Аналитическая справка по готовности первоклассников к обучению в школе

СПРАВКА
по итогам проверки готовности учащихся первых классов к обучению в школе

Цель проверки: получение информации об уровне сформированности у первоклассников предпосылок овладению учебной деятельностью, к обучению грамоте и математике.

Объект контроля: учащиеся первого класса.
Вид контроля:  текущий.

Согласно плану внутришкольного контроля 09.09.2015г. была проведена педагогическая диагностика готовности первоклассников к школьному обучению.
Диагностика проводилась на основе использования рекомендаций и методики М.И. Кузнецовой, Е.Э. Кочуровой (под редакцией Л.Е Журовой). Предложенные для определения готовности детей к школе задания максимально учитывали особенности и возможности 6-7 летних детей, обеспечивали адекватное понимание детьми их содержания, опирались на имеющийся у них реальный опыт и не зависели от уровня навыков чтения и письма.
В содержание диагностической работы было включено 8 заданий, в ходе выполнения которых проверялись:
состояние пространственного восприятия;
состояние зрительного восприятия;
состояние моторики и зрительно-моторных координаций;
умение проводить классификацию и выделять признаки, по которым она произведена;
наличие интуитивных дочисловых представлений;
овладение представлениями, лежащими в основе счета, самим счетом (в пределах 6), представлениями об операциях сложения и вычитания;
умение сравнивать два множества по числу элементов;
развитие фонематического слуха и восприятия;
сформированность предпосылок к успешному овладению звуковым анализом и синтезом.
Формирование вышеобозначенных показателей готовности предусмотрено всеми программами дошкольного и предшкольного образования.
В результате анализа предоставленной учителями 1-х классов, информации об итогах проведения педагогической диагностики установлено следующее.
Всего в первые классы в 2015-2016 учебном году зачислено 106 учащихся. В ходе мониторинга было обследовано 91 первоклассников (85,8% от общего количества).
Из них высокий уровень сформированности предпосылок к успешному обучению показали 35 первоклассников (38,5%), средний – 39 (42,9%), низкий - 17 (18,7%), очень низкий – 4 (4,4%).
Наибольшее количество первоклассников с высоким уровнем готовности обучаются в 1г классе (56%).
Наибольшее количество первоклассников, показавших низкий и очень низкий уровень готовности к школьному обучению, поступили в 1в класс (45%), в 1б класс (28%).
На основании проведенного мониторинга и наблюдений учителей по уровню готовности первоклассников к обучению, т.е. способности к восприятию и усвоению учебного материала, получили следующие результаты:

