Рабочая программа индивидуальных и групповых занятий по информатике в 12 классе для школ пенитенциарной системы


Филиал краевого государственного казенного общеобразовательного учреждения «Краевая вечерняя (сменная) школа №11»
Приказ №__
от «__»______ 2014 г. Утверждаю
Заведующий филиалом
________ А.М. Кабаков
«___»_________ 2014 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ИиГЗОсновы работы ПК
12А, 12Б класс
Учитель
Анисимова Н.В.
Обсуждена
на заседании методического объединения, протокол № ___ от ______
Рассмотрена на
методическом совете, протокол №_____от_________
2014-2015 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе авторской программы Угриновича Н.Д. «Программа курса информатики и ИКТ (базовый уровень) для старшей школы (10–11 классы)», изданной в сборнике «Информатика. Программы для общеобразовательных учреждений 2-11 классы/Составитель М.Н. Бородин. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010», с учетом примерной программы среднего (полного) общего образования по курсу «Информатика и ИКТ» на базовом уровне и кодификатора элементов содержания для составления контрольных измерительных материалов (КИМ) единого государственного экзамена. 
Настоящая программа предназначена для учащихся пенитенциарной системы.
Контингент учащихся – взрослые люди, осужденные на длительные сроки лишения свободы. Как правило, они имеют отрицательный опыт в обучении, у них слабо развиты общие учебные умения и навыки, есть пробелы в базовых знаниях. У многих наблюдаются значительные разрывы в получении образования, отсюда – снижение мотивации к обучению.
Основная задача курса
- способствовать формированию информационной, функциональной информационно-коммуникационной компетентности учащихся, в силу определенных обстоятельств, помещенных в определенные ограниченные условия как физически, так и информационно;
- восстановить позитивную мотивацию к учебной деятельности.
Цели программы:
освоение системы базовых знаний, отражающих вклад информатики в формирование современной научной картины мира, роль информационных процессов в обществе, биологических и технических системах;
овладение умениями применять, анализировать, преобразовывать информационные модели реальных объектов и процессов, используя при этом информационные и коммуникационные технологии (ИКТ), в том числе при изучении других школьных дисциплин;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей путем освоения и использования методов информатики и средств ИКТ при изучении различных учебных предметов;
воспитание ответственного отношения к соблюдению этических и правовых норм информационной деятельности;
приобретение опыта использования информационных технологий в индивидуальной и коллективной учебной и познавательной, в том числе проектной деятельности.
Преподавание курса ориентировано на использование учебного и программно-методического комплекса, в который входят:
Угринович Н.Д. Информатика и ИКТ. Базовый уровень: учебник для 10 класса. – М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011; 
Угринович Н.Д. Информатика и ИКТ. Базовый уровень: учебник для 11 класса. – М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010;
Информатика и ИКТ. 8-11 классы: методическое пособие / Н.Д. Угринович. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010; 
Комплект цифровых образовательных ресурсов.
Программа рассчитана на 108 часов
Программой предусмотрено проведение 28 практических работ.
Из-за ограниченных, специфичных условий, некоторые разделы и отдельные темы изучаются ознакомительно, без отработки практических навыков.

Учебно-тематический план
№ Тема Количество часов
1  Введение. Информация и информационные процессы  2
2  Информационные технологии 23
3  Коммуникационные технологии  8
4  Компьютер как средство автоматизации информационных процессов  12
5  Моделирование и формализация  7
6  Базы данных. Системы управления базами данных. (СУБД)  15
7  Информационное общество  3
Повторение 1
   Резерв  1
   ВСЕГО:  72
Содержание курса
Введение. Информация и информационные процессы
Основные подходы к определению понятия «информация». Системы, образованные взаимодействующими элементами, состояния элементов, обмен информацией между элементами, сигналы. Носители информации. Виды и свойства информации. Количество информации как мера уменьшения неопределенности знания. Содержательный подход к измерению информации. Алфавитный подход к определению количества информации.
