Формирование познавательной компетентности учеников младшего школьного возраста


 
 
 
 
 
 
 
 
 
  Формирование познавательной компетентности учеников младшего школьного возраста
 
 
 
 
 
 
Подготовила
Глазунова Людмила Владимировна
учитель начальных классов
Горловской ОШ № 25 I-III cт.с
  углубленным изучением отдельных предметов
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Горловка 2014
Задачи современного обучения заключаются не только в том, чтобы обеспечить усвоение школьниками программ, но и в том, чтобы продвинуть их в развитии. Особенное значение работа над развитием детей имеет в начальных классах являющейся фундаментом дальнейшего становления личности школьника.
Общеизвестно, что личность развивается только в процессе собственной деятельности.
Научить человека плавать можно только в воде, а научить ребенка действовать можно только в процессе деятельности. Вопрос о движущих силах развития ребенка решается в контексте понятия ведущей деятельности. В младшем школьном возрасте ведущей является учебная деятельность.
Что же представляет собой учение как деятельность? В психологии есть разные подходы к этому пониманию. Для того, чтобы осмыслить категорию познавательной деятельности, нужно знать её конкретную структуру. В структуру учения входят те же компоненты, что и в любой деятельности: цель, мотив, действие, средство, результат, оценка.
Для ученика цели обучения трансформируются в мотивы учебной деятельности. Вот почему смыслообразующим началом деятельности учения являются его внутренние побуждения. Если мы не хотим, чтобы с первых лет обучения ребенок стал тяготиться школой, мы должны заботиться о пробуждении таких мотивов учения, которые бы лежали не “вне”, а в самом процессе обучения.
Цель в том, чтобы ребенок учился именно потому, что ему хочется учиться, чтобы он испытывал удовольствие от самого учения.
Учебная деятельность не дана ребенку с самого начала, её нужно построить. Как и всякая деятельность, учение выполняется на основе определенной процедуры. Анализ вариантов описания процедуры учения в разных концепциях дан в работах И.И. Ильясова, А.Б. Ительсона, Н. Ф. Талызиной и других авторов.
Во главу угла деятельностная теория учения всегда ставила положение о включении усваиваемых действий в процессе учения. Она представлена в деятельностной теории учения, известной под названием теории поэтапного формирования умственных действий, которая заложена трудами П.Я. Гальперина. В свете данной теории процесс усвоения рассматривает и Н.Ф. Талызина.
Ядром формирования познавательной деятельности выступает познавательный интерес. Проблема познавательного интереса в педагогике актуальна и популярна. Центральный вопрос, изучаемый нашей дидактикой – это вопрос о месте познавательного интереса в учебном процессе, его источниках и приемах стимуляции, о взаимообусловленности его как мотива учения со способами познавательной деятельности. Этой проблемой занималась Г. И. Щукина и др.
Учебный процесс должен протекать в условиях мотивированного включения школьника в познавательную деятельность, которая становится желаемой, приносящей удовлетворение от участия в ней. Ученик сам оперирует учебным содержанием и только в этом случае оно усваивается осознанно и прочно, а также идет процесс развития интеллекта ученика, формируется способность и самообучению, самоорганизации. К. Д. Ушинский определил это так: “Деятельность должна быть моя, увлекать меня, исходить из души моей”. Формированию познавательной компетентности и способствуют познавательные интересы учащихся, создающие и внешние и внутренние условия обучения.
Структура учебной мотивации связана с эмоциональной сферой. Поэтому очевидно, что познавательный интерес у ученика формируется только в том случае, когда учебная деятельность успешна. Итак, через повышение интереса к учебному материалу и через возбуждение желания учиться, через развитие потребности ученика заниматься познавательной деятельностью мы и формируем познавательный интерес.
Специально построенная система формирования познавательной компетентности младших школьников способствует развитию у детей всех структурных компонентов учебной деятельности, формированию познавательного интереса по двум направлениям:
учебное
внеурочное.
Цель учебного направления на уроках через:
подбор занимательного материала;
правильную организацию формирования учебной деятельности, учитывая психологические особенности детей младшего школьного возраста;
формирование высокого уровня произвольности, умения планировать и контролировать собственные действия;
