Статья «Исследовательская деятельность как средство формирования когнитивного пространства школьников»


Василькова Ирина Владимировна,
учитель русского языка и литературы,
МОУ «Сретенская СОШ №1».
Исследовательская деятельность как средство формирования когнитивного пространства школьников
Проблема развития творческих способностей была и остается одной из важнейших проблем человеческого общества. Особую актуальность она приобретает в современном обществе, ибо образование как ресурс науки, техники и искусства претерпевает сегодня коренные изменения, связанные с необходимостью непрерывной адаптации к быстро меняющимся динамичным социально-экономическим условиям. Кроме того, это связано с постоянно, лавинно увеличивающимся объемом информации, которым вынужден оперировать современный специалист в любой области и процессом интеграции наук, требующим от человека не только обширных знаний, но и более высокого творческого уровня развития мышления.
Формирование инициативной, духовно богатой личности, способной творчески мыслить и находить нестандартные решения, способной адекватно адаптироваться к условиям высокотехнологичного ,конкурентного, быстро меняющегося мира, является важнейшей задачей современного российского образования.
В национальной образовательной стратегии «Наша новая школа» (2009 г) и Государственных образовательных стандартах начального и основного общего образования II поколения обозначены требования и поставлены задачи развития творческих способностей каждого ученика, создания условий для его саморазвития и самосовершенствования, формирования ключевых компетентностей. Одной из ключевых компетентностей учащихся является исследовательская, которая дает возможность личности самостоятельно творчески осваивать и перестраивать новые способы деятельности в любой сфере человеческой культуры. Именно поэтому формирование исследовательской компетентности приобретает особую актуальность и значимость в образовательном пространстве современной школы.
Ориентация на формирование самосозидающей личности обучающегося, способной к самоопределению и свободному развитию, побуждает учителя к постоянному выявлению и созданию психолого-педагогических и организационно-педагогических условий, необходимых для полного раскрытия творческого потенциала учащихся, обеспечения их самовыражения на рефлексивной основе.
В связи с этим, на современном этапе организации образовательного процесса в школе всё большей популярностью пользуется исследовательская деятельность. Эта технология способствует развитию самостоятельной, активно развивающейся творческой личности, способной к самореализации в обществе, а уровень предметных и надпредметных УУД позволяют детям выходить на различные уровни достижений.
Заниматься исследовательской деятельностью способен любой пытливый ученик, получая при этом удовольствие от самостоятельного поиска и испытывая удовлетворение от полученного результата.
"О, сколько нам открытий чудных готовят просвещенья дух, и опыт – сын ошибок трудных, и гений – парадоксов друг”,- эти пушкинские слова вполне подходят в качестве девиза исследовательской деятельности любого уровня. 
Не стоит преувеличивать научные возможности школьников и ждать от них научных открытий. Исследовательская деятельность ребят должна быть связана с решением интересных для них творческих задач с неизвестными им решениями. Они-то и будут предметом исследования. Поэтому нельзя ставить перед ребятами неподъёмные задания, слишком общие темы. Не стоит впадать и в другую крайность – погружать ученика в узкий научный вопрос, не давая ему возможности расширить свои межпредметные знания и навыки.
Важным для будущих ребят–исследователей оказывается умение работать с имеющейся информацией, умение добывать необходимый научный материал, умение грамотно систематизировать, логически распределять имеющиеся данные, умение выделить в изучаемой монографии информационный центр, а также умение свертывать информацию путем исключения избыточной, либо путем обобщения целого ряда известных фактов, умение переформулировать мысль.
Работа над исследовательским проектом начинается с выбора темы, хотя ее формулировка рождается не сразу. От чего зависит выбор темы? Практика показывает, что это связано с тем, что наиболее интересно ученику или с тем, что у него есть подходящий материал для исследования. Иногда тема выбирается по совету учителей. Успех деятельности учащихся во многом зависит от её четкой организации.