Информационные технологии
Кодирование и обработка текстовой информации. Кодирование текстовой информации. Создание документов в текстовых редакторах. Форматирование документов в текстовых редакторах. Компьютерные словари и системы компьютерного перевода текстов. Системы оптического распознавания документов.
Кодирование и обработка графической информации. Кодирование графической информации. Растровая графика. Векторная графика.
Кодирование звуковой информации.
Компьютерные презентации.
Кодирование и обработка числовой информации. Представление числовой информации с помощью систем счисления. Электронные таблицы. Построение диаграмм и графиков.
Компьютерный практикум
Практическая работа № 1 «Кодировки русских букв».
Практическая работа № 2 «Создание и форматирование документа».
Практическая работа № 3 «Перевод с помощью онлайновых словаря и переводчика».
Практическая работа № 4 «Сканирование «бумажного» и распознавание электронного текстового документа».
Практическая работа № 5 «Кодирование графической информации».
Практическая работа № 6 «Растровая графика».
Практическая работа № 7 «Создание Flash-анимации».
Практическая работа № 8 «Создание и редактирование оцифрованного звука».
Практическая работа № 9 «Разработка мультимедийной интерактивной презентации «Устройство компьютера»».
Практическая работа № 10 «Разработка презентации «История развития ВТ»».
Практическая работа № 11 «Перевод чисел из одной системы счисления в другую с помощью калькулятора».
Практическая работа № 12 «Относительные, абсолютные и смешанные ссылки в электронных таблицах».
Практическая работа № 13 «Построение диаграмм различных типов».
Коммуникационные технологии
Локальные компьютерные сети. Глобальная компьютерная сеть Интернет. Подключение к Интернету. Всемирная паутина.  Электронная почта.  Общение в Интернете в реальном времени. Файловые архивы. Радио, телевидение и Web-камеры в Интернете. Геоинформационные системы в Интернете. Поиск информации в Интернете. Электронная коммерция в Интернете. Библиотеки, энциклопедии и словари в Интернете. Основы языка разметки гипертекста.
Компьютер как средство автоматизации информационных процессов
История развития вычислительной техники. Архитектура персонального компьютера. Операционные системы. Основные характеристики операционных систем. Операционная система Windows. Защита от несанкционированного доступа к информации. Защита с использованием паролей. Биометрические системы защиты. Физическая защита данных на дисках. Защита от вредоносных программ. Вредоносные и антивирусные программы. Компьютерные вирусы и защита от них. Сетевые черви и защита от них. Троянские программы и защита от них. Хакерские утилиты и защита от них.
Компьютерный практикум
Практическая работа № 14 «Виртуальные компьютерные музеи».
Практическая работа № 15 «Сведения об архитектуре компьютера».
Практическая работа № 16 «Сведения о логических разделах дисков».
Практическая работа № 17 «Значки и ярлыки на Рабочем столе».
Практическая работа № 18 «Защита от компьютерных вирусов».
Практическая работа № 19 «Защита от сетевых червей».
Практическая работа № 20 «Защита от троянских программ».
Практическая работа № 21 «Защита от хакерских атак».
Моделирование и формализация
Моделирование как метод познания. Системный подход в моделировании. Формы представления моделей. Формализация. Основные этапы разработки и исследования моделей на компьютере. Исследование интерактивных компьютерных моделей.
Компьютерный практикум
Практическое задание № 22 «Исследование интерактивных компьютерных моделей».
Базы данных. Системы управления базами данных (СУБД)
Табличные базы данных. Система управления базами данных. Основные объекты СУБД: таблицы, формы, запросы, отчеты. Использование формы для просмотра и редактирования записей в табличной базе данных. Поиск записей в табличной базе данных с помощью фильтров и запросов. Сортировка записей в табличной базе данных. Печать данных с помощью отчетов. Иерархические базы данных. Сетевые базы данных.
