Педагогические условия формирования творческой деятельности школьников на уроках музыки через мотивацию учащихся


МКОУ СОШ №4 г.Черепанова
«Педагогические условия формирования творческой деятельности школьников на уроках музыки через мотивацию учащихся».
Пучкова Юлия Олеговна
учитель музыки
С 201 года работаю над исследованием: «Педагогические условия формирования творческой деятельности школьников на уроках музыки через мотивацию учащихся». Выбор темы не случаен.
В настоящее время в современной школе достаточно остро стоит задача повышения эффективности педагогического процесса. И я задалась вопросом: как сделать учебный процесс более эффективным?
Каждый учитель хочет, чтобы его ученики хорошо учились, с интересом и желанием занимались в школе. В этом заинтересованы и родители учащихся. Но подчас и учителям, и родителям приходится с сожалением констатировать: “не хочет учиться”, “мог бы прекрасно заниматься, а желания нет”. Это говорит о том, что у ученика не сформировались потребности в знаниях, нет интереса к учению.
Если говорить об уроках музыки, то можно определить ряд проблем:
противоречие между постановкой глобальных задач духовного воспитания личности и минимизацией учебного времени (один час в неделю);
снижение интереса к классическому искусству, с одной стороны, а с другой повышение интереса к массовой культуре, которая зачастую не отвечает образовательным и воспитательным целям обучения;
сложные межличностные отношения, затрудняющие общение учащихся при выполнении творческих заданий  и снижающие эффективность обучения;
падение уровня чувственного восприятия искусства из-за интенсивной интеллектуальной деятельности учащихся (особенно на 5, 6 уроках);
нестабильность эмоционального фона, вызванная изменениями, происходящими в подростковом возрасте.
В связи с этим встал вопрос о педагогическом исследовании.
Актуальность исследования.
В условиях глубоких преобразований различных сфер общественной жизни страны возрастает необходимость в творческом развитии подрастающего поколения, способного понять, оценить и преобразовать в своей практической деятельности окружающий мир. Эта важная педагогическая задача имеет ярко выраженную общечеловеческую гуманистическую направленность, и сегодня педагоги больше внимания уделяют конкретному ребёнку, формированию его личности.
Цель проводимого исследования: выявить и обосновать педагогические условия и средства их реализации, определяющие эффективность процесса формирования творческой деятельности школьника на уроках музыки и внешкольных мероприятиях.
Для решения поставленной цели необходимо решить следующие задачи: изучить литературу по проблеме исследования; раскрыть сущность творческого потенциала; выявить возрастные особенности развития творческого потенциала школьников; подобрать диагностики, методики, приемы и упражнения для формирования творческой деятельности школьника на уроках музыки; составить комплекс творческих заданий для школьников.
Объект проводимого исследования: процесс формирования творческой деятельности школьника на уроках музыки и внешкольных мероприятиях.
Предмет исследования: комплекс педагогических условий и методических средств формирования творческой деятельности школьника на музыкальных занятиях.
Гипотеза исследования: процесс развития творческого потенциала школьников будет эффективным, если:
- учебную музыкальную деятельность построить на основе активизации восприятия школьника, предполагающей формирования у них потребностей в самовыражении и умении анализировать собственные музыкально-творческие проявления;
- расширить применение различных учебно-игровых ситуаций, носящих творческий и развивающий характер.
Методы исследования: творческие задания, диагностика, беседа, наблюдения.
Теоретический анализ литературы показал, что многими учёными и специалистами уделялось значительное внимание вопросам мотивации учения школьников, придавалась особая значимость интегрированным и комплексным формам обучения, выделялось и подчеркивалось важное значение искусства в процессе воспитания и образования.
Однако, можно констатировать, что до настоящего времени многие перечисленные проблемы не решены до конца.
В качестве опытно-экспериментальных баз для исследования выбраны учащиеся 3А, 4Б, 6В и 7Б классов. Экспериментальная методика обучения включает творческие задания: проблемные и игровые ситуации и задания, логоритмику, эвритмию, аудио- и видеозанятия. В других классах обучение и воспитание детей осуществляется традиционно.
Исследование проводится в 3 этапа.
