Технологическая карта урока русского языка Состав слова. Приставка – значимая часть слова. УМК Школа России (3 класс)


Технологическая карта урока русского языка в 3 классе. УМК «Школа России»
Тема урока. Состав слова. Приставка – значимая часть слова.
Педагогические цели Способствовать формированию представления учащихся о приставке как значимой части слова, развитию умений находить в предложении слова с приставками, образовывать слова с приставками; создать условия для ознакомления с некоторыми приставками, их написанием.
Тип урока Постановка и решение учебных задач.
Планируемые результаты(предметные) Знание определения приставки, её роли; умение отличать приставки от других частей слова, знание приставок с единообразным написанием, умение образовывать слова с заданными приставками, знание порядка действий для нахождения приставки в слове.
Личностные результаты Проявление интереса к познанию русского языка, языковой деятельности, способности к самооценке на основе успешности учебной деятельности.
УУД Познавательные: принятие информации, представленной в изобразительной, графической форме, перевод её в словесную форму, осознание познавательной задачи и решение её; умение рассуждать, делать выводы.
Регулятивные: овладение способами решения учебной задачи, планирование своих действий для решения учебной задачи.
Коммуникативные: ориентирование на позицию партнёра в общении и взаимо действии; участие в диалоге, общей беседе, совместной деятельности.
Основное содержание темы, понятия, термины Состав слова, разбор слова по составу, приставка как значимая часть слова, алгоритм нахождения приставки в слове, приставки с единообразным написанием.
Образовательные ресурсы Интерактивная доска, цифровые образовательные ресурсы, учебник, рабочая тетрадь.
Ход урока.
Этапы урока Формы, методы, методические приёмы Деятельность учителя Деятельность учащихся Форма контроля
Осуществляемые
действия Формируемые действия I.Организаци
онный момент.
Словесный Приветствие.
- Долгождан-
ный дан звонок,
начинается урок. Приветствуют учителя.органи-зуют своё рабочее место. Проявление готовности к работе на уроке. II.Чистописа
ние Фронтальная, индивидуаль-ная,
практическая. - Объясните смысл пословицы.
Мир освещается солнцем , а человек знанием.
- Напишите пословицу в тетради. Выполнение работы по образцу. Вырабатыва-ние
калиграфиче-ского подчерка Правильное написание
III.Создание проблемной ситуации. Постановка учебной задачи. Фронтальная.
Словесный. -Найдите и в этом предложении глагоп. Назовите корень. Подберите однокоренные слова. Разберите слова по составу.
-Во всех этих словах корень написан одинаково?
-Что вы заметили? Объясните.
-Все ли эти слова имеют одинаковые части слова?Как вы думаете,есть ли в этой группе слово, на которое нужно обратить внимание? Почему?
- На этом уроке что вы узнаете?
-Глагол освещается. Корень -свещ-.
-Однокоренные слова светить, светильник, свет.
(У доски ученик проводит разбор слов.)
-В написании корня видим чередование соглассных звуков.
-При образовании и изменении слов может происходить замена звуков или их чередование. В этой группе однокоренных слов чередование звуков .
- Во всех словах после корня стоят другие части слова, а в слове освещается есть часть слова, которая стоит перед корнем.
Как называется часть слова, которая стоит перед корнем и какова её роль в написании слов? Знают о чередовании согласных в корнях слов, осуществляют, анализ, сравнение языкового материала по заданным критериям, принимают учебную задачу, сформулирован
ную вместе с учителем. Беседа по вопросам.
IV.Усвоение новых знаний и способов действий.
Фронтальный
Словесный, практический
Чтение, беседа, письмо. На доске записаны слова:
лететь, улететь, прилететь, вылететь, залететь.
- Что вы можете сказать об этих словах?
- Запишите их в тетрадь, выделите корень.
- Все эти глаголы имеют одинаковое значение?
-Что этому причина?
- Эта часть слова присоединяется или приставляется к корню и называется?... Это – глаголы.
Они имеют одинаковый корень.
Эти глаголы имеют разное значение.
Часть слова, которая стоит перед корнем меняет значение слова.Образова-лись новые слова.
