ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Я В МИРЕ, МИР ВО МНЕ» КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ХУДОЖЕСТВЕННО-ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА


ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Я В МИРЕ, МИР ВО МНЕ» КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ХУДОЖЕСТВЕННО-ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГОВОЗРАСТА
Шнайдер А.В.
Сургутский государственный педагогический университет,
студентка 4 курса
г. Сургут, Россия
Schneider А.
Surgut State Pedagogical University, student, 4 course,
Surgut, RussiaРотова Н.А.,
Сургутский государственный педагогический университет,
канд. пед. наук, старший преподаватель
Сургут, Россия
Rotova N.A,
Surgut State Pedagogical University,
Cand. ped. Science, Senior Lecturer Surgut, RussiaPROGRAM extracurricular activities "I IN THE WORLD, THE WORLD IN ME" as a means of development of art-creative abilities of primary school children
Общая характеристика программы
Главной тенденцией в развитии современного образования можно назвать переход к личностной парадигме. Личность рассматривается как главная цель в системе образования. Реализация цели требует иных, отличных от знаниевого, методов и подходов (личностно-ориентированный, компетентностный, системно- деятельностный). Результатом в ходе применения таких подходов к построению образовательного процесса является мотивированная готовность человека на основе целенаправленного выбора знаний и сформированных умений к выполнению определенной деятельности. В ходе учебного процесса изменяется роль всех участников образовательных отношений. В Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» четко говорится о гуманистическом характере образования, свободном развитии личности. Решение этой задачи возможно средствами внеурочной деятельности через раскрытие задатков и совершенствование различных способностей человека. Развитие индивида тем свободнее, чем богаче спектр предоставляемых обществом возможностей для мотивированного выбора, основанного на самоопределении и собственном решении.
В ходе реализации задач, поставленных федеральным государственным стандартом начального общего образования, развитие ребенка предусмотрено не только в ходе урочной, но и во внеурочной деятельности. Главная направленность внеурочной деятельности – достижение личностных и метапредметных результатов. Реализуя социальное и общекультурное направление внеурочной деятельности, мы предлагаем курс, направленный на развитие художественно-творческих способностей детей младшего школьного возраста «Я в мире, мир во мне». На занятиях ребята начинают с упражнений, в которых при всем желании невозможно ошибиться. В целом они смогут больше узнать о себе и об искусстве и преодолеть такие препятствия для развития, как страх возможной неудачи и низкая самооценка. Используя самые простые приемы вроде обычных ударов кистью, разбрызгивания краски, использования пунктира и размывания чернил открывают новый и удивительный мир легкой, но при этом очень выразительной манеры живописи.
Цель программы:
Развитие художественно-творческих способностей детей младшего школьного возраста через практическую деятельность.
Задачи программы:
- создать условия для развития художественных способностей и дальнейшей самореализации детей младшего школьного возраста на основе готовности к творческой деятельности;
- включить детей в деятельность по овладению техниками быстрого рисования для развития способности выражения своего отношения к действительности, понимания того, каким образом дети сами могут влиять на окружающий мир;
- включить детей в практику обсуждения результатов выполненных работ в группе, школе через проектную деятельность.
Программа предполагает достижение обучающимися следующих личностных, предметных и метапредметных результатов.
Планируемые результаты освоение программы
Личностные:
- мыслительное действие смыслообразования – понимание ребенком связи между художественно-творческой деятельностью и ее мотивом, уважение к результатам художественно-творческой деятельности;
- понимание важности интеллектуального труда для самосовершенствования человека и преобразования окружающего мира;
- развитие художественного вкуса детей;
- овладение практическими навыками художественно-творческой деятельности;
- развитие эмоционально-ценностного отношения к миру.
Предметные
Обучающиеся научатся:
- правильно и выразительно использовать в работе разнообразные графические материалы (различные способы штриховки графитными, цветными карандашами, фломастерами, пером, тушью, пастельными мелками, углем и др.) и живописные приемы (по-сырому, лессировки, раздельный мазок, от пятна и др.), способы применения смешанной техники работы с разнообразными художественными материалами;
- различать и называть цвета цветового круга (12 цветов), основные и составные цвета, теплые и холодные цвета, применять их в творческой работе;
- применять основные средства художественной выразительности в рисунке, живописи и лепке; в декоративных и конструктивных работах;
- различать основные жанры и виды произведений изобразительного искусства;
- выполнять творческие работы по памяти и воображению в различных художественных техниках.
МетапредметныеРегулятивные:
- умение организовывать художественно-творческую деятельность при овладении быстрыми техниками рисования: целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, саморегуляция;
- участие в проектной деятельности творческого характера.
Познавательные:
- наблюдение за предметами и явлениями окружающего мира, их характером и настроением;
- моделирование на основе знакомства с общими признаками различных техник рисования;
- структурирование знаний о классическом и современном искусстве.
Коммуникативные:
- учиться уважать мнение товарищей, учитывать его при выстраивании общего плана действий;
- договариваться в ходе коллективной работы.
Формы занятий
На занятиях используются различные формы организации образовательного процесса: групповые, индивидуальные, коллективные. Урок – основная форма работы, где большая часть времени отводится практической самостоятельной работе обучающихся. По содержанию для реализации цели и задач программы необходимо проведение уроков рисунка, живописи, иллюстрирования, лепки, аппликации, декоративной работы, конструирования. Исходя из дидактической цели урока, рекомендуется комбинированная форма, когда в одном уроке сочетаются беседа, видеофрагменты, проведение конкурса, самостоятельная работа, подведение итога в виде игры.
Методическое обеспечение
Продуктивные методы организации учебного процесса (по И.Я. Лернеру и Н.М. Скаткину):
- Метод проблемного изложения.
- Эвристический метод (постановка проблемы, планирование и руководство деятельностью учащихся; самостоятельное решение обучающимися части задания, запоминание и воспроизведение).
