Приёмы, методы и технологии, способствующие созданию условий для оптимального развития талантливых и способных детей.


Приёмы, методы и технологии, способствующие созданию условий для оптимального развития талантливых и способных детей.
Одаренность человека – это маленький росточек, едва проклюнувшийся из земли и требующий к себе особого внимания. Необходимо холить и лелеять, ухаживать за ним, сделать все необходимое, чтобы он вырос и дал обильный плод.
В.А.Сухомлинский
В современном российском обществе возрастает потребность в людях нестандартно мыслящих, творческих, активных, способных решать поставленные задачи и формулировать новые, перспективные цели. В этих условиях поддержка, развитие и социализация одаренных детей становится одной из приоритетных задач системы образования. Процесс выявления, обучения и воспитания талантливых детей составляет новую задачу совершенствования системы образования, так как обучение одаренных детей сегодня – это модель обучения всех детей завтра.
Одарённый ребёнок- это ребёнок, который выделяется яркими,очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.
Проблема одаренности представляет собой комплексную проблему, в которой пересекаются интересы разных научных дисциплин.
В своей работе с талантливыми учениками я, учитель русского языка и литературы, опираюсь на дифференциацию и индивидуализацию обучения, стараюсь предоставить этим детям самые разные возможности для раскрытия собственного потенциала.
Цель работы:
• создание условий для оптимального развития талантливых детей, чья одаренность на данный момент может быть еще не проявившейся, а также просто способных детей, в отношении которых есть серьезная надежда на качественный скачок в развитии их способностей.
Задачи:
•совершенствование системы выявления и сопровождения одарённых детей, их специальной поддержки;
•отбор среди различных систем обучения тех методов и приёмов, которые способствуют развитию самостоятельности мышления, инициативности и творчества;
•расширение возможностей для участия способных и талантливых школьников в муниципальных, краевых олимпиадах, научных конференциях, творческих выставках, различных конкурсах.
Практическая значимость работы заключается в том, что её результаты направлены на решение проблем повышения эффективности преподавания русского языка и литературы;
показывают возможность построения системы работы с талантливыми детьми.
Одаренного ребенка стараются воспитать и обучить таким образом, чтобы он
представлял интересы воспитавшего его общества. Но именно талантливые дети доставляют наибольшие проблемы при обучении. Это связано с их опережающим развитием и нетрадиционными взглядами на окружающий мир. Поэтому они не выполняют домашних заданий, не хотят изучать поэтапно то, что им уже известно.
На своих уроках я очень внимательно слушаю детей. Часто ненароком брошенная фраза может поменять всю концепцию урока. Так в 11 классе на уроке литературы, изучая творчество В.В. Маяковского, обучающие сравнивали образы и темы творчества двух поэтов одного времени – В.В.Маяковского и С.А. Есенина. В урок включила просмотр кинофрагмента из фильма «Сергей Есенин», когда два мастера слова участвуют в поэтическом поединке в Политехническом музее. Кто-то из детей прокомментировал: «Прямо баттл какой-то!» Так и родился урок-баттл: «С.Есенин и В.Маяковский – два лица одного времени". Интерес к такому уроку повышенный, ведь ребята сами предложили тему урока, форму его проведения, воплотили в жизнь с большим энтузиазмом.
Квест, баттл… Услышать по отношению к классическим произведениям эти неологизмы было странно. Но плохо ли это? Наверное, нет. Дети прочитали произведения и поняли их по-своему, дали современные определения.
К чему я привела эти примеры? Для того чтобы доказать, что сегодняшние дети – другие. А значит, и учить их следует по-другому, в том числе и работе с текстом.
Любой учитель скажет, что успеваемость и успешность ученика напрямую зависит от сформированности у него навыков чтения. Видимо, не случайно одним из первых положений Федерального государственного образовательного стандарта названо «смысловое чтение».
В разделе ФГОС «Филология» чётко определены следующие предметные результаты обучения: «овладение процедурами смыслового и эстетического анализа текста… формирование умений воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину жизни…».
