Конспект урока по ИЗО на тему Цвет как средство выражения. Теплые и холодные цвета


ГБПОУ «Дзержинский педагогический колледж»
Разработала:
Тимофеева Мария Андреевна
Студентка гр. ПНК-4
Конспект урока изобразительного искусства
В 1 «А» классе
Тема урока: Цвет как средство выражения. Теплые и холодные цвета
Методист: Смирнова А.В________
Учитель: ____________________
Дзержинск 2016
Тема: Цвет как средство выражения. Теплые и холодные цвета
Тип урока: изучение новых знаний
Цель урока: Научить составлять теплые и холодные цветовые гаммы.
Задачи урока:
Учить приемам смешивания красок на палитре;
Учить получать оттенки через смешивание красок и использовать их в рисунке;
Развивать умения и навыки работать с акварелью, гуашью;
Развивать чувство прекрасного при выполнении рисунка;
Развивать творчество и фантазию, память и воображение;
Воспитывать интерес к изобразительному искусству;
Оборудование
для учителя: наглядные пособия, раздаточный материал.
для учащихся: листы бумаги, акварель, кисти, баночка с водой, тряпочка
Зрительный ряд: иллюстрации художников; План урока:
1. Организационный момент - 2 мин.
2. Целеполагание - 5 мин.
3. Введение в тему урока - 6 мин.
4. Физминутка - 2 мин.
5. Творческая практическая деятельность учащихся - 25 мин.
6. Рефлексия - 5 мин.
Планируемые результаты:
Личностные:
- проявлять положительное отношение к школе и учебной деятельности;
- участвовать в оценке работ, ответов одноклассников на основе критериев успешности учебной деятельности;
- иметь представление о многообразии цветов;
- стремление к самообразованию, самоконтролю и анализу своих действий.
Регулятивные:
- применять и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения;
- ставить и формулировать для себя новые задачи в познавательной деятельности, развивать мотивы и интерес;
- организовывать свою деятельность, определять ее цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты;
- выполнять учебное действие в соответствии с заданием.
Коммуникативные:
- организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и со сверстниками;
- работать индивидуально;
- допускать существование различных точек зрения, договариваться, приходить к общему решению;
- формулировать собственное мнение и позицию, задавать вопросы.
Планирование и оформление доски:




Ход и структура урока
Этап урока Цели этапа Деятельность учителя Деятельности учащихся Используемые формы методы и средства Формируемые УУД
Организационный момент Создание эмоционального настроя
Самооценка готовности к уроку Встали ровно, прозвенел звонок. Начинаем наш урок.
Садитесь.
Проверка готовности класса к уроку
Перед началом работы прошу проверить готовность:
лист бумаги (альбом), краски, кисти, воду, тряпочку. Встали, приветствуют учителя. Настрой на урок.
Самооценка готовности к уроку. Фронтальная,
Словесный метод.
Регулятивные УУД
Целеполагание Определение цели урока Послушайте сказку.
«Солнышко захотело полюбоваться на себя в зеркало. Но где же его взять на небе? Там только ветер, тучи, облака.
- Я помогу тебе, - предложило маленькое белое Облако.
- А как? - спросило Солнышко.
- Подтолкни меня своим лучиком так, чтобы я подпрыгнуло! - засмеялось Облако.
Солнышко тут же несколькими лучиками подтолкнуло белое Облако.
От этого из Облака одна за другой пролились на землю капельки воды - дождик. Каждая капелька попадала на солнечный лучик так, что он мог в ней видеть свое отражение. Оно было очень красивым и разноцветным.
- Как я хочу, чтобы все на Земле увидели, какое я красивое! - ¬воскликнуло солнышко.
И тут произошло чудо: на небе появились разноцветные дуги.»- Что это было?
Правильно. После дождя солнечные лучи проходят сквозь дождевые капельки и на небе появляется многоцветная радуга. Цвета радуги располагаются в строгом порядке.
- Есть специальная поговорка для запоминания их порядка. Кто ее знает?
- Верно. Первая буква каждого слова обозначает первую букву в названии цвета. Назовите эти цвета.
Оказывается, все цвета рождаются из прозрачного солнечного лучика.
- Как вы думаете, что получится, если соединить концы цветной радуги-дуги в колечко?
Получится цветовой круг.
(Учитель вывешивает пособие «Цветовой круг».)
-Он расскажет нам, как, используя одни его цвета, нарисовать морозные узоры, прохладную воду, лед. А другие его цвета напоминают нам о жарком лете, пылающем огне, теплом солнышке. Внимательно слушают сказку, отвечают на вопрос
- Радуга
- Каждый охотник желает знать, где сидит фазан.
- Красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый. Фронтальная,
Словесный метод.
Познавательные УУД
Регулятивные УУД
Введение в тему урока Проявление интереса к теме Сегодня к нам в гости пришли 2 девочки.
(Учитель вывешивает изображения девочки Льдинки и девочки Огонька.)
- Это Девочка Льдинка пришла с подружкой, девочкой Огоньком. Какие краски прячутся в платьице девочки Льдинки, а какие у девочки Огонька ?- Что вам напоминают синий, фиолетовый, голубой цвета?