Приставкой. Анализируют слова, выделяют, приставки, делают вывод. Беседа по вопросам.
Выполнение упражнения в тетради.
1.Упражнение в образовании новых слов.
Цифровые образватель-ные ресурсы.
- Перед вами глаголы: писать, ходить.
Даны приставки: при-, на-, пере-, с-.
Образуйте и запишите новые глаголы. Выделите приставки.
Какой вывод можно сделать?
- Откройте учебники на стр.84 и сверьте свой вывод с выводом учебнике.
( У инрерактив-
ной доски два ученика составляют слова.)
Приставка- это часть слова, которая стоит перед корнем и образует новые слова.
Читают правило в учебнике.
Анализируют слова, выделяют, приставки, делают вывод. Беседа по вопросам.
Выполнение упражнения в тетради.
2.Упражнение в образовании новых слов.
Стр.85 упр.154
Фронтальный.
Словесный, практический.
Чтение, беседа, письмо. -Выполните упражнение, выделите приставки. С одним из слов составьте предложение, разберите его по членам предложения и надпишите части речи. Дайте характеристику предложению. У доски два ученика: один образует новые глаголы, второй- записывает составленное предложение и разбирает его, в скобках записывает характеристику предложения. Анализируют слова, выделяют, приставки, делают вывод. Фронталь-ный(правиль-ное выполнение упражнения в тетради); индивидуаль-ный (комментиро-вание выполняе-мых действий).
V.Физкульт
минутка Коллективная
Практический Звучит припев детской песни «Вместе весело шагать...» Выполняют движения под музыку. Осуществляют профилактику утомления, ориентируются на здоровый образ жизни. Правильное выполнение упражнений
3.Как найти в слове приставку?(Зна-комство с последова-тельностью действий)
Стр.85
упр.155 Парная, индивиду-альная.
Словесный,
Наглядный,
Практический
Чтение.
Беседа.
Письмо. -Какие действия необходимо выполнить,чтобы найти в слове приставку?Прочитайте в учебнике на стр.86 ответ на этот вопрос и ,пользуясь полученным знанием, найдите в упр.155 глаголы с приставками, выпишите их и обозначьте приставки. Знакомство с теоретическим материалом.
Выписывают
глаголы с приставками,
находят и обозначают приставки. Знают порядок действий для нахождения приставок в словах.строят несложные рассуждения.
Учитывают алго-ритм в планировании и контроле способа решения. Индивиду-
альный.
Фронтальный
VI.Закрепле-ние знаний и способов действий.
1.Выполнение задания в рабочей тетради(стр.46 упр.112 Парная.
Словесный.
Чтение. Работа в парах. Ответьте на вопросы упр.112 Выполняют упражнение в рабочей тетради, устно отвечают на поставленные вопросы.
Выполняют учебные
действия в громкоречевой форме,ориенти
руются на позицию партнёра в общении и взаимодейст
вии Выполнение упражнения,
Устный монологиче-ский ответ
2. Выполнение упражнения
(Стр.86 упр.157.)
Самостоятель
ная
Словесный.
Письмо -Спишите словосочетания, вставьте пропущенные буквы, найдите слова с приставками.Выде-лите приставки.
Поменяйтесь тетрадями с соседом по парте и проверьте выполнение задания. Выполняют упражнение,
выделяют приставки.
Знают признаки приставки, выполняют учебные действия в письменной форме. Выполнение упражнения,
Устный монологиче-ский ответ
VII.Рефлексия учебной деятельности на уроке. Фронтальный
Словесный
Беседа. Что такое приставка?
Как найти в слове приставку?
Закончите предложения:
-Урок помог мне...
-Для меня было сложным...
-Мне понравилось... Заканчивают предложения в зависимости от своего впечатления от урока. Осмысливают и оценивают свою деятельность на уроке. Беседа по вопросам.
Саморегуля
ции.
VIII.Домашнее
задание.
Стр.87 упр.159
Фронтальная.
Словесный. Комментирование задания Слушают объяснение, записывают. Принимают
цель,
содержание и
способы выполнения задания. Правильная запись
задания.