К проблемам смыслового чтения педагоги в последнее время обращаются всё чаще, так как без умения быстро, осознанно читать, без навыков обработки информации ученику просто не обойтись. Наша задача - сформировать эту способность.
Например, в 10 классе при изучении романа И.А. Гончарова «Обломов» учащиеся выполняют работу под метафорическим названием «Кардиограмма чувств». На основе текста они анализируют, как изменялось чувство любви Обломова и Ольги, Обломова и Агафьи Пшеницыной, вычерчивают кривую, а в восьмом классе - композиционную кривую повести Н.В. Гоголя «Шинель».
При изучении пейзажной лирики С.А. Есенина даю группам следующие задания: нарисуйте цвета стихотворений, образы, опишите звуки, которые слышны в стихотворении, передайте настроение. Такое задание не что иное, как анализ лирического стихотворения, но выполненный в творческой форме.
Современных приёмов для формирования навыков осознанного чтения и работы с текстовой информацией много. Мы обязаны научить детей работать с разными текстами, и тогда мы не только реализуем положения ФГОС, но и поможем нашим детям развивать свой талант.
Привлечь учеников читать с желанием и интересом - цель внедрения в учебный процесс приёмов и методов технологии развития критического мышления. С большой радостью учащиеся участвуют в уроках, проводимых с использованием метода Э. де Боно «Шесть думающих шляп». В своей практике я давно применяю эту технологию, неоднократно делилась опытом работы со своими коллегами. Введение в обучение элементов технологии критического мышления позволяет организовать самостоятельную деятельность учащихся. Развивается творческий потенциал ребёнка и увеличивается активность; предоставляется возможность работать в парах, группах, общаться с товарищами, высказывать без боязни своё мнение. Учащимся нравится самостоятельно добывать знания, используя разнообразные формы работы и средства обучения. Сегодня можно с уверенностью говорить о том, что появилась большая заинтересованность учащихся в предмете.
Ещё немного об уроках, которые называют нетрадиционными. К таким формам урока относятся игровые, дискуссионные, оценочные уроки. Грань между ними очень слабая.
Урок-суд, например, можно рассматривать и как урок - ролевая игра, и как оценочный урок, и как интегрированный урок.
Изучая произведение Ф.М. Достоевского, учащиеся 10 класса принимают активное участие в подготовке и проведении урока-суда над Р.Р. Раскольниковым. Здесь и произнесение клятвы «говорить только правду», положив руку на томик Ф.М. Достоевского, и яркие выступления свидетелей защиты и обвинения, потерпевших. Выступление же Родиона Раскольникова было настолько убедительным, эмоциональным, образным, что ребята были ошеломлены этой «правдой-исповедью» главного героя романа, а ещё большим открытием урока был учащийся, выступивший в этой роли. ( В прошлом ученик, не проявивший выдающихся способностей да и прилежания в изучении моего предмета). В конце урока выносится справедливое, по мнению ребят, решение. Но итог урока для учителя неизмеримо больше – ведь ещё одна звёздочка загорелась на необъятном небесном просторе «Талант», а ребёнок приобрёл уверенность в себе и признательность в глазах окружающих. Хочется отметить, что «в игре не только развиваются или заново формируются отдельные интеллектуальные операции, но и коренным образом изменяется позиция ребёнка в отношении к окружающему миру и формируется механизм возможной смены позиции и координации своей точки зрения с другими возможными точками зрения.
Для выявления творческих способностей обучающихся на своих уроках и во внеурочное время, я использую очень простую методику.
Предлагаю следующее задание: придумать какой – нибудь необычный рисунок на основе кружочка. Результат этой работы самый разнообразный: смайлик, помидор, солнце… Я очень сожалею, когда получаю именно такие ответы, потому что это банальные, стандартные ответы, которые дают большинство ребят. Намного реже встречались, например, часы, след неизвестного животного, барашек... Это уже не банально, не стандартно. Иначе говоря, это творческие ответы, и даны они могут быть самыми обычными детьми, которых учителя не считают одарёнными.