Темно-синий вечер,
Голубой рассвет,
Льдинки и снежинки,
Их холодный свет.
Прохладу нарисуем сине-голубой –
Зимнюю картину видим мы такой.
- Это холодные цвета.
- Что напоминают вам желтый, оранжевый, красный?
Жаркое солнце,
Теплый песок,
Ярко-оранжевый в поле цветок.
Самым горячим, красным и желтым,
Знойное лето цветом наполним!
-Это теплые цвета.
- Почему так называют цвета - теплые и холодные? Одинаковы ли они по настроению?
-Я приглашаю вас на выставку, где можно увидеть работы художников.
(Учитель показывает репродукции картин В. Ван Гога «Подсолнухи», М. Врубеля «Демон поверженный» и др.)
- Найдите работы, выполненные в холодной цветовой гамме.
- Покажите работы, выполненные в теплой цветовой гамме.
-В творчестве любого художника есть периоды, в которые он отдает предпочтение той или иной цветовой гамме. Так, испанский художник П. Пикассо в одно время работал с холодными цветами, в другой период - с теплыми.
Посмотрите на свои баночки с гуашью. Возьмите те цвета, какие есть в цветовом круге (шестицветном). Попробуем их распределить на две группы. Справа поставим холодные цвета, а слева - теплые.
- Вот и девочки Льдинка и Огонек все время спорят. Никак подружки не могут решить, как же назвать зеленый цвет. Дело в том, что зеленый цвет состоит из двух. Каких?
-Правильно. Из теплого - желтого и холодного - синего цвета. Значит, если, замешивая зеленый, девочка Льдинка, положит большую льдинку, он станет более холодным, но если девочка Огонек своим огнем осветит синий, то получившийся зеленый станет теплым, радостным.
(Учитель показывает таблицу «теплые и холодные цвета».)
- А как другие цвета можно сделать более теплыми или холодными?
-Правильно, нужно добавить солнышко или льдинку.
Слушают учителя.
- Голубой, синий, фиолетовый и желтый, оранжевый, красный.
- Небо, снег, холодный ветер.
- Огонь, солнце, тепло.
Примерный ответ: - Теплые цвета радостные, активные, счастливые. Напоминают солнце и огонь, что в природе действительно дает тепло. холодные цвета грустные, таинственные, успокаивающие. Напоминают лед, снег, что в природе действительно холодное.
(Дети указывают на нужные репродукции.)
(Дети выполняют задание, в ходе которого возникает проблема - куда поставить зеленый цвет.)
- Желтого и синего.
- Смешать с синей или желтой краской. Фронтальная,
Словесный метод.
Познавательные УУД
Личностные УУД
Коммуникативные УУД
Физкультминутка С неба падают снежинки,
Как на сказочной картинке.
Будем их ловить руками
И покажем дома маме.
(Дети поднимают руки над головой и делают хвата¬тельные движения, словно ловят снежинки.)
А вокруг лежат сугробы,
Снегом замело дороги.
(Потягивания - руки в стороны.)
Не завязнуть в поле чтобы,
Поднимаем выше ноги.
(Ходьба на месте, колени высоко поднимаются.)
Солнце вышло из-за тучки,
(Потягивания - руки вверх.)
Руки в стороны потом
Мы пошире разведем.
(Потягивания - руки в стороны.)
Мы закончили разминку.
Отдохнули ножки, спинка.
(Дети садятся за парты.) Фронтальная.
Словесный метод. Наглядный метод
Регулятивные УУД
Коммуникативные УУД Творческая практическая деятельность учащихся. Применение новых знаний
Создание узора на крыльях бабочки - Ребята, а сейчас я вам предлагаю закрыть глазки. Представьте угасающий костер в ночи. На фоне мерцающих холодных углей и неба взвиваются огненные языки. Огонь как будто борется с ночью за свое существование. А теперь откройте глазки.
- Как вы думаете, что мы будем рисовать?
-Правильно. Мы сегодня изобразим «борьбу» теплых и холодных красок на примере «борьбы» огня за свое существование.
-Во время работы краски смешиваем прямо на листе или на палитре. Черную и белую краски не используем. Сначала рисуем языки пламеня (теплыми красками) в центре листа, затем холодными красками рисуем ночь. Заполняя весь лист, можно свободно смешивать краски между собой. Пробелов не оставляем. Костер изображаем как бы сверху угасающий. Слушают учителя.
- огонь ночью
Приступают к работе
Фронтальная.
Словесный метод.
Индивидуальная Регулятивные УУД
Личностные УУД
Коммуникативные УУД
Рефлексия Оценка результатов своей деятельности -А теперь приглашаю продемонстрировать вои работы 1 ряд… 2 ряд… 3 ряд…
Словами не передать, какая красота получилась!
-Вы молодцы хорошо сегодня потрудились.
-Чему научились на уроке?
- Что интересного узнали на уроке?
- Какие цвета относятся к теплым?
- А к холодным?
- А почему мы их называем холодные и теплые?
Дети показывают свои рисунки.
- оранжевый, красный, желтый
- синий, фиолетовый Фронтальная,
Словесный метод. Наглядный метод. Коммуникативные УУД
Личностные УУД