Компьютерный практикум
Практическая работа № 23 «Создание табличной базы данных».
Практическая работа № 24 «Создание Формы в табличной базе данных».
Практическая работа № 25 «Поиск записей в табличной базе данных с помощью Фильтров и Запросов».
Практическая работа № 26 «Сортировка записей в табличной базе данных».
Практическая работа № 27 «Создание Отчета в табличной базе данных».
Практическое задание № 28 «Создание генеалогического древа семьи».
Информационное общество
Право в Интернете. Этика в Интернете. Перспективы развития информационных и коммуникационных технологий.
Повторение
Повторение по теме «Информация. Кодирование информации. Устройство компьютера и программное обеспечение».
Повторение по теме «Алгоритмизация и программирование».
Повторение по теме «Моделирование и формализация».
Повторение по теме «Базы данных».
Резерв
Требования к подготовке учащихся
Знать/понимать
понятия: информация, информатика;
виды информационных процессов; примеры источников и приемников информации;
единицы измерения количества информации, скорости передачи информации и соотношения между ними;
сущность алфавитного подхода к измерению информации 
назначение и функции используемых информационных и коммуникационных технологий; 
представление числовой, текстовой, графической, звуковой информации в компьютере;
понятия: компьютерная сеть, глобальная сеть, электронная почта, чат, форум, www, Web-страница, Web-сервер, Web-сайт, URL-адрес, HTTP-протокол, поисковая система, геоинформационная система;
назначение коммуникационных и информационных служб Интернета; 
назначение и функции операционных систем;
какая информация требует защиты;
виды угроз для числовой информации;
физические способы и программные средства защиты информации;
что такое криптография;
что такое цифровая подпись и цифровой сертификат.
назначение и виды информационных моделей, описывающих реальные объекты или процессы;
использование алгоритма как модели автоматизации деятельности;
что такое системный подход в науке и практике;
роль информационных процессов в системах;
определение модели;
что такое информационная модель;
этапы информационного моделирования на компьютере;
назначение наиболее распространенных средств автоматизации информационной деятельности (баз данных);
что такое база данных (БД);
какие модели данных используются в БД;
основные понятия реляционных БД: запись, поле, тип поля, главный ключ;
определение и назначение СУБД;
основы организации многотабличной БД;
что такое схема БД;
что такое целостность данных;
этапы создания многотабличной БД с помощью реляционной СУБД;
в чем состоят основные черты информационного общества;
причины информационного кризиса и пути его преодоления;
какие изменения в быту, в сфере образования будут происходить с формированием информационного общества;
основные законодательные акты в информационной сфере;
суть Доктрины информационной безопасности Российской Федерации.
Уметь
решать задачи на измерение информации, заключенной в тексте, с позиций алфавитного подхода, рассчитывать объем информации, передаваемой по каналам связи, при известной скорости передачи;
выполнять пересчет количества информации и скорости передачи информации в разные единицы;
представлять числовую информацию в двоичной системе счисления, производить арифметические действия над числами в двоичной системе счисления;
создавать информационные объекты, в том числе: компьютерные презентации на основе шаблонов, текстовые документы с форматированием данных, электронные таблица, графические объекты, простейшие Web-страницы;
искать информацию с применением правил поиска (построения запросов) в компьютерных сетях, некомпьютерных источниках информации (справочниках и словарях, каталогах, библиотеках) при выполнении заданий и проектов по различным учебным дисциплинам; 
пользоваться персональным компьютером и его периферийным оборудованием (принтером, сканером, модемом, мультимедийным проектором, цифровой камерой, цифровым датчиком); следовать требованиям техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе со средствами информационных и коммуникационных технологий; соблюдать правила техники безопасности и гигиенические рекомендации при использовании средств ИКТ;
подбирать конфигурацию ПК в зависимости от его назначения;
соединять устройства ПК;
работать в среде операционной системы на пользовательском уровне;
использовать готовые информационные модели, оценивать их соответствие реальному объекту и целям моделирования;
осуществлять выбор способа представления информации в соответствии с поставленной задачей;
иллюстрировать учебные работы с использованием средств информационных технологий;
ориентироваться в граф-моделях, строить их по вербальному описанию системы;
строить табличные модели по вербальному описанию системы.