13 EMBED MSGraph.Chart.8 \s 1415

Анализ результатов выполнения отдельных заданий позволил установить следующее.
Цель задания №1 заключалась в выявлении умения передавать форму фигуры (вычерчивать равную или подобную фигуру, соблюдая пропорции между элементами фигуры). Качество выполнения данного задания позволяет судить об уровне развития зрительного восприятия, мелкой моторики и зрительно-моторных координаций, которые являются основой для формирования графического навыка первоклассников, а также предпосылок к формированию таких универсальных учебных действий, как умение принять и сохранить учебную задачу, выполнение действия по образцу, контроль и самоконтроль процесса и результатов деятельности. Работа по формированию данных умений является обязательной частью программ предшкольного образования, реализуемых в ДОУ и в группах подготовки детей к школе для неорганизованных детей. Средний показатель выполнения задания №1 по школе составил 1,8 балла, что соответствует среднему уровню. Выше среднего показали результат первоклассники 1в, 1г классов (по 1,9 баллов).
Задание №2 было направлено на выявление умения ориентироваться на плоскости (влево, вправо, вверх, вниз) и проверку умения пересчитывать клеточки. Качество выполнения данного задания позволяет установить уровень развития пространственных представлений первоклассников, которые лежат в основе формирования умения ориентироваться в пространстве и на плоскости, определять своё местоположение относительно заданного ориентира. Кроме этого данное задание позволяет выявить уровень сформированности предпосылок к овладению таким учебным действием, как осуществление контроля процесса и результатов деятельности. Средний балл выполнения данного задания составил 2,5 баллов, что соответствует высокому уровню. Выше среднего показателя качество выполнения задания продемонстрировали первоклассники 1а класса (2,7 баллов) и 1г класса (2,6 баллов).
При выполнении задания №3 первоклассникам необходимо было продемонстрировать умение выбрать и выполнить операции сложения и вычитания соответственно правильному пониманию текста задачи, перейти от числа к соответствующему конечному множеству предметов (кружков, квадратов). Данные умения являются основой формирования предметных математических умений и знаково-символической деятельности младших школьников (умение читать графический язык, работать со схемами, таблицами, графиками, моделями). Средний балл выполнения данного задания составил 2,5 баллов, что соответствует высокому уровню. Выше среднего показателя качество выполнения задания продемонстрировали первоклассники 1а класса (2,8 баллов) и 1г класса (2,9 баллов).
Целью задания №4 являлось выявление уровня сформированности интуитивных топологических представлений, понимания терминов "внутри", "вне"; выявление способности правильно понимать высказывание, содержащее данные термины, а также уровень сформированности предпосылок к формированию такого универсального действия, как самоконтроль процесса и результатов деятельности. Средний балл выполнения этого задания составил 2,1 балла, что соответствует среднему уровню. Значительного превышения данного показателя в целом по области не наблюдается. Выше среднего показателя качество выполнения задания продемонстрировали первоклассники 1а класса (2,5 баллов) и 1г класса (2,6 баллов). Очень низкий средний показатель по данному заданию в 1в классе (1 балл).
Задание №5 было направлено на выявление умения сравнивать множества по числу элементов, знания способов сравнения двух множеств по числу элементов вне зависимости от навыка счета. Данные умения лежат в основе формирования учебной инициативности и самостоятельности суждений, способов и средств деятельности. Средний балл выполнения данного задания составил 1,9 балла, что соответствует среднему уровню. Высокий уровень сформированности данных умений продемонстрировали первоклассники 1б класса (2,3 балла). Ниже среднего показатели выполнения данного задания в 1г классе (1,6 баллов), 1в классе (1,8 балла).
Цель задания №6 - выявить умения классифицировать, находить признаки, по которым произведена классификация. Данные умения являются основой познавательного развития младших школьников, формирования основ мыслительной деятельности. Средний балл выполнения этого задания составил 2,2, что соответствует высокому уровню. Выше среднего показателя качество выполнения задания продемонстрировали первоклассники 1б класса (2,7 баллов) и 1г класса (2,6 баллов). Ниже среднего показатели выполнения данного задания в 1в классе (1,4 балла).
Выполнение задания №7 было направлено на выявление уровня развития фонематического слуха и фонематического восприятия, являющихся основой успешного обучения чтению и орфографически правильному письму. Средний балл выполнения данного задания составил 2,2, что соответствует высокому уровню. Выше среднего этот показатель в школе в 1а классе (2,6 баллов), в 1г классе (2,5 баллов).
Задание №8 было направлено на выявление степени овладения звуковым анализом на уровне определения количества звуков в слове. Владение звуковым анализом является необходимым условием формирования ведущих приемов анализа фактов языка (изменение и сравнение), умения характеризовать слово на фонетическом уровне, графических и орфографических навыков. Средний балл выполнения данного задания составил 2,5, что соответствует высокому уровню. Выше среднего показателя качество выполнения задания продемонстрировали первоклассники 1а и 1г классы (по 2,7 баллов).
Выполнение диагностических заданий, помимо выявления уровня сформированности предпосылок к овладению предметными умениями и навыками, дало возможность организовать наблюдение над тем, насколько у детей сформированы такие надпредметные умения, как умение слушать и понимать инструкцию учителя, самостоятельно выбрать способ выполнения задания. Эти умения лежат в основе произвольности. По результатам анализа предоставленной информации в среднем по школе у 81,3% первоклассников уровень произвольности соответствует возрастным нормам.

Анализ результатов диагностического обследования уровня готовности первоклассников показал следующее:

13 EMBED MSGraph.Chart.8 \s 1415

Трудности вызвали задания №1 (1,8 баллов) и №5 (1,9 баллов).
Высокий уровень сформированности проверяемых умений первоклассников, показали по заданиям №2, №3, №8 (по 2,5 балла).

Выводы:
уровень готовности первоклассников к школьному обучению по результатам педагогической диагностики оценивается как средний;
уровень сформированности произвольности у обследованных учащихся в основном соответствует возрастным нормам;
на высоком уровне у первоклассников сформированы умения ориентироваться на плоскости (влево, вправо, вверх, вниз), выбирать и выполнять операции сложения и вычитания соответственно правильному пониманию текста задачи, перехода от числа к соответствующему конечному множеству предметов, овладения звуковым анализом на уровне определения количества звуков в слове. Данные умения лежат в основе формирования таких универсальных учебных действий, как познавательные (логические) и регулятивные;
анализ результатов педагогической диагностики позволяет выделить следующие проблемные зоны:
- уровень развития зрительного восприятия, мелкой моторики и зрительно-моторных координаций;
- выявление умения сравнивать множества по числу элементов, знания способов сравнения двух множеств по числу элементов вне зависимости от навыка счета.

Рекомендации:
Е.А. Чуб, С.В. Ивановой, Н.И. Степановой, А.А. Курганской, учителям начальных классов:
проанализировать количественные и качественные результаты педагогической диагностики готовности первоклассников к обучению в школе, выявить проблемные зоны и установить их причины;
внести коррективы в планирование и содержание занятий в 1-х классах на основе анализа результатов педагогической диагностики готовности первоклассников к обучению в школе;
провести повторную педагогическую диагностику первоклассников с целью получения информации о динамике успешности обучения (май);
использовать результаты педагогической диагностики для выстраивания индивидуальных траекторий обучения и развития первоклассников (в течение года);
организовать  дополнительную работу с родителями первоклассников по вопросу обеспечения дома благоприятных условий для самоподготовки детей, контроля соблюдения режима дня первоклассниками.
И.Е. Быковой, заместителю директора по УВР, организовать взаимодействие профессиональных групп педагогов (учителей начальных классов, педагога-психолога, учителя-логопеда) по выработке общих подходов к решению выявленных проблем и затруднений, обеспечению преемственности дошкольного и начального образования (в течение года).



И.Е. Быкова, заместитель директора по УВР













Root Entry