Как показали исследования, глаза человека при чтении находятся только в одном из двух состояний: фиксации (остановка) или смены точек фиксации (движение). Восприятие текста происходит только в момент остановки, или фиксации, глаз. Естественно, что скорость переработки информации в этих условиях зависит от того, какое количество информации будет воспринято в момент остановки взора. Таким образом, повышение скорости чтения –
это увеличение объема воспринимаемой информации при остановке глаз во время чтения. Разница между человеком, читающим быстро, и человеком, читающим медленно, заключается не в скорости движения их глаз, а в количестве материала, который воспринимается ими в момент фиксации. Большинство людей заблуждается, считая, что в процессе чтения их взгляд равномерно скользит вдоль строк. На самом деле это не так. При чтении глаза совершают скачкообразные движения, останавливаясь только в двух - трех местах на строке. Поэтому для повышения скорости чтения необходимо уменьшить число остановок глаз на строке и их длительность. При этом важно увеличить число букв, слов, воспринимаемых за одну фиксацию, и не допускать регрессий (возвратных движений глаз для перечитывания).
Кроме того, для быстрого чтения необходимо иметь хорошо развитое периферическое зрение. Что понимается под этим термином? При движении взгляда по строчкам текста, наибольшая острота зрения и полнота восприятия возникают только в центральной зоне ясного видения. Все, что лежит за пределами этой зоны, на периферии видится неясно, а то и вовсе лежит вне зоны видимости. Такая особенность восприятия относится не только к чтению, но и ко всему, что воспринимает человек в пространстве. Обусловлена она строением человеческого глаза и его расположением на лице. Взгляд человека воспринимает то, что находится прямо перед ним. То, что находится слева и справа, как раз и составляет зону периферического зрения. У каждого человека она разная. Один, глядя прямо перед собой, может видеть боковым зрением то, что находится в пространстве слева и справа, не переводя взгляда. Восприятие другого человека может быть гораздо уже.
Психологи доказали, что объем фиксации взора и размер оперативного поля, с которого происходит восприятие информации, можно увеличить с помощью специального обучения. Но прежде чем мы расскажем о таких упражнениях, предлагаем вам несложный психологический тест для определения оперативного поля зрения, который называется «Числовая пирамида».
Положите лист с числовой пирамидой перед ребенком и скажите: «Посмотри внимательно в центр первой строки, а теперь, не отводя взгляда от центра, скажи, какие цифры находятся слева и справа от центра. Смотри прямо в центр, взгляд переводить влево и вправо нельзя. Точно так же необходимо поработать со следующими строчками. Остановитесь на той строке, на которой ребенок затрудняется назвать числа, находящиеся слева и справа. Предыдущая строка, с которой он справился, поможет вам определить размер его оперативного поля. Измерьте расстояние от центра до числа.
7 9
1 2

5 4
8 6


Если на этом расстоянии можно поместить меньше шести знаков (букв, цифр), то размер оперативного поля недостаточный, за одну остановку ребенок воспринимает только часть рядом стоящего слова, при чтении взор должен неоднократно остановиться на строке. Необходима работа над увеличением оперативного поля зрения.
Если на этом расстоянии помещается 6-8 букв, то размер оперативного поля достаточный.
Если число букв от 10 и выше, то размер оперативного поля более чем достаточен для обеспечения высокого темпа чтения.
А теперь упражнения на развитие периферического зрения.

1. Игра «Что вокруг?»
Повесьте перед ребенком на уровне глаз, на расстоянии 1,5-2 м от него лист бумаги с нарисованным кругом в центре. Круг должен быть небольшим, примерно 1-2 см в диаметре.
Эта точка будет помогать ребенку фиксировать взгляд перед собой. Попросите ребенка, чтобы он, глядя в эту точку, назвал те предметы, которые он видит справа и слева от себя. Используйте это упражнение в разной обстановке, чтобы ребенок не мог запомнить имеющиеся вокруг предметы.

2. Числовые и буквенные пирамиды.
Тестовое задание для определения размера оперативного поля зрения можно использовать и для тренировки. Ниже мы приводим несколько таких таблиц в буквенном и числовом вариантах. Инструкция по выполнению та же.

