Использование игрового метода для развития быстроты учащихся среднего школьного возраста на уроках легкой атлетики






Использование игрового метода для развития быстроты учащихся среднего школьного возраста на уроках легкой атлетики





























Содержание

Введение
3

Глава 1. Теоретические аспекты развития быстроты учащихся среднего школьного возраста на уроках легкой атлетики


1.1 Особенности развития быстроты учащихся среднего школьного возраста
5

1.2 Использование игрового метода на уроках легкой атлетики
10

1.3 Методика развития быстроты игровым методом на уроках легкой атлетики учащихся среднего школьного возраста
15

Глава 2. Практическое изучение процесса развития быстроты игровым методом на уроках легкой атлетики учащихся среднего школьного возраста


2.1 Методика определения уровня развития быстроты учащихся среднего школьного возраста
20

2.2 Характеристика тестов для определения уровня развития быстроты учащихся среднего школьного возраста
21

2.3 Характеристика игровых заданий для развития быстроты на уроках легкой атлетики учащихся среднего школьного возраста
22

Заключение
30

Литература

33











Введение

Актуальность. На занятиях физической культурой перед учителем стоит задача воспитания у детей физических качеств. А к числу важнейших относится быстрота, которую определяют, как способность человека совершать двигательные действия с минимальной для данных условий затратой времени.
В настоящее время актуально изучение подвижных игр, игровых заданий и игрового метода, как средства воспитания физических качеств, в частности быстроты, у учащихся среднего школьного возраста. Анализ литературы по теории и методике физического воспитания и спорта свидетельствует о том, что игры и игровой метод активно используются учителями физической культуры.
Никогда за всю историю общества движение не было столь необходимым человеку, как в наши дни. Исключительный интерес к этой проблеме определяется в первую очередь, тем, что возможности человеческого организмы огромны, а реализовать их не всегда удается. И наиболее доступным средством увеличения потенциала здоровья, как считают ученые, является именно занятия легкой атлетикой.
Основой легкоатлетических упражнений являются естественные и жизненно важные движения человека: ходьба, бег, прыжки, метания. Благодаря занятиям легкой атлетики дети учатся  правильным двигательным навыкам ходьбы, бега, прыжков, преодоления препятствий и т.д., необходимых им в повседневной жизни. Развивается ловкость, быстрота, сила и выносливость, точность и красота движений.
Одним из эффективных методов развития физических качеств учащихся может стать игровой метод с различными играми и игровыми заданиями, особенно если на уроке дети младшего и среднего школьного возраста.
Объект исследования: процесс развития быстроты учащихся среднего школьного возраста.
Предмет исследования: игровой метод для развития быстроты учащихся среднего школьного возраста на уроках легкой атлетики.
Цель исследования: изучить процесс развития быстроты учащихся среднего школьного возраста игровым методом на уроках легкой атлетики.
Задачи исследования:
1. Проанализировать специальную литературу.
2. Изучить методику и подготовить тесты для определения уровня развития быстроты учащихся среднего школьного возраста.
3. Подготовить игровые задания для развития быстроты учащихся среднего школьного возраста игровым методом на уроках легкой атлетики.
4. Сделать заключение.
Методы исследования: 
Анализ литературных источников.
Анализ документов и материалов.
Метод проекта.
Метод логического заключения.













Глава 1. Теоретические аспекты развития быстроты учащихся среднего школьного возраста на уроках легкой атлетики