- Метод проектов (самостоятельное планирование обучающимися этапов, способов проведения практической работы).
Содержание программы и роль системно-деятельностного подхода как методической основы
Реализация программы предполагается через освоение стартового и базового уровней. Результатом стартового уровня является рабочая тетрадь для педагога и для ученика (прил. 1, 2). Тематика заданий отражает различные стороны жизни: природу, быт, труд, спорт и т.д. А результатом базового уровня – проектная деятельность «Чудесные превращения или как стать волшебником», предусматривается индивидуальное и коллективное составление композиций и декоративных работ в технике коллажа, в форме панно. На базовом уровне образовательная задача, поставленная с учетом психофизических особенностей младшего школьного возраста ребенка, имеет практический характер, отражает в своем содержании тематические взаимосвязанные проекты, имеющие практическую направленность. Например, подготовить проект оформления школьного помещения к календарным праздникам. Это требует практического решения и делает проблему не просто фактом, а ситуацией, которая личностно переживается ребенком.
Двухуровневая структура программы предполагает различный уровень сложности.
Стартовый – изучение приемов и быстрых техник рисования. Базовый – выполнение коллективных проектов – применение умений в изменившихся условиях для преобразования окружающего мира, анализ деятельности уже на этапе выполнения, создание новой ситуации, где необходимо применить имеющиеся знания и умения, а также происходит развитие умения принять правильное решение, у детей развивается самостоятельность, навыки работы в команде, умение планировать свою деятельность, восстанавливать целостность картины при минимальных данных, фантазировать, выдвигать версии и приводить аргументы.
Каждый из уровней может быть освоен детьми с различным уровнем развития художественных способностей, так как стартовый уровень – для детей 8–9 лет, которые только начинают осваивать азы изобразительной деятельности и базовый – для детей 9–10 лет, имеющих определенный опыт.
В основу программы заложено управление процессом усвоения необходимых знаний. Особенность системно-деятельностного подхода как методологической основы программы внеурочной деятельности заключается в том, что вход рассматриваемой системы – образовательного процесса – на любом занятии – это информация, которая подлежит преобразованию, а выход – это различные точки воздействия системы на внешнюю среду, результат преобразования информации. Роль педагога в образовательном процессе – это задание определенных состояний системы, например, движения или покоя. Продуманы разные виды заданий:
1.Задания, которые показывают обратную связь в системе, т.е. влияние выхода на вход. Задания составляются с учетом предыдущих состояний. Например, посмотри и запомни, подбери и нарисуй; начни с простых узоров и линий, штриховки; нарисуй в определенной технике; помоги украсить наряд в теплых, холодных оттенках;
2. Задания, которые прогнозируют практические изменения окружающей среды в результате изучения, преобразования и воздействия информации, показывают воздействие системы на окружающий мир. Разработай собственную декоративную бумагу, примени технику рисования для оформления и дизайна.
3. Задания, направленные на тенденцию изменений выходного параметра – при моделировании развивающихся систем – на сохранение требуемого результата, например, придумай орнамент и объясни принцип его составления.
4. С целью мотивации детей к изобразительной творческой деятельности и создания ситуации успеха в ней предусмотрены следующие приемы: создай Радугу настроения, пройди тест для художника, создай Банк желаний и достижений, наполни Шкатулку успехов.
Рассмотрение таких видов заданий обусловлено целью – увеличить уровень системности для эффективного решения практических задач обучающимися: осознанный выбор информации, целеполагание, самостоятельное выполнение работы, приобретение ребенком способа действия, чтобы на выходе и получить готовность к выполнению определенной самостоятельной творческой деятельности.
Рассмотрим особенности системного подхода как методологической основы программы «Я в мире, мир во мне». Многие ученые (П.К. Анохин, А.А. Богданов) называют характерной особенностью системы избирательно-вовлеченную характеристику ее элементов – не каждый компонент становится элементом системы, необходимо учитывать причину такой избирательности. Во внеурочной деятельности есть возможность выбора обучающимся курса по интересу: «Нравится рисовать, потому что получается», «Интересно уметь сделать что-то новое», т.е. существует потребность – причинный системообразующий фактор. В программе внеурочной деятельности «Я в мире, мир во мне» для детей младшего школьного возраста собран наиболее интересный и результативный педагогический опыт с точки зрения достижения личных и метапредметных результатов, представленный в различных учебных пособиях по изобразительному искусству, – так называемый Скетчбук в стиле зендудлинга и леттеринга (рисование и раскрашивание букв, цифр, знаков и символов) – искусство визуализации графического творчества. Оно соединяет в себе описание простых, но эффектных приемов художественной организации пространства и возможность тут же опробовать их на практике. Рассмотрены в ходе курса интересные авторские приемы графического рисования, варианты их индивидуального развития различных авторов (Е. Иолтуховская). Результатом, продуктом этой программы для ребенка младшего школьного возраста является создание самим ребенком своего собственного блокнота для рисования – Скетчбука, в который войдут наиболее интересные упражнения и техники, для создания которого педагогом интегрированы различные методы и приемы []. В блокноте у ребенка будут по каждой теме странички с освоенными техниками работы, странички, где отражены этапы овладения предлагаемой техникой и конечный результат – «Волшебная страничка» для отражения и осознания своих чувств и эмоций, внутреннего мира с помощью средств изобразительного искусства. Предлагаемая форма Скетчбука – понятный и удобный инструмент для раскрытия творческого потенциала ребенка младшего школьного возраста, а для педагога – возможность создать свой Скетчбук, в котором будут отражены технологическая последовательность работы, отражены все техники, а также теоретические знания, исторический экскурс по изучаемым темам. Отличительная особенность предлагаемого курса – создать атмосферу сотрудничества как необходимое условие для развития ребенка, дальнейшего усвоения им социального опыта. Цель предлагаемых творческих заданий – по мере развития навыков рисования – создание неповторимых работ, коллекций, в которых бы просматривался авторский стиль, что крайне важно для формирования личности ребенка в младшем школьном возрасте. Через развитие воображения, пространственного восприятия у детей появится возможность в ходе решения обычных жизненных задач находить новые нестандартные решения, осознанно передавать состояния природы, вида предметов на бумагу, научиться видеть контуры, перспективу и соотношение предметов, «работу» света и тени, собирать отдельные элементы в целостное восприятие.
