Методика развития творческих способностей детей младшего школьного возраста в семье


Методика развития творческих способностей
детей младшего школьного возраста в семье
Творчество означает созидание нового, под которым могут подразумеваться как преобразования в сознании и поведении человека, так и порождаемые им продукты, которые он отдает другим.
Творческие способности — это в первую очередь способность человека находить особый взгляд на привычные и повседневные вещи или задачи. Эта способность напрямую зависят от кругозора человека.
Считается, что все люди обладают творческими задатками от природы. И если родители смогут в ребенке распознать тягу к творчеству и способствовать развитию способностей, можно утверждать, что он станет творчески одаренным. Зачастую такие дети рано распознаются в семье и характеризуются как «странный».
Нередко раздражает взрослых неистребимая жажда познания и непреодолимое любопытство таких детей. Проблема заключается в том, что если родители будут одергивать и ограничивать своих неординарных детей, они рискуют подавить, а не развить творческие наклонности ребенка. Иногда взрослые попросту игнорируют таланты ребенка, не находя времени или сил достойным образом развить заложенное природой. Чаще всего в такую категорию попадают дети из неблагополучных семей: иной раз родители не могут обеспечить даже элементарные условия для жизнедеятельности ребенка, не говоря уже о занятиях по музыке или посещении изостудии. Также в эту группу входят родители, которых пугают необычные способности ребенка.
Продолжительное насильственное подавление творческих способностей ребенка может привести к эмоциональным сложностям, нервозу и даже к психозу. Когда серьезно блокируется творческая энергия школьника, мышление может оказаться парализованным. Семья может дать ребенку психологическую защиту и укрепить самооценку ребенка с творческими способностями.
Каждый родитель хочет увидеть в своем ребенке то, чего не смог достичь сам. Иногда это желание принимает гипертрофированные формы: я не стал спортсменом, значит, мой ребенок им обязательно станет, я не научился играть на скрипке, а его научу. И вот на этой почве возникают различного рода конфликты.
Ребенка не интересует скрипка, ему больше нравятся точные науки, а родители продолжают давить на него своим авторитетом, заставляя заниматься нелюбимым делом.
Ребенок не может заниматься нелюбимым делом и при этом показать выдающиеся результаты, и тут у взрослых наступает разочарование: они не получили того, чего ожидали.
Именно в этот момент у родителей начинает развиваться чувство, что их ребенок бездарь. Ребенок и в правду может счесть себя неудачником, ведь так сказали его родители, которые для него непререкаемые авторитеты.
Еще одной проблемой творчески одаренных детей является их эксплуатация, с целью получения дохода. Эксплуатации могут быть положительными, например, ранние концерты Моцарта, так и отрицательными, когда чрезмерные амбиции взрослых приводят к уничтожению детской непосредственности или к искажению развития личности ребенка. Ярким примером отрицательной эксплуатации может являться реклама с участием детей. Эти несчастные дети, таланты которых неумеренно преувеличиваются, чтобы дороже продать (не обязательно за деньги, а, например, за право быть матерью или наставником гениального ребенка), к зрелому возрасту оказываются в ужасном положении, когда выясняется, что раздутые доброжелательными взрослыми способности были ценны в сочетании с юностью их обладателя и не могут быть конкурентоспособными во взрослой жизни. Подобный перегиб приводит к искажению самооценки ребенка, стимулирует тщеславие и чаще всего не идет ребенку на пользу.
У ребенка должно быть свободное время, в которое он может реализовать свои духовные, социальные и творческие потребности. Со свободным временем напрямую понятие – досуга. Досуг – понятие социально-культурное связанное с осуществлением активной социальной и лично значимой деятельности в свободное время может включать в себя неформальное общение, творческую деятельность. Одной из функций досуга является рекреационная функция, то есть восстановление физических и эмоциональных сил. В младшем школьном возрасте ребенок еще не способен сам полностью организовать свой досуг.
В сфере досуга творчески одаренный ребенок может «раскрыться» полностью потому, что только здесь он может применять свои неординарные возможности. Семья в значительной степени должна поддерживать ребенка и проводить совместный досуг с тем, чтобы следить в какую сторону развиваются способности и чем родители могут помочь в реализации потенциала младшего школьника.
Задания для развития творческих способностей младших школьников в домашних условиях
Изобразительное искусство, образное мышление
Рисование абстрактных категорий (нарисуй, грусть, радость, звук, мысль).