На уроках развития речи по подготовке к написанию аудиоизложения в 8-9 классах использую приём «Фишбоун». Схема «Фишбоун» в переводе означает «рыбья кость». В «голове» этого скелета обозначена проблема, которая рассматривается в тексте. На самом скелете есть верхние и нижние косточки. На верхних косточках ученики отмечают названия микротем изложения. Напротив верхних – располагаются нижние, на которых по ходу вписываются факты, аргументы, приводимые автором в каждой микротеме. Записи должны быть краткими, представлять собой ключевые слова или фразы, отражающие суть фактов.
Кластер. Кластер – педагогический метод, который развивает вариантность мышления, способность устанавливать всесторонние связи и отношения изучаемой темы (понятие, явление, событие). Этот метод использую, в основном, при подготовке выпускников к Итоговому сочинению, на уроках-обобщения знаний по русскому языку и литературе.
Приём «Двойной дневник» использую для ежеурочной работы. По ходу чтения необходимо заполнить таблицу, состоящую из двух граф. В первую выписать фразы из текста, которые произвели наибольшее впечатление, вызвали согласие или протест, непонимание. Во второй графе даётся объяснение, что заставило выписать эти фразы, какие мысли и ассоциации они вызвали. Приём «Двойной дневник» устраняет трудность обнаружения личностного смысла при чтении. Рекомендую такие дневники использовать на уроках литературы, начиная с 5 класса.
Приём «Перекрёстная дискуссия».
Дискуссия проводится следующим образом: высказывается тезис «за»,приводятся аргументы, подтверждающие этот тезис; потом заслушивается тезис «против». Обмен тезисами продолжается до тех пор, пока не закончатся аргументы. После окончания дискуссии нужно принять однозначное решение и записать его в тетрадь,в таблицу. В зависимости от ответа учащиеся делятся на группы, обсуждают результаты перекрестной дискуссии, отбирают значимые аргументы и контраргументы, которые впоследствии оглашаются. По результатам полемики учащиеся пишут сочинение-миниатюру с одним из предложенных вступлений. Такой приём я использую на уроках литературы в 5-9 классах. Он является неким переходным этапом к проверению уроков по системе Э. Боно
На уроках русского языка в 5-7 классах использую приём Джигсо (работа с учебной информацией).
Это презентация изученного материала:
1. Талантливый ребёнок от каждой группы идёт в соседнюю и рассказывает им весь усвоенный материал по теме урока.
2. Слушатели группы выдают ему оценочный стикер за качество преподнесённого материала с комментарием к своей оценке.
При подготовке к сочинению – рассуждению в формате ОГЭ (15.3) на уроках русского языка использую Интеллект-карту – это графическое выражение процесса мышления: восприятия, обработки и запоминания информации. 

 Интеллект-карта имеет ряд преимуществ:
- легче выделить основную идею;
- внимание концентрируется не на случайной информации, а на существенных вопросах;
- быстрее и эффективнее запоминается и воспроизводится информация;
- структурный характер карты позволяет без труда дополнять её новой информацией.
Талантливые дети заполняют интеллект - карты самостоятельно, без помощи учителя. Составляя карты, т.е. рисуя мысли, учащиеся демонстрируют индивидуальный способ восприятия, обработки и представления информации. Деятельность становится наблюдаемой, более того, наблюдаемыми становятся и умения, формирующиеся у обучающихся в процессе деятельности. Интеллект-карта позволяет увидеть, насколько полно ученик усвоил информацию, как её структурировал и связал её элементы между собой.

Я представила некоторую часть используемых мной приёмов, методов и технологий, применяемых на уроках русского языка и литературы и во внеурочной деятельности, которые нацеливают деятельность каждого учителя на поддержку познавательного интереса своих учеников, формирование потребности и способности личности к саморазвитию, создание максимальных условий для развития одаренной личности.