10 23
96
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
· Мы ло
Му ха

Ре ка
Во да

Оч ки



3. Цифровые таблицы.
Работа с таблицей состоит из двух этапов: подготовительного и исполнительного, причем первостепенное значение имеет подготовительный этап. Он содержит следующее требование: перед началом работы с таблицей взгляд фиксируется в центре (как и в предыдущих упражнениях).
Итак, положите таблицу перед глазами ребенка. Попросите его зафиксировать взгляд в центре на заштрихованном квадратике.

1
7
22
3
15

16
11
5
10
20

4
23

2
17

9
18
12
24
21

14
6
19
8
12


Спросите у ребенка, видит ли он таблицу всю целиком. Предложите ему назвать, не переводя взгляда с центра, те цифры, которые он видит. В приведенной таблице указаны цифры от 1 до 24, но вы можете изготовить другую и сами вписать в пустые клетки любые цифры.
Теперь усложните задание, перейдя к исполнительному этапу. Вы показываете ребенку квадрат, а он называет ту цифру, которая написана в квадрате.
Напоминаем, при этом взгляд ребенка должен быть зафиксирован в центре. Начинайте с чисел, которые находятся в близких к центру квадратиках. Их ребенок будет видеть более ясно. Постепенно расширяйте поле, показывая числа, удаленные от центра.
Если задание вызывает у ребенка трудности, вы можете изготовить таблицу с разноцветными цифрами. Цвет поможет ребенку выделять нужный квадрат. Кроме того, если ребенок не может назвать указанную цифру, то вы можете спросить, какого она цвета. Назвать цвет будет легче, чем саму цифру. В то же время это подскажет вам, что ребенок хоть и не видит цифры, расположенной на периферии поля зрения, но есть потенциал для его расширения. Таким образом вы можете определить актуальное поле зрения ребенка (те цифры, которые он видит четко) и потенциальное поле зрения (то, что лежит за пределами ясного видения, но различается ребенком по цвету).

Кроме специальных цифровых таблиц можно использовать таблицы с буквами.
А
Н
К
О
Б

Х
У
Р
Д
С

И
Ю

Ш
Е

А
З
Ч
Э
Т

Л
П
Я
Ц
В


6. Уровень организации внимания
Роль внимания при чтении так же велика, как и в других видах человеческой деятельности. Умение сосредоточиться, сконцентрироваться в значительной степени определяет эффективность, результативность выполняемой работы. В свою очередь, это умение предполагает некоторое волевое усилие. Очень часто внимание младшего школьника рассеивается, как только материал стал скучным, эмоционально непривлекательным. Учителя это знают и поэтому используют в своей работе различные приемы и упражнения для привлечения внимания учащихся и развития умения сосредотачиваться.
Однако, если ваш ребенок недостаточно внимателен, не может долго выполнять задание и, тем более, не может долго удерживать внимание при таком трудоемком процессе, как чтение, то ему необходима ваша помощь. Для устранения подобных недостатков нужно вести работу в двух направлениях:
- использовать специальные упражнения, тренирующие основные свойства внимания: объем, распределение, концентрацию, устойчивость и переключение,
- использовать упражнения, в которых внимательность формируется как свойство личности.
Определить объем внимания и концентрацию вам поможет следующий тест: «Догони и поймай букву» (корректурная проба). Совершенно необязательно работать по нашему образцу. Вы можете использовать газетную или журнальную страницу с крупным шрифтом. Главное - объяснить ребенку задание. Отметьте на странице две какие-нибудь буквы, одну зачеркните, другую обведите в кружок. Попросите ребенка вычеркивать или обводить в кружок эти две буквы (или вычёркивать и обводить одновременно), просматривая каждую строчку слева направо. На выполнение задания дается 5 минут. Если за это время ребенок просмотрел 400 и более знаков, допустив 5 ошибок и менее, то объем его внимания и концентрация в пределах нормы. Так должно выглядеть выполненное задание.
ЕОРЫЛАГЕТСРВЛДЫРЧТМЕАПФ

