Интегрированный урок по литературе, музыке и изобразительному искусству (6 класс)


МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГИМНАЗИЯ №11 Г. ПЯТИГОРСКА СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ
ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК ЛИТЕРАТУРЫ, МУЗЫКИ,ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА ИЗ ЦИКЛА«ВРЕМЕНА ГОДА»
6 КЛАСС
ТЕМА: « ДОБРО ПОЖАЛОВАТЬ В ЛЕТО!»

ТВОРЧЕСКАЯ ГРУППА УЧИТЕЛЕЙ: Харатян Э.Г., Барановой Л.В., Чеботаевой С.А.

г. ПЯТИГОРСК, 2017
Интегрированный урок литературы, музыки, изобразительного искусства из цикла «Времена года».
6 класс
Тема: «Добро пожаловать в лето!»
Цели и задачи:
познакомить с произведениями выдающихся композиторов, художников, поэтов и писателей;
обобщить и объединить в систему уже накопленных представлений о культуре русского народа;
развивать эстетическую, эмоциональную отзывчивость к произведениям изобразительного искусства, литературы, музыки; учить видеть красоту и радоваться ей; формировать патриотические чувства детей.
Зрительный ряд:
выставка рисунков «Добро пожаловать в лето!»; слайды;
детские сочинения «Как я провёл лето».
Музыкальный ряд:
Произведения русских и зарубежных композиторов.
Оборудование: компьютер, мульмедийный проектор, магнитофон.
Сценарий.
1 слайд (титульный)
Организационный момент.
Сообщение темы. Постановка целей и задач (знакомство с творчеством выдающихся деятелей искусств, изображавших, воспевавших в своих произведениях русскую природу летом).
Работа по теме.
Учитель литературы:
- Сегодня, мы с вами в четвёртый раз собираемся в этом зале, чтобы в очередной раз поговорить о временах года. Мы снова совершим необычайное путешествие в удивительный мир, теперь уже летом. Нашими проводниками станут замечательные композиторы, писатели, поэты, художники-живописцы.
Послушайте рассказ «Какие вы счастливые» по В.А. Сухомлинскому.
слайд
Какие вы счастливые!
- Дети, видели ли вы, как на рассвете поднимается заря?
-Нет, не видели, - отвечают дети.
-А видели, как соловей пьёт утреннюю росу?
-Нет, не видели.
-А как шмель чистит крылышки на цветке, в котором он спал ночью?
-Нет, не видели.
-Какие вы счастливые, дети! Вы увидите много красивого. Я поведу вас на берег пруда, и вы увидите, как восходит утренняя заря. Мы сядем в кустах, затаив дыхание, и увидим, как соловей пьёт капли росы. Придём к большому цветку и захватим там ленивого шмеля, который только что проснулся и чистит крылышки...
Вы счастливые, дети, потому что сможете всё это увидеть!
Итак, добро пожаловать в лето!
слайд (видеоролик)
слайд (пейзаж «Бор»)
-А теперь, после просмотра видеоролика, большие выдумщики и мудрые наблюдатели жизни и природы, выдающиеся классики, научат видеть новое и радоваться ему..
Учитель(чтение отрывка из произведения И.Бунина «Первая любовь»):
«Лето, именье в лесном западном краю. Весь день проливной свежий дождь, его сплошной шум по тесовой крыше. (...) Но вот, часа в четыре, дождь светлей, реже. (...) А к закату совсем чисто, тишина, успокоенье... Уже синеет вечер. (...) Бор душист, сыр и гулок: чей-то дальний голос, чей-то протяжный зов или отклик долго отдаётся в самых дальних чащах. Просеки кажутся узки, пролёты их стройны, бесконечны, уводят своей вечерней далью. Бор вдоль них величаво громаден, стоит темно, тесно; мачты в его верхушках голы, гладки, красны; ниже они серы, корявы, мшисты, сливаются друг с другом: там мхи, лишаи, сучья в гнили и ещё в чём-то, что висит подобно зеленоватым космам сказочных лесных чудищ, образуют дебри, некую дикую русскую древность. А пока выходишь на поляну, радует юная сосновая поросль: она прелестного бледного тона, зелени нежной, болотной, легка, но крепка и ветвиста; вся ещё в брызгах и мелкой водяной пыли, она стоит как бы под серебристой кисеёй в; блёстках».
