Методическая разработка урока по русскому языку в 5 классе по теме Имя прилагательное как часть речи

Татарникова Ирина Васильевна,
учитель русского языка и литературы
МБОУ «Гимназия № 13» г. Ульяновска
Урок русского языка в 5 классе
«Правописание приставок, оканчивающихся на з-с»
Цели урока
Создать условия для формирования навыка правописания приставок на з-с .
Способствовать совершенствованию умения учащихся находить слова с приставками на з-, с-, правильно их писать, выбирая букву з или с на конце приставки, устно и графически объяснять условия выбора орфограммы, разграничивать разные виды орфограмм в приставках.
Создать условия для формирования навыка преобразовывать информацию из одной формы в другую (текст правила в схему, таблицу, алгоритм), анализировать, сравнивать, делать выводы, строить рассуждение.
Создать условия для оценивания собственной учебной деятельности, для определения учебной задачи и планирования действий в соответствии с ней.
Совершенствовать умение работать с текстом и словарными словами.
Создать условия для формирования ученика как субъекта учебной деятельности.

Оборудование урока:
Текст для самопроверки на экране проектора ;толковый и словообразовательный словари.
Ход урока
Орг. момент.
Приветствие. Запись числа. Классная работа.
Проверка домашнего задания.
Какие вопросы возникли при выполнении домашнего задания (упражнение №436)?(Ученики ,у которых есть вопросы ,задают их тем ,у кого нет вопросов)
Задайте вопросы по изученному материалу( правописание гласных и согласных в одновариантных приставках)?
Какая из изученных нами приставок самая коварная и почему? (При произношении слов с приставкой С- происходит процесс озвончения (т.е ассимиляции – уподобления одного звука другому) перед звонкими, например, в слове сдал мы произносим звук З)
3. Тема урока и целеполагание .
(На этом этапе цель учителя– активизировать учащихся, привлечь их предыдущий учебный опыт, заинтересовать предложенной темой, создать проблемную ситуацию. Учитель выстраивает систему вопросов так, чтобы ученики сами определили тему и цели урока, при этом все ответы учащихся принимаются, при необходимости корректируются учителем и ребятами. Такая работа способствует созданию ситуации успеха на уроке. )
На доске следующая запись темы урока:
Правописание приставок ,оканчивающихся на согласные
Как вы считаете, почему в названии темы урока стоит многоточие? (Есть необходимость дописать, уточнить тему урока)
Давайте уточним тему, сформулировав цель нашего урока. Предложите свои варианты продолжения названия новой, ещё не изученной темы?
Примерные ответы учеников:
-Приставки оканчиваются на согласный Д :под-,над-,перед-
-на согласный Т:от-
-на согласный Б:об-,суб-
- Так, мы уже знаем эти приставки, они одновариантные, там не может быть другого варианта написания этой морфемы.(Учитель поощряет ученика, подводит ребят к мысли о том, что здесь возможны два варианта написания согласной буквы в приставке. Ребята могут предположить о том ,что это приставки на з-сЕсли нет, то в этом им поможет словарная работа, которая используется для открытия ребятами новой темы)
Словарный диктант (на экране):
Воспвать,вспхать,возглс,восклки,взмхнуть,вспрхнуть,,раздвать,исчртить,извстить.
(На этом этапе урока учитель создает условия для формирования учебной мотивации. Вид работы - словарный диктант. Это задание направлено на активизацию мыслительной деятельности учащихся и определения способа действия)
Давайте напишем словарный диктант.
Предложите, какие задания вы могли бы выполнить?
Ответы учеников:
-Вставить пропущенные буквы.
-Графически объяснить орфограммы: безударную гласную в корне, которая пропущена.
Все предложенные задания выполняются, проверяются учениками по шаблону, спроецированному на экран, и оцениваются самостоятельно.
Но учитель уточняет вопрос, что способствует открытию новой темы:
Какое задание мы можем определить для диктанта в соответствии с темой урока?). (Этот вопрос очень важен, так как пятиклассники планируют свои учебные действия (найти приставки и графически их обозначить) и осознают важность предложенного им задания).
Можно ли все наши приставки ,данные в словарном диктанте, распределить на какие-либо группы? Подумайте, по какому принципу вы их будете распределять и сколько групп можно выделить? Какую форму работы выберете? Сколько времени вам понадобится для выполнения задания?
Ребята отвечают, что их можно распределить на две группы:
1) приставки на –з , 2) приставки на –с
Так ,какова тема нашего урока?(На доске и в тетрадях дописываем тему)
Учитель просит учеников подумать, какой вопрос у них возникает при написании приставок на –з,-с.
Ответ учеников:
-Почему в одном случае пишется –с, а в другом –з? От каких условий зависит правописание приставок?
Учитель:
-Молодцы! Ответ на эти вопросы и будет нашей учебной задачей.
Какие гипотезы вы могли бы выдвинуть?
Ответы ребят:
-В одних слышится звук С, в других- З.
-Пишем приставки так же, как и слышим.
Учитель:
- Вы близки к ответуА почему в одном случае слышим З, а в другом -С? Знание какого раздела языка помогли бы нам ответить на этот вопрос?
Учащиеся отвечают, что этот раздел-фонетика, что рядом с глухим звуком слышится глухой С, а рядом со звонким З.Учитель помогает ребятам сделать вывод о том ,что приставки, оканчивающиеся на З и
· С пишутся по фонетическому принципу ,в соответствии с произношением.
Учитель обращает ребят к учебнику, просит прочесть внимательно материал параграфа 83,предлагает изложить информацию, данную в правиле в виде опорной схемы.
Ученики предложили несколько вариантов:
с- /глухой согласный звук/
з- /звонкийсогласный звук /
Учитель:
-Молодцы! Как вы считаете, сможете ли вы написать текст со словами на изученную орфограмму правильно? Что предлагаете сделать для этого? ( Ответы: потренироваться, закрепить изученное).



