Повышение психологической готовности девятиклассников к профессиональному и личностному самоопределению.


«Таран ауданы әкімдігі білім беру бөлемінің Береговой орта мектебі» КММ
КГУ «Береговая средняя школа отдела образования акимата Тарановского района»
Повышение психологической готовности девятиклассников к профессиональному и личностному самоопределению.
(Открытое занятие)
Дата: 24.11.2015г
Ответственный: психолог школы Шевченко С.Н.
Задачи:
умение учитывать сильные и слабые стороны при выборе профессии
стимулировать учащихся к рефлексии собственных позитивных и негативных качеств;
научить учащихся адекватному применению своих качеств при выборе профессии.
Оборудование и материалы: тетрадь , ручки, фломастеры, психологические карты характера .
Ход занятия:
Организационный этап
Упражнение «Я чувствую сейчас»
Инструкция: «Сейчас каждый из нас по очереди расскажет о своих ощущениях и чувствах. Сначала скажите: «Я чувствую…..», затем на несколько секунд прислушайтесь к себе (к своим ощущениям, чувствам, переживаниям, настроению) и продолжите начатую фразу. Например, «Я чувствую…, что у меня хорошее настроение».
(Ведущий – психолог начинает выполнение этого упражнения с себя).
II. Основной этап.
Упражнение «Кто Я?»
Учащимся в течение 5 минут предлагается подумать и письменно ответить на вопрос «Кто Я?» 10 раз. Например:
«Я – человек».
«Я – индивидуальность».
Вопросы для рефлексии: «Трудно ли было ответить на вопрос?», «Почему?».
Упражнение «Мои сильные и слабые стороны»
Учащимся в течение 5 минут предлагается ответить на вопрос «Какой Я?». Для этого они должны разделить лист на две колонки. В одной колонке написать десять своих положительных качеств, в другой – 10 отрицательных качеств.
Положительные качества Отрицательные качества
1 1
2 2
3 3
4 4
5 5
6 6
7 7
8 8
9 9
10 10
Деловая игра «Торг»
Учащимся предлагается выписать из заполненной таблицы на отдельные карточки по 5 своих положительных (своих самых лучших) и отрицательных (тех, от которых хотели бы избавиться) качеств.
После этого учащимся дается инструкция: «Ребята, представьте, что вы попали на торги. Предметом торгов будут служить ваши качества, которые вы выписали на карточки. Ваша задача – обменять как можно больше карточек с качествами. Менять можно как положительные на положительные, так положительные на отрицательные, отрицательные на положительные, отрицательные на отрицательные. Но помните главное – менять можно только одно на одно качество, то есть в итоге у вас должно остаться также 10 карточек с качествами».
В течение 10-15 минут ребята ходят по классу и обмениваются карточками. После этого им предлагается сесть и поработать с теми карточками, которые оказались у них в результате обмена (разложить их в две стопки, попытаться «примерить» на себя новые качества и т.д.).
Вопросы для рефлексии:
Трудно ли было осуществлять обмен?
Какие качества было труднее менять – положительные или отрицательные?
Понравился ли вам тот человек, который получился в результате обмена?
Хочет ли кто-нибудь вернуть свои качества обратно.
После обсуждения подводится итог: если человек отдает какое-то свое качество, то в результате меняется он сам. А это не всегда хорошо. Поэтому важно менять не себя, а свое отношение к себе. Важно не только жить со своими качествами, но и научиться использовать их себе во благо.
Слово психолога:
Каждый человек в своей жизни делает два самых главных выбора, от которых зависит, как в дальнейшем складывается личная жизнь. Это выбор профессии и выбор спутника жизни. Сегодня мы поговорим о первом - выборе профессии.
Это очень важно, потому что нередко выбор профессии происходит на уровне интуиции, а то и под влиянием настроения, поверхностных впечатлений, родительской прихоти, путем проб и ошибок. А теперь давайте вместе подумаем, какие ошибки могут допустить молодые люди, выбирая профессию (ребята называют)
«Классификация распространенных ошибок»:
1. Незнание правил выбора профессии:
выбор профессии за компанию
перенос отношения к человеку на саму профессию
отождествление учебного предмета с профессией
ориентация сразу на профессию высокой квалификации
неумение определить путь получения профессии.
2. Незнание самого себя:
незнание или недооценка своих физических и психологических особенностей
неумение соотнести свои способности с требованиями профессии.
3. Незнание мира профессий:
увлечение только внешней стороной профессии
незнание требований профессии к человеку.
Далее психолог проводит с ребятами тренинг”Рука судьбы”
Цель тренинга: показать участникам последствия случайного выбора профессии.
На отдельных листочках написать профессии, которые каждый хочет выбрать.
Складываем все эти листочки в пакет и перемешиваем, затем вытягивают все ребята из пакета, не глядя. Посмотреть на эмоции.
Психолог: Так какие же должны быть условия оптимального выбора профессии?
Ребята: Должны выполняться три условия
Хочу ------------мои желания
Могу-------------способности и возможности
Надо--------------востребованность профессии

III. Заключительный этап.
Упражнение «Совместное рисование»
Учащимся предлагается нарисовать на листе ватмана красками настроение своего класса (группы) и дать своему рисунку название.
Анкета №1Уважаемый старшеклассник! Настало время, когда ты серьезно задумываешься о своем будущем. Какую выбрать профессию? Куда пойти учиться после школы? Социально-психологическая служба изучает профессиональные предпочтения учащихся. Своими ответами ты сможешь помочь нам сориентироваться, а школа поможет тебе.
1. Какая профессия тебя привлекает? __________________________________________________
2. Почему твой выбор пал на данную профессию? (нужное подчеркнуть)
а) совет родителей или родственников;
б) совет друзей;
в) пример авторитетного человека;
г) престиж в обществе;
д) высокая заработная плата;
е) возможность творчества и дальнейшего профессионального роста;
ж) другое (дописать)_________________________________________________________________
3. Ты располагаешь информацией об особенностях данной профессии?
Да, нет (нужное подчеркнуть).
Если «да», то откуда ты получил ее?
а) средства массовой информации;
б) школа;
в) рассказы родителей или родственников;
г) посещение экскурсий;
д) другое (дописать)_________________________________________________________________
4. В какое учебное заведение ты собираешься поступать? _________________________________
___________________________________________________________________________________
5. Почему ты выбрал это учебное заведение? (нужное подчеркнуть)
а) престижность;
б) возможность получить выбранную профессию;
в) за компанию с другом;
г) легкость поступления;
д) близкое расположение к дому;
е) другое (дописать) _________________________________________________________________
Спасибо!
Фамилия, имя_______________________________________________________________________