Технологическая карта урока русского языка в 1 классе по теме: Алфавит


Технологическая карта урока Ф.И.О. Филиппова Татьяна ВасильевнаПредмет: Русский языкКласс: первыйТип урока: урок закрепления знаний учащихся
Тема  «Алфавит»
Цель  Формировать умение распределять слова по алфавиту, формировать навыки каллиграфического письма, способствовать орфографической зоркости .
Задачи Образовательные: формировать умения располагать слова в алфавитном порядке.Развивающие:
а)регулятивные: управление своей деятельностью, контроль и коррекция, инициативность и самостоятельность.
б)коммуникативные: речевая деятельность навыки взаимопонимания и сотрудничества.
в)познавательные: работа с информацией.Воспитательные: прививать чувство товарищества, взаимовыручки.
УУД ЛичностныеУУД:  позитивно участвуют в коллективной работе, умеют входить в коммуникацию с учителем и друг с другом, соблюдают нормы речевого этикета и правила устного общения
 Регулятивные УУД: принимают учебную задачу, соотносят свои действия с задачей, ищут способ её решения, осуществляя пробы.
 Коммуникативные УУД: оформляют диалогические высказывания в соответствии с требованими речевого этикета.
Познавательные УУД: способствуют обобщению знаний об изученных буквах алфавита.
Планируемые результаты Предметные: обучающиеся научатся: правильно называть все изученные буквы и находить их место в алфавите или разрезной азбуке; получат возможность научиться: объяснять , как появилось в русском языке слово азбука.
Личностные: принимают учебную задачу, соотносят свои действия с этой задачей, ищут способ её решения, осуществляя пробы.Метапредметные:
Регулятивные: умеют оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки.
Познавательные: общеучебные – осуществляют поиск необходимой информации для выполнения учебной задачи в художественном тексте (стихотворении) и алфавите; логические – сравнивают алфавит с буквами, которые описываются в стихотворении.
Коммуникативные – учитывают разные мнения и стремятся к координации различных позиций в сотрудничестве; распределяют роли и очередность действий при работе в паре.
Основные понятия  Алфавит, слова с непроверяемым написанием
Межпредметные связи  Связь с литературным чтением
Ресурсы:
 Основные
 Дополнительные  Таблица «Алфавит»
Презентация.
Буквы алфавита для рефлексии.
Музыкальное сопровождение физкультминутки
Формы урока Ф - фронтальная, И – индивидуальная, П – парная, Г – групповая
Технология  Технология личностно-ориентированного обучения, деятельностного подхода.
Дидактическаяструктура урока Деятельностьучеников Деятельностьучителя Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов Планируемые результаты
Предметные УУД
Организационный моментВремя: 2 мин  Проверка готовности к уроку, правила посадки .  Включение в деловой ритм.
-Ребята, рассмотрите цветы, которые изображены на открытках. Что вспоминаете вы, глядя на них? Что вам хочется рассказать об этих цветах? Чем похожи они на людей?
-Яркие и нежные, все они таят в себе красоту природы и очень напоминают красоту глаз. Слов, движений, поступков.
-Вы так же, как эти цветы, дарите мне при встрече прекрасное настроение и наполняете моё сердце любовью. Я надеюсь, что и работать мы будем на уроке дружно, уважая и любя русский язык.     Регулятивные УУД: пошаговый контроль своих действий.
Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельностиВремя: 2 мин  Между «л» и «н» расположена буква «м»
-После буквы «р» стоит буква «с»
- Не всегда легко.  
-Легко ли отвечать на такие вопросы?  -Назовите букву, которая находится между «л» и «н».
-Какая буква находится после «р»?
-Назовите букву, которая находится перед «э»?
     
Постановка учебной задачи Время: 2 мин. - Знание порядка расстановки букв алфавита .Где можно использовать алфавит в жизни?  
-Послушайте стихотворение:
- Сегодня на уроке мы повторим русский алфавит и научимся распределять слова по алфавиту.  -Какое знание нам поможет, чтобы быстро и правильно отвечать на вопросы?
   Коммуникативные УУД: ставят перед собой цель на уроке.
Формирование навыков каллиграфического письма. Время:5 мин.  
 