Материал для работы

ГКЮШРТИЕПАВУКСМВЩШГОТБЛ
ЕОИНХЩБАВКЦЧСЫОИРАВЬЛЖО
РВНИОЖДБЛЬОТРИПМАСВНПОИМ
МОРНЕКУВАЫЦЧСМВАПРОТИРЮЬ
СМОШВЩЛЬБОАВЕМБДСОЕУЫЧЗ
ОЯЧСМИРПАВЫЦУВАКЕРОШ
ГНЬМНРВЕШЛТБОРВСЧКЦУВПРОИТ
ЛМАНОПВЫЧСМИТОРНШЗХЭЮОВ
ПАРЫЛАГЕТСРВИДЫДЧТМНАПФХ
ГКЮШРТИЕПАВУКСМВЩШГОТБЛ
ЕОИНХЩБАВКЦЧСЫОИРАВЬЛЖО
РВНИОЖДБЛЬОТРИПМАСВНПОИМ
МОРНЕКУВАЫЦЧСМВАПТОТИОЬ
Итак, теперь вы знаете, достаточно ли сосредоточен ваш ребенок в процессе работы. Хотелось бы заметить, что даже если у ребенка получился хороший результат, мы все равно вам советуем уделить время на своих занятиях упражнениям на внимание. Помните, степень сосредоточенности внимания есть показатель, влияющий на технику чтения. Значит, обучение чтению должно включать в себя как обязательный элемент развитие свойств внимания.
Справится ли ваш ребенок с большим заданием или же его внимания хватает ненадолго?
Вот ряд упражнений, направленных на увеличение объема внимания.

Упражнение № 1. «Внимание»

На словесном материале

Это упражнение лучше проводить коллективно, чтобы ребенку было с кем соревноваться. Приготовьте карточки, составленные по нашему образцу. По сигналу «Внимание» покажите ребенку материал, но не больше, чем на 2 сек. Ребенок должен постараться прочесть предъявляемый материал и записать его. При этом скажите ребенку, что если он записал правильно больше 5 букв в двух самых длинных словах, то он выиграл. Если меньше, то проиграл. По мере тренировок увеличивайте объем материала.

Варианты материала
Задание № 1.
Бессмысленные слова, содержащие от 3 до 9 согласных букв, например:
РБВЛ КТМЦ
ЖКПРЧ ДЗНТК
КПТНСД ШРВТБЧ
ДПВ ШГС
БМДРКЛФ МВХШТСГ
СТПЦГВДК ЖГВПРМТК
МВПКШЛЧБХ БРНЦДКСЧГ
Всего 14 карточек два разных набора по 7.
Задание № 2.
Знакомые слова родного языка, содержащие от 4 до 16 букв, например:
Стол, чашка, машина, конфета, карандаш, телевизор, магнитофон, мотоциклист, командировка.
Ваза, плита, солнце, чернила, пистолет, спектакль, автомобиль, конструктор, велосипедист.
Всего 18 карточек два разных набора по 9.
Задание № 3.
Предложения, содержащие от 5 до 16 букв, например:
Я бегу Что ты
Дай мне Я плыву
Дым идет Лень мне
Двор чист Один воин
Что делать Птица поет
Ученье свет Делу время
Все по колено Вода в решете
Работа не волк Слово серебро
Счастье в труде Всем не угодишь
Всего 18 карточек два разных набора по 9.
Карточки каждого задания рекомендуется показывать в порядке возрастания количества букв. На занятии можно использовать как одно задание из этой серии, так и 2 или 3. Можете менять содержание заданий в зависимости от личных особенностей ребенка.

На цифровом материале

Задание, приведенное ниже, рассчитано на индивидуальное применение. Ребенок сидит за столом, а вы показываете ему таблицы в порядке цифровых номеров. Перед началом тренировки объясните задание: «Сейчас я буду показывать последовательно, друг за другом четыре таблицы с числами. (Числа разбросаны в таблице в беспорядке.) Как только я покажу первую таблицу, нужно как можно быстрее находить в ней числа в порядке возрастания, начиная с единицы: 1, 2, 3, 4 и т.д. Ты должен показывать их указкой и называть вслух, громко и четко».
Одновременно вы при помощи секундомера фиксируете время счета по каждой таблице отдельно, а также количество допущенных ошибок (по возможности). Обратите внимание, что количество используемых цифр можно и нужно увеличивать по мере увеличения объема внимания от занятия к занятию. Первоначально же таблицы включают числа от 1 до 9, затем вы можете изготовить более сложные таблицы, в которые входят числа от 1 до 25, расположенные в случайном порядке.

1
7
4

9
5
2

3
6
8

3
5
2

1
8
6

7
9
4


Умеет ли ваш ребенок правильно распределять свое внимание во время игр или занятий?
Упражнения, направленные на увеличение уровня распределения внимания.

