Статья Адаптация молодых специалистов в образовательном учреждении


Адаптация молодых специалистов в образовательном учреждении
Студент - это не сосуд,
который надо заполнить знаниями,
а факел, который нужно зажечь.
                                                                  (Л.Арцимович ) Деятельность преподавателя сложна и многогранна. В процессе ее осуществления начинающий педагог сталкивается с определенными затруднениями: недостаточное владение учебным материалом по преподаваемой дисциплине, отсутствие навыков владения методами практической работы при осуществлении дифференцированного подхода к студентам, сложности в организации воспитательной работы и т.д. Данные проблемы возникают в связи с тем, что молодой специалист на старте педагогической деятельности знает достаточно, но мало умеет, так как у него не сформированы профессионально значимые качества.
Сегодня каждое учебное учреждение борется за обучающихся. Родителям и абитуриентам предоставлены широкие права образовательного выбора. И они придут туда, где им будет комфортно, где они будут получать максимальные знания без физических и психических перегрузок. А это зависит не только от уровня профессионализма, но и от самой личности преподавателя. В одной из своих статей Л.Н.Толстой писал, что современным делает учителя сочетание любви к детям с профессиональными знаниями и увлечение педагогической деятельностью. Такому учителю свойственно стремление к постоянному профессиональному росту, личностному совершенствованию, подъему общего культурного уровня.. Каким же должен быть современный педагог? Конечно же, профессионалом, в совершенстве владеющим психолого - педагогическим мастерством. Ему присущи инновационный стиль мышления и высокий морально- духовой облик, гражданская ответственность и социальная активность, хорошая социальная адаптация. Он уделяет значительное внимание своему физическому и психическому здоровью, постоянно испытывает потребность в самообразовании, в необходимости применять новые современные педагогические технологии. Надо ли говорить, какое важное место в жизни каждого из нас занимает профессиональная деятельность. В ней источник достоинства, возможность реализовать свои разнообразные способности, личностный потенциал, она дает широкий круг общения.
Современный ритм жизни часто ведет педагогов к повышенному напряжению, неумению расслабляться, выходить из стрессового состояния, обретать психическое равновесие. Деятельность школы молодого педагога направлена на оказание своевременной методической и психолого-консультационной помощи, позволяющей стимулировать творческую поисковую деятельность и помогающей молодому специалисту адаптироваться к новой роли, к образовательному процессу, к его традициям.
Таким образом, актуальной становится проблема адаптации начинающего преподавателя к своим новым профессиональным функциям. Адаптация зависит как от индивидуальных свойств личности, так и от помощи окружающих. Задача любого образовательного учреждения – помочь начинающему педагогу осознать себя способным, талантливым, сделавшим правильный профессиональный выбор человеком, способным показывать высокие результаты труда и демонстрировать лучшие профессиональные качества. Грамотно построенная работа с молодым специалистом уже с первого дня его пребывания в колледже – один из факторов успешного вхождения в профессиональную среду.Работа с начинающими преподавателями традиционно является одной из важных составляющих деятельности методической службы нашего колледжа.
В нашем колледже накоплен богатый позитивный опыт в работе с молодыми специалистами. Школа молодого педагога, созданная в ГПОБУ
« Республиканский аграрно – экономический колледж» , объединяет преподавателей, которые проработали в колледже менее трех лет. Занятия ШМП   посещают не только молодые педагоги (имеющие стаж работы менее трех лет), но и те педагоги, которые могут сами успешно поделиться своим педагогическим опытом с коллегами.
Цель школы молодого преподавателя – организация и создание условий для профессионального роста начинающих педагогов, формирование у них высоких профессиональных идеалов, потребностей в постоянном саморазвитии и самосовершенствовании.
Задачи:
• помочь адаптироваться преподавателю в коллективе;
• определить уровень профессиональной подготовки преподавателя;
• выявить затруднения в педагогической практике и принять меры;
• формировать творческую индивидуальность молодого преподавателя;
• создать условия для развития профессиональных навыков молодых педагогов, в том числе навыков применения различных средств, форм обучения и воспитания, психологии общения со студентами и их родителями;
• развивать потребности у молодых педагогов к профессиональному самосовершенствованию.
 Школа молодого преподавателя проводится в форме теоретических и практических занятий.

К основным формам работы школы молодого педагога относятся:
- круглые столы, семинары по учебно-методическим вопросам, творческие отчеты педагогов; разбор ситуативных задач;
- открытые занятия, лабораторные и практические занятия;
- лекции, сообщения и дискуссии по методике обучения и воспитания;
- изучение передового педагогического опыта.
На начальном этапе было разработано «Положение о ШМП», определена цель и сформированы задачи. Практика организации и помощи молодым специалистам прошлых лет показала, что без диагностики нельзя правильно управлять педагогическим процессом. Смысл диагностики состоит в том, чтобы получить реальную, по возможности наглядную картину действительности. С учетом полученных результатов диагностики был выстроен план работы и подобраны тематика семинаров.
Занятия проводятся ежемесячно. На этапе «Обучения» начинающие преподаватели с интересом посещают семинары по темам: «Учебный план, рабочая программа, тематическое планирование, технологические карты урока. Постановка цели и задач урока. Инструктаж по введению журнала. Формы и методы работы на уроках. Современные технологии» и т.д.
Проблемно – ориентированные семинары: «Конструирование, структура практико –ориентированных уроков.
Неоценимую помощь молодые преподаватели получают на практических занятиях:
. - Этапы планирования урока. Подготовка преподавателя к уроку.
- Приемы и методы развития познавательного мотивации студентов.
Тренинги: - Трудная ситуация на уроке и выход из нее.
- Пути выхода из конфликтных ситуаций.
Круглый стол: - Основные проблемы начинающего педагога.

Психологическую помощь оказывают консультации с приглашением психолога.
За каждым молодым специалистом закреплен наставник. Наставник – это опытные, увлеченные, способные научить других преподаватели. Они посещают уроки, анализируют, выявляют проблемы, совместно составляют планы сложных тем.
Индивидуальный подход к преподавателям позволяет раскрыть потенциальные возможности каждого, проявить творческий подход. Преподаватели – наставники, руководители предметно цикловых комиссий, посещают их уроки с целью оказания методической помощи. В свою очередь молодые преподаватели посещают уроки своих наставников, принимают участие в их анализе. Молодые преподаватели получают помощь не только от наставников. Но и от председателей ПЦК, опытных преподавателей, кураторов .Не могу не сказать о нашем главном наставнике. Наставнике не только для молодых, но и для всех сотрудников колледжа. Это директор колледжа Бексултанов Абдурагим Абдулзагирович - заслуженный экономист Республики Дагестан и Российской Федерации, кандидат сельскохозяйственных наук, Кавалер ордена «Дружбы народа», награжден Почётной грамотой Президиума Верховного Совета ДАССР, занесен в 2004 году в энциклопедию «Лучшие люди России». Бексултанов А.А. - автор тринадцати научных трудов и методических разработок.

Бексултанов А.А. частый гость наших занятий. Его выступления, рекомендации актуальны и полезны. Несмотря на свою занятость Абдурагим Абдулзагирович всегда готов выслушать и помочь, проводит обучающие практические семинары на всех отделениях колледжа, с целью повышения их профессиональных навыков, профессиональной компетентности.
Итак, работа в рамках Школы молодого преподавателя дает возможность повысить свой профессиональный уровень, выстроить свой педагогический профессиональный путь.
«Учитель, будь солнцем, излучающим человеческое тепло,
будь почвой, богатой ферментами человеческих чувств,
и сей знания не только в памяти и сознании твоих учеников,
но и в их душах и сердцах...» (Ш. Амонашвили)