Конспект открытого урока по литературному чтению К. Чуковский «Федорино горе» 2 класс


Тема: К. Чуковский «Федорино горе»
Цели: познакомить с творчеством К.И.Чуковского; познакомить со стихотворением «Федорино горе»; воспитывать чувство любви, добра и радости общения друг с другом на основе произведений автора; ответственное отношение к труду; формировать у детей навык выразительного чтения; развивать внимание, память, развивать словарный запас учащихся.
Планируемые результаты:
Предметные:
- читать произведение целыми словами;
-Знать звукопись как средство художественной выразительности;
-читать по ролям
Метапредметные:
-анализировать произведение, определять главную мысль, отражать её в чтении;
-участвовать в работе пары. Группы.
Личностные:
-проявлять интерес к чтению детской литературы;
-понимать, что детские книги утверждают принятые в обществе морально-этические ценности
-определять особенности юмористического произведения;
--характеризовать героя, используя антонимы
Оборудование: портрет К.Чуковского, выставка его книг, аудио- или видеозаписи его сказок; карточки ( текст для речевой разминки, задания).
Ход урока
Организационный момент
Долгожданный дан звонок -
Начинается урок.
Ум и сердце в работу вложи,
Каждой секундой в труде дорожи.
Речевая разминка. Постановка целей урока
1) Я приглашаю вас в гости к писателю, который сочинил чудесные сказки. (Раздается телефонный звонок с помощью игрушечного телефона).
Учитель:
У меня зазвонил телефон.
Кто говорит?
Дети: Слон.
Учитель: Откуда?
Дети: От верблюда.
Учитель: Что вам надо?
Дети: Шоколада.
Учитель:
И такая дребедень
Целый день.
Динь-ди-лень, динь-ди-лень, динь-ди-лень.
Вы узнали сказку? Кто ее написал?
2) Открывается портрет Чуковского.
В небольшом поселке Переделкино, под Москвой, есть веселый, обозначенный громадными разноцветными буквами терем-теремок. Местные жители называют его «дом дедушки Корнея».
Целый день здесь звенят детские голоса. И почти все выходят отсюда с радостными лицами. Вы, наверное, уже догадались, что это детская библиотека. А построил ее на свои деньги К.И. Чуковский. Конечно же, в библиотеке было много книг Чуковского, некоторые из них вы видите на выставке.
Ученик: А вы знаете, что Корней – не совсем имя писателя. По-настоящему его звали Николай Корнейчуков. Из своей фамилии он сделал имя и фамилию, и получилось Корней Чуковский.
Повторение
Вечером, когда библиотеке никого не остается, оживают сказки. Узнайте, из каких произведений эти отрывки (читают ученики – на карточках).
Вдруг из маминой из спальниКривоногий и хромой
Выбегает умывальник,
И качает головой".
"Но откуда ни возьмись
Маленький комарик
И в руке его горит
Маленький фонарик".
"Приходите к нему лечится
И корова, и волчица
И жучок, и червячок
И медведица".
Молодцы! Вы знаете много произведений Чуковского, а сегодня мы познакомимся еще с некоторыми.
Подготовка к восприятию
Сегодня у нас гости. И как гостеприимные хозяева устроим чаепитие. На доске мы соберем предметы, необходимые для чаепития. В зависимости от этапа нашей работы мы будем прикреплять эти иллюстрации к доске.
Что раньше стояло во главе стола при чаепитии? Послушайте, пожалуйста, загадку:
Он округлый, но не шар,
Медный - не монета,
В нём пылает алый жар,
Им вода согрета.
Чай готовить он мастак,
Чайник вспомнил даром!
Ведь зовут его в веках
Люди… (самовар)
Работа по теме урока
1) Сейчас мы прикрепим иллюстрацию самовара и прочитаем, какой этап работы нас ждет. «Определение автора произведения»
1. «Сапоги скрипят,
Каблуки стучат.
Будет, будет мошкара
Веселиться до утра.»(Муха-Цокотуха)
2. «Моем, моем трубочиста
Чисто, чисто, чисто, чисто!
Чисто, чисто, чисто, чисто!
Будет, будет трубочист
Чист, чист, чист, чист.(Мойдодыр)
3. Рыбы по полю гуляют,
Жабы по небу летают,
Мыши кошку изловили,
В мышеловку посадили. (Путаница)
4…И со слезами просил:
– Мой милый, хороший
Пришли мне калоши,
И мне, и жене, и Тотоше (Телефон)
Кто автор этих строк?
-Как вы думаете какое произведение мы будем читать на уроке? Чему будем учиться?
2) Выставляю блюдце (название произведения)
На листочках, на партах записаны цифры, перевернув их мы,получим буквы, из которых соберём название сказки, с которой познакомимся сейчас. Но чтобы узнать его, нам нужно отгадать шифр. На доске записан код, с помощью которого узнаем шифр.
6 3 7 1 2 8 4 1 5 1 2 3
Федорино горе
О – 1
И – 8
Н – 4
Д – 7
Ф – 6
Е – 3
Р – 2
Г – 5
3) Выставляю новое блюдце (словарная работа)
Словарная работа
Прежде чем мы начнём читать сказку, нам нужно разобрать слова, которые могут вызвать затруднения. У вас на партах лежат карточки под №2 , положите их перед собой. Сейчас я буду читать слово, а вы искать его значение из различных вариантов, предложенных на карточке.
Слова: корыто, растопырила глаза, кочерга, расфуфырили, помои, прусаки, кадушка, ушат.
Карточка 1.Определи значения трудных слов:
1.Большой продолговатый открытый сосуд для стирки;
2.Широко раскрыла;
3.Толстый железный прут с загнутым концом для перемешивания топлива впечи;
4. Сделали пушистыми;
5.Вода с пищевыми отходами, после мытья посуды;
6.Рыжий таракан
7. небольшая кадка-бочка с прямыми боками из дерева и одним днищем.
8. небольшая кадка с ушами.
4) Внимательно послушайте сказку и скажите, какое горе случилось с Федорой?
(Звучит запись в исполнении автора до слов " И тихую песню поет".)
5) Чтение и инсценировка заранее подготовленными учениками (УФедоры -
фартук и косынка, у остальных ребят - рисунки скалки, чашки, блюдца, утюга, кастрюли и самовара).
Федора:
"Ой, вы бедные сиротки мои, (инсценировка)
Утюги и сковородки мои!
Вы подите-ка немытые, домой,
Я водою вас умою ключевой.
Я почищу вас песочком,
Окачу вас кипяточком,
И вы будете опять,
Словно солнышко, сиять.
А поганых тараканов я повыведу,
Прусаков и пауков я повымету!"
Скалка: "Мне Федору жалко".
Чашка: "Ах, она бедняжка!"
Блюдца: "Надо бы вернуться!"
Утюги: "Мы Федоре не враги!"
Федора:
"Уж не буду, уж не буду
Я посуду обижать,
Буду, буду я посуду
И любить и уважать!
Кастрюля:
"Ну, Федора, так и быть,
Рады мы тебя простить!"
Чтение учениками
Физминутка.
Мы дружно трудились, немного устали.
Быстро и дружно за партами встали.
Руки в стороны - помашем,
Это птицы к нам летят.
Как они сядут, тоже покажем,
Крылья сложили назад.
6) Выставляется блюдце с чашкой (анализ текста)
- Писатель начал сказку с бегства посуды, а только потом объяснил причину этого бегства. Как вы думаете, почему К.И.Чуковский построил свою сказку так? (Чтобы было интереснее потом).
- А теперь давайте найдём в тексте, как К.И.Чуковский говорит об убегающей посуде.стр. 13.
Найдите и прочитайте строки о ножах. Сколько раз автор употребил слово "держи"? Как вы думаете, почему? (он хочет предать очень быстрое движение - стремительное бегство посуды).
- Какой звук повторяется? Слышите повтор звука [ж] помогает нам услышать скрежет убегающих ножей. Вот ножи бегут, друг о друга стучат, скрежещут: ж – ж – ж.
- Какие звуки могут издавать чайник и кофейник? А теперь прочитайте, как это предано в тексте.
- Как бегут утюги, прочитайте. Почему они покрякивают? (так как они были тяжелее, чем другие вещи и бегать им не так уж легко).
- Почему блюдца не идут быстро, не бегут, а несутся? (они круглые, мчатся, не могут остановится и налетают, натыкаются на стаканы).
А теперь прочитаем, как убегают блюдца с.14
- Что мы слышим, когда произносим в этих строчках дзынь – дзынь и повторяем звук [з] ?Действительно, дзынь очень похоже на звук разбивающегося стекла. Так поэт не только рассказывает о событиях, но и помогает услышать их.
- Каким голосом может говорить самовар, когда он призывает посуду спасаться от неряхи?
- Можно сказать, что посуде жилось очень плохо?
- А что происходит с Федорой? Какой она была в начале и в конце сказки? (ленивая, неряшливая – заботливая)- Жалко ли вам Федору
- Как автор относится к Федоре? (осуждает, сочувствует, жалеет)
- Чем закончилась сказка? (Федора исправилась.Посуда вернулась.)
- Что говорит самовар в конце сказки? Почему самовар называет героиню по отчеству “Федора Егоровна!” (Простил, уважает, т.к. Федора исправилась.)
- Какая это сказка: шутливая, грустная, серьезная, веселая? (Шутливая, но есть и серьезный смысл).
- Чему учит писатель? (Внимательному отношению друг к другу. Доброте. Порядку).VI. Рефлексия. Подведение итогов
- Что вы узнали на уроке?
- За что вы похвалили бы себя?
- Что у вас особенно получилось?
- Какое произведение вы изучали на уроке?
- Оно только веселит или еще чему-то учит?
Домашнее задание: Подготовиться к выразительному чтению сказки «Федорино горе».