Упражнение № 2
Прочитайте вслух небольшое предложение. Чтение сопровождается негромким постукиванием карандашом по столу. Ребенок должен запомнить текст и сосчитать число ударов. Если вы занимаетесь с несколькими детьми, можно провести это упражнение в форме соревнования: кто правильно сосчитал, тот и выиграл. Выигравшие получают, например, красный кружок. Так как на занятии лучше играть несколько раз, подсчет выигрышей проводится в конце занятия и победители как-нибудь поощряются.
В процессе занятий количество предложений, используемых в тексте, увеличивается.

Упражнение № 3
Возможны три варианта работы:
а) с таблицей № 1 (внизу слева);
б) с таблицей № 2 (внизу справа);
в) с обеими таблицами (сначала с таблицей № 1, а после перерыва в 10 минут с таблицей № 2).
Сразу предупредите ребенка, что время работы ограничено. Проследите: на таблицу №1 отводится 3 минуты, на таблицу №2 - 7 минут.
Объясните задание так: «Перед тобой таблица, в которой расположены в беспорядке числа от 1 до 25. Всего в таблице 16 чисел, значит, 9 пропущено. Я написал тебе в тетради ряд чисел от 1 до 25. А теперь посмотри на таблицу. Тебе нужно отыскать в таблице числа по порядку, начиная с 1. Если не найдешь в таблице какое-то число, вычеркни его в тетради. Исправлять по правилам ничего нельзя, так что старайся работать без ошибок».



1
18
5
9

3
13
22
6

8
19
7
21

25
10
4
15

16
1
12
27

13
30
5
11

9
14
23
2

24
20
8
19


Аналогичная работа проводится и с таблицей № 2, только количество чисел немного увеличено: используется 25 чисел, а диапазон от 1 до 30. Если вы заметили, что ребенок дает хорошие ответы, увеличьте диапазон применения чисел до 40 и даже до 70, количество же можно оставить неизменным 25 чисел, т.е. таблица из 25 ячеек.

Усидчив ли ребенок, умеет ли он сосредоточиваться и концентрироваться?
Упражнения, направленные на усиление концентрации и устойчивости внимания.

Упражнение-игра №4. «Посмотри и распутай линии»
Задание можно выполнять прямо в книге. Перед началом работы ребенку сообщается задание: «Перед тобой ряд перепутанных линий. Каждая из них начинается слева и заканчивается справа. Проследи каждую линию слева направо и в той клетке, где она заканчивается, проставь ее номер. Начинать нужно с первой линии, затем перейти к линии 2 и т.д. до конца. Первоначальное количество линий, предлагаемое ребенку, зависит от уровня его подготовки. Практика показывает, что обычно это 5-8 линий. Сначала разрешите помогать себе пальцами или карандашом, но потом лучше всего добиться, чтобы ребенок работал только глазами. Как только вы заметите, что ребенок распутал предлагаемое количество линий быстро и без помощи подручных средств, увеличьте их число. У этого игрового упражнения два возможных варианта:
- без ограничения времени (тогда ребенок, выполнив задание, поднимает руку, и вы записываете его время на отдельный листочек, а в следующий раз можете проверить, быстрее ли он стал работать);
- ограничением времени (т.е. вы даете команду «Стоп!», и ребенок заканчивает работу).
Чтобы проверить результат, вам нужно подсчитать, сколько линий ребенок проследил правильно и за какое время.

Упражнение № 5. «Слушай внимательно»
Усиление концентрации слухового внимания. Для этого очень удобно проводить арифметические диктанты, однако смысл заключается в том, чтобы каждое задание состояло из нескольких действий. Например, вы сообщаете, что сейчас будете играть в урок математики: «Сейчас я буду тебе читать арифметические задачи. Ты должен решать их в уме. Получаемые числа также надо держать в уме. Результаты вычислений запиши только тогда, когда я скажу: пиши!»
Пример задания: Даны два числа: 6 и 3... Сложи первое число и второе... и от полученного числа отними 2... Затем отними еще 4... пиши... (ответ: 3)
В подобные упражнения можно ввести игровой момент - фокусника и мага, который может отгадывать числа: «Загадай число... прибавь к нему 5, теперь отними 2... отними то число, которое ты задумал... и умножь полученную разницу на 4... У тебя получилось...»
Приведенные упражнения позволяют удерживать и концентрировать внимание, причем по результатам вы можете выявить, что:
- ребенок медленно включается в работу (при неправильном решении первых заданий и правильном решении последующих);
- его внимание быстро истощается, он неспособен сохранить концентрацию (при правильном решении первых заданий и неправильном решении последующих).