Технология работы:
1.Знакомство с быстрыми техниками рисования. Рассматривание, словарная работа, погружение в исторический экскурс, целеполагание, отбор материалов и инструментов, показ и освоение технологии работы – первая страничка. Цель – освоение изобразительной деятельности в мировоззренческом и техническом плане.
2. Вторая страничка – самостоятельная работа в соответствии с этапами. Цель – освоение изобразительной деятельности в мировоззренческом и техническом плане.
3. Создание своей, «Волшебной странички» в творческом блокноте через осмысление освоенных техник. Цель – развитие эстетических качеств.
4.Страничка самоанализа – четвертая – «Чему я научился, что понял, что получилось лучше всего». Визуализация в виде стеклянного сундучка, в который «складывают» разноцветные горошины, цвет которых определяется настроением от выполненной работы. Цель – развитие творческой мотивационой активности.
Образовательный процесс практического занятия рассматривается нами как система с такими составляющими: элемент, связь, взаимодействие, целеполагание. Учитель и обучающийся – неделимые элементы системы, характеризующиеся внешними проявлениями в виде связей, обладающие присущими только им свойствами и определенной степенью самостоятельности по отношению к данной системе. Педагогом моделируется образовательная ситуация, организуется процесс постановки образовательной задачи. У ребенка в результате появляется возможность быть в роли лица, принимающего решения на различных этапах работы: в процессе высказывания предположения, в ходе продумывания последовательности наблюдений и опыта, на этапе применения знаний и умений в изменившихся условиях, в ходе проведения собственного опыта или наблюдения.
С целью раскрытия художественных способностей детей младшего школьного возраста, их собственного творческого потенциала через овладение быстрыми технологиями и техниками рисования – простыми, простыми, но эффективными приемами художественной организации пространства: техника рисования на гофрированной, наждачной бумаге, по манной крупе, рисование набрызгом, по сырой бумаге мелками, акварельными красками, рисование на соленой ткани, процарапывание, яичная мозаика, двухслойное, зеркальное рисование, по мятой бумаге. Форма, пропорции, пространство, светотональность, цвет, линия, объем, фактура материала, ритм, композиция – эти средства выразительности дети осваивают во всем многообразии на протяжении курса. Причем проблемная ситуация, которая становится основанием для коллективной деятельности и актуализирует всю ситуацию, имеет реальное, понятное для ребенка значение в социокультурном пространстве.
При организации образовательного пространства учитываются основные формы самодеятельности детей:
- общение (принятие правил, ответственность как за собственные учебные достижения, так и за результаты в рамках общего дела;
- познание (освоение знаковых форм описания всеобщих законов, освоение способов управления вниманием);
- творчество (конструирование реалистических копий реальных и воображаемых объектов).
Основные возрастные задачи:
- развитие воображения как способности видеть и описывать закономерности в окружающем мире и в собственных действиях;
- развитие художественного восприятия.
Отличительная особенность данной программы от уже существующих заключается в том, что систематические занятия изобразительной деятельностью детей младшего школьного возраста, предлагаемые в процессе реализации курса «Я в мире, мир во мне», а также ориентирование на создание ребенком конечного продукта деятельности способствуют развитию не только эстетических качеств, но и позволяют восполнить внутренний ресурс ребенка младшего школьного возраста для развития способности быстро воспринимать объект целиком, развивать наблюдательность, умение видеть предмет таким, какой он есть на самом деле, то есть способствуют развитию художественно-творческих способностей.
Литература для педагога
Ананьев Б.Г. Избранные труды по психологии. Т. 2: Развитие и воспитание личности. – СПб.: СПбГУ, 2007. 412 с.
Беспалько В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. – М., 1995. 336 с.
Зимняя И.А. Ключевые компетенции – новая парадигма результата образования // Высшее образование сегодня. 2003. № 5. С. 34-42.
Кузьмина Н.В. Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения. – М.: Высш. шк., 1990. 119 с.
Об образовании в Российской Федерации :федер. закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http://www.sudact.ru. – Загл. с экрана.
Педагогика и логика: сборник. – М.: Касталь, 1993. 415 с.
Профессиональный стандарт педагога : утв. приказом Министерства труда и социальной защиты от 18 окт. 2013 г. № 544н [Электронный ресурс]. – Режим доступа : www.rosmintrud.ru/docs/mintrud/orders/129/PS. – загл. с экрана.
Равен, Дж. Компетентность в современном обществе. – М.: Когито-Центр, 2002. 396 с.
Суходольский Г.В. Структурно-алгоритмический анализ и синтез деятельности. – Л.: ЛГУ, 1976. 120 с.
Литература для обучающихсяБольшой самоучитель рисования / Пер. с англ. О. Солодовниковой. – М. : Росмэн , 2006.
Данилова Е., Михайлова Н. Школа рисования. – Санкт – Петербург : Нева, 2006.
Запаренко В. С. Энциклопедия рисования. – Санкт – Петербург : Нева, 2000.
Кожохина С. В, Панова Е. А. Сделаем жизнь наших малышей ярче. – Ярославль: Химический завод «Луч», 2007.
Кунин В. Н. Учимся рисовать. – М. : Эгмонт Россия Лтд, 2000.
Латышева О. Альбомы своими руками: пошаговый мастер-класс. – СПб.;Питер,2013.–32с.
Логинова А. Я учусь рисовать. – М. : Стрекоза, 2008.
Фатеева А. А. Рисуем без кисточки. – Ярославль : Академия развития : Академия Холдинг, 2004.
URL: http://www.linteum.ru/article253.html
URL: http://blogs.masterclassy.ru/sposobyi-shtrihovki-v-risovanii.html
URL: http://zhezel.ru/handmade/draw/3147-shtrihovka-karandashom-video-obuchenie.html
URL: http://metod-sunduchok.ucoz.ru/load/53-1-0-2577
URL: http://www.liveinternet.ru/community/decor_rospis/post202688267/
URL: http://svoimi-rukami-club.ru/использование-нетрадиционных-техник-рисования-в-средних-группах/
URL: https://terrisnotebook.com/2015/02/
URL: http://weheartit.com/NetLusya/collections/97273735-sketchbuk-smeshbuk- URL: artbuk-idei?page=2&before=183867891
URL: http://weheartit.com/entry/183867308/in-set/97273735-sketchbuk-smeshbuk- URL:artbuk-idei?context_user=NetLusya&page=2
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
№ Тема Цель Средства выразительности Способ получения изображения Материалы
УЗОРНЫЕ ПРОПИСИ Лист бумаги, простой карандаш
МАНДАЛЫ

