Методическая рекомендация Система работы методиста по внедрению ИКТ в образовательный процесс педагога дополнительного образования

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Центр детского творчества «Ирбис» г.о. Самара









Система работы методиста по внедрению ИКТ
в образовательный процесс педагога дополнительного образования








Автор: Мунтян Светлана Анатольевна,
методист ДЮЦ «Ирбис»






2016г.
Оглавление
Введение.
Актуальность темы.
Цель и задачи.
Ожидаемые результаты.
Система работы методиста по внедрению ИКТ в образовательный процесс педагога дополнительного образования
Необходимые ресурсы.
Заключение.
Информационные источники (использованная литература).
Введение

Создание и развитие современного информационного общества предполагает широкое применение информационно-коммуникационных технологий в образовании. В современном мире и обществе важное значение имеет информация, способы её хранения и использования. Без новых информационных технологий уже невозможно представить учреждения образования.
Стратегической целью развития и использования ИКТ в Самарской области является построение информационного общества, представляющего собой:
глобальное общество, в котором обмен информацией не будет иметь ни временных, ни пространственных, ни политических границ, где с помощью компьютерного представления и обработки знаний будет достигаться высокий уровень качества и оперативности принимаемых решений;
общество, в котором главным условием благополучия каждого человека и государства становится знание, полученное благодаря беспрепятственному доступу к информации и умению с ней работать;
общество, которое, с одной стороны, способствует взаимопроникновению культур, а с другой - открывает каждому новые возможности для самореализации;
общество, в котором значительная часть взаимоотношений между гражданами, властью и бизнесом реализуется посредством ИКТ в рамках электронного правительства;
общество, в котором на удовлетворение потребности в государственных услугах тратится минимум времени как со стороны граждан и бизнеса, так и со стороны органов власти.
Информатизация является необходимым компонентом и условием общей модернизации образования, обновления содержания и форм учебной деятельности, всего уклада школ и учреждений дополнительного образования. Без информатизации выполнить в полном объеме программу модернизации невозможно. Поэтому информатизация образования является приоритетом развития социальной сферы РФ, обозначенным в документах Правительства России, в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования.
В ФГОС дано определение информационно-образовательной среда образовательного учреждения. «Она включает: комплекс информационных образовательных ресурсов, в том числе цифровые образовательные ресурсы,  совокупность технологических средств информационных и коммуникационных технологий: компьютеры, иное ИКТ оборудование, коммуникационные каналы, систему современных педагогических технологий, обеспечивающих обучение в современной информационно-образовательной среде». . [1]
Эффективное использование информационно-образовательной среды предполагает компетентность сотрудников образовательного учреждения в решении профессиональных задач с применением ИКТ, а также наличие служб поддержки применения ИКТ. [1]
Реализация новой модели образования, основанной на использовании ИКТ, предъявляет новые требования к преподавателям и всем участникам образовательного процесса.
Информационная компетентность - одна из ключевых компетентностей. Она имеет объективную и субъективную стороны. Объективная сторона заключается в требованиях, которые социум предъявляет к профессиональной деятельности современного специалиста. Субъективная сторона информационной компетентности специалиста является отражением объективной стороны, которая преломляется через индивидуальность специалиста, его профессиональную деятельность, особенности мотивации в совершенствовании и развитии своей информационной компетентности.
Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) - информационные процессы и методы работы с информацией, осуществляемые с применением средств вычислительной техники и средств коммуникации. [ 2]
Однако действующая система дополнительного образования существенно отстает от процессов, происходящих в школе и обществе в целом. Возникает противоречие между требованиями нормативных документов и компетентности сотрудников образовательного учреждения в решении профессиональных задач с применением ИКТ.
Выявилась проблема – педагоги испытывают затруднения в использовании компьютера в воспитательно-образовательном процессе вследствие того, что имеют разный уровень информационно-компьютерной компетентности.
Другая проблема, что педагоги не используют возможности интернета, в частности дистанционное обучение.