формирование активности и инициативности, самостоятельности в учебной работе;
умение оценивать правильность выполнения собственной работы, создавать предпосылку для формирования учебной деятельности и развития познавательного интереса.
Цель внеурочного направления:
путем проведения познавательных праздников;
занимательных часов по предметам;
факультативных занятий;
продолжать формировать познавательный интерес к учебной деятельности.
Одним из средств формирования познавательного интереса является занимательность.
Наиболее эффективным средством включения в процесс учения на уроке является игровая деятельность. В процессе игры учащиеся незаметно для себя выполняют различные упражнения.
Дети очень любят рифмованные строчки, лучше запоминают “правила в стихах”.
В первом классе используем стихи на каждую букву алфавита.Например:
А - Вот два столба наискосок, а между ними поясок.
Не секрет, что у первоклассников часто существуют проблемы с произношением. Для упражнения в быстром, чистом произношении использую чистоговорки, а затем постепенно и скороговорки.
Чистоговорки присутствуют на каждом уроке. Они повышают интерес к чтению, развивают творчество, познавательную активность, чувство рифмы и ритма Загадки дают благодатную почву для развития познавательных способностей детей. Это и загадки в стихах, и загадки- шутки.
Игры “Доскажи словечко”
“Чей ребенок”  
У белки – бельчонок У галки - …..
У мыши - ……… У свиньи - ……….
“Чья жена?”  
Лев – львица Гусь - …….
Слон - слониха Индюк - ………
“Кто где спит?”, “Кто где работает?”.
С целью формирования активности детей можно предложить самим придумать предложения с продолжением.
Дети очень любят слушать сказки. На уроках, при ознакомлении с новым правилом для создания проблемной ситуации, развития внимания, наблюдательности, можно включать в урок учебные сказки. Например, при изучении знаков <,>, использую сказку о жадном Петушке, который бегал от цифры к цифре и хотел съесть самую большую. Теперь дети никогда не перепутают, что открытый клювик – знак больше, всегда направлен к большему числу. (показать Петушка).
Приемы, которыми можно пользоваться для повышения интереса к учебному материалу:
1. Прием “Привлекательная цель”
Например, помоги котику выбраться из лабиринта чисел (а цель учителя - закрепление последовательности чисел первого десятка).
2. Прием “Удивляй”
Например: «Дети, какой длины будет луч, чтобы на нем уместилось самое большое число? Назовите самое большое число.»3. Прием “Отсроченная отгадка”
В начале урока учитель задает загадку, а отгадка будет открыта на уроке, а может быть и на следующем.
4. Прием “Фантастическая добавка”
Дети любят фантазировать, жить в мире фантазии, нужно дать им эту возможность и на уроке. Например: Мы попали на другую планету, где у инопланетян такие же буквы, но говорят они на непонятном для нас языке. Давайте расшифруем названия животных, которые там обитают:ЦЯАЗ ,КЛОВ,АСЛИ.
/ 5. Прием “Лови ошибку”
Главное научить не только мгновенно реагировать на ошибку (светофорчик, хлопок и т.д.), но и доказать, почему ошибка и как её исправить. На уроках письма обычно ошибается Незнайка или Буратино, которые неверно пишут буквы.
6. Прием “Свобода выбора”
На уроках обучения грамоте – читать на любой странице, но обязательно отчитаться – рассказать, нарисовать, а на математике – любое задание из тетради на печатной основе. Прием безотказный – ни одного скучающего лица.
7. Прием “Драматизации и театрализации”
В азбуке много таких текстов, которые можно разыграть по ролям – потешки, сказки, диалоги. Или разыгрываем сценки на учебную тему.
8. Прием “Да-нетка” - универсальная игра, которая учит слушать и слышать друг друг Но далеко не все в учебном материале может быть для учащихся интересно. И тогда выступает ещё один источник познавательного интереса – сам процесс деятельности.
Нужно правильно организовать формирование учебной деятельности. В первом классе мы берем за основу игровой метод обучения и весь процесс формирования строим на игре.
Для того, чтобы игра стала методом, необходимо соблюдение ряда условий:
1. Учебная задача должна совпадать с игровой.
2. Наличие учебной задачи не должно “задавить” игровую задачу. Важно сохранить игровую ситуацию.
3. Одиночная игра не дает никакого эффекта обучения, поэтому должна быть построена система игр с постепенно усложняющейся учебной задачей.
Для успешного адаптирования к школе и полноценного включения в учебный процесс, преодоления страха перед школой, тревожности, необходимо развивать “комплекс произвольности” - умение контролировать себя, быть внимательным, способным на произвольные волевые и интеллектуальные усилия.
