Технологическая карта урока русского языка по теме Звуки и буквы. Алфавит


Технологическая карта урока
Ф.И.О. учителя: Тугаева Лариса Викторовна
Класс:1б
Дата: 17.03.2017 г.
Предмет: русский язык
№ урока по расписанию: 1
Тема урока: Звуки и буквы. Алфавит
Тип урока: урок «Открытия» нового знания.

Цель: познакомить с русским алфавитом и объяснить его значение, формировать умения располагать слова в алфавитном порядке, развивать речь учащихся.

Задачи:
Образовательные: закрепить знание порядка расположения букв в алфавите;
познакомить детей с историей русского алфавита;
формировать у учащихся практические навыки в использовании алфавита;
формировать навыки сознательного и плавного чтения.
Развивающие: развивать грамматически правильную речь детей, точность, полноту, эмоциональность, последовательность и содержательность в ответах.
Воспитательные: воспитывать умение слушать других, чувство взаимопомощи при работе в парах, в группах.

Планируемый результат

Предметные:
Научатся правильно называть буквы в алфавитном порядке,
научатся применять знание алфавита при выполнении практических заданий.



Метапредметные:
Регулятивные: Определять цель деятельности с помощью учителя.
Познавательные: Делать выводы о результате совместной работы класса и учителя.
Коммуникативные: Слушать и понимать речь других. Договариваться и приходить к общему решению совместной деятельности с одноклассниками.
Личностные:
Понимать причины успеха в учебной деятельности.



Термины и понятия
Алфавит, алфавитный порядок, звуки, буквы


Межпредметные связи
Литературное чтение


Ресурсы
компьютер, электронная доска, презентация, электронное приложение, учебники русского языка, конверты с заданиями для групп.


Формы работы
Фронтальная, групповая, индивидуальная.


Технология обучения

Дидактическая структура урока, его цель
Деятельность
учителя
Деятельность
учеников
Планируемые результаты




Предметные
УУД

1.Самоопределение к учебной деятельности.

Чтобы хорошо учиться,
Надо очень много знать.
Каждый день копилку знаний
Непременно пополнять!
1)Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку

Формирование УУД:
(Р) волевая саморегуляция

2. Введение в тему урока
Чем мы пополним копилку знаний - вы узнаете, когда отгадаете загадку.
Буквы-значки, как бойцы на парад
В строгом порядке построились в ряд.
Каждый в условленном месте стоит
И называется все
Отгадывают загадку.




Алфавит.



3.Актуализация знаний и фиксация затруднений.

Прежде чем, начать работать – давайте подготовим тетради. Откройте, запишите число, классная работа.
Минутка чистописания. Какое слово-ВОРОНА.
Какая в этом слове орфограмма?
ОРО
Какие вы еще знаете орфограммы?
Приведите примеры
Пропишите слово ворона и подчеркните ОРО
У вас на столах лежат карточки с картинками.
По первой букве названий предметов, изображенных на картинках, составить слова и написать их в тетрадь. Разделить слова на слоги, поставить ударение. Рядом построить звуковую модель слова, его «звуковой домик».

Проверка: один ученик за доской.
- Поднимите руки у кого нет ошибок?

-Сколько букв мы изучили? (33)
-На какие группы делятся буквы русского языка? (гласные и согласные)
- Cколько букв гласных звуков? (10)
- Сколько букв согласных звуков? (21)
-Какие буквы не обозначают звуков?
(ь, ъ)
-Дети, если мы с вами изучили уже все буквы, то что же мы будем дальше делать на уроках русского языка?








Дети называют орфограммы и примеры.

Выполняют задания по карточкам: записывают слово, делят на слоги, ставят ударение, составляют звуковую схему слова.
2) Обосновывают выбор правильного ответа.
3) Производят самоконтроль
4) Отвечают на вопросы учителя.

(П) формирование мыслительных операций: анализ, сравнение, обобщение.
Формирование УУД:
(Р) самоконтроль: учатся отличать верно выполненное задание от неверного; осознание того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения.
(К) умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью; умение слушать и понимать речь других.


4.Формулирование темы урока, составление плана работы.

Сформулируйте тему урока.
А что об алфавите мы должны узнать?
Работать сегодня будем по следующему плану.
1.Узнать, что обозначает слово алфавит;
2.Для чего он нужен, где его применяют;
3.Тренироваться в расстановке слов по алфавиту.
1) Формулируют тему урока.
2)Составляют план работы.
(П): самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
Учатся составлять план работы.

УУД:
(Р): целеполагание; планирование;


5. Открытие нового знания
Итак, действуем по нашему плану.
Что такое алфавит? Где мы сможем найти ответ на мой вопрос?
Прочитайте.
(буквы, расположенные в определённом порядке)
1)Высказывают свои предположения;
2)Отвечают на вопросы учителя.
3)Озвучивают понятие.
(П) умение находить и выделять необходимую информацию.


6. Физминутка
Вы, наверное, устали,
Ну, тогда все дружно встали.




7. Постановка проблемы.