2. Актуальность темы

Учитывая это, первостепенной задачей в настоящее время становится повышение компьютерной грамотности педагогов, освоение ими работы с программными образовательными комплексами, ресурсами глобальной компьютерной сети Интернет для того, чтобы в перспективе каждый из них мог использовать современные компьютерные технологии для подготовки и проведения занятий с детьми на качественно новом уровне.
Данная проблема наиболее актуальна на сегодняшний день для педагогов нашего учреждения.
3. Цель и задачи

Цель:
Создание условий по применению ИКТ в образовательном процессе педагога дополнительного образования.
Задачи:
-формирование положительной мотивации к использованию ИКТ в учебном процессе;
-овладение приемами подготовки дидактических материалов средствами программных приложений Microsoft Office;
- использование возможностей сетей (включая Интернет) и современного цифрового оборудования как активных образовательных ресурсов;
- содействие развитию единой информационной учебной среды.

4. Ожидаемые результаты

Созданы условия для применения ИКТ в образовательном процессе педагога дополнительного образования.

5. Система работы методиста по внедрению ИКТ в образовательный процесс педагога дополнительного образования.

Методическая работа является важнейшим средством повышения педагогического мастерства ПДО, связующая в единое целое всю систему работы учреждения. Роль методической работы в учреждении значительно возросла в современных условиях в связи с необходимостью рационально и оперативно использовать новые методики, приемы и формы обучения и воспитания. Важнейшим средством повышения педагогического мастерства ПДО, связующая в единое целое всю систему работы учреждения, является методическая работа. Осуществление учебного процесса в современных условиях требует от ПДО широкого кругозора в области философии образования, уверенного владения современными педагогическими концепциями и технологиями, развитых дидактических умений, технологической культуры, рефлексивных и прогностических способностей, навыков работы с информационно-компьютерной техникой. Лишь педагоги, достигшие определенного уровня профессионального развития, могут осознанно и активно включиться в инновационный поиск или в процесс освоения и внедрения новшеств в практику, что может стать действенным фактором обновления практики образования. Формирование мотивационной, содержательной и технологической компетентности ПДО – функция специально организованной методической системы.
Работа по внедрению ИКТ в образовательный процесс учреждения ведётся по следующим направлениям:
Аналитическая деятельность (мониторинг профессиональных и информационных потребностей ПДО; создание базы данных о педагоге; выявление затруднений педагога; изучение, обобщение и распространение педагогического опыта).
Информационная деятельность (формирование банка педагогической информации; информирование педработников о новых направлениях в развитии образования)
Организационно-методическая деятельность (изучение запросов, методическое сопровождение и оказание практической помощи, организация повышения квалификации и профессиональной переподготовки педагогов, проведение семинаров, конференций, фестивалей, конкурсов);
Консультационная деятельность (организация консультационной работы для педагогов)