Упражнение № 6
Попросите ребенка без ошибок переписать следующие строчки:
а)АММАДАМАРЕБЕРГЕ ССАМАСА
ГЕСКЛАЛЛА ЕССАНЕССАС ДЕТАЛЛАТА
б) ЕНАЛССТАДЕ ЕНАДСПАТ ЕТАЛЬТАРРС
УСОКГАТА ЛИММОДОРА КЛАТИМОР
в) РЕТАБРЕРТА НОРАСОТАННА ДЕБАРУГА
КАЛДИХАРРА ФИЛЛИТАДЕРРА
г) ГРУММОПД
д) ВАТЕРПРООФЕТТА
СЕРАФИННЕТАСТОЛЕ ЕММАСЕДАТОНОВ
е) ГРАСЕМБЛАДОВУНТ
ж) ГРОДЕРАСТВЕРАТОНА
ХЛОРОФОНИМАТА ДАРРИСВАТЕНОРРА
з) ЛАЙОНОСАНДЕРА
и) МИНОСЕПРИТАМАТОРЕНТАЛИ
ТЕЛИГРАНТОЛЛИАДЗЕ
к) МАЗОВРАТОНИЛОТОЗАКОН
л) МУСЕРЛОНГРИНАВУПТИМОНАТОЛИГР АФУНИТАРЕ
м) АДСЕЛАНОГРИВАНТЕБЮДАРОЧАН
н) БЕРМОТИНАВУЧИГТОДЕБШОЖАНУЙМ
СТЕНАТУРЕПВАДИОЛЮЗГЛНИЧЕВЯН

Упражнение № 7
Концентрация внимания и достаточно долгое удержание сосредоточенности достигается в играх-соревнованиях. Устройте маленькое состязание между ребенком и его друзьями или посоревнуйтесь с ним сами.
Задание состоит в том, чтобы внимательно рассмотреть предлагаемые предметы. В течение одной - двух минут показывайте несколько из них (например, карандаши, запонки, камешки, бусы, ручки и др.). Затем закройте их и предложите ребенку подробно описать каждый предмет, его величину, цвет. Эту же игру можно проводить с участием людей, т.е. рассматривать непосредственно своих товарищей и отмечать, какие изменения произошли в их одежде, их расположении и т.д.
Еще один вариант предложите рассмотреть несколько предметов, затем, после того как ребенок закроет глаза, уберите некоторые из них, поменяйте местами или, наоборот, добавьте.
Таким образом, подобное упражнение открывает широкое поле для вашего творческого воображения.

Быстро ли ребенок переключается с одного занятия на другое?

Упражнения, направленные на тренировку переключения внимания.

Упражнение № 8
Для тренировки переключения внимания используются упражнения, имеющие в основе своей тест «Клетчатая таблица».
Для занятия используются таблицы с парами чисел и букв черного и белого цвета. Мы приводим образцы такой таблицы, а вы по ходу занятий можете изготовить другой вариант с иным расположением букв. Порядок же работы остается неизменным:
1 этап рассмотреть таблицу и найти по порядку все числа черного цвета от 1 до 12;
2 этап рассмотреть таблицу и найти все числа белого цвета в обратном порядке от 12 до 1;
3 этап необходимо поочередно искать числа черного цвета в прямом порядке от 1 до 12, а числа белого цвета в обратном порядке от 12 до 1.
После того как ребенок получит удовлетворительные результаты по предложенному выше количеству цифр, их число можно увеличить сначала до 16 (и тех и других), а затем до 24 (т.е. черные от 1 до 24, белые от 24 до 1).
Это же задание можно модифицировать, заменив цифры буквами. Например, черные буквы нужно выписать в алфавитном порядке, а белые в обратном. Поскольку это задание сложнее предыдущих, использовать его желательно после того, как ребенок хорошо научится справляться с числовыми вариантами, сама же таблица должна состоять не более чем из 9-16 ячеек (т.е. количество черных букв не превышает 8, а количество белых - 7).
Когда ребенок достигнет значительных успехов в работе с вышеописанными таблицами, задание можно усложнить.
Ребенок должен находить на предлагаемой таблице белые и черные числа попеременно и записывать только буквы, соответствующие этим числам, причем белые числа нужно находить в убывающем порядке, а черные в возрастающем. Первые предлагаемые таблицы должны содержать не более 13 черных пар чисел-букв и 12 белых пар чисел-букв. Работа идет таким образом: «Нашли белую цифру 12, пишем букву Р, которая стоит в паре с этой цифрой, потом черная цифра 1, пишем букву В, далее белая цифра 11, пишем букву И, черная цифра 2, пишем букву Н...». При успешной работе количество пар может быть увеличено до 24 белых пар чисел-букв и 24 черных пар чисел-букв.
3-А
11-И
4-С
6-Г
10-Б