слайд (пейзаж «Мачтовый лес») коллаж
Ученик 1 (А.А.Прокофьев)
Как хорош этот мачтовый лес,
Он под ветром натянут до звона,
Доросли до высоких небес
Молодые зелёные кроны.
Ученик 2
Как пригожа берёзок гряда!
Бьёт зелёный прибой у дороги,
Им без устали моет вода Без того побелённые ноги.
Ученик 3
Колокольцев лиловых в лугах Льётся звон по родимой сторонке,
Вешний луч, предзакатный и тонкий,
Лось несёт на ветвистых рогах!
Ученик 4
Никнут купы плакучих берёз
Там, где ветер гуляет на воле...
Я люблю эту землю до слёз
За былинку последнюю в поле!
6 слайд («Голубая, тающая даль», коллаж)
Ученик 5
Ветви кедра - вышивки зелёным
Тёмным плюшем, свежим и густым,
А за плюшем кедра, за балконом –
Сад прозрачный, лёгкий, точно дым:
Ученик 6
Яблони и сизые дорожки,
Изумрудно-яркая трава.
На берёзах - серые серёжки
И ветвей плакучих кружева,
Ученик 7
А на клёнах - дымчато-сквозная
С золотыми мушками вуаль,
А за ней - долинная, лесная,
Голубая, тающая даль.
Учитель изобразительного искусства:
- Мы слушали стихотворение А.Прокофьева о природе нашей страны: о её могучих лесах, бескрайних степях, где ветер гуляет на воле, о живописных речках и чистой зелени прибрежных полян с луговыми цветами, и мне вновь захотелось обратиться к творчеству выдающегося художника И.И.Шишкина.
7 слайд (картины Шишкина)
- И.И.Шишкин стал знаменитым пейзажистом, создавшим величественную эпопею русского леса. В его картинах лес изображён, словно русский богатырь. Да и сам художник на фотографиях удивляет своей былинной осанкой.
«Мачтовый лес». Многие образы художника стали символами нашей национальной жизни. И.Е.Репин писал: «Пейзаж нам дорог не потому, что фотографически верно отражает природу, он доносит до нас глубоко личное отношение художника к природе, его понимание красоты.
«Корабельная роща». Более всех деревьев любил Шишкин сосны и дубы; первые за изящество, вторые - за могучую силу.
«Утро в сосновом бору». Картину эту называют «символом русского искусства». Предполагается, что её сюжет подсказал автору передвижник К.Савицкий, он же написал медведей.
«Дубы». Конкуренцию соснам может составить разве что этюд «Дубы» с его сочной радостной живописью и выразительным пейзажем.
«Рожь». Содержание этой картины раскрыто самим художником: «Раздолье, простор, угодье. Рожь. Божья благодать. Русское богатство».
Учитель музыки:
Трудно не вспомнить здесь о тех, кого мы именуем «русскими классиками культуры». С.Рахманинов, П.Чайковский и многие другие творцы вышли из описанных и с прекрасных пейзажей русской природы, и они тоже, как и мы, любовались красотой бесконечных просторов нашей Родины с огромным небом и плотным, как бы разноцветным воздухом.
8 слайд («Просторы», коллаж)
Прослушание музыкальной пьесы П. Чайковского «Июнь» под смену картин с русскими пейзажами.
Учитель литературы:
9 слайд («Июль», пейзаж)
- Солнечный, жаркий, с короткими ливнями июль - самый разгар лета. В воздухе аромат цветов и трав. Пышно разросся клевер, донник, можно собрать букет из звёздчатых гвоздик, колокольчиков, ромашек. Поспела земляника, кое-где уж красные ягоды малины.