«Штриховка»
Учить рисовать простым карандашом, используя разную штриховку. Простым карандашом наносится набросок, затем его разукрашивают прямыми линиями сверху - вниз, слева - направо… Карандаши
бумага
ПЕЙСЛИ -ИНДИЙСКИЙ ОГУРЕЦ

Учить рисовать простым карандашом, используя разную штриховку. Лист бумаги, простой карандаш.
ДУДЛИНГ. ОСЕННИЙ МАРАФОН
Рисование штрихом
Учить рисовать простым карандашом, используя разную штриховку. Лист бумаги, простой карандаш.
ЛИНИЯ И ШТРИХ.
РИУНОК КАРАНДАШОМ НОСОРОГА. ПО МОТИВАМ ХУДОЖНИКА АЛЬБРЕХТА ДЮРЕРА. Рисование штрихом
Учить рисовать простым карандашом, используя разную штриховку. . Лист бумаги, простой карандаш
УКРАШЕНИЕ СТЕН РАМКАМИ С ФЛОРИСТИКОЙ
Отпечатки листьев
фактура, цвет. ребенок покрывает листок дерева красками разных цветов, затем прикладывает его окрашенной стороной к бумаге для получения отпечатка. Каждый раз берется новый листок. Черешки у листьев можно дорисовать кистью. бумага, гуашь, листья разных деревьев (желательно опавшие, кисти.КРУЖОЧКИ.
ВАСИЛИЙ КАНДИНСКИЙ