На первом этапе (2014г.) изучалась научная и учебно-методическая литература, шло осмысление и определение темы, методологии, понятийного аппарата, проводились организационные подготовительные мероприятия опытно-экспериментальной работы, а также анализировался и обобщался опыт музыкально-художественного воспитания и образования школьников.
На втором этапе (2015г.). Осуществлялась экспериментальная работа, разрабатывалась и апробировалась программа по формированию мотивации учения школьников на уроках музыки, выявлялись педагогические условия и средства, повышающие её эффективность.
Промежуточные результаты исследования были представлены мною в выступлениях:
Тема выступления Уровень
Доклад «Самообразование учителя и компетентностный подход на уроках музыки. Портфолио учителя» ГМО
Мастер-класс «Ритмическое развитие первоклассников процессе музыкально – игровой деятельности.» РМО
Статья «Творческие задания на уроках музыки» РМО
На третьем этапе (2016г.) я проанализировала и обобщила результаты исследования, оформила выводы.
Окончательные результаты исследования бли представлены на заседании городского методического объединения и в публикациях на сайтах:
фестиваля педагогических идей «Открытый урок»;
«Созвездие Ориона. Сайт учителей музыки»
Основную идею данной технологии можно выразить словами Песталоцци: «Каждый узнает лишь то, что сам попробует сделать».
Цель уроков музыки в контексте данной технологии - формирование художественной культуры учащихся через продуктивно-творческую деятельность,т.е. развитию творческих умений в восприятии, сочинении, исполнении, импровизации, размышлении о музыке, а также в умении ритмопластического интонирования.
Творчество – это деятельность, порождающая нечто качественно новое и отличающееся неповторимостью, оригинальностью и общественно-исторической уникальностью.
Ценность творчества, заключаются не только в результативной стороне, но и в самом процессе творчества.
Творчество на уроках музыки способствует общему творческому развитию личности, что, в свою очередь, воспитывает отзывчивость, художественное воображение, образно-ассоциативное мышление, активизирует память, наблюдательность, интуицию, формирует внутренний мир ребенка.
Особое  внимание я уделяю методу музыкальной импровизации как первооснове продуктивно-творческой деятельности. Этот метод основан на взаимодействии художественно-образного и конструктивного мышления.
На своих уроках я применяю творческие задания,которые позволяют активно включать в процесс обучения учащихся и развивают не только творческие способности, но и интонационно-ладовый, ритмический, тембральный и регистровый слух, формируют навыки общения в классе, а также развивают рефлексивные навыки и способствуют осознанию собственной уникальности, индивидуальности, неповторимости.
1. Пластическая импровизация. Происходит гармоничное развитие творческих способностей детей через синтез музыкального и сценического искусства. Так в симфонической сказке “Петя и волк” С. Прокофьева учащиеся не только анализируют тембры музыкальных инструментов, но и в пластической импровизации передают образ каждого героя: кошки, птички, утки, волка, дедушки и охотников.
Осуществляется формирование эстетического отношения к музыкально-звуковой действительности: музыкальный звук – музыкальный образ – способ его воплощения.
2. Вокальная импровизация. Собственная мелодия, сочинённая на грустный текст или весёлый, поможет полнее воспринять аналогичное по настроению музыкального проведения, проявить индивидуальные способности. В ходе создания импровизации каждый ученик ощущает себя творцом, композитором, где его и только его ощущения найдут воплощение в музыкальных созвучиях.
3. Иллюстрации к музыкальным произведениям. Когда дети запомнят произведение, после нескольких раз прослушивания, я предлагаю нарисовать картину, которая возникла в его воображении при восприятии музыки.Ребята воплощают музыкальные образы в художественные. Часто это домашние задания. Важно сформировать у них серьезное отношение к их выполнению, т.к. в процессе воплощения музыкальных произведений художественными образами происходит развитие ассоциативно-образного мышления.
4. Сочинение-миниатюра. Перед слушанием ребятам ставится творческая проблемная ситуация, в которой дети должны выступить в роли драматурга и придумать свою историю, которую, на их взгляд, поведала им музыка. Так, начиная с 3 класса, учащиеся на уроках музыки пишут сочинения-миниатюры на заданное музыкальное произведение. Также они сочиняют сказки и рассказы, где музыка была бы главным героем.
