Воспитание нравственных качеств у подростков с нарушением интеллекта

Воспитание нравственных качеств у подростков с нарушением интеллекта
НРАВСТВЕННОСТЬ – внутренние духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы; правила поведения.
Наши дети отличаются слабым осмыслением своего поведения. Они замкнуты, не хотят считаться с мнением других людей, непостоянны в своих рассуждениях. Неудачи в жизненном поиске приводят их к ощущению бессмысленности жизни, к чувству безнадежности и, как следствие, к неумению реализоваться в современном мире.
Поэтому, основная цель моей педагогической деятельности – духовно-нравственное воспитание детей, формирование у ребенка с ОВЗ тех жизненных ориентиров, которые определят их жизненный путь на основе христианских ценностей и православных традиций.
Подростки с нарушением интеллекта особенно нуждаются в формировании нравственных ориентиров.
С одной стороны ребёнок в этом возрасте стремится к самостоятельности, с другой – испытывает тревогу и боязнь не справиться с жизненными трудностями. Помочь гармоничному и бесконфликтному развитию личности наших воспитанников может и должен взрослый – учитель, воспитатель.
Непростая эта задача для педагогов коррекционного учреждения. В наш стремительный век трудно воспитать нормального ребенка здоровым и телесно и душевно, а ребёнка с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), тем более.
Основа духовного воспитания закладывается через систему учебно-воспитательных занятий, построение воспитательного процесса на основе нравственных ценностей и исторического опыта России, через деятельное отношение к людям и себе.
При знакомстве с традициями, благочестивым укладом жизни православного народа у детей постепенно формируется тот нравственный идеал, который складывался веками и к которому должен стремиться каждый русский человек.
Чтобы лучше узнать о традициях в русских православных семьях мы принимаем участие в областном краеведческом конкурсе «Край Воронежский Православный»
В 2009 году ребята совместно с педагогами провели большую исследовательскую работу по теме «О чём молчат погосты», где рассказали о Новомучениках Российских и событиях послереволюционного времени, происходивших на Борисоглебской земле.
В 2010 году по теме «История учительского служения» мы обратились к истории становления церковно-приходского учительства и рассказали о первых законоучителях школ Борисоглебского уезда и их последователях.
В 2011 году стартовал Десятый – юбилейный конкурс, к которому мы тоже готовились. Наша исследовательская работа называлась «Храм Знамения Богородицы на земле Бориса и Глеба». Такое решение было принято не случайно. На примере изучения этой православной святыни мы хотели, чтобы каждый человек смог определить главную задачу своей жизни – путь к духовному совершенству и «Создать Храм в душе своей».
В этом году наша исследовательская работа называлась «Православные традиции в семьях наших соотечественников». В ней мы рассказали о православных традициях наши предков: как они устраивали свой быт и с чем соизмеряли свою жизнь в целом; и о традициях в семьях священнослужителей. Ребята посетили духовно-исторический отдел БЦО, встретились с семьями священнослужителей и их родственниками.
О православных традициях в своей семье нам рассказали батюшка Стефан Домусчи и матушка Галина.
Очень поучительной оказалась встреча с внуком протоиерея Петра Александровича Алгебраистова – Петром Васильевичем. Он рассказывал, что семья Алгебраистовых была большая и дружная. Все дети были воспитаны в религиозных традициях: все молились и почитали праздники. Причём веру в семье не навязывали, была атмосфера человеколюбия и доброты, заботы друг о друге. В семье больше не было священников, но сохранилась склонность к религии, есть состояние доброты и понимание прекрасного. В семье никогда не сквернословили. Нет этого и сейчас.

Такие примеры семейных традиций, на материале жизненного пути предшествующих поколений, помогают духовному обогащению и воспитанию детей. Эти замечательные экскурсии произвели на ребят неизгладимое впечатление. Увиденный и услышанный материал во время краеведческой работы ребята отразили в «Исследовательском дневнике». Можно привести некоторые выдержки из сочинений наших воспитанников: Сухарева Валя: «Я думаю, что нужно помнить своих родственников и заботиться друг о друге», Шабанова Анна: «Я узнала о семейных традициях того времени и постараюсь им следовать в своей семье», Отинова Анна: «Мне понравилось, что семья у священника такая дружная и весёлая. Я хочу, чтобы у меня тоже была такая семья».
Т. О. Знакомство с православными традициями способствует формированию нравственных ориентиров, помогает духовному обогащению и воспитанию детей с отклонениями в развитии.
Некоторые православные традиции есть и в нашем учебном заведении.
Традиционным в нашей школе стал молебен перед началом учебного года.
Наши дети любят ходить в храм. Они старательно готовятся к исповеди и с благоговением причащаются. Во время службы ребята любят выполнять различные поручения: следить за свечами, старшие – смотрят за младшими и подводят их ко причащению. Здесь, как никогда проявляется их забота друг о друге: они прикладываются к иконам и, если малыш не достаёт – поднимают его.
Если дети некрещёные, то событием для всего интерната становятся их крестины.
А с каким нетерпением мы ждём Рождество Христово и Пасху!
Ребята заранее готовятся к этим праздникам: учат стихи и песни, лепят ангелочков. С концертами мы выступаем в Казанском храме, где нам всегда рады и заранее приготовлены угощение и подарки
На Масленицу нас приглашают в Знаменский храм, где традиционно после службы, проводятся народные гуляния и конкурсы.
Всем понравилась и новая традиция – звонить в колокола на Светлой Седмице.
А 15 мая в день святых благоверных князей Бориса и Глеба участвуем в крестном ходе.
На занятиях Воскресной школы дети изучают Заповеди Божии, опираясь на знание Основного Закона, по которому живут все христиане: «Возлюби более всего Бога и ближнего больше самого себя». В это время хорошо рассказать о милосердии. Когда я рассказываю о делах милосердия, то стараюсь приводить примеры не только из современной жизни близких нам людей, но и яркие назидательные примеры из жизни святых или запоминающееся изречение святых людей и подвижников благочестия.
Для подготовки к занятиям я использую православную литературу и методические пособия по Основам Православной Культуры, что также способствует формированию нравственных ориентиров.
Перспективное планирование воспитательной работы я строю с учётом основной цели и задач педагогического коллектива нашей школы: «Становление и развитие качеств личности на основе нравственных ценностей и исторического опыта России через деятельное отношение к окружающему миру, к людям, к себе, направленных на формирование активной жизненной позиции».
В течение учебного года в нашей группе проводится работа по сплочению детского коллектива и формированию нравственных качеств личности.
Используются следующие формы работы: чтение православной литературы, рассказы о церковных праздниках и подготовка к ним. Недавно в нашей школе праздновали Масленицу, которая захватила всех наших детей. Сейчас идёт подготовка тоже к любимому и традиционному празднику – «Вербное воскресенье».
Нравственное воспитание подростков должно способствовать формированию таких качеств личности, как любовь к окружающему миру, к своей Родине и близким, учить трудолюбию, милосердию, скромности.
Нашим выпускникам хочется пожелать нравственной стойкости, способной противостоять кризису духовных и нравственных ценностей современного общества.
И.М. Иванникова - воспитатель
КОУ ВО «Борисоглебской школы-интерната для детей с ОВЗ»


15