распознавать информационные процессы в различных системах;
использовать готовые информационные модели, оценивать их соответствие реальному объекту и целям моделирования;
осуществлять выбор способа представления информации в соответствии с поставленной задачей;
просматривать, создавать, редактировать, сохранять записи в базах данных;
осуществлять поиск информации в базах данных.
соблюдать основные правовые и этические нормы в информационной сфере деятельности.
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:создания простейших моделей объектов и процессов в виде изображений и чертежей, динамических (электронных) таблиц, презентаций, текстовых документов;
создания информационных объектов, в том числе для оформления результатов учебной работы;
организации индивидуального информационного пространства, создания личных коллекций информационных объектов;
передачи информации по телекоммуникационным каналам в учебной и личной переписке, использования информационных ресурсов общества с соблюдением соответствующих правовых и этических норм.

Перспективно-тематическое планирование
№ п/п Теория Практическая работа Кол-во часов Дата
I полугодие
Введение «Информация и информационные процессы» (2 часа)
1/1 Классификация информационных процессов. Выбор способа представления информации в соответствии с поставленной задачей.  1 2/2 Универсальность дискретного (цифрового) представления информации. Двоичное представление информации. 1 Информационные технологии (23 часов)
3/1 Кодирование текстовой информации Кодировки русских букв. 1 4/2 Создание документов в текстовых редакторах Создание и форматирование документа 2 5/3 6/4 Форматирование документов в текстовых редакторах 2 7/5 8/6 Компьютерные словари и системы компьютерного перевода текстов Перевод с помощью онлайновых словаря и переводчика 1 9/7 Системы оптического распознавания документов Сканирование «бумажного» и распознавание электронного текстового документа 1 10/8 Кодирование графической информации  Кодирование графической информации 1 11/9 Растровая графика Растровая графика  1 12/10 Векторная графика  Создание flash-анимации 2 13/11 14/12 Кодирование звуковой информации Создание и редактирование оцифрованного звука  1 15/13 Компьютерные презентации Разработка мультимедийной интерактивной презентации 3 16/14 17/15 18/16 Кодирование и обработка числовой информации Перевод чисел из одной системы счисления в другую с помощью калькулятора 1 19/17 Представление числовой информации с помощью систем счисления 1 20/18 Двоичное кодирование чисел в компьютере 1 21/19 Электронные таблицы Относительные, абсолютные и смешанные ссылки в электронных таблицах 3 22/20 23/21 24/22 Построение диаграмм и графиков Построение диаграмм различных типов 2 25/23 Коммуникационные технологии (8 часов)
26/1 Локальные компьютерные сети. 1 27/2 Глобальная компьютерная сеть Интернет. Подключение к Интернету. Всемирная паутина. 1 28/3 Электронная почта. Общение в Интернете в реальном времени. 1 29/4 Файловые архивы 1 30/5 Радио, телевидение и Web-камеры в Интернете. Геоинформационные системы в Интернете. 1 31/6 Поиск информации в Интернете. Электронная коммерция в Интернете. 1 32/7 Библиотеки, энциклопедии и словари в Интернете 1 33/8 Основы языка разметки гипертекста 1 Компьютер как средство автоматизации информационных процессов (12 часов)
34/1 История развития вычислительной техники Виртуальные компьютерные музеи 1 II полугодие 35/2 Архитектура персонального компьютера  Сведения об архитектуре компьютера 1 36/3 Основные характеристики операционных систем Сведения о логических разделах дисков 1 37/4 Операционная система Windows Значки и ярлыки на Рабочем столе 1 38/5 Защита с использованием паролей 1 39/6 Биометрические системы защиты 1 40/7 Физическая защита данных на дисках 1 41/8 Вредоносные и антивирусные программы 1 42/9 Компьютерные вирусы и защита от них Защита от компьютерных вирусов 1 43/10 Сетевые черви и защита от них Защита от сетевых червей 1 44/11 Троянские программы и защита от них Защита от троянских программ 1 45/12 Хакерские утилиты и защита от них Защита от хакерских атак 1 Моделирование и формализация (7 часов)