Все краски лета яркие и сочные. Синева неба становится всё гуще. Лето - это пора тёмно-зелёной листвы, ягод, пёстрых лугов, разнотравья, цветов и насекомых.
10 слайд («Озеро, лебеди»)
Ученик 8 (И.Никитин «Утро на берегу озера»)
Ясно утро. Тихо веет тёплый ветерок;
Луг, как бархат, зеленеет, в зареве восток.
Окаймлённое кустами молодых ракит,
Разноцветными огнями озеро блестит.
Тишине и солнцу радо, по равнине вод Лебедей ручное стадо медленно плывёт;
Вот один взмахнул лениво крыльями - и вдруг Влага брызнула игриво жемчугом вокруг.
Ученик 911 слайд («Луга»)
Лето.
Ярко солнце светит,
В воздухе тепло,
И, куда не глянешь,
Всё кругом светло.
По лугу пестреют
Яркие цветы,
Золотом облиты
Тёмные листы.
Дремлет лес: ни звука –
Лист не шелестит,
Только жаворонок
В воздухе звенит.
(И. Суриков)
12 слайд («Летний пейзаж»)
Ученик 10 (Ф.Тютчев «Сияет солнце, воды блещут»)
Сияет солнце, воды блещут,
На всём улыбка, жизнь во всём,
Деревья радостно трепещут,
Купаясь в небе голубом.
Поют деревья, блещут воды,
Любовью воздух растворён,
И мир, цветущий мир природы,
Избытком жизни упоён.
Учитель изобразительного искусства:
-Сегодня мы познакомимся с творчеством выдающегося русского пейзажиста 19 века Архипом Ивановичем Куинджи. Он по- новому использовал возможности света и тени в живописи, цветовой контраст, добиваясь выразительной передачи световых и цветовых оттенков природы, солнечного и лунного освещения.
13слайд (А.И.Куинджи)
-А.И.Куинджи был добрым человеком. Может, потому его полотна насыщены светом и радостью? Он любил людей. И будучи обеспеченным человеком, всю жизнь помогал всем нуждающимся
«Лунная ночь на Днепре». Настоящее лунное сияние исходит от холста. Никому из живописцев не удавалось создать столь завораживающее полотно.
«Днепр утром». Злобные скептики утверждали: художник использовал какие- то светящиеся краски.
«Эльбрус». Настоящий праздник красок, волшебство игры света дарит нам Куинджи в этой картине.
«Море. Крым». Фокус, шарлатанство! - не более того. Наиболее дотошные пытались даже заглянуть за раму, думая обнаружить там лампочку.
«Берёзовая роща». И.Репин писал: «Иллюзия света была его Богом, и не было художника, равного ему в достижений этого чуда живописи. Войдём в тихую, свежую тень берёзовой рощи. Пройдём по лесной полянке с цветущими колокольчиками. Мир украшен травой полевой, ромашками, золотыми одуванчиками. Мир звучит голосами нежных птиц небесных...
слайд («Ромашки»)
Ученик 11 (С.Красиков «Ромашки»)
Посреди лугов увядших,Опалённых жарким зноем,Белокурые ромашкиПоднимаются прибоем,Белокурые ромашкиТравы красят белой кистью,
И звенит-звенит протяжноЖаворонок в синей выси.
слайд («Одуванчики»)
Ученик 12 (В .Рахманов «Одуванчики»)
Как солнечные зайчики,
Как золотой салют,
Сверкают одуванчики, Мелькают там и тут.
Но лето знойное пришло -И всё вокруг белым-бело:
Летят, летят среди жарыНад лугом белые шары!
А где же одуванчики?
Где солнечные зайчики?
И где волшебные огни,
Куда же спрятались они?
слайд («Цветы»)
Ученик 13 (неизвестный автор)
Милые цветочки во полях цветут,
Ярко там пестреют, мало так живут. Быстро отцветают - в несколько деньков.
Но они питают резвых мотыльков... Хлопотливых пчёлок, мошек и жучков.