- Дети, а для чего же нужен алфавит? Предположите.
- В алфавитном порядке располагаются фамилии в классном журнале – так проще найти нужную. Личные дела учеников.
Слова в словарях расположены в алфавитном порядке.
Книги в библиотеке стоят по алфавиту.
Медицинские карточки в больнице также стоят по алфавиту.
И каждый из вас, заведя телефонную книжку, пусть располагает имена в алфавитном порядке, чтобы не путаться.
Проблемный вопрос.
- Дети, а как быть, если нужно расположить слова в алфавитном порядке, а они начинаются с одной буквы? Например, мне нужно составить список нашего класса с вашими фамилиями.
- У нас например три фамилии начинаются на букву С: Самаркин, Сарварова и Серпуховитин. Какую из них писать первую?
Выходите сюда.
- Я вам ещё усложню задание. У нас в классе 8 имен начинаются с буквы А: Аделя, Алина,
Александр, Анастасия,
Алсу, Анжелика,
Аделина, Арсений. Как быть в этом случае?
Давайте запишем эти имена по алфавиту и вспомните орфограмму - Имена людей пишут с заглавной буквы:
Аделина
Аделя
Александр
Алина
Алсу
Анастасия
Анжелика
Арсений
Но еще сложнее:У нас есть 3 уникальных пары:
Куленко София и Куленко Варвара, Хамидуллин Ранэль и Хамидуллина Аделина
Григорьев Дмитрий и Григорьева Александра
-По ИМЕНИ
Но и это еще не всё. Самый уникальный случай в нашем классе. Может кто-то из вас назовет?
Вы все знаете, у нас в классе две Насти и обе Козловы. Как мне записать их?
Теперь смотрим на отчество. Вот такой он наш русский язык.
Правило: Если первые буквы одинаковы, то слова располагаются по второй. Если и она одинаковая, то по третьей.
Высказывают свои предположения.
2)Выполняют тренировочные упражнения.
3)Формулируют выводы.



















Высказывают свои предположения.











Выходят дети этих фамилий






Дети ищут, рассуждают.




Дети записывают.




Размышления детей
(П): выдвижение гипотез; построение логической цепи рассуждений.

Р) волевая саморегуляция в ситуации затруднения;
умение делать предположения и обосновывать их;
(К) умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью; умение слушать и понимать речь других; учитывать разные мнения;
учебное сотрудничество со сверстниками;

8. Фиксация нового знания
Сейчас вы будете работать в группе. Чтобы отлично справиться со всеми заданиями, необходимо сначала повторить алфавит. Я хотела раздать вам памятки, но по пути на работу некоторые буквы сбежали из алфавита, прошу вас их отыскать и поставить на место.
1) Возьмите конверт №1.
Итак, задание: вставьте пропущенные буквы.
-Проверяем.
Важно: при проверке требовать ВЕРНО называть букву!
1)Выполняют самостоятельную работу.
2)Производят
самоконтроль.
(П) формирование мыслительных операций: анализ, сравнение, обобщение.
(Р) проговаривание последовательности действий на уроке; формирование познавательной инициативы;
(Л) умение осознавать ответственность за общее дело;
умение следовать в поведении моральным нормам и этическим требованиям.
(К) умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью


2). Итак, следующее задание: запишите имена ребят в вашей группе в алфавитном порядке на лист бумаги.
1)Выполняют работу.
2)Производят
самоконтроль.

Применение учащимися полученных знаний об алфавите и способах действий на его основе в разнообразных ситуациях


А сейчас мозговая разминка - Решаем ребусы

1)Выполняют работу.
2)Производят
самоконтроль.



9.Физминутка для глаз.



4) Возьмите конверт №3.
В конверте вы найдете карточки со словами. Сколько всего слов? 6.
Какое слово будет первым по алфавиту? Бегемот. Напишите цифру 1 рядом со словом Бегемот. А теперь самостоятельно дальше проставьте цифры.




10. Практическое применение полученного знания.
У меня на окне – книги. Наш библиотекарь Халима Валеевна попросила помочь нас расставить книги в алфавитном порядке по фамилии автора. Поможем?
Расставляют книги в алфавитном порядке.



11. Рефлексия учебной деятельности на уроке.

Чтобы понять, все ли мы успели, вернемся к плану урока:
Что такое алфавит?
Для чего он нужен, где его применяют?
Когда нам может пригодиться знание алфавита и умение им пользоваться?
Тренироваться в расстановке слов по алфавиту.
Вот мы и подошли к последнему этапу нашего урока – подумайте, насколько хорошо вы умеете расставлять слова по алфавиту?
Оцените свою работу Приклейте тот смайлик, который отражает вашу деятельность на уроке и приклейте его в квадратик Русский язык.
Оцените работу на своем ряду: Кому достаются совы
И теперь решите, кто получает главную сову урока. И теперь, чтобы уйти с прекрасным настроением на перемену посмотрите смешной клипик.
1)Формулируют конечный результат своей работы на уроке.
2)Называют основные позиции нового материала и как они его усвоили.

П) умение контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности.
Л) умение оценивать себя на основе критерия успешности.
(
(К) умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью; умение слушать и понимать речь других.



Аа Вв Дд Ее Жж Зз Ии Кк Лл Нн Пп Рр Сс Уу Хх Чч Шш ъ ы Ээ Юю

Аа Вв Дд Ее Жж Зз Ии Кк Лл Нн Пп Рр Сс Уу Хх Чч Шш ъ ы Ээ Юю

Аа Вв Дд Ее Жж Зз Ии Кк Лл Нн Пп Рр Сс Уу Хх Чч Шш ъ ы Ээ Юю

Аа Вв Дд Ее Жж Зз Ии Кк Лл Нн Пп

Рр Сс Уу Хх Чч Шш ъ ы Ээ Юю


Заголовок 115