46/1 Моделирование как метод познания 1 47/2 Системный подход в моделировании 1 48/3 Формы представления моделей 1 49/4 Формализация 1 50/5 Основные этапы разработки и исследования моделей на компьютере 1 51/6 Исследование интерактивных компьютерных моделей 2 52/7 Исследование интерактивных компьютерных моделей Базы данных. Системы управления базами данных (СУБД) (15 часов)
53/1 Табличные базы данных Создание табличной базы данных 2 54/2 55/3 Основные объекты СУБД: таблицы, формы, запросы, отчеты Создание формы в табличной базе данных 2 56/4 57/5 Использование формы для просмотра и редактирования записей в табличной базе данных 2 58/6 59/7 Поиск записей в табличной базе данных с помощью фильтров и запросов Поиск записей в табличной базе данных с помощью фильтров и запросов 2 60/8 61/9 Сортировка записей в табличной базе данных Сортировка записей в табличной базе данных 2 62/10 63/11 Печать данных с помощью отчетов Создание отчета в табличной базе данных 2 64/12 65/13 Иерархические базы данных Создание генеалогического древа семьи 2 66/14 67/15 Сетевые базы данных 1 Информационное общество (3 часа)
68/1 Право в Интернете 1 69/2 Этика в Интернете 1 70/3 Перспективы развития информационных и коммуникационных технологий 1 71 Повторение 1 72 Резерв 1
Перечень средств ИКТ, необходимых для реализации программы
Аппаратные средства
Компьютер
Проектор
Принтер
Модем
Устройства вывода звуковой информации — наушники для индивидуальной работы со звуковой информацией
Устройства для ручного ввода текстовой информации и манипулирования экранными объектами — клавиатура и мышь.
Устройства для записи (ввода) визуальной и звуковой информации: сканер; фотоаппарат; видеокамера; диктофон, микрофон.
Программные средства
Операционная система Windows.
Пакет офисных приложений MicrosoftOffice.
Файловый менеджер (в составе операционной системы или др.).
Антивирусная программа.
Программа-архиватор.
Клавиатурный тренажер.
Программа-переводчик.
Система оптического распознавания текста.
Мультимедиа проигрыватель (входит в состав операционных систем или др.).
Почтовый клиент (входит в состав операционных систем или др.).
Браузер (входит в состав операционных систем или др.).
Программа интерактивного общения.
Простой редактор Wев-страниц.
Интегрированное офисное приложение, включающее текстовый редактор, растровый и векторный графические редакторы, программу разработки презентаций и электронные таблицы.
Простая система управления базами данных.
Простая геоинформационная система.
Система автоматизированного проектирования.
Виртуальные компьютерные лаборатории.
Система программирования.
Перечень учебно–методического и программного обеспечения
Угринович Н.Д. Информатика и ИКТ. Базовый уровень: учебник для 10 класса. – М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011; 
Угринович Н.Д. Информатика и ИКТ. Базовый уровень: учебник для 11 класса. – М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010;
Информатика и ИКТ. 8-11 классы: методическое пособие / Н.Д. Угринович. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010; 
Комплект цифровых образовательных ресурсов;
Windows-CD, содержащий свободно распространяемую программную поддержку курса, готовые компьютерные проекты, тесты и методические материалы для учителей;
Информатика. Программы для общеобразовательных учреждений. 2 – 11 классы: методическое пособие / составитель М.Н. Бородин. – М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010.