Перед педагогом стоит задача организовать обучение так, чтобы ребенок сам захотел приобретать знания и навыки. Следовательно, сначала нужно сформировать интерес, потом создать ситуацию, в которой на основе приобретенных ранее знаний и умений обучающемуся необходимо было бы самому добывать новые знания и приобретать умения, а затем еще и дать ему возможность наглядно продемонстрировать полученные результаты, а педагогу – проконтролировать прирост знаний и умений ребенка.
Педагогическое руководство учебными исследования осуществляется на всех этапах выполнения работы.слайд4
Этапы работы Деятельность учителя Деятельность ученика
1.Разработка проектного задания. 1.1. Выбор темы проекта. Учитель составляет, отбирает возможные темы и предлагает их учащимся или участвует в обсуждении тем, предложенных школьниками. Ученики обсуждают и принимают решение по выбору темы.
1.2. Подготовка теоретического материла: формулировка вопросов, на которые нужно ответить, изучении литературы, работа в сети Интернет. Учитель разрабатывает задания, вопросы для поисковой деятельности школьника, рекомендует литературу по теме исследования. Учащийся изучает литературу по теме исследования, при этом работает с разными источникам
1.3 Сбор материала: составление картотеки языковых единиц. Учитель показывает, как методом сплошной выборки составляется картотека языковых единиц. Учащийся составляет картотеку на определённом языковом материале.
2.Разработка проекта. Учитель консультирует, координирует работу учащихся, стимулирует их деятельность. Учащиеся осуществляют исследовательскую деятельность.
3.Оформление результатов Учитель консультирует, координирует работу учащихся, стимулирует их деятельность. Учащиеся оформляют результаты своей работы в соответствии с требованиями ГОСТа
4.Определение форм выражения итогов проектной деятельности. Учитель знакомит учащихся с требованиями конференций различного уровня. Учащиеся обсуждают формы представления результата исследовательской деятельности: открытая защита, доклад, тезисы статьи.
5.Презентация (защита работы) Учитель организует экспертизу работы: пишет отзыв и находит внешних рецензентов. Учащиеся докладывают о результатах своей работы.
6. Рефлексия. Учитель оценивает свою деятельность по педагогическому руководству деятельностью учащихся, учитывает их оценки. Учащиеся осуществляют рефлексию процесса, себя в нём с учётом оценки других.
В течение нескольких лет я организую исследовательскую работу учащихся, которая позволяет трансформировать обучение в самообучение, реально запустить механизм саморазвития. Основную цель исследовательской деятельности я вижу в том, чтобы формировать культуру критического мышления, то есть способность учащихся из потока информации выделять главное, аналитически и критически оценивать, обоснованно анализировать источники, применять свои знания и ценностные суждения в новой ситуации, аргументировать личные взгляды.
Особенностью исследовательских работ по лингвистике является описание языковых единиц. С этой целью школьниками создаются свои оригинальные картотеки.
Например, работа « Чоконимы в нашей жизни» Шличко Арины, призера Всероссийского конкурса « Фестиваль русского языка» насчитывает187 языковых единиц.слайдМарковым Андреем, учеником 9 класса, собрана картотека в 178 языковых единиц - топонимов г. Сретенска и его окрестностей. Высокой оценки достойны работы учащихся, выполненные с использованием регионального компонента. К таким исследованиям относится работа Толстопятовой Екатерины по лингвистическому анализу диалектных черт школьников города Сретенска, которая была удостоена грамоты за лучший доклад на Международной научно- практической конференции «Филологическое образование и современный мир: русский язык на рубеже тысячелетий». Слайд- грамота Ученица выделяет семантические группы диалектов, описывает их фонетические, лексические, морфологические, синтаксические особенности
Все результаты исследований ребята заносят в таблицы. Например, вот как выглядит таблица диалектных особенностей Сретенского района. Слайд6Фонетические Лексические Морфологические Синтаксические
произношение долгого твердого шипящего на месте буквы Щ, замена [щ’] на [ш].
Например: е[щ]е – е[ш]о; и[щ]у – и[ш]у.