При проведении этих “уроков-игр” дети стали чувствовать себя намного увереннее и на основных уроках: у них ушла боязнь школы, стали преобладающими положительные эмоции, дети стали организованнее, лучше принимали учебную задачу. Данные игры с правилами – прекрасный способ развития произвольности поведения, формирования волевой и эмоциональной саморегуляции. Требования “к школьному” поведению должны вводится постепенно. Это мы делаем в форме стихотворных пожеланий. Например, для организации урока:
Я тетрадь свою открою
И наклонно положу,
Я от вас, друзья, не скрою,
Ручку правильно держу.
Сяду прямо, не согнусь,
За работу я примусь.
Самостоятельная работа – одно из важнейших средств для развития интереса. Но ребенку будет интересно, если он выполнит задания, поэтому необходимо вводить поуровневое обучение.
Следующая предпосылка учебной компетентности – умение планировать свои действия. Это умение более всего развивается на уроках труда, при различных видах конструирования. Важно учить детей самоконтролю. Этому помогают различные схемы, модели.
Нужно научить детей не бояться ошибок, а умело исправлять их. Хорошим средством для развития самоконтроля является комментирование.
Прием “Найди красивые…”
Например: Найди у себя самую красивую букву, а теперь самую некрасивую.
Познавательный интерес напрямую зависит от успешности школьного обучения. Он является реальной силой для преодоления отставания в учении. В первую очередь надо определить причины отставания. Они могут быть разнообразны, но в основном это недостаточная сформированность познавательных процессов. Поэтому учебные задания должны включать в себя всю систему познавательных операций, начиная с самых простейших действий, связанных с восприятием, запоминанием, припоминанием, осмыслением и заканчивая операциями логического и творческого мышления.
Хорошо использовать на уроках тщательно разработанную систему познавательных задач и ориентированных на планомерное развитие и формирование устойчивого интереса и положительной мотивации учения. Для этого прекрасно подойдет пособие под редакцией Виноградовой Н.К. “Развиваем способности детей” 1 класс. Приведу пример, как на уроке математики, а затем обучения грамоте можно развивать различные характеристики произвольного внимания и отрабатывать счет предметов, навык чтения.
1. Раскрась предметов столько, сколько написано под рисунком и т.д.
1. Развитие слуховой памяти игра “Учитель-ученик”. Работа в парах.
У детей карточки с набором слов. Первый читает медленно, задача второго найти закодированное слово, которое получается из первых букв каждого слова: друг облако мама - дом
Мама игра радуга - МИР
2. Развитие ассоциативной памяти:
Прием “Шифровка”
Учитель читает слово, дети рисуют значки. Или учитель говорит слово, дети - определение.
Утро - туманное
Кукла - …………,
а затем подписывают к определениям исходные слова.
3. Задания на развитие пространственного мышления:
Посмотрите внимательно на рисунок и ответьте на вопросы:
Если поросенок пошел на одну клетку влево, сколько морковок он нашел?
Видите ли вы на картинке овощ, о котором говорят “Сто одежек и все без застежек”?
В какую сторону надо идти поросенку, чтобы найти огурец?
4. Задания на развитие логического мышления:
Рассказы с перепутанными предложениями
Составь картинку из частей
Распредели картинки по порядку.
Продолжи закономерность.
В основе всех приемов лежат действия детей: действия с фигурами, с предметами, со словами, с числами. Ведь не зря гласит китайская мудрость: “Я слышу – я забываю, Я вижу – я запоминаю, Я делаю - я понимаю”.
Мы применяем много игр с использованием детской продуктивной деятельности:
“Сложи букву, цифру” из палочек, вылепи из пластилина, сложи из ниток и т.д.
В рамках декад по предметам в младших классах провожу “Интеллектуальную ярмарку”, занимательные часы по предметам. Для актуализации познавательной компетентности на уроках часто использую задания развивающего характера, в том числе викторины, кроссворды, ребусы, игры, а также тесты, создаю на уроках проблемные ситуации.
Главной почвой для развития познавательных сил и возможностей учащихся являются ситуации решения познавательных задач, ситуации активного поиска, догадок, размышления, ситуации мыслительного напряжения, ситуации противоречивости суждений, столкновений различных позиций, в которых необходимо разобраться самому, принять решение, встать на определённую точку зрения.