- Имена , фамилии, отчества людей пишутся с заглавной буквы. 
Запись учащимися заглавных букв в тетрадь
-Лена, Аня, Маша, Ярослав
Учащиеся записывают имена в тетрадь, подчеркивают простым
карандашом заглавные буквы  -Найдите одинаковые элементы заглавных букв Л,А,М,Я.
-С какой буквы пишутся имена людей?
 
 
-Восстановите буквы
-Назовите недостающие элементы букв.  -Проведите графический анализ заглавных букв А и Я.
-Запишите эти заглавные буквы в тетрадь.
 
-Назовите имена людей, начинающиеся с заглавных букв Л,А,М,Я
-Запишите слова Мила, Яков в тетрадь. Подчеркните заглавную букву в словах.
-Запишите эти строчные буквы каллиграфически правильно.  
 
   
Работа над словами с непроверяемым написаниемВремя: 5 мин.  
 
- Это словарные слова.
Уч…ник, б…рёза, ру…кий, …зык, д…рога, кла…, г…род, г…зета.   -Мы уже знаем правописание нескольких слов с непроверяемым написанием.
-Какие это слова?
-Распределите слова с непроверяемым написанием по алфавиту.
- Как вы думаете, как распределяются слова, которые начинаются с одной и той же буквы?
-Какое слово будет записано первым – город или газета?Почему?
-Проверьте свою работу.
-Какое слово в этой группе может быть «лишним»? Почему? -Назовите.
-В этой группе есть два слова, которые начинаются с одной буквы.
-Запишите слова с непроверяемым написанием в алфавитном порядке, вставляя пропущенные буквы.
-Поставьте ударение, подчеркните орфограммы.    Познавательные УУД: правильно называть буквы русского алфавита, объяснять необходимость существования алфавита.
Закрепление знаний учащихся Время:
Работа над фразеологизмом - Находим объяснение словаре, правило в учебнике.
Чтение детьми алфавита, правильно называя каждую букву.
-Где можно использовать в жизненных ситуациях?
-ъ, ь.
Я- последняя буква в алфавите.
-От «А» до «Я» означает учесть всё необходимое: от начала до конца».  -Как вы поступаете, если встречаете незнакомое слово или что-то непонятное в задании?
-Работать будем в учебнике
-Прочитайте название каждой буквы алфавита по установленному порядку
-Что вы хотели бы узнать новое об алфавите?
- Сколько букв в алфавите?
- Сколько гласных? согласных?
-Какие буквы обозначают гласные звуки?
-Назовите буквы, которые обозначают два звука.
-Какие буквы имеют в своём названии два слова?
-Назовите буквы, которые звуков не обозначают.
-Какие буквы не могут стоять в начале слова?
-Почему гласных звуков меньше, чем гласных букв?
-Для чего служат твёрдый и мягкий знак?
-Найдите и подчеркните мягкие согласные звуки в пословице.
-Как объясните смысл фразеологического оборота: « От А до Я»?  

-Прочитайте пословицу.
-Найдите и подчеркните мягкие согласные звуки в пословице.
 Предметные УУД: правильно называть все изученные буквы и находить их место в алфавите.  Коммуникативные УУД: приводить примеры использования алфавита в своей учебной и жизненной практике.
Закрепление изученного материала
Время: 14 мин.Этапы:
1.Работа в парах
2.Распределение слов в алфавитном порядке по группам:

