Система требований и рекомендаций по ведению дневников обучающихся школы первой ступени образования

Система требований и рекомендаций по ведению дневников обучающихся школы первой ступени образования
Данная система требований и рекомендаций предназначена для всех субъектов образовательного процесса в школе первой ступени образования.
Дневники обучающихся следует заводить со второго класса. В первом классе дневники обучающихся не ведутся, т. к.
оценочная деятельность реализуется без отметочной фиксации достижений младших школьников, т. к. «В первом классе четырёхлетней начальной школы исключается система бального (отметочного) оценивания» (Письмо Минобразования России от 25.09.2000 года № 2021/11 – 13 и «Об организации обучения в первом классе начальной школы» и «Обучение детей в 1 – м классе без домашних заданий и бального оценивания обучающихся» (см. СанПиН 2.4.2. 1178 – 02 (п. 2.9.4));
домашние задания не задаются, т. к. «Обучение детей в 1 – м классе без домашних заданий и бального оценивания знаний обучающихся» (см. СанПиН 2.4.2. 1178 – 02 (п. 2.9.4)) и «В первом классе четырёхлетней начальной школы домашние задания не задаются» (Письмо Минобразования России от 25.09.2000 года № 2021/11 – 13 «Об организации обучения в первом классе четырёхлетней начальной школы»).
Оценочная деятельность и отметочная фиксация достижений младших школьников, в том числе в дневниках обучающихся, осуществляется только со второго класса и в строгом соответствии с Письмом (нормы оценок) Минобразования России от 19.11.1998 г. № 1561/14 – 15 «Контроль и оценка результатов обучения в начальной школе», где сказано, что «необходимо отказаться от выставления отметок учащимся 1 - го класса в течение первого года. Отметка как цифровое оформление оценки вводится учителем только тогда, когда школьники знают основные характеристики разных отметок (в каком случае ставится «5», в каких случаях отметка снижается).
Отметки в дневниках обучающихся, в классном журнале, тетрадях для текущих и контрольных работ обучающихся должны совпадать.
Недопустимо ставить отметку «1», т. к. «С учётом современных требований к оценочной деятельности в начальной школе вводится четырёхбальная система цифровых оценок (отметок). Отменяется оценка «очень плохо» (отметка «1»). Это связано с тем, что единица как отметка в начальной школе практически не используется и оценка «очень плохо» может быть приравнена к оценке «плохо» (Письмо Минобразования России от 19.11.1998 г. № 1561/14 – 15 «Контроль и оценка результатов обучения в начальной школе»).
Все записи в дневниках обучающихся должны вестись аккуратно, чётко и безошибочно. Учитель (классный руководитель) обязан исправлять все орфографические, пунктуационные и стилистические ошибки, т. к. данная работа является составной и неотъемлемой частью формирования навыка грамотного письма и работы над ошибками. Так же это надлежит делать (по факту проведения урока) всем учителям предметникам, которые работают в данном классе (музыка, ИЗО, физическая культура, иностранный язык).
В дневниках обучающихся так же следует аккуратно, чётко и безошибочно заполнять расписание уроков, звонков, факультативов, секций, кружков и режим работы ГПД.
Категорически запрещается ставить отметку «2» и снижать любую отметку за отсутствие у обучающихся на уроке школьно – письменных принадлежностей и за опоздание в школу.
Если учитель ставит отметку «2», то он обязан в дневнике обучающегося на той же строке сделать пометку за что (вид и характер работы) произошло столь значительное снижение отметки.
Отметка за поведение не допускается.
В конце каждой недели классный руководитель и родители обучающихся (лица их заменяющие) ставят свои подписи на правой стороне разворота дневника.
В конце каждой учебной четверти отметки по каждому предмету аккуратно и чётко выставляются в итоговой ведомости успеваемости обучающихся в конце дневника, после чего классный руководитель и родители (лица их заменяющие) ставят свои подписи.
Объём и степень сложности домашних заданий должны строго соответствовать СанПиНу (см. СанПиН 2.4.2. 1178 – 02 (п. 2.9.4.)) по каждому классу (устные и письменные задания).
«Объём домашних заданий не должен превышать 50% объёма аудиторной нагрузки. По предметам регионального компонента учебного плана задания не рекомендуются. Объём домашних заданий по всем предметам в совокупности даётся обучающимся с учётом возможностей их выполнения в следующих пределах:
во 2 – м классе – до 1,5 часов;
в 3 – 4 классах – до 2 часов.
Необходимо учесть, что в эти (максимальные нормы) нормы входят все задания устного и письменного характера. Также данные нормы рассчитаны на всех обучающихся, то есть обучающихся с различным умственным потенциалом. Отсюда следует, что нормы домашних заданий предполагают дифференцированный подход.
В графе «Домашнее задание» записываются содержание задания, страницы, номера задач и упражнений, а при необходимости указывается содержание задания и характер его выполнения (выучить наизусть, читать по ролям и т. д.). Если обучающимся даётся задание по повторению, то конкретно указывается его объём.
При этом, дабы исключить перегрузку обучающихся, в контроль за ведением дневника обучающегося входит и суммарный подсчёт всех заданий, заданных на дом на тот или иной день. В данном случае необходимо суммировать и рассчитать нормативы по домашним заданиям (сумма всех устных и письменных заданий, включая иностранный язык, номера, страницы, параграфы и др.), их объём и степень сложности с учётом особенностей всех обучающихся каждого класса. Результаты контрольного подсчёта должны строго соответствовать нормативам и не допускать перегрузки обучающихся. При этом руководителям образовательных учреждений и классным руководителям необходимо взять под жёсткий контроль объём и степень сложности домашних заданий по иностранному языку со 2 по 4 классы, которые так же входят в жёсткие рамки СанПиНа.
Все записи домашних заданий в дневниках обучающихся должны быть записаны чётко, безошибочно, полно.
С целью контроля за дозировкой домашних заданий и перегрузок обучающихся рекомендуем в дневниках в конце каждого учебного дня классным воспитателям по окончании самоподготовки и родителям обучающихся, которые не посещают ГПД, фиксировать за своей росписью время, затраченное на выполнение домашнего задания (все устные и письменные виды работ, включая иностранный язык).
На выходные и праздничные дни домашние задания не задаются (см. Письмо Минобразования России от 20.02.1999 г. № 220/11 – 12 «О недопустимости перегрузок обучающихся в начальной школе», в котором зафиксировано, что «для обеспечения полноценного отдыха детей в течение рабочей недели НЕДОПУСТИМО давать домашние задания на понедельник» (п.9). Также нельзя задавать домашние задания на праздничные дни.
Все виды и формы внеклассных мероприятий, в которых задействованы обучающиеся, должны быть зафиксированы в дневниках обучающихся (внеурочные праздники, экскурсии, другие виды деятельности).
Все записи, замечания, обращения к родителям, предложения, зафиксированные учителем в дневнике обучающегося, должны соответствовать нормам этики и уважения образовательного процесса.
Контроль за качеством ведения дневников обучающихся осуществляют:
ежедневно, еженедельно – классный руководитель;
ежемесячно и раз в четверть – администрация (заместитель директора по УВР в школе первой ступени образования).
15