произношение сложного [ш^ч] на месте Щ: еще – е[ш^ч]о; щека – [ш^ч]ека. Лексика фонетически тождественная лексике литературного языка, но обладающая в говоре иной семантикой (Стайка – загон для скота (»У нас чушек держат в стайке»), Водиться – нянчиться, Ловкий – удобныйМестные формы предложного падежа, единственного числа существительного ЛЕС, МЫШЬ (У нас кот такой бравый: вчера такого мыш[а] поймал!)
В глагольных формах отмечено выпадение Й и стяжение гласных в один долгий звук Решаешь – реш[аш]; работаешь – работ[аш].
Активно используется форма родительного падежа существительного с предлогом –ДО- со значением объекта. Например: «Пойду ДО подруги» (вместо К); «схожу до дому» ( вместо домой); «пошел за водой» (вместо по воду) и т. д.
Также были отмечены конструкции со страдательными причастиями прошедшего времени: «Хлеба куплено; еды наготовлено» - хлеб куплен; еда приготовлена.
Планомерная систематическая работа с детьми, способными к языку и живой звучащей речи дает положительные результаты. Вот итоги этой работы: Слайд7Год Фамилия, имя учащегося Научно-практическая конференция Место
2007 Толстопятова Екатерина Международная научно- практическая конференции «Филологическое образование и современный мир: русский язык на рубеже тысячелетий» «Филологическое образование и современный мир: русский язык на рубеже тысячелетий» Грамота за лучший доклад
2007 Раздобреев Иван Областная заочная олимпиада школьников «Неболит» 1
2007 Верхотурова Надежда Научно-практическая конференция, посвященная 90-летию колледжа «Служение благородной цели» 3
2008 Зимин Илья Областной экологический конкурс «Моей Отчизны уголок» 1
2009 Игнатова Анна Районная научно-практическая конференция 1
2009 Матвеева Ксения Региональный конкурс «Подрост» 3
2009 Толстопятова Екатерина «Культура Забайкалья: истоки, традиции, современность» 1
2010 Игнатова Алена Краевой конкурс работ, посвященный 65-летию Победы Советского народа в ВОВ 3
2011 Игнатова Алена Районная конференция « Здесь отчий дом и здесь мое начало» 2
2011 Игнатова Алена Районный конкурс «Рыцари дорожной безопасности» 1
2011 Игнатова Алена Районный гуманитарный конкурс «Космос глазами детей» в рамках районного фестиваля «Путь к звездам» 2
2013 Шличко Арина Всероссийский фестиваль русского языка среди школьников, студентов, преподавателей Призер
2013 Василькова Светлана Краевой конкурс «Рыцари дорожной безопасности» 3
Слайд- грамоты учащихся Отрадно то, что мои учащиеся, окончив школу и поступив в ВУЗы, продолжают заниматься исследовательской деятельностью. Работы Верхотуровой Надежды (Студентки ЗабГУ) и Толстопятовой Екатерины (Студентки ЧИ БГУЭП) были напечатаны в межвузовском сборнике студенческих работ, посвященных 65-летию Победы.
Игнатова Анна (студентка Иркутской сельхозакадемии) продолжает свою исследовательскую деятельность, участвуя в вузовских и городских конференциях, занимает призовые места. слайд
Подводя итог, можно сделать вывод, что исследовательская деятельность учащихся направлена на то, чтобы будущий специалист в любой области умел выдвигать гипотезы, строить систему тезисов и доказательств, правильно и логично мыслить (как по форме, так и по содержанию), умел защищать свои идеи и отстаивать их в той социальной среде, где будет протекать его жизнедеятельность.Литература
Воровщиков, С.Г. Школа должна учить мыслить, проектировать, исследовать: Управленческий аспект / С.Г. Воровщиков, М.М. Новожилова. – М.: 5 за знания, 2006. – 352 с.
Лернер И.Я. Исследовательский метод // Российская педагогическая энциклопедия: В 2 тт. Т. 1/ Гл. ред. В.В. Давыдов. – М.: Большая Российская энциклопедия, 1993. – С. 386-387.
Новожилова, М.М. Формирование культуры исследовательской деятельности старшеклассников в условиях профильного обучения / Под науч. ред. С.Г. Воровщикова. – М.: МПГУ, 2009. – 252 с.