Закрепление изученного.
1.Учитель обращает внимание учащихся на упражнения 437,438;спрашивает, что необходимо сделать,чтобы выполнить их успешно.
Ответы ребят:
-Нужно вставить буквы з, с в приставках
-Надо объяснить, как мы будем вставлять буквы
Учитель предлагает составить алгоритм рассуждения:
1.Найти приставку, посмотреть, оканчивается ли она на з-с?(Учитель спрашивает ,почему важно посмотреть ,оканчивается ли приставка на з-с, ведь в русском языке есть одновариантная приставка с-, состоящая из одной буквы.( См. выше))
2.Определить глухой или звонкий согласный звук обозначает буква, стоящая после приставки.
3.Если глухой, то пишем в приставке букву с, если звонкий , то пишем з
2. Работа в паре. Ребята, применяя алгоритм, объясняют правописание слов с приставками на –з , -с из упражнений 437,438,оценивают себя.
3. Ученикам предлагается, прочесть задание упражнения №443, подумать, чему можно научиться, выполнив это задание.
Ответы учеников:
-Делать правильный выбор букв з и с в приставках.
-Писать всегда приставку с- только с буквой С, понимая ,что приставки з- в русском языке нет.
-Запомнить, что в словах здание, здоровье, здесь нет приставок, в этих словах З входит в корень
4.На экране словосочетания. Учитель предлагает и при необходимости помогает придумать такое задание , чтобы оно соответствовало теме сегодняшнего урока.
-Нужно заменить существительные с предлогами близкими по смыслу прилагательными, объяснить разницу в правописании предлогов и приставок.

Пассажир без билета
Жидкость без цвета
Плач без звука
Движение без шума
Решение без спора
Ребенок без забот
Звезды без счета
Аллея без людей
Проезд без оплаты
5. Работа с текстом.
На каждом уроке русского языка должна быть работа с текстом. Она предусматривает не только решение учебных заданий. Текст должен быть интересным и носить воспитательный и эмоциональный характер. Перед чтением текста учитель даёт установку на слушание, предлагая следующие вопросы:
Послушайте текст. Определите тему. Сформулируйте задание к тексту по нашей теме.
Песня журавлей.
Рано утром журавли поднялись с пашни и исчезли в теплом густом тумане. Первое курлыканье журавлей раздалось над лесом, когда ветер разнёс туман. Весенняя песня больших отважных птиц неслась над деревьями, звенела на весь лес, рассказывала всем, что журавли снова возвращаются на своё болото.
Учитель фиксирует предложения ребят на доске и предлагает выстроить их в логической последовательности. В результате получается запись на доске:
-записать текст;
- графически выделить приставки;
-найти слова с приставками наЗ-, С- и подумать, как объяснить их написание;
-объяснить написание трудных орфограмм и пунктограмм.

Проверка выполненного задания (рефлексия).

Назовите слова с приставкой на С-, на З- ?
В каких словах было трудно выделить приставку? (Исчезли, возвращаются) Почему? (Трудно найти корень) Какой словарь поможет нам в этом?( Толковый поможет разъяснить лексическое значение слова, а этимологический -происхождение слова)Кому из вас интересно выполнить эту работу ? Хорошо, таким будет ваше домашнее задание.
Начертите схемы сложных предложений.
Оцените себя на данном этапе.
Что было сложно?
Почему?

Домашнее задание( на выбор)

Толкование слов исчез, возвращается с помощью толкового и этимологического словарей.
Сочинить сказку о приставке с- и приставках на –з,-с.
Параграф 83 упр. № 441,442.

Итоги урока( рефлексия).
Что нового узнали на уроке?
Какое задание показалось самым сложным?
А какое самым интересным?
Что или кто порадовал на уроке?
Литература:
1. Русский язык.5 класс. Учеб .для общеобразовательных учреждений в 2 ч./(Т. А. Ладыженская, М.Т. Баранов, Л.А.Тростенцова и др.; науч. ред. Н. М. Шанский).- M.: Просвещение, 2012.
2.Уроки русского языка в 5 классе: Кн. для учителя / Е. И. Никитина.- М.: Просвещение, 2003.
3.Сборник диктантов по русскому языку. V- VI кл. Пособие для учителей / Л.А.Виноградова. –М.: Просвещение, 1973.
4. Русское слово: Материалы Международной научно-практической конференции памяти профессора Е.И. Никитиной. 17 февраля 2012 года. Выпуск 4. 1 часть». Отв. редактор С.В. Зуева. Ульяновск: УлГПУ, 2012.
5. Русское слово: Материалы Международной научно-практической конференции, посвящённой 90-летию со дня рождения профессора Е.И. Никитиной. 27 сентября 2013 года. Выпуск 5. 1 часть. Отв. редактор С.В. Зуева. Ульяновск: УлГПУ, 2013.












Фђ Заголовок 1Фђ Заголовок 2Фђ Заголовок 3Фђ Заголовок 415