Разглядывание случайных клякс, дорисовка и преобразование их в знакомые формы и понятия: фигурки животных, дома, цветы.
Разглядывание облаков на небе, поиск аналогий с известными понятиями, представлениями (по форме, цвету)
Техника «обратного рисования». Очень интересное занятие, которое займёт не только ребёнка, но и родителей. Ребёнок или взрослый держит карандаш вертикально, прижимая его кончик к листу бумаги. Карандаш должен оставаться неподвижным. Второй ребёнок (или взрослый) передвигает бумагу под карандашом таким образом, чтобы в итоге получился рисунок.
На первых занятиях это могут быть несложные задания: линии, простые фигуры (овал, круг, треугольник). В дальнейшем задания усложняются: предложите нарисовать фигуры животных, буквы, контуры известных предметов (дом, машина, цветок).
Сюжетно-ролевые игры, пантомимы
Пантомима предполагает использование таких инструментов актерского искусства для создания образа как пластика, мимика и жесты, без использования голоса. Основной задачей пантомимы в занятиях с детьми является развитие фантазии ребёнка и его актёрских способностей. Попросите ребёнка изобразить несколько хорошо знакомых ему ситуаций, (начинайте от простейших), например:
Вы гладите собаку.
Вы читаете газету.
Вы зажигаете газ в плите.
Вы едите первое блюдо.
Вы чините кран в ванной.
Вы зашнуровываете ботинки.
Вы смотрите телевизор.
Вы вытираете пыль.
Вы развешиваете белье для просушки.
Вы пьёте очень горячий кофе.
Постепенно задания можно усложнять и предлагать ребёнку уже не конкретные ситуации для изображения, а абстрактные категории: радость, веселье, счастье, неожиданность и т.д.
Со временем, когда вы сможете загадывать и отгадывать уже совершенно различные слова и понятия, игра в пантомиму станет любимым видом совместного досуга для взрослых и детей.
Сюжетно-ролевая игра — один из замечательных способов проявить творческий потенциал ребёнка наиболее полно.
Варианты разнообразны. «Кем я хочу быть» — одна из любимых младшими школьниками сюжетно-ролевая игра. Её цель — не снабдить ребёнка познаниями в профориентации, вы предлагаете ему перевоплотиться в кого угодно — от героя любимой сказки до абстрактного человека (доброго, смелого) и неодушевлённого предмета (стол, машина, подъёмный кран).
Сначала попробуйте совместно продемонстрировать перевоплощение – позу, мимику, действия. Потом попросите ребёнка объяснить, о чём эти созданный им образ думает, как поступает, чего они ждут от других. Например, ребёнок решил «стать» школьным стулом. Предложите ребёнку рассказать о том, каким бы он хотел видеть тех, кто на нём сидит, о чём говорят дети, которые будут сидеть на этом стуле, и так далее.
В заключение проанализируйте с ребёнком, почему именно этот объект (понятие, предмет) был выбран им для перевоплощения.
Педагоги и психологи, утверждают, что раскрыть творческое начало (а оно обязательно есть в любом ребёнке) несложно. Младший школьный возраст – это период, предоставляющий замечательные возможности для формирования творческого пространства ребёнка. Поэтому развитие творческих способностей учащихся – немаловажный и востребованный аспект в школьной системе воспитания и обучения.
Список используемой литературы
1. Выготский Л.С. Вопросы детской психологии. – М.: Союз, 2006. – 224с.
2. Николаева Е. И. Психология детского творчества. СПб.: речь, 2006. – 220с.
3. Обухова Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. – М.: Тривола, 1995. – 360с.
4. Возрастная психология: Детство, отрочество, юность: Хрестоматия: Учеб. пособие для студ. пед. вузов / Сост. и науч. ред. В.С. Мухина, А.А. Хвостов – М.: Академия, 2000. – 624с.
5. Возрастная и педагогическая психология: Хрестоматия: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / Сост. И.В. Дубровина, А.М. Прихожан, В.В. Зацепин. – М.: Академия, 1999. – 320с.
6. Одаренные дети: Пер. с анг. / Общ. ред. Г.В. Бурменской, В.М. Слуцкого – М.: Прогресс, 1991. – 376с.
7. www.eti-deti.ru/shkolnik/104.html8. ezotera.ariom.ru/2010/03/14/deti.html