Техника «влажное на влажном» Познакомить с работами художника Василия Кандинского. Нарисовать круги любого размера одним цветом по всей бумаге. Добавьте точки. Нарисуйте круги и точки другим цветом. Раскрасьте фон и обведите уже нарисованные круги. Попробуйте рисовать другие формы. ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ ФИГУРЫ
Делайте сложное простым
Карандаш
Бумага
СТРОГАЯ ГЕОМЕТРИЯ. ПОМОТИВАМ РАБОТ
КАЗИМИРА МАЛЕВИЧА
КОЛЛАЖ Самый простой способ создать композицию – сделать коллаж из черный и белой бумаги. Пусть процесс создания коллажа заставит захватит вас и откроет новые возможности. Приклейте кусочки на бумагу. Черная и белая бумага
Клей
Краски
кисти
Техника рисования красками и скотчем
Рисование красками и скотчем
ЦВЕТОВЫЕ ПЯТНЫШКИ
ПО МОТИВАМ РАБОТ ПАУЛЯ КЛЕЕ.
«ПОДЪЕМ» Учить визуальному наложению цвета на текстуру. Сделать простую композицию на листе бумаги для акварели. Начните с окружности, затем нарисуйте 4 пересекающиеся линии. Раскрасьте акварельной краской. Поэкспериментируйте с наложением цвета. Когда рисунок высохнет, нанесите штрихи по окрашенному верхнему слою. Бумага для акварели, акварельные краски, несколько маленьких кистей, карандаш
Точка к точке.
Техника рисования "Пуантилизм»
Рисуем абстрактный стиль. – ватными палочками Познакомить с техникой рисования ватными палочками. Учить рисовать ватными палочками ЛЕТТЕРИНГ – ТОЧЕЧНЫЙ РИСУНОК
Название течения в живописи пуантилизм произошло от французского слова pointiller, что означает «писать точками». Пуантилизм - рисование с помощью точек разного цвета (точечными мазками). И, следовательно, эта техника вполне по силам детям дошкольного возраста.
Рисуем в технике пуантилизм, используя разные изобразительные материалы: просто свои пальчики, тампончики, ватные палочки, кисти, фломастеры, маркеры.
Ватные палочки, краски
Примечание: Полную версию программы можно посмотреть на сайте IX Международной студенческой электронной научной конференции «Студенческий научный форум» - 2017»