Аналитическая деятельность направлена на мониторинг профессиональных и информационных потребностей педагога; выявление затруднений в работе в данном направлении.
Системный подход к формированию ИКТ - компетентности педагога предполагает, помимо содержательной части, обоснованный по составу мониторинг. Главной целью планомерного динамического отслеживания ИКТ - компетентности является диагностика динамики развития ИКТ -компетентности и внесение своевременных корректив в процесс обучения. Мониторинг является важнейшим инструментом проверки и оценки эффективности внедряемой технологии обучения педагогов, используемых методик, служит выбору обоснованных путей устранения недостатков образовательной траектории, является основой для принятия эффективных управленческих решений.
Концепция мониторинга построена на основе научных разработок Л.В.Кочегаровой, и выполняет функции контроля за качеством обучения педагогов в области информатизации:
информационная функция - позволяет фиксировать результаты обучения и судить об успеваемости каждого педагога, его достижениях и затруднениях;
контрольно-корректирующая или диагностическая - обеспечивает объективные данные по уровню информатизации образовательного учреждения в целом, ИКТ - компетентности отдельного педагога, что служит основанием для внесения корректив в методику обучения, выбора индивидуальной образовательной траектории. Это, в свою очередь, будет способствовать созданию положительной мотивации и комфортных условий для каждого педагога, учету аксеологических аспектов обучения взрослых;
мотивационная функция стимулирует к совершенствованию и углублению своих знаний, развивает умения самоконтроля и самооценки.
Основным средством контроля и оценки образовательных результатов педагогов в ИКТ являются тесты и тестовые задания. Тесты могут проводиться в режиме on-line (проводится на компьютере в интерактивном режиме, результат оценивается автоматически системой) и в режиме off-line (оценку результатов осуществляет преподаватель с комментариями, работой над ошибками).
Для выявления уровня минимальных пользовательских навыков используется: опрос, наблюдение за работой педагогов в компьютерном классе, анализ занятия с применением ИКТ, анализ качества электронной документации педагога.
Ежегодно в начале учебного года на первом педсовете проводится анкетирование «Информационная компетентность педагогов» (Приложение №1). По результатам анкетирования выявляется компетентность педагога в использовании ИКТ, как в повседневной жизни, так и в образовательном процессе.
Исходя из результатов анкетирования, в план методической работы включается семинары для педагогов по темам:
«Использование презентации в образовательном процессе»;
«Возможности программы "Word" для создания дидактических и контрольно-измерительных материалов»;
«Создание таблиц и диаграмм»;
«Поиск информации в Интернете для подготовки к занятиям»;
«Дистанционное обучение»;
«Участие в интернет проектах и конкурсах»;
«Создание сайта педагога»
«Облачные технологии».
Семинары направлены на мотивацию педагогов к переходу на электронный документооборот. Многим педагога трудно переключиться с бумажной формы документов на электронную, задача методиста убедить педагога в том, что благодаря информационно-коммуникационным технологиям у них появляется больше возможностей.
В работе учреждения используются различные формы работы для повышения ИКТ-компетентности педагогов: педсовет; методические объединения педагогов; мастер-классы; обучающие семинары; открытые уроки; тематические семинары, элементы дистанционного обучения.
Помимо обучающих мероприятий проводятся индивидуальные консультации по применению информационно-коммуникационных технологий.  Индивидуальные консультации проводятся по темам:
«Оформлению методических разработок, мастер-классов, сценариев на интернет-форумы для участия в конкурсах, представления своего опыта работы»;
«Применение Единой Коллекции Цифровых Образовательных Ресурсов http://school-collection.edu.ru., использованию материалов федерального центра информационно-образовательных ресурсов (ФЦИОР) http://fcior.edu.ru ;
«Создание методических и дидактических материалов к конспектам занятия (учебные мультимедийные презентации, различные виды контролирующих материалов) с использованием ИКТ и пополнение методической копилки»;
«Работа над темой по самообразованию, связанной с внедрением ИКТ;
«Активное использование Интернет-ресурсов»
«Создание видеофрагментов, фильмов»;
«Использованию ИКТ в процессе работы обучающихся над творческими проектами, при подготовке и проведении научно-практической конференции»;
«Применение облачных технологий в образовательном процессе»
Для успешной работы в данном направлении формируется электронный банк презентаций по работе с программами пакета Microsoft Office, видео открытых уроков, образовательных программ и др..
Одним из основных направлений методической работы является обобщение и распространение педагогического опыта. Педагоги принимают активное участие в работе городских семинаров, конференций и других мероприятиях. Опыт работы по использованию ИКТ публикуется в электронных СМИ.

6. Необходимые ресурсы

Для реализации данной работы необходимы ресурсы
Методические ресурсы
методики и образовательные технологии, предполагающие активное использование электронных образовательных ресурсов, учебных материалов и инструментов учебной деятельности в образовательном процессе;
Кадровые ресурсы
педагоги, владеющие методиками и образовательными технологиями, основанными на использовании ИКТ
Материально-технические ресурсы
программно-аппаратная база информационной среды ОУ



7. Заключение
Настало время существенно преобразовывать систему дополнительного образования. Обращение к современным информационным технологиям обусловлено необходимостью повышения качества обучения детей в дополнительном образовании, разработки новых учебных программ, соответствующих современному техническому прогрессу. Планомерное и систематическое внедрение ИКТ в практику работы всех участников образовательного процесса будет способствовать успешному решению задач, которые ставит перед собой учреждение. Но подходить к этому процессу надо стремиться творчески, не злоупотребляя использованием данных технологий и строго соблюдая санитарно-гигиенические требования.

8. Информационные источники (использованная литература)
Автореферат Кочегарова Л.В. Научно-методическое сопровождение развития ИКТ-компетентности педагогов общеобразовательных учреждений http||| [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ].
Басурматорова Л.А., Хуснутдинова Л. С. Роль ИКТ - компететности учителей - предметников в образовательном процессе [Электронный ресурс] : Информационные технологии в образовании / Л. А. Басурматорова., Л. С. Хуснутдинова - Электрон. дан. - М.: Изд-во ИТО - Томск, 2009. - Режим доступа: http://ito.edu.ru/2009/Tomsk/IV/IV-0-116.html 
Бурмакина В., Фёдорова Ю. Как много ждут от методиста//Учительская газета Москва.- №32-№33.-2009.- 18 августа.- Режим доступа: http://www.ug.ru/archive/33819 
Структура ИКТ-компетентности учителей. Рекомендации ЮНЕСКО. - Редакция 2.0 Русский перевод (сигнальный вариант), Опубликован в 2011 году организации Объединенных Наций по вопросам Образования, Научная и Культурная Организация 7, place de Fontenoy, 75352 PARIS 07 SP ЮНЕСКО 2011 г с.10
Федеральные государственные образовательные стандарты основного общего образования.




Приложение №1
Анкета «Информационная компетентность педагога».
ФИО ________________________________

Не
использую
Использую



редко
часто

Использование ИКТ в повседневной практике педагога

Текстовый редактор.




Электронные базы данных




Электронные таблицы




Программы для создания презентаций




Распечатка дополнительных материалов и упражнений




Программы для работы с видео, звуком и графикой




Электронная почта




Поиск информации в Интернет




Интернет-форум




Электронные тесты




Сбор данных с помощью компьютерных лабораторий (стационарных или мобильных)




Компьютерное моделирование




Обучающие программы




Цифровые энциклопедии и словари




Обучающие игры




Работа в системе управления учебным процессом




Реализация профессиональных задач педагога

Делаю поурочное планирование с использованием ИКТ




Готовлю уроки с использованием ИКТ учениками




Подбираю программное обеспечение для учебных целей




Ищу учебные материалы в Интернет




Использую ИКТ для мониторинга развития учеников




Эффективно использую ИКТ для объяснений на уроке




Использую ИКТ для взаимодействия с коллегами или родителями




Использую Интернет-технологии (например, электронную почту, форумы и т.п.) для организации помощи ученикам




Могу оценить пригодность веб-сайта для его использования в преподавании и делаю это





Использую учебные задания следующих типов:

Работа над сочинением (докладом, выступлением) с помощью текстового редактора.




Компьютерная презентация доклада на уроке.




Учебные задания, для выполнения которых используются мультимедийные технологий, например, видеофильмы, анимации и т.п.




Учебные задания, для выполнения которых используются сетевые средства организации совместной работы школьников. Например, для обсуждения проблемы применяется Интернет-форумы.




Учебные задания, для представления результатов которых школьники создают Интернет-сайты.




Учебные задания, для выполнения которых используются виртуальные лаборатории.




Учебные задания, для выполнения которых используются компьютерные лаборатории.




Учебные задания с использованием электронных учебников.




Тестирование с помощью специальных программных средств.




Учебные задания, для выполнения которых используется графические редакторы.




Учебные задания, для выполнения которых используются электронные таблицы




Учебные задания, для выполнения которых : используются геоинформационные системы.




Работа с цифровыми тренажерами.




Работа с цифровыми инструментами (сканерами, цифровыми фото- и видеокамерами, микроскопами, музыкальными клавиатурами и т.п.)




Работа над долгосрочным (более 2-х недель) учебным проектом




Работа над краткосрочным проектом




ИТОГО














13 PAGE \* MERGEFORMAT 141315




15