Рабочая программа по литературе 6 класс





Структура рабочей программы


Пояснительная записка.
Учебно-тематический план.
Календарно-тематическое планирование.
Требования к уровню подготовки обучающихся.
Программно-методическое обеспечение.




































Пояснительная записка

Статус документа
Настоящая программа по литературе для 6 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, авторской программы общеобразовательных учреждений «Литература 5 – 9 классы» под редакцией В.Я. Коровиной. – М.:Просвещение, 2011г. и рассчитана на 105 часов (3 часа в неделю).
Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом.
Структура документа
Рабочая программа по литературе представляет собой целостный документ, включающий пять разделов: «Пояснительную записку», «Учебно-тематический план», «Календарно-тематическое планирование», «Требования к уровню подготовки обучающихся», «Программно-методическое обеспечение».

Общая характеристика учебного предмета
Важнейшее значение в формировании духовно богатой, гармонически развитой личности с высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями имеет художественная литература. Курс литературы в школе основывается на принципах связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, историзма, традиций и новаторства, осмысления историко-культурных сведений, нравственно-эстетических представлений, усвоения основных понятий теории и истории литературы, формирование умений оценивать и анализировать художественные произведения, овладения богатейшими выразительными средствами русского литературного языка.
Согласно государственному образовательному стандарту, изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:
воспитание духовно-развитой личности, осознающей свою принадлежность к родной культуре, обладающей гуманистическим мировоззрением, общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма; воспитание любви к русской литературе и культуре, уважения к литературам и культурам других народов; обогащение духовного мира школьников, их жизненного и эстетического опыта;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, устной и письменной речи учащихся; формирование читательской культуры, представления о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественной литературы, эстетического вкуса на основе освоения художественных текстов;
освоение знаний о