Систематически использую проблемные ситуации на уроках в начальной школе, так как они является эффективным средством развития познавательного интереса младших школьников и обеспечения на этой основе повышения качества знаний.
Использую побуждающий диалог от проблемной ситуации к осознанию противоречия (суть возникшего затруднения). Например, вопрос для раздумий формирую словами: - Как ты думаешь… Какие есть идеи? Как эту мысль проверить? Какие еще будут догадки? Кто думает иначе?
На уроках использую разные методические приёмы для создания проблемных ситуаций: подвожу школьников к противоречию и предлагаю им самим найти способ его решения; излагаю различные точки зрения на один и тот же вопрос (столкнуть разные мнения учеников вопросом или практическим заданием); предлагаю классу рассмотреть явления с различных позиций (например: командира, юриста, финансиста, педагога); побуждаю обучаемых делать сравнения, обобщения, выводы их ситуации, сопоставлять факты (побуждающий диалог); ставлю конкретные вопросы: (на обобщение, обоснование, конкретизацию, логику рассуждения); определяю проблемные теоретические и практические задания (например: исследовательские); формулирую проблемные задачи с недостаточными или избыточными исходными данными, с неопределенностью в постановке вопроса, с противоречивыми данными, с заведомо допущенными ошибками. Необходимо развернуть побуждающий диалог. Он представляет собой стимулирующие вопросы и побудительные предложения, помогающие детям сначала осознать противоречие проблемной ситуации, а затем сформулировать учебную проблему.
В своей работе использую отдельные приёмы витагенного обучения:
- Что вы знаете о жизни леса? Какие животные обитают в лесу? - Составьте рассказ «О чём рассказали грибы?» - Напишите эссе на тему: «Что было бы, если бы вдруг исчезли все леса нашей планеты?» Познавательная компетентность ребенка не ограничивается лишь уроками, а продолжается в их внеурочной деятельности. В процессе организации внеклассной работы необходимо воспитывать общий интерес к знаниям. Научить ребенка удивляться и быть наблюдательным. Этому способствуют экскурсии. Тематика экскурсий:
На природу.
По родному городу.
По интересным местам родного края.
Но обязательно перед проведением экскурсий мотивировать детей. Например, хотите узнать, где прячется осень? Или: А вы знаете, как к нам в дом попадают газеты и журналы?
Следующий блок внеклассной работы - это часы общения. Они проводятся в форме праздника, игры, викторины, КВНа.
В заключение хочется сказать, что познавательная компетентность доступна для анализа: в ней всегда можно выделить конкретную систему действий. Учитель может управлять процессом учения. И это позволит ему повысить эффективность своей работы.  Любое обучение наиболее эффективно тогда, когда оно приносит радость. Чем лучше ребёнок учится, тем интереснее ему учиться. Использование данных заданий помогает формированию познавательной компетентности у младших школьников.
Развитие познавательной компетентности способствует росту сознательного отношения к учению, развитию познавательных процессов, умению ими управлять, сознательно их регулировать. Влиянием на познавательный интерес учащегося осуществляется влияние и на успешность обучения и на всю личность школьника в целом.
Постановка проблем, совместный поиск, игра и сказки – вот те средства, которые помогают открыть детское сердце, сделать пребывание на уроке радостным.
Экскурсии, часы общения, праздники, КВНы, викторины, факультативные занятия - все это помогает поддерживать и формировать интерес к учению.
Хотелось бы подчеркнуть, что формирование познавательной компетентности - не самоцель. Цель учителя - воспитать творческую личность, готовую свои познавательные возможности использовать на общее дело.
Учитель в процессе обучения опирается на веру во всеобщую талантливость детей, на известный с времен античности девиз “Учись обучая” и на психологическую парадигму “Успех рождает успех”.
Список литературы.
Арженовская С.А. «Использование проблемных ситуаций на уроках в начальной школе как средство формирования познавательного интереса школьников», Белгород,2009
Кукушкин В.А. Педагогика начального образования. М., 2005.
Талызина Н.Ф. Формирование познавательной компетентности младших школьников: Кн. для учителя. - М.: Просвещение, 1998.
Хуторской А.В. «Ключевые компетенции как компонент личностно – ориентированного образования». «Народное образование», № 2, 2003г.
Щукина Г.И. Активизация учебно-познавательной деятельности учащихся. – М., 2000.