Этот скейчбук предназначен для тех, кто увлекается живописью и любит рисовать, кто готов окунуться в удивительный мир искусства. Веселые Феечки помогут выполнить будущим художникам, скульпторам и дизайнерам много увлекательных и интересных заданий, которые улучшают и развивают воображение и фантазию, память и творческое начало.
А еще в этом путешествии по стране Рисовании можно найти интересные факты из истории искусства и о знаменитых художниках, таких как Василий Кандинский и Винсент Ван Гог, Пабло Пикассо и Леонардо да Винчи.
Смело иди по дороге искусства: рисуй и раскрашивай. Ведь это так чудесно - творить кисточкой и карандашами!
Девиз для детей: «Найди необычное в обычном!»
Для взрослых: « Не навреди!»


« Я В МИРЕ, МИР ВО МНЕ»
Разработала: ШНАЙДЕР А.В.
учитель начальных классов
МАОУ «Белоярская СОШ № 1»

2016 год
Нетрадиционное рисование

Нетрадиционное рисование -
искусство изображать,
не основываясь на традиции.

ИСОВАТЬ по-новому, по-своему, индивидуально, на новый лад,
неординарно, неповторимо, нестандартно,  нетривиально, оригинально,
самобытно, самостоятельно, своеобразно, своеобычно.

Арт - альбом, арт- журнал, творческий блокнот для зарисовок.
Что такое скетчбук. А также тревэлбук и арт- журнал.
В чем разница.

Арт –буки и арт – журнал – явление не новое, скорее, хорошо забытое старое.
Скетчбукинг – популярное направление в рисовании. Скетчбукинг – ведение альбома с зарисовками. (Скетч – это быстрая зарисовка).
Арт-бук – это коллаж или несколько коллажей, созданных на определенную тему и собранных в одной тетради. Основное отличие арт-бука от арт-журнала заключается в том ,что арт-бук создается на определенную тему, а в арт-журнале под одной обложкой собраны работы на различные темы. Арт-буки и арт-журналы – это выражение эмоций, выброс энергии, поток сознания и отключение мышления. Главное в создании арт-бука или арт- журнала – это начать творить и найти смелость уйти от стереотипов.
В арт-буках и в арт-журналах не используются специальные материалы, только собственная фантазия и поток мысли, выраженные при помощи всего, что попалось под руку. Средствами выражения здесь могут быть краски, карандаши, фломастеры, гелевые и капиллярные ручки и все-все, что только можно найти дома. А, может, вы увлечетесь так, что захочется приобрести что - то необходимое под конкретную работу.
Тревел-бук (в скрапбукинге называется travel–book) - это арт-бук или путевой журнал, посвященный путешествию. Во время поездки ведутся путевые заметки. В нем можно собрать акварельные зарисовки, наброски карандашом и ручкой. А так же билеты, картинки из путеводителей, карты, фотографии, памятные бумажки, чеки, бирки и др.
Все это богатство собирается в одно целое, дополняется собственными мыслями, и называется, например, «Заметки путешественника».
СКЕТЧБУКИНГ предлагает уникальные и экспериментальные техники и идеи для начинающих художников, которые смело открывают и пробуют новые формы выражения и становятся уверенными в своих силах.
Это великолепная программа – новый источник творческой деятельности, по которой можно учиться, экспериментируя и играя, т. к. не существует правильных и неправильных результатов. В ней много забавных и ярких занятий живописи акварелью и гуашью, по изготовлению принтов - (печати из предметов) с использованием воздушных шариков и пузырчатой пленки и многое другое.

СКЕТЧБУКИНГ - СВОБОДА САМОВЫРАЖЕНИЯ.
Рисовать умеет каждый человек!
Не важно, сколько вам лет, чем вы занимаетесь, во что верите!