5-М
8-Е
2-Н
9-К
4-Ф

12-Р
1-В
8-Ч
8-М
7-Н

7-Ф
5-Б
11-Л
2-Т
1О-И

9-А
3-К
1-В
6-Х
12-И


Умеет ли ребенок распределять внимание?

Упражнения на тренировку распределения и избирательности внимания.

Упражнение № 9. «Найди спрятанное слово»
Среди буквенного текста вставлены слова. Ребенок должен найти и подчеркнуть их.
Пример:

бсолнцеитранвстолрюджыметокноггщшщатмашина
нрстыюрозаевнциджарамылрквтсумкалдчеврыбай

Упражнение № 10
Необходимо расставить в свободных клетках квадрата №2 (справа) в возрастающем порядке числа, расположенные в случайном порядке в 12 клетках квадрата №1 (слева).
5
12
1
7

10
3
9
16

14
6
11
2

















В квадрате используются числа от 1 до 16, в процессе работы используемый ряд чисел увеличивается до 25, в случае хороших результатов до 30-40.

Хотите сделать внимательность неотъемлемым свойством личности вашего ребенка"?

Ученые установили, что обычно причини глобальной невнимательности, характерной для детей, заключается в следующем. Дети обращают большое внимание на общий смысл текста, фразы, слова, арифметической задачи или выражения, схватывают этот смысл и, довольствуясь им, пренебрегают частностями.
Так что если вы хотите сделать ребенка внимательным всегда и во всем, вам придется его потренировать. И суть занятий будет состоять в том, чтобы преодолеть «глобальное восприятие», научить ребенка воспринимать содержание с учетом отдельных элементов на фоне смысла целого. Для этого используются следующие приемы.

Упражнение №11
Прочитайте слово (чтобы установить его смысл), затем предложите ребенку разделить его на слоги и, читая каждый слог, отдельно проверить, соответствует ли он слову в целом.
Для этого упражнения подбираются самые разные слова (и трудные, и легкие, и средние по трудности). Вначале слоги необходимо разделять вертикальной карандашной чертой, затем черточки не ставятся, но слоги произносятся с четким разделением голосом и последовательно проверяются. Со временем разделение слогов становится все короче и вскоре сводится к ударениям на отдельных слогах.
Следующий этап слово прочитывается и проверяется по слогам про себя («Первый правильно, второй нет: здесь пропущено... переставлено...»). Лишь на последнем этапе можно перейти к тому, чтобы ребенок прочитывал все слово про себя и давал ему общую оценку (правильно неправильно; и если неправильно, то разъяснял почему). После этого можете переходить к прочтению всей фразы с ее оценкой, а потом и всего абзаца (с такой же оценкой).
Наряду с «контролем по написанию» (описанным выше) необходимо проводить отработку «контроля по смыслу» (соответствия отдельных слов общему смыслу предложения). Работа проводится аналогичным образом.
Затем вы можете подключить свою фантазию и расширить содержание упражнений: например, проверять правильность картинок, узоров, наборов букв, цифр и т.д.

Упражнение №12
Вернемся назад и вспомним тест «Догони и поймай букву», с которого начинается глава, посвященная развитию внимания. Почему бы не использовать этот тест в качестве тренинга? Можно и усложнить задание, например, вычеркивать ту букву, которая стоит в строчке первой, или же одну букву в строчке вычеркивать, а другую подчеркивать. Например, «е» вычеркиваем, а букву «м» подчеркиваем:
Говорила мышка мышке не хочу читать я книжки.
Еще один вариант: сначала одну букву подчеркиваем, а другую вычеркиваем, затем по команде «Внимание!» работа идет наоборот первую вычеркиваем, а вторую подчеркиваем. Например, 1-я часть работы: «с» подчеркиваем, «о» вычеркиваем, по команде «Внимание!» проводится черта и начинается 2-я часть работы: букву «с» теперь вычеркиваем, а букву «о» подчеркиваем.
Рос цветочек золотистый,
Стал он круглый и пушистый,
Внимание!