1.1 Особенности развития быстроты учащихся среднего школьного возраста

Быстрота как физическое качество человека это способность выполнять движения с большой скоростью и частотой. Проявление быстроты связано со степенью подвижности нервных процессов и силовыми возможностями спортсмена. Во многих видах спорта нет такого вида упражнений, в котором быстрота не играла бы ведущей роли. Чем быстрее отталкивание в прыжках и в беге, чем выше начальная скорость снаряда, выпущенного метателем, тем выше спортивный результат. Даже в лыжных гонках это качество играет значительную роль.
Элементарные формы быстроты, как правило, во время соревнований проявляются одновременно, однако для эффективного воспитания скоростных качеств у спортсмена в тренировочном процессе необходимо учитывать особенности каждого вида спорта. Наиболее благоприятное время для развития всех форм быстроты приходится на возраст от 7 до 14 лет. Для выполнения максимально быстрых движений необходимы следующие условия:
а) мышцы перед сокращением должны быть несколько растянуты и не закрепощены;
б) мышцы, не участвующие в конкретном движении, не тормозили движения (чередовалась бы работа и отдых мышц-антагонистов);
в) форма движения была рациональной;
г) ЦНС спортсмена не утомлена и была способна чередовать возбудительные и тормозные процессы в одном двигательном центре (меланхолический тип нервной системы).
Быстрота необходима в той или иной степени во всех видах легкой атлетики. Это качество тесно связано с техникой выполнения упражнений, силой мышц, способностью к расслаблению, гибкостью, а также хорошей координацией движений. Именно за счет совершенствования этих качеств развивается быстрота.
Учащиеся среднего школьного возраста при одинаковой нагрузке с целью развития быстроты добиваются различных результатов. Это происходит от того, что максимальный уровень быстроты связан с подвижностью нервных процессов, а это качество в значительной степени врожденное. [9]
Для развития быстроты применяются упражнения с большой частотой движений: бег на коротких отрезках с максимальными усилиями, упражнения на ускорение двигательной реакции, бег под уклон, бег с использованием световых и звуковых лидеров, а также некоторые спортивные игры. В метаниях, кроме того, применяются облегченные снаряды, обеспечивающие возможность быстрых, взрывных усилий.
Когда наступает стабилизация в уровне развития быстроты, в занятиях не только используют специальные упражнения в облегченных условиях, но и вновь обращаются к средствам, повышающим уровень общей физической подготовленности. Ее проводят на новом, более высоком уровне. Упражнения скоростно-силового характера выполняю в большем количестве и с большей интенсивностью. После такой работы учащиеся вновь переходят к легкоатлетическим упражнениям, имея улучшенную базу. Это позволяет преодолеть так называемый скоростной барьер и улучшить результаты в легкоатлетических упражнениях.
Занятия легкой атлетикой способствуют равномерному развитию мышц, укрепляют и тренируют сердечно-сосудистую, дыхательную и нервную системы, опорно-двигательный аппарат, повышают обмен веществ, способствуют закаливанию организма. Оздоровительное значение занятий легкой атлетикой усиливаются ещё тем, что они большей частью проводятся на открытом воздухе.[10]
В зависимости от длины дистанции и скорости, бег может быть упражнением на развитие быстроты13PRIVATE "TYPE=PICT;ALT=бегС
·РЅ"15 (60-200 м), на выносливость к скоростному, относительно короткому напряжению (800-1500 м) или на выносливость к продолжительному напряжению умеренной интенсивности (на длинные - от 3 до 10 км, сверхдлинные дистанции - от 20 до 30 км и марафонский бег - 42 км 195 м), кросс требует от спортсмена большой внимательности, хладнокровия и умелого распределения сил.
Упражнения в прыжках и метаниях из-за кратковременности физического напряжения по сравнению 13PRIVATE "TYPE=PICT;ALT=Р°СлеС"15с бегом и ходьбой меньше воздействуют на функции дыхания и кровообращения и в меньшей степени развивают выносливость организма. Но эти скоростно-силовые упражнения вырабатывают быстроту, силу, ловкость, точность движений, для всестороннего физического развития, особенно детей, важны занятия не одним, а разными упражнениями легкой атлетики.[11]
Программа легкоатлетической подготовки учащихся среднего школьного возраста предусматривает не только овладение техническими приемами, но и развитие физических качеств во всех возрастных групп.
Легкоатлетические упражнения способствуют параллельному развитию быстроты и силы, выносливости общей и специальной. Работа учителя на уроках легкой атлетики по развитию физических качеств, дополняется воздействием сил природы и активно идет процесс закаливания организма учащихся.[10]
Такое качество, как быстрота является, неоспоримо важным для большинства видов школьной программы, где надо уметь либо быстро бегать, двигаться и реагировать, либо молниеносно изменять направление своих движений.
Понятие «быстрота» включает в себя три элемента. Первый элемент время двигательной реакции (моторная фаза реакции на определенный сигнал). Второй скорость выполнения одиночного движения (например, движения конечностями), что особо важно в восточных единоборствах, а в бейсболе при отбивании битой или при подаче мяча. Третий элемент быстрота бега или еще частота движений рук и ног.
В спортивных видах учащиеся редко перемещаются по одной линии, как это происходит, например, во время забега на короткую дистанцию в легкой атлетике.
Очень важны комплексные формы владения навыками быстроты, а также место, скорость двигательной реакции и скорость бега в различных направлениях. Наглядным примером этого служит быстрота выполнения характерных для восточных единоборств движений руками или ногами. Спортсмен наносит молниеносный удар или, моментально реагируя, блокирует удар соперника, уходя от неуловимого нападения. В любом случае такой атлет должен обладать высокими скоростными способностями и быстротой двигательной реакции. Вот почему важно знать и развивать различные формы проявления быстроты.
Для каждого вида школьной программы существуют свои методы воспитания скоростных качеств. Однако родители и учителя могут помочь своим питомцам развить эти качества с помощью дополнительных физических упражнений для развития быстроты. В качестве примера в конце этой главы даны упражнения, которые помогут найти подходящие способы развития скоростных качеств учащихся.[4]
Многие спортивные специалисты считают, что спринтерами рождаются, а не становятся. Они объясняют это мнение тем, что быстрота в значительной степени определяется генетическими качествами и зависит от композиционного состава мышц атлета. Чем выше количественное соотношение между быстрыми и медленными мышечными волокнами, тем выше скорость реакции и мощнее мышечные сокращения. Но несмотря на то что быстрота ассоциируется с генетическими особенностями, она все же не ограничивается ими.
Скорость бега, стремительность двигательной реакции и частота движений ногами качественно улучшаются, начиная с пяти лет, и достигают совершенства уже в совсем зрелом возрасте.[15]
Улучшение скоростных показателей учащихся также зависит от силы работающих мышц, способствующей более частым движениям тела или конечностей. Поэтому при развитии быстроты движений скоростно-силовые упражнения необходимо применять в сочетании с силовым тренингом. Поскольку у детей увеличение силы мышц начинается (чаще всего) со стадии полового созревания или немного позднее, то наилучших результатов в развитии быстроты они достигают на стадиях полового созревания или после него. Однако улучшение скоростных способностей, которое происходит в результате адаптационных характеристик нервных процессов, заметно уже чуть раньше на стадии, предшествующей половому созреванию. Это означает, что в процессе выполнения детьми упражнений на скорость развивается межмышечная координация, и работа мышц становится более эффективной. Из чего следует, что механизм повышения быстроты движений на стадии, предшествующей половому созреванию, не является результатом увеличения работоспособности мышц, а связан с адаптацией нервно-мышечного аппарата.
Способность детей среднего школьного возраста к прогрессу в формировании быстроты движений на ранней стадии физического развития способствует последующему развитию этого качества, как у девочек, так и у мальчиков в период их полового созревания. Значительному повышению скоростных характеристик способствуют не только приобретенные навыки в беге, но и дальнейшее развитие межмышечной координации.
Половые различия не слишком сказываются на скорости бега и не заметны на стадии, предшествующей половому созреванию. Но по мере приближения к периоду полового созревания начинает проявляться тенденция мальчиков демонстрировать лучшие (по сравнению с девочками) результаты по быстрому выполнению каких-либо двигательных действий.[11]