Учащиеся расставляют названия игрушек в алфавитном порядке
Работа в тетрадях
Работа в тетрадях
Учащиеся
3 группы строятся со своими буквами в алфавитном порядке
Активист группы защищает работу своей группы. А теперь будем пользоваться алфавитом на практике и расставлять слова по порядку
-Запишите самостоятельно названия птиц, животных, начинающиеся на букву к
-Чтобы прочитать, надо буквы выстроить по высоте
-Учитель раздает буквы алфавита .
-Проверим, как вы выполнили задания по группам. Начнем с 3группы.
-Молодцы, ребята! -Расставьте названия игрушек по алфавиту.
Кукла , мяч, барабан, ёжик, обруч, зайка, автомобиль, мишка, автобус, пазлы.
1 группа: игра «Кто больше?»
2 группа:задача-игра3 группа: игра «Каждой букве – свое место» Коммуникативные УУД: договариваться об очередности действий при работе в группах, парах
Личностные УУД: принимают учебную задачу, соотносят свои действия с этой задачей, ищут способ её решения, осуществляя пробы.
ФизкультминуткаВремя: 2 мин. Ученики выполняют движения, согласуя со словами Как солдаты на параде,
Мы шагаем ряд за рядом.
Левой – раз, левой – раз,
Посмотрите все на нас.
Все захлопали в ладошки
Дружно, веселее!
Застучали наши ножки – Громче и быстрее!
Завертелись наши ручки,
Снова опустились.
Мы на месте покружились
И остановились. Регулятивные УУД: осуществляют пошаговый контроль своих действий, ориентируясь на показ движений учителя, осуществляют профилактику утомления, ориентируются на здоровый образ жизни, активно участвуют в физкультминутке..
Закрепление изученного материала
Время: 10 мин.
Б.В.Заходер «Винни –Пух и все-все-все»
С.Я.Маршак «Кошкин дом»
К.И.Чуковский «Мойдодыр»
С.В.Михалков «Дядя Степа»
А.Л.Барто «Про ленивого Федота»
-Послушайте отрывки из произведений детских писателей и поэтов.
Вот горшок пустой,
Он предмет простой,
Он никуда не денется,
И потому горшок пустой,
И потому горшок пустой,
Гораздо выше ценится!
Скажи ты нашей тетке:
Мы круглые сиротки,
Изба у нас без крыши,
А пол прогрызли мыши,
А ветер дует в щели,
А хлеб давно мы съели…
Скажи своей хозяйке!
Рано утром на рассвете
Умываются мышата,
И котята, и утята,
И жучки,и паучки.
Ты один не умывался
И грязнулею остался,
И сбежали отгрязнулиИ чулки и башмаки.
Потому что всех быстрее,
Без особенных трудов
Он снимал ребятам змея
С телеграфных проводов.
И того, кто ростом мал,
На параде поднимал,
Потому что вседолжныВидеть армию страны.
У него одна работа –
Он с утра скорейв гамак.
Мы узналипро Федота
И решили так:
Подлетим к нему вдвоем
И лентяя заклюём.
-Представьте себе, что вы работаете в библиотеке , и ваша задача – расставить книги этих писателей в алфавитном порядке
- Как вы думаете, для чего необходимо это делать?
-С какой буквы пишутся имена и фамилии людей?
-Проверьте свою работу.
- Отгадайте зашифрованное слово из учебника
-Составьте предложение со словом «лиса» -Кто автор этих строк?
-Как называется произведение?
-
Запишите фамилии детских писателей и поэтов по алфавиту.
Подчеркните заглавные буквы.
-Запишите слово «лиса» в тетрадь. Поставьте ударение и подчеркните орфограмму. Коммуникативные УУД: учитывают разные мнения и стремятся к координации различных позиций.
Рефлексия Время: 3 мин
-Я научился правильно называть буквы русского алфавита.
-Я запомнил как расставить слова, если первые две буквы одинаковые. -Как распределяются по алфавиту слова, начинающиеся с одной буквы?
-Оцените свою работу.
Если комфортно было на уроке и тему урок вы поняли, заштрихуйте целую букву. Если требовалась помощь учителя, соседа по парте, заштрихуйте половину буквы «Я». -Что произвело на вас особое впечатление?
-Считаете ли вы сведения , полученные на уроке ценными для вас? Регулятивные УУД: оценивают правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки.