Урок по обществознанию в 10-11 классах « Письмо из прошлого» (Изучение речи Питирима Сорокина к молодёжи в честь 103 годовщины С.-П. университета в 1922 г.)







Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Слободищенская средняя общеобразовательная школа
Дятьковского района Брянской области










План – конспект урока по теме « Письмо из прошлого» (Изучение речи Питирима Сорокина к молодёжи в честь 103 годовщины С.-П. университета в 1922 г.)
в 10-11 классах







Учитель:
Журавкова Наталья Фёдоровна







с.Слободище



Цели урока: познакомить учащихся выпускных классов с содержанием документа, доказать актуальность провозглашенных автором ценностей в современной России.

В процессе урока учащиеся смогут:
раскрыть содержание обществоведческих понятий, используемых в документе;
провести сравнительный анализ текста с опорой на имеющуюся базу знаний;
систематизировать материал с помощью составления плана, работы с информационными ресурсами;
формулировать выводы, аргументировать свою точку зрения по проблеме;
дать нравственную оценку проблемам, поставленным философом перед молодёжью;
обсудить отличие между патриотизмом и национализмом;
выразить своё отношение к современным ценностям российской молодёжи.

Оборудование урока: проектор, раздаточный материал, пакет с заданиями, фломастеры, альбомные листы; музыкальные заставки


Тип урока: урок- открытие
Класс разбит на группы(!,2,3,4)

Мотивация к деятельности: Перебирая старые стопки журналов, обратила внимание на статью в ж. «Наука и жизнь». Перечитала статью и поняла, что это письмо из далёкого прошлого, обращенное к вам.. Существует у людей традиция, закладывать послание к будущим поколениям от их предшественников с указанием его даты вскрытия. Сегодня мы будем работать с таким посланием.
Автором этого документа является .(Вскрывайте конверт, назовите имя автора.Питирим Сорокин.
Это имя вам знакомо?
Да, это учёный с мировым именем, основоположник современной социологии, пассажир философского парохода, забытое имя!
Слайд1Портрет,годы жизни, основные труды
Слайд 2 Краткая биографическая справка, фотографии ученого (выступление ученика)

Работа с документом: Сформулируйте задачи, которые вам предстоит решать, работая с документом:
(Прочитать документ; определить историческое время его написания; кому адресовано; выделить ключевые моменты в тексте)

Слайд 3 Проблема: доказать или опровергнуть актуальность этого обращения для современной молодёжной аудитории

В пакете: Инструкция- задание:
Работая в группе: 1. разбить текст на смысловые части, озаглавить их;
2. Составить план текста;
3. Придумать заголовок к тексту
4.Выписывать обществоведческие понятия, объяснить значение понятий( в каждой группе свой Летописец, кто больше соберёт обществоведческих понятий по тексту)
5.Самооценка работы в группе


Анализируя текст документа, определите время его написания.? На основании чего вы сделали такой вывод?
Какая проблема ставится автором? Отказавшись от старых ценностей, мировоззренческих ценностей необходимо создавать новые! (Объяснение понятий)

Отправляясь в долгую дорогу берем с собой БАГАЖ(чемодан, рюкзак). И нам предстоит решить, из чего, по мнению автора письма, наш багаж должен состоять, что взять с собой? ЗНАНИЕ
О какой дороге говорит философ?
Задание 1 гр. Сформулировать предложение с понятием «научное знание»;
2 гр. понятие»Истина»
3гр.понятие «Заблуждение»
4гр. «мировоззрение»

Вывод: Резко возросшая в наше время ответственность каждого человека неизмеримо повышает потребность в знаниях об обществе. Как говорил фр. писатель и политический деятель Шатобриан(1768-1848): «Действие не опирающееся на знание, преступно».
Может ли быть успешным развитие демократических начал в современном обществе, если оно не сочетается с повышением уровня культуры и образованности людей? Демократия, не опирающаяся на компетентность, на высшую культуру, неминуемо будет губительна для общества.

Какой багаж ещё является важным, по мнению автора?

Производительный труд
Согласитесь или оспорите фразу из текста: «история не терпит и в прошлом праздных тунеядцев»
Слайд Схема: Производительный труд умственный, физический; Элементы экономической культуры, профессионализм

Выполнение тестового задания (Обсуждение вариантов ответов в группе)

Религиозное отношение к жизни
С какой точки зрения здесь рассматривается «вера»? (Как нравственная основа в человеке).
Ещё античные философы называли внутренний дух, мир человека – «Микрокосм», в отличие от большого мира «космоса». Микрокосм индивидуален, т.к. человек неповторим в силу уникальных своих личных качеств. С другой стороны: Духовный мир отдельного человека связан с духовным миром других людей?
Перевести с латыни высказывания из текста с использованием интернетресурса
Зачитывается стихотворение из ж. «Наука и жизнь»
Какие вы можете назвать общечеловеческие ценности ? (рисунок – ассоциация)

СОЦИАЛЬНЫЙ ПРОГРЕСС

Слайд
Работа с понятиями: экономический прогресс, технический прогресс, культурный прогресс, реформа, революция

Национальное лицо
Слайд
Трактовка термина патриотизм, национализм, виды национализма
Определите типичные национальные черты, которые характеризуют нас как нацию
Каждая группа прослушивает музыкальный отрывок песни:
С чего начинается Родина; Еду я на родину; Вставай, страна огромная;
Москва златоглавая;
Что связывает эти разные произведения?

СЕМЬЯ
Роль семьи в современном обществе (Каждая группа формулирует функции семьи)

Разрешение проблемы (Аргументировано доказывают важность и для современной молодёжи обращения Питирима Сорокина)

Что полезного для вас вы унесёте с урока? Что нового узнали? Какие мысли философа вас наиболее затронули?
Слайд
Наш багаж упакован, Впереди - долгий путь. Давайте построим свой прочный корабль для предстоящего плавания, развернём свои паруса и дружно наляжем на весла : ученики выполняют задание (имитируют корабль, паруса-плакаты с обсуждаемыми понятиями). Звучит финальная музыка.

Учитель подводит итог урока, оценивает работу учеников, опираясь на результаты самооценки в группе.