1.2 Использование игрового метода на уроках легкой атлетики

Игровой метод предусматривает выполнение двигательных действий в условиях игры, в пределах характерных для нее правил, арсенала технико-тактических приемов и ситуаций. Его применение обеспечивает высокую эмоциональность занятий и связано с решением в постоянно изменяющихся ситуациях разнообразных задач. Эти особенности игровой деятельности требуют от занимающихся инициативы, смелости настойчивости и самостоятельности, умения управлять своими эмоциями, проявления высоких координационных способностей, быстроты реагирования и мышления, оригинальных и неожиданных для соперников технических и тактических решений. Все это предопределяет эффективность игрового метода для совершенствования различных сторон подготовки легкоатлета. 
Формы проявления игры очень разнообразные. Вместе с развитием человеческого общества они непрерывно усовершенствуются и усложняются. Игра – это сознательная деятельность, направленная на достижение условно поставленной цели. Почти на всем протяжении жизни человек тесно связана с игрой, причем в период самого активного формирования – в детские и юношеские года игровая деятельность занимает наибольшее место.
Успешное выполнение учебной программы в легкой атлетике сегодня немыслимо без разнообразного и всестороннего применения современных средств и методов, в том числе и игрового.
Гибкий вариативный характер этого метода позволяет рационально использовать различные средства развития физических качеств и технические приемы. Значительно повышается заинтересованность учащихся, увеличиваются моторная плотность занятий и их эффективность. Эмоциональный характер воздействия игровых упражнений и подвижных игр позволяет комплексно воспитывать широкий диапазон физических качеств, например динамическую силу, прыжковую выносливость, гибкость, ловкость и т.д.
Воспитание морально-волевых качеств осуществляется в условиях борьбы с соперником, при коллективном характере действий, значительном физическом и эмоциональном напряжении. Личные интересы в играх или соревнованиях подчиняются коллективным целям, вырабатывается уважение к товарищам по команде, к сопернику. Роль игровых упражнений возрастает, когда они тесным образом связаны с учебным материалом занятия. Воспитываются смелость и настойчивость в достижении цели, коллективизм и товарищество, быстрота и ловкость, сила и гибкость, выносливость и воля к победе. Использовать эти задания можно во всех частях занятия, особенно когда необходимо внести в него новизну эмоционального восприятия упражнений.
Сначала подбираются разнообразные упражнения и подвижные игры, отвечающие задачам занятия. Сложные игровые упражнения чередуются с более простыми, не требующими концентрированного внимания.
Подвижные игры и соревновательные упражнения должны соответствовать той части занятия, в которую они введены. В подготовительной части  используются упражнения, способствующие подготовке организма учащихся к предстоящей работе. Это различные комплексы общеразвивающих и специальных упражнений в движении и на месте в виде соревнований, проводимых в парах с элементами силовых единоборств. Принцип таков: кто быстрее и большее число раз добьется победы.
Примерный комплекс игровых заданий для занятий легкой атлетики
1. Ускорение на отрезках прямой 30 м с промежуточным финишем в середине дистанции.
2. Многоскоки. Преодолеть большее расстояние при помощи 15 прыжков.
3. Сгибания и разгибания рук в упоре лежа. Кто раньше выполнит задание. Юноши – 20 раз, девушки – 10 раз.
4. Бег на отрезках прямой 60–100 м с гандикапом. При повторном выполнении участники меняются местами.
5. Передвижения в низком приседе. Кто быстрее преодолеет расстояние 25–30 м.
6. Передвижения спиной вперед на 20–30 м и т.д. [5]
Урок легкой атлетики не должен превратиться в монотонный процесс. Если дети будут выполнять все эти упражнения без удовольствия и заинтересованности, то едва ли они смогут достичь нужного результата. Поэтому без подвижных игр здесь не обойтись. Занимаясь подвижными играми, дети укрепляют мышцы спины, верхних и нижних конечностей, корректируют походку.[13]
Важное условие успешности игровой деятельности - понимание содержания и правил игры. Объяснение их можно дополнить показом отдельных приемов и действий. Обучение детей целесообразно начинать из простых, некомандных игр, потом перейти к переходным и завершить сложными - командными. К более сложным играм следует переходить своевременно, пока дети не утратили заинтересованности к изученным ранее играм. Эффективность проведения игры зависит от адекватности решения таких организационных факторов как:
- умение доходчиво и интересно объяснить игру;
- размещение игроков во время ее проведения;
- определение ведущих;
- распределение на команды;
- определение помощников и судий;
- руководства процессом игры;
- дозирование погрузки в игре;
- окончание игры.
Руководство игрой решающий момент в работе учителя, так как только это может обеспечить достижение запланированного результата.
Руководство игрой включает несколько обязательных элементов:
- наблюдение за действиями игроков;
- устранение ошибок;
- показ правильных и коллективных приемов;
- прекращение проявлений индивидуализма, грубого отношения к игрокам;
- регулирование погрузок;
- стимулирование необходимого уровня активности на протяжении всей игры.
Окончание игры должно быть своевременной. Преждевременное или внезапное окончание игры вызовет неудовольствие у воспитанников. После окончания игры необходимо подвести итоги. [18]
В зависимости от задач и характера игры, ее физической и эмоциональной нагрузки, состава класса она может быть включена во все части урока легкой атлетики. Подготовительная часть – игры небольшой подвижности и сложности, которые оказывают воздействие на сосредоточенность внимания учеников. Характерными видами движений для этих игр будут ходьба, бег с дополнительными упражнениями. Основная часть - игры с бегом на скорость, с преодолением препятствий, метанием, прыжками и другими видами движений, которые требуют большой подвижности. Игры в основной части должны оказывать содействие изучению и усовершенствованию техники выполнения тех или иных движений. Заключительная часть - игры незначительной и средней подвижности с простыми движениями, правилами и организацией. Они должны содействовать активному отдыху после интенсивной нагрузки в основной части.
Занятия легкой атлетикой могут показаться детям монотонными и скучными. Поэтому целесообразно включать в учебный процесс игровые упражнения при обучении бегу, прыжкам и метаниям.
Направляя игровую деятельность, учитель помогает выбрать способ решения игровой задачи, добиваясь самостоятельности и творческой активности игроков. В отдельных случаях он может включиться в игру сам, демонстрируя, как лучше действовать в той или другой ситуации. Ответственный момент в руководстве подвижными играми – дозирование физической нагрузки.[13]
Игровая деятельность своей эмоциональностью захватывает детей, и они не ощущают усталости. Во избежание переутомления учащихся необходимо своевременно прекратить игру или изменить ее интенсивность. Регулируя физическую нагрузку в игре, учитель может использовать разнообразные приемы: уменьшать или увеличивать время, отведенное на игру, изменять количество повторений игры.
Подвижные игры как средство физического воспитания и спорта имеют ряд особенностей. Наиболее характерные из них состоят из активности и самостоятельности играющих, коллективности действий и непрерывности изменения условий деятельности. Деятельность играющих подчинена правилам игры, которые регламентируют их поведение и отношения. Правила облегчают выбор тактики действия и руководство игрой.
Взаимоотношения между играющими определяются прежде всего содержанием игры. Различие в отношениях между игроками разрешает выделить две основные группы – некомандные и командные игры, которые дополняются небольшой группой переходных игр. Некомандные игры можно поделить на игры с ведущим и без ведущего. Так же командные игры делятся на два основных вида: игры с одновременным участием всех играющих, игры с поочередным участием. Командные игры различаются и по форме поединка играющих. Существуют игры без вступления игроков в борьбу с соперником, а в других, наоборот, активно ведут борьбу с ними. Различают игры: имитационные, с перебежками, с преодолением препятствий, с мячом, с палками. Выбор той или иной игры определяется конкретными задачами и условиями проведения. Для каждой возрастной группы характерны свои особенности в выборе и методике проведения игры.[18]


1.3 Методика развития быстроты игровым методом на уроках легкой атлетики учащихся среднего школьного возраста

Важными условиями для развития быстроты на уроках легкой атлетики являются:
высокая (до максимальной) интенсивность движений;
длительность воздействия упражнений должно быть оптимальным (это на 1–2 сек. меньше максимального времени удержания быстроты, т.е. 6–8 сек);
плотность занятий невысокая, т.е. оптимальное время восстановления после упражнений на быстроту 6–8 мин;
объем упражнений на быстроту небольшой (до 5–8 однонаправленных упражнений в
одном занятии, не более 2–3 раз в неделю).[6]
Развитием быстроты следует заниматься в начале занятий после соответствующей разминки. Эффективными средствами воспитания быстроты являются подвижные и спортивные игры по упрощенным правилам; упражнения, развивающие способность к выполнению быстрых движений; бег на коротких отрезках дистанций; эстафеты; прыжки; гимнастические и акробатические упражнения, соревнования, легкоатлетические упражнения и упражнения из разных видов школьной программы, решающих задачи разносторонней физической подготовки. Причем соревновательные упражнения используются по всем видам легкой атлетики.
Особое внимание уделяется воспитанию скоростных способностей учащихся среднего школьного возраста, так как этот возрастной период самый благоприятный для их развития. С этой целью широко используется бег. При занятиях с детьми используют самые различные варианты бега.[7,9]
Воспитание скоростных способностей учащихся среднего школьного возраста осуществляется прежде всего путем использования комплексного подхода, который предполагает применение подвижных игр, игровых упражнений, направленных на развитие физических качеств. С возрастом и ростом подготовленности занимающихся ведущую роль постепенно начинает занимать метод повторного выполнения упражнений в различных его вариантах: метод повторного выполнения скоростно-силовых упражнений (метод динамических усилий) без отягощения и с небольшим отягощением; метод повторного выполнения скоростного упражнения с предельной и околопредельной скоростью; метод повторного выполнения скоростного упражнения в облегченных условиях (желательно чередовать упражнения скоростно-силового характера в затрудненных условиях и чисто скоростные упражнения, но в меньшем объеме).
Упражнения с преимущественной направленностью на воспитание быстроты должны применяться в начале основной части урока, затем следует использовать упражнения для развития мышечной силы и выносливости.
Огромное значение для эффективного воспитания быстроты движений имеют подвижные игры. Как известно, при длительной однообразной мышечной деятельности, а также при возникновении тех или иных трудностей охранительное торможение, связанное с чувством усталости, развивается у детей и подростков раньше, чем у взрослых. Поэтому, как отмечалось выше, дети и подростки лучше переносят более разнообразные по содержанию и кратковременные нагрузки. Следовательно, в занятиях с ними, одновременно с обучением спортивной технике должна проводиться работа по воспитанию быстроты и других физических качеств с использованием разнообразных средств (в том числе подвижных игр).[13]
При использовании метода повторных динамических усилий в программу занятий включаются прыжки и прыжковые упражнения без отягощения и с отягощением; специальные беговые упражнения; упражнения с набивными мячами и мешками, наполненными песком; упражнения со штангой, гирями и гантелями. Применение одних лишь скоростно-силовых упражнений не позволяет существенно повысить максимальную мышечную силу, потому что их воздействие на нервно-мышечный аппарат учащихся относительно кратковременно. В противоположность этому при выполнении силовых упражнений с большим отягощением, хотя и с меньшей скоростью движения, максимальное усилие проявляется более длительно, что способствует более эффективному развитию мышечной силы.
Применение скоростно-силовых и силовых упражнений в увеличенном объеме благоприятно сказывается на развитии быстроты учащихся среднего школьного возраста. Поэтому столь важно, чтобы учащиеся применяли скоростные упражнения, возможно, чаще в форме состязания или игры. В программу занятий должны входить в значительном объеме такие скоростные упражнения, как спринтерский бег со старта и с хода, бег с ускорением, прыжки в длину и высоту с предельно быстрым отталкиванием, метание облегченных снарядов, подвижные игры, предельно быстро выполняемые акробатические упражнения и разнообразные специальные подготовительные упражнения.[16]
Эффективным методом воспитания быстроты, повышения скорости занимающихся является метод выполнения упражнения в затрудненных условиях, стимулирующих активное проявление мышечной деятельности спортсмена (бег в гору, бег с отягощением, бег по песчаному грунту). Метод облегчения внешних условий при выполнении скоростных упражнений помогает занимающемуся овладеть умением выполнять предельно быстрые движения. Этому способствует уменьшение длины дистанции, высоты препятствия, что позволяет выполнять движение с быстротой, превышающей определенный предел для данного спортсмена (путем использования снарядов облегченного веса, бега по наклонной дорожке и др.). Для повышения скорости могут быть также использованы методы звуковой сигнализации о величине ускорения.[6,9]
Важное значение для воспитания быстроты и повышения скорости движений имеет правильное определение дозировки скоростных упражнений. Те из них, которые выполняются с максимальной интенсивностью, являются сильно действующим средством, вызывающим быстрое утомление. Это же относится и к упражнениям, направленным на повышение скорости движений. Поэтому упражнения, выполняемые с максимальной скоростью, должны применяться часто, но в относительно небольшом объеме. Длительность интервалов отдыха обусловлена степенью возбудимости центральной нервной системы и восстановлением функционального состояния учащихся.[16]
Анализ научно-методической литературы показал, что быстрота учащихся среднего школьного возраста это его способность выполнять двигательные действия в минимально короткие отрезки времени. На уроках легкой атлетики это качество проявляется как быстрота реакции, быстрота выполнения движений и смена одного движения другим скорость передвижения.
Обучение и воспитание, занимающихся на уроках легкой атлетики, составляют единый педагогический процесс, направленный на развитие физических качеств и освоение технических приемов.
В качестве средств развития быстроты используют упражнения, которые можно выполнять с максимальной скоростью:
а) общеразвивающие (на «быстроту»);
б) специальные упражнения своего вида спорта;
в) упражнения других видов спорта;
г) подвижные игры.
Игры и задания игровым методом для развития быстроты выполняются так, чтобы отдых между ними был достаточным для восстановления (1-2 мин). Основой методики развития быстроты являются упражнения, выполняемые с максимальной предельной интенсивностью в течение 10 - 15 с. Упражнения для развития этого качества рекомендуется включать в уроки сразу же после подготовительной части, когда организм уже готов работать, а признаки утомления еще не наступили.






