Саша дунет, засмеется,
Пух по ветру понесется.
Там, куда упал султанчик,
Будет новый одуванчик.
Практика показывает, что дети с большим интересом и старанием относятся к таким занятиям, на которых в качестве специальной задачи выдвигается формирование внимания, организованности.
И последний совет, как привлечь внимание ребенка. Снижению концентрации внимания, устойчивости в процессе чтения способствуют большой объем и непривлекательность содержания книги. Большая книга у слабочитающего ребенка вызывает негативную реакцию. А если содержание книги неинтересно или непонятно, то чтение ее будет носить формальный характер. Поэтому подбирайте книгу, по объему и содержанию соответствующую уровню техники чтения ребенка и его интересам.
7. Память
Различают обычно четыре типа памяти: зрительный, слуховой, моторный и смешанный. Как установить тип памяти вашего ребенка? Допустим, работая с книгой, ребенок замечает, что лучше всего запоминает прочитанное, когда читает молча, про себя. Стремясь вспомнить какой-либо абзац из прочитанного, он предварительно может представить, в каком месте страницы книги и каким шрифтом он напечатан. Значит, у него лучше развита зрительнаяпамять. У таких детей (да и у взрослых тоже), как правило, высокая скорость чтения и высокий уровень грамотности, хоть порой они не могут вспомнить грамматическое правило. Зрительный анализатор (глаза) позволяет им на непроизвольном уровне грамотно писать, так как они запоминают слова в виде целостных образов - кодов.
Если же ребенок легче запоминает, когда читает вслух или слушает ваше чтение, значит, у него развита слуховая память.
Если же он лучше запоминает прочитанное, когда совершает те или иные действия, записывает, зарисовывает, - то у него моторный тип памяти. Этот тип довольно распространен.
Уровень развития памяти (зрительной или слуховой) можно определить с помощью следующего теста.
Для проверки уровня развития слуховой памяти скажите ребенку: «Сейчас я прочту тебе слова, а ты повторишь все, которые запомнишь, и мы посчитаем, сколько слов ты смог повторить. Слушай внимательно и начинай повторять, как только я закончу читать. Готов? Читаю».
Если вы хотите проверить уровень развития зрительной памяти, то инструкция будет следующей: «Сейчас я покажу тебе несколько слов, написанных на бумаге. Ты внимательно на них посмотришь, можешь прочитать их про себя. Затем я уберу листочек, и ты мне повторишь вслух те слова, которые запомнил. Готов? Смотри внимательно».
Возможный набор слов:
Год Шум Слон Рука Мяч
Пол Мыло Весна Соль Нос

Обратите внимание: слов должно быть не менее 10.
Как только ребенок произнесет одно из слов, отметьте это слово в списке, по которому вы читали (или в дубликате того, который вы показывали). Ребенку разрешается воспроизводить слова в любом порядке.
Затем попробуйте прочитать (показать) список второй раз и опять попросите ребенка повторить те слова, которые он запомнит, а сами отметьте их в списке еще раз. Максимум повторений - 3 раза.
Через час-полтора после этой проверки сделайте вид, что вы неожиданно вспомнили о ней, и попросите ребенка: «Помнишь, мы с тобой слова учили? Интересно, ты их забыл или нет? А ну-ка, попробуй вспомнить еще раз».
Результаты теста
Если ребенок первого раза вспомнил не менее 6 слов, после 3 прочтений выучил 9-10 слов и при повторах воспроизводит не меньше слов, чем до этого, то у вашего ребенка хорошая память.
Если же ребенок после первого раза вспомнил 5 слов и меньше, после повторений выучил менее 9 слов и при каждом повторении запоминал меньше слов, чем до этого, - вам нужно уделить особое внимание упражнениям для развития памяти.
Процесс запоминания у детей идет импульсивно, зависит от эмоционального состояния и от ассоциаций, возникающих в процессе запоминания. Большую информацию дает беседа с ребенком, в ходе которой можно выяснить, с помощь