5. “Перевод на язык другого вида искусства”. Я предлагаю несколько творческих заданий, основанных на этом приеме – после прослушивания и анализа музыкального произведения “перевести” его на язык красок или движения. Требования к ученикам 5-7 классов относительно этого приема усложняются как количественно, т.к. они слушают более крупные музыкальные произведения, с более сложной формой их построения, так и качественно, поскольку образы музыкального произведения не столь изобразительны, а чувственный мир, напротив богаче. Ученикам предлагается сочинить историю, рассказ или стихотворение в письменной форме, выразить в цвете (абстрактно) образный строй каждой из частей или с помощью пантомимы изобразить содержание данного музыкального произведения.
6. Мозговой штурм. Часто на уроках музыки я применяю этот прием. Дается задание: составить осмысленное предложение, включающее в себя 3 заданных слова. Например:
а) музыка, литература, композитор (Композитор сочиняет музыку на основе литературного произведения);
б) Глинка, романс, Италия (Путешествуя по Италии, Глинка написал романс “Венецианская ночь”);
в) сюита, Бах, танец (И.С. Бах написал много сюит, состоящих из старинных танцев).
7. Синквейн. Детям дается слово к которому нужно подобрать два прилагательных, три глагола, четыре связных слова и в конце одно обобщающее слово. Слова не должны повторяться, также нельзя использовать однокоренные слова. Например:
а) Моцарт – солнечный, праздничный – сочиняет, творит, вдохновляет – мы любим его музыку – классик;б) оркестр – симфонический, камерный – играет, гастролирует, выступает – четыре группы музыкальных инструментов – коллектив;в) квартет – вокальный, инструментальный – импровизирует, гастролирует, музицирует – Иван Крылов написал басню – ансамбль;г) барокко – изящный, вычурный – увлекает, вдохновляет, завораживает – перламутровая жемчужина неправильной формы – стиль.8. Ассоциативный ряд. В среднем звене я использую этот прием следующим образом: после прослушивания и анализа музыкального произведения ученики должны по цепочке, не повторяя друг друга, назвать ассоциативные слова, относящиеся к произведению, и к уже названным словам. Все варианты ответов фиксируются ребенком в рабочей тетради. Опираясь на перечисленные понятия, предлагается написать мини-сочинение. Например:
Патетическая соната Бетховена – трагическая – драматическая – взволнованная – бурная – стремительная – увлекающая – героическая – победа – ликование... 9. Презентации. В настоящее время актуальна тема создания условий для повышения мотивации обучающихся на уроках музыки через использование Интернет ресурсов.При использовании ИК – технологий, и в том числе Интернет- ресурсов, на уроках музыки, как раз и появляются условия для создания проблемности содержания, творческого характера и состязательности деятельности обучающихся.
Сервис дает возможность совместно с другими пользователями размещать, хранить, редактировать и создавать текстовые документы, электронные таблицы и презентации, анкеты, тесты, викторины, рисовать блок-схемы, планы, диаграммы при подготовке к различным мероприятиям.
Интеграция ИК-технологий и современных педагогических технологий способна стимулировать познавательный интерес к музыке, создавая условия для мотивации к изучению предмета. Еще К. Ушинский отмечал, что знания будут тем прочнее и полнее, чем большим количеством органов чувств они воспринимаются.
Внедрение новых информационных технологий в учебный процесс позволяет активизировать процесс обучения, реализовать идеи развивающего обучения, повысить темп урока, увеличить объем самостоятельной работы учащихся.
Это качественно новый уровень применения объяснительно-иллюстративного и репродуктивного методов обучения.
Я использую презентации как творческое задание. Это может быть опережающее задание к новой теме или наоборот домашнее задание как обобщение музыкальных впечатлений ребят. Я направляю детей, создаю с ними план, по которому они делают презентации.
10. Урок-путешествие, урок-игра. Огромное значение отводится обобщающим урокам в конце каждой четверти и года. На этих уроках могут быть использованы различные формы, методы и приемы обучения. Это могут быть уроки-путешествия, уроки-концерты, где используются музыкальные викторины и музыкальные кроссворды. Музыкальный материал на обобщающий урок подбирается исключительно самый яркий, самый значимый и полюбившийся детям во всех видах деятельности.