Глава 2. Практическое изучение процесса развития быстроты игровым методом на уроках легкой атлетики учащихся среднего школьного возраста

2.1 Методика определения уровня развития быстроты учащихся среднего школьного возраста

На первом этапе исследовательской деятельности необходимо изучить способы определения уровня развития быстроты.
Тестирование уровня развития физических качеств, в том числе быстроты является одним из наиболее важных видов деятельности педагогов в области физической культуры и спорта. Оно помогает решению ряда сложных педагогических задач по выявлению уровней развития кондиционных и координационных способностей, оцениванию качества технической и тактической подготовленности. В качестве тестов следует использовать лишь те испытания (пробы), которые отвечают специальным требованиям методике тестирования. Контрольные упражнения – это (тесты) для определения уровня развития физических качеств.
Контрольные упражнения (тесты) для оценки скоростных способностей делятся на четыре группы:
1) для оценки быстроты простой и сложной реакции;
2) для оценки скорости одиночного движения;
3) для оценки максимальной быстроты движений в разных суставах;
4) для оценки скорости, проявляемой в целостных двигательных действиях, чаще всего в беге на короткие дистанции.
Контрольные упражнения для оценки быстроты простой и сложной реакции. Время простой реакции измеряют в условиях, когда заранее известен и тип сигнала, и способ ответа (например, при загорании лампочки отпустить кнопку, на выстрел стартера начать бег и т.д.).
1) Бег 30 мет.
2) Бег 60 м.
3) Бег 300 м.
4) Прыжок в длину.
5) Прыжок вверх (по Абалакову) [14].
Контрольные упражнения для оценки скорости одиночных движений. Время удара, передачи мяча, броска, одного шага и т.п. определяют с помощью биомеханической аппаратуры.
Контрольные упражнения для оценки максимальной частоты движений в разных суставах. Частоту движений рук, ног оценивают с помощью теппинг-тестов. Регистрируется число движений руками (поочередно или одной) или ногами (поочередно или одной) за 520 с.
Контрольные упражнения для оценки скорости, проявляемой в целостных двигательных действиях. Бег на 30, 50, 60, 100 м на скорость преодоления дистанции (с низкого и высокого старта). Измерение времени осуществляется двумя способами: вручную (секундомером) и автоматически с помощью фотоэлектронных и лазерных устройств, позволяющих фиксировать важнейшие показатели: динамику скорости, длину и частоту шагов, время отдельных фаз движения.


2.2 Характеристика тестов для определения уровня развития быстроты учащихся среднего школьного возраста

Для проведения тестирования подготовлена батарея тестов, которая дает возможность определить уровень развития быстроты занимающихся, на текущий момент:
Тестирование быстроты:
Бег 30 метров в исходном положении стоя лицом вперёд. По команде « на старт! » испытуемый становится в положение высокого старта у стартовой черты. Когда он приготовился, следует команда « марш! ». Испытуемый бежит 30 метров с предельно высокой скоростью до финиша.
Бег на месте за 10 сек.
Испытуемый стоит боком к опоре, от которой натянута веревка. Руки на пояс. По сигналу выполняет бег на месте с высокой частотой беговых шагов, до касания коленями веревки. Результат фиксируется через 10 сек. Количество выполненных беговых шагов.
3. Прыжки на скакалке за 10 сек.
По сигналу испытуемый выполняет прыжки на скакалке, с высокой частотой. Количество выполненных прыжков за 10 сек. Является результатом.
4. Прыжок в длину с места.
Стоя лицом на стартовой линии, испытуемый выполняет прыжок в длину с места. Результат определяется по пяткам, в зоне приземления.
5. Челночный бег 3 х 10 м.
По сигналу испытуемый выполняет бег 10 м. до линии, на которой лежит брусок. Берет его и переносит к линии старта, где меняет на другой. Второй брусок возвращает на место первого, выполнив последний отрезок 10 м. Результат - затраченное время на выполнение задания. [12]


2.3 Характеристика игровых заданий для развития быстроты на уроках легкой атлетики учащихся среднего школьного возраста

На следующем этапе исследовательской деятельности анализ литературных источников и изучение опыта учителей физической культуры показали наиболее эффективные игры и игровые задания для развития быстроты, которые показывают динамику роста показателей в процессе проведения уроков легкой атлетики. [11]
Игры и игровые задания для развития быстроты выполняются так, чтобы отдых между ними был достаточным для восстановления (1-2 мин). Основой методики развития быстроты являются упражнения, выполняемые с максимальной предельной интенсивностью в течение 10 - 15 с. Упражнения для развития этого качества рекомендуется включать в уроки сразу же после разминки, когда организм хорошо разогрелся, а признаки утомления еще не наступили. Если же мышцы не разогреты, то при выполнении упражнений на быстроту могут произойти их разрывы, вызывающие болевые ощущения.
Для развития быстроты подбираются хорошо освоенные и знакомые упражнения. В игры включают задания с интервалом отдыха.
Игровые задания для развития быстроты на занятиях легкой атлетикой
Эстафетный бег
Задачи: развитие скоростной выносливости, ловкости, внимательности.
Команды соревнуются в эстафетном беге.
Варианты:
а) построение в колонны по одному;
б) построение в шеренги, при перебежке команды меняются местами.
Правила: Игроки стартуют раздельно или одновременно. Побеждает та команда, которая быстрее справится с заданием.
Игры и упражнения, которые оказывают содействие усвоению техники прыжков и развитию скоростно-силовых качеств
«Получить мячик».
Инвентарь – мячик, шнурок.
Основная цель – усвоение ритма выполнения последних трех шагов и отталкивания, развитие быстроты одиночного движения.
Организация – подвесить на шнурке мячик на доступной ученикам высоте. Установить очередность выполнения упражнений.
Проведение – ученик выполняет три шага разбега, отталкивается одной ногой и старается тронуть рукой подвешенный на шнурке мячик. Высота, на которой подвешен мячик, постепенно увеличивается для того, чтобы знать, на сколько сантиметров поднимается мячик. Для определения личного или командного первенства за каждый удачный прыжок начисляется одно очко. Удачным считается прыжок, если ученик коснулся рукой мячика. На каждой высоте выполняется одна попытка.
«Отталкивание и приземление».
Место проведения – сектор для прыжков в высоту.
Инвентарь – резиновый бинт или планки для прыжков в высоту.
Основная цель – научиться отталкиваться и приземляться, развитие быстроты одиночного движения.
Организация – провести с обеих сторон от планки в яме для приземления и в секторе на всю ширину ямы 4 линии. Расстояние между линиями 20–30 см. Линии пронумеровать. Первая от планки линия с обеих сторон проводится на расстоянии 40–50 см и имеет наибольший порядковый номер.
Например: первая от планки линия имеет № 3, вторая – № 2, третья – № 1. Проведение  – Учеников поделить на 2 команды и выстроить с обеих сторон от ямы в колонну по одному. Прыгают сначала все ученики с одной стороны, а потом с другой. Командное первенство определяется путем подсчета всех очков, которые набрали участники команд.
«Кто выше?».
Инвентарь – резиновый бинт или планка для прыжков в высоту, мел двух цветов.
Место проведения – сектор для прыжков в высоту.
Основная цель – приобретение опыта соревнований и привычки идти на риск, развитие быстроты одиночного движения.
Организация – принимают участие 2 команды, участники имеют порядковые номера, прыгают поочередно. Каждый участник выбирает себе высоту, которую будет преодолевать, и заявляет об этом тренеру. Каждый участник одолевает только одну высоту.
Проведение – к началу соревнований пометки мелом находятся на одной высоте. За каждую взятую участником высоту команде начисляются очки, которые соответствуют взятой высоте.
Игры, которые оказывают содействие усвоению техники бега и развития быстроты
«Бежал с мячиком».
Инвентарь – большой или маленький мячик.
Место проведения – игровая площадка, футбольное поле.
Основная цель – обучение бегу по дистанции, развитие быстроты.
Организация – начертить дугу, позади которой размещены 2 команды игроков, которые выстроены в колонну по одному. Двое ведущих назначаются из учеников, один из них находится за дугой посередине между командами, держа в руках мячик, а второй стоит впереди на определенном расстоянии от первого. Расстояние между двумя ведущими может быть произвольным и зависит от времени и подготовки учеников.
Проведение – после сигнала тренера ведущий, что находится за дугой, передает мячик по земле второму водящему. Участники по одному с каждой команды бегут за мячиком. Команда, представитель которой первым тронет мячик, получает очко. Игра продолжается до тех пор, пока все игроки не примут в ней участие.
«Бежал по прямой дорожке с ускорением».
Инвентарь – флажки.
Место проведения – беговая дорожка, футбольное поле.
Основная цель – развитие реакции, ловкости, скорости.
Организация – размечаются 3 параллельные линии. Две первые, которые находятся на расстоянии 5–7 м одна от другой, есть стартовые линии. Третья линия – финишная, находится на расстоянии 15–20 м от стартовых линий. Участники делятся на 2 команды. Одна с одной, другая с другой стартовой линии.
Проведение – после сигнала тренера игроки обеих команд начинают бег. Задача игроков – скорее добежать до финиша, не дав себя обогнать игрокам другой команды.
Настигнутым считается игрок, если его тронули рукой. За каждого настигнутого игрока команда получает 1 очко.
«Челночный бег».
Место проведения – беговая дорожка стадиона.
Основная цель – воспитание умения владеть собою, усвоение техники старта и развитие скорости.
Организация – размечаются 2 стартовые линии на расстоянии 20–30 м одна от другой.
Проведение – игроки принимают низкий или высокий старт. По сигналу стартуют первые номера, которые бегут ко вторым номерам и касаются их рукой. Вторые бегут к третьим и т. д. Выигрывает команда, которая первой заняла свои первоначальные места.
Проведение уроков легкой атлетики с использованием подвижных игр для развития быстроты
1. «Быстро по местам»
Задачи: развитие быстрой реакции на сигнал, сообразительности; совершенствование умения ориентироваться.
Инвентарь: не требуется.
Место: спортивный зал, площадка, рекреация.
По первому сигналу преподавателя игроки команд разбегаются в разные стороны, по второму - се должны построиться в указанном месте.
Варианты построения:
а) в общей шеренге или отдельных шеренгах;
б) в общем круге или отдельных кругах;
в) в отдельных колоннах в виде квадрата.
Команда, сумевшая быстрее занять свое место, побеждает. Заранее следует познакомить играющих с сигналами, исходным положением, формой строя и местом, где необходимо находиться. При недостаточной площади построение команд выполняется раздельно и борьба идет за сокращение времени построения.
2. «Вызов номеров»
Задачи: развитие скоростных качеств; воспитание ловкости, быстроты.
Инвентарь: набивные мячи или другие предметы для разметки дистанции.
Место: спортивный зал, площадка, рекреация (дистанция 10 - 20 м).
Участники выстраиваются в колонны по одному, одна рядом с другой. Преподаватель называет какой-либо порядковый номер, а пары игроков под этим номером выполняют задание, например, пробегают до отметки поворота и возвращаются назад в свои колонны на свои места.
Варианты задания:
а) различные исходные и финишные положения игроков: упор присев, сидя, лежа на груди;
б) различные способы передвижения;
в) выполнение дополнительных двигательных упражнений на дистанции: пролезание через «ворота», перенос мячей, броски в цель.
Участники каждой команды должны рассчитаться по порядку номеров и запомнить свои номера. После каждой пробежки начисляются очки: 2 - победителю и 1 - побежденному. За невыполнение пробежки группа не получает ни одного очка. Побеждает команда, набравшая большее количество очков. Для более частого вызова участников лучше формировать большее количество команд с меньшим числом игроков. Для смены соперника после каждого круга соревнований следует в командах менять порядковые номера.
3. «Комбинированная эстафета»
Задача: совершенствование умения комбинировать бег с метанием в цель в соревновательных условиях.
Инвентарь: теннисные мячи, стойки или конусы.
Место: специализированная баскетбольная площадка или спортивный зал.
Команды выстраиваются в колонны по одному. По сигналу первые игроки бегут до поворотной стойки, огибают ее и добегают до линии броска. Выполняют бросок в цель, ловят мяч и передают его в свою колонну следующему участнику, который продолжает эстафету, а сами становятся в конец колонны. Бег и метание в цель необходимо выполнять условленным способом. В случае непопадания мячом в цель игроки должны повторять броски до тех пор, пока мяч не достигнет цели, и только после этого следует передать его в колонну очередному участнику. Побеждает команда, раньше закончившая эстафету. Целью для броска могут быть: баскетбольный щит, кольцо, мишень на стене.
На начальной стадии игры броски можно совершать без целевого попадания. Эстафету можно усложнить за счет увеличения количества бросков и изменения способов их выполнения.
«Цепочка»
Задачи: развитие ловкости, координации движений, скоростной выносливости; воспитание чувства коллективизма.
Инвентарь: не требуется.
Место: спортивный зал, площадка, рекреация, приспособленное помещение размером 15х15 м.
В игре принимают участие 6 - 20 человек, которые делятся на две команды: «ловцов» и «убегающих». Все «ловцы» берутся за руки, образуя цепочку, и преследуют остальных игроков, которые разбегаются по одиночке. Пятнать имеют право только два крайних игрока в цепочке. «Запятнанные» игроки выбывают из игры.
Преследуемые игроки могут прорываться через цепочку или проскальзывать под руками игроков, которые стараются взять убегающих в кольцо, не пятная их. Если цепочка разрывается, пятнать нельзя. Побеждает команда, сумевшая запятнать больше игроков за указанное время. По истечении указанного времени команды должны поменяться ролями.
«Черные и белые»
Задачи: развитие скоростной выносливости, ловкости, внимательности; совершенствование быстроты двигательной реакции.
Инвентарь: предмет (например, кружок), окрашенный с двух сторон в разные цвета (черный, темный; белый, светлый).
Место: спортивный зал, площадка, рекреация, поле размерами 10х20, 20х40 м.
В игре участвуют две команды: «Черные» и «Белые». Как только руководитель игры воскликнет: «Черные!» или вброшенный в центр поля кружок упадет темной стороной вверх, «черные» становятся преследуемыми и убегают. «Белые» ловцы преследуют «черных», чтобы запятнать их в пределах поля. По команде: «Белые!» участники меняются ролями. Каждый свободный игрок может быть запятнанным несколькими ловцами.
Варианты игры:
а) введение различных исходных позиций: в упоре или лежа на животе;
б) смена способов передвижения: прыжки на одной ноге, бег на четвереньках в упоре сзади и т. д.
После каждой перебежки ловцы должны объявлять, кого они запятнали. Каждое пятнание приносит команде одно очко. Побеждает команда, запятнавшая больше участников во время игры.
В зависимости от размеров площадки и исходной позиции игроков расстояние между обеими командами необходимо определять так, чтобы ловцы могли справиться со своей задачей.
«День и ночь»
На некотором расстоянии друг от друга проводятся две линии. У одной линии выстраиваются мальчики, у другой - девочки. Ведущий между ними. Команда мальчиков - «Ночь», а команда девочек - «День». По команде «Ночь!» мальчики ловят девочек, по команде «День!» девочки ловят мальчиков.
Правила игры. Остальные переходят в команду соперника.
«Третий лишний»
Задачи: развитие ловкости, координации движений, внимательности, скоростных качеств; совершенствование умения ориентироваться на местности.
Инвентарь: не требуется.
Место: спортивный зал, площадка, рекреация.
Игроки команд располагаются парами внутри площадки. Расстояние между парами 2 - 3 м. Водящий и один из игроков (убегающий) располагаются за линией. Водящий стремится запятнать убегающего, а убегающий может встать перед одной из пар, тогда последний игрок пары становится «третьим лишним» и убегает от водящего. Если же водящему удается запятнать свободного игрока, то они меняются ролями.
Убегающий может занять свое место в паре, только если он пробежал полный круг. Пересекать линию круга не разрешается. Пятнать можно только во время бега. Побеждает команда, игроки которой меньшее количество раз были водящими. Содержание игры можно изменить введением различных исходных положений, из которых будут стартовать игроки.












Заключение

Анализ научно-методической литературы показал, что использование игрового метода на уроках легкой атлетики в средней школе эффективно для воспитания быстроты. Использовать его необходимо комплексно и регулярно, но следует отметить, что превращать уроки физической культуры только в игры недопустимо; нужно умело комбинировать игру с другими видами деятельности на уроке физической культуры.
Отличительная особенность среднего школьного возраста состоит в том, что именно в это время наступает период полового созревания организма. В подростковом периоде значительно увеличиваются темпы роста скелета до 7-10 см, массы тела - до 4,5-9 кг в год. Мальчики отстают в темпах прироста массы и длины тела от девочек на 1-2 года. Еще не закончен процесс окостенения. Длина тела увеличивается в основном за счет роста туловища. При организации физического воспитания в этом возрасте нежелательны чрезмерные нагрузки на опорно-двигательный, суставно-связочный и мышечный аппарат. Плохо переносятся продолжительные интенсивные нагрузки, поэтому, например, интенсивный бег рекомендуется чередовать с ходьбой. 
Игры и игровые задания в большой степени способствуют воспитанию физических качеств: быстроты, ловкости, силы, выносливости, гибкости, и, что немаловажно, эти физические качества развиваются в комплексе. 
Постоянно изменяющаяся обстановка в игре, быстрый переход участников от одних движений к другим способствуют развитию быстроты и ловкости. 
В легкой атлетике быстрота - проявляется как быстрота реакции, быстрота выполнения движений и смена одного движения другим скорость передвижения.
В качестве средств развития быстроты используют упражнения, которые можно выполнять с максимальной скоростью:
а) общеразвивающие (на «быстроту»);
б) специальные упражнения своего вида спорта;
в) упражнения других видов спорта;
г) подвижные игры.
В данной работе был изучен теоретический материал по развитию быстроты на уроках легкой атлетики. Также в работе представлен и практический материал, который поможет осуществить теоретически полученные знания.






















Литература

Ашмарин, Б.А. О тестах и тестировании [Текст]: учебное пособие /Б.А. Ашмарин. - М.: Физкультура в школе,2005. -19с. 
Алабин, В.Г. Организационно-методические основы многолетней тренировки юных легкоатлетов. [Текст]: учебное пособие/ В.Г. Алабин. - Челябинск, 1977. – 243 с.
Благуш, П. К теории тестирования двигательных способностей [Текст]: метод. пособие / П.К. Благуш. - М.: Физкультура и спорт, 2002 - 165с. 
Богданов, Г.П. Уроки физической культуры в средней школе. [Текст]: учебное пособие/ Г.П. Богданов - М.: Просвещение, 2000. 
Валик, Б.В. Тренерам юных легкоатлетов. [Текст]: метод. пособие/ Б.В. Валик. -  М.: ФиС, 1974. – 43 с.
Гуревич, И.А. 300 соревновательно - игровых заданий по физическому воспитанию [Текст]: практ. пособие/ И.А. Гуревич. - Мн.: Высш. шк., 1992. - 319 с.
Дьячков, В.М. Совершенствование технического мастерства спортсмена. [Текст]: учебное пособие/ В.М. Дьячков. - М., 1972.
Жилкин, А.И. Легкая атлетика. [Текст]: практ. пособие/ А.И. Жилкин. - М.: Академия, 2005.
Книга тренера по легкой атлетике. [Текст] / под ред. Л.С. Хоменкова. М., 1987. - 66-68 с.
Легкая атлетика. [Текст]: учебник / под ред. Н.Г. Озолина, В.И. Воронкина, Ю.Н. Примакова. – М., 1989. – 79-83 с.
Лутковский, Е.М., Филатов, А.А. Легкая атлетика. [Текст]: учебник для студентов/ Е.М. Лутковский, А.А. Филатов. - М., 1977.
Миронова Р.М. Игра в развитии активности детей [Текст]: кн. для учителя / Миронова Р.М. – Минск: Нар. асвета, 1989. - 176 с. 
Матвеев, Л.П. Основы спортивной тренировки. [Текст]: учебное пособие для институтов физ. культуры./ Л.П. Матвеев. -  М.: ФиС, 1977. – 280 с.
Озолин, Н.Г. Современная система спортивной тренировки. [Текст]: учебное пособие/, Н.Г. Озолин. -  М.: ФиС, 1970. – 479 с.
Основы управления подготовкой юных спортсменов. [Текст]: учебное пособие / под общей редакцией М.Я. Набатниковой. - М.: ФиС, 1982. – 280 с.
Попов, В.Б. 555 специальных упражнений в подготовке легкоатлетов. [Текст]: пособие для тренера / В.Б. Попов. - М., 2002.
Семенов В.В. Легкая атлетика в 6 классах // Физическая культура в школе. - 2005. - № 4. - С. 25 - 26.
Травин, Ю.Г. Основы тренировки в легкой атлетике. [Текст]: пособие для тренера / Ю.Г. Травин. - М.: ГЦОЛИФК, 1977. - 46-47 с.
Филин, В.П., Филин, Н.А. Основы юношеского спорта. [Текст]: учебное пособие / В.П. Филин, Н.А. Филин. - М.: ФиС, 1980. – 255 с.
Хоменков, Л.С. Учебник тренера по легкой атлетике. [Текст]: учебное пособие / Л.С. Хоменков. - М., 1975. 112 с.
Хрущев, С.В., Круглый, М.М. Тренеру о юном спортсмене. [Текст]: учебное пособие / С.В. Хрущев, М.М. Круглый  – М.: ФиС, 1982. – 143 с.

















13 PAGE \* MERGEFORMAT 14315




_ђ Заголовок 1_ђ Заголовок 2Eђ Заголовок 3~ђ Заголовок 915