слайд («Пейзаж»)
Ученик 14 (И.Бунин «Детство»)
Чем жарче день, тем сладостней в боруДышать сухим смолистым ароматом,
И весело мне было поутруБродить по этим солнечны палатам!
(Повсюду блеск, повсюду яркий свет,Песок - как шёлк… Прильну к сосне корявойИ чувствую: мне только десять лет,
А ствол - гигант, тяжёлый, величавый.)Кора груба, морщиниста, красна,
Но так тепла, так солнцем вся прогрета!
И, кажется, что пахнет не сосна,
А зной и сухость солнечного света.
слайд («Кувшинки»)
Ученик 15 (А.Плещееев «Былое»)
Картины далёкого детства
Порой предо мною встают...
И вижу опять я знакомый,
Весь в белых кувшинчиках пруд.
Вокруг него тёмная чаща,
Где сотни звучат голосов;
И узкая вьёмся тропинкаК нему между цепких кустов.
слайд (Животные)
Учитель изобразительного искусства:
- Красотой природы насыщаешься, как пищей. Мы уже говорили о том, как много украшений в лесу. Природа щедро украсила листья, цветы, деревья, лесных жителей. Красотой их не налюбоваться.
Многие люди бранятся зверем, хуже нет, когда скажут: «Вот настоящий зверь». А между тем у зверей этих хранится бездонный запас нежности. Сколько заложено в природе любви - можно видеть, когда дети зверей разлучаются с родной матерью и на место родной становится другая. Человеку есть чему научиться у братьев наших меньших.
Учитель музыки
слайд («Пейзаж»)
-Когда люди вспоминают детство, вспоминаются обычно те самые весёлые летние дни. Вот вы стоите почти по подбородок в траве среди множества ароматных колокольчиков, сладких розовых кашек, васильков... Кругом стрекотание, жужжание. Зелень, воздух вокруг пронизан медовым солнечным светом. На зелёном лугу, над травами носятся стрекозы в огромных выпуклых солнцезащитных очках, звенят цикады, бабочка развернувшимся хоботком-пружинкой тянет сок из цветка, у кукушки, свой диковинный духовой инструмент из дерева... Кузнечик с добрым лицом мудреца надел зелёный фрак на прозрачные крылышки и заиграл на скрипке. Какая у них там музыка, какую песню они исполняют? Не эту ли?
(Учащиеся исполняют песню.)
- Лето. Смысл этого слова все понимают, как большие перемены, уход от привычных дел, новые приключения с друзьями. В конце концов, общение с природой - на речке, в лесу, на лугах.
Итак, лето - это пора хорошего настроения, любимая пора детей - время веселья, беззаботности и радости. Школьники и студенты заканчивают учебный год, и наступают самые продолжительные летние каникулы, о которых потом приятно вспоминают.
Давайте и мы с вами вспомним, как это было.
слайд («Летний отдых», коллаж)
Учитель изобразительного искусства
-А сейчас, по традиции мы побываем в детской художественной мастерской. Вы увидите работу наших учащихся на летней практике и оцените произведения, которые вышли из-под их кистей.
слайд («Детская художественная мастерская»)
Подведение итога.
-Вот и подошёл к концу ещё один урок, посвящённый лету.
Мы думаем, что наши старания донести до ваших сердец красоту окружающего мира не напрасны. Вы научились видеть, как красива земля, вода, небо! Красота природы буде вдохновлять вас на протяжении всей жизни. Позвольте закончить наш урок замечательными словами поэта М. Пляцковского:
23 слайд (Яркие летние пейзажи, коллаж)Мы любим лес в любое время года,Мы слышим речек медленную речь...Всё это называется природа,Давайте же всегда её беречь!
В лугах ромашки солнечного цвета,Такие, что светлей на свете жить.
Природой называется всё это,Давайте же с природою дружить!
Летят, звеня, дождинки с небосвода,Клубится на заре тумана дым…
Всё это называется природа,Давайте же сердца ей отдадим!
Прекрасный вальс танцует с ветром лето,Дрожит в окне вечерняя звезда...Природой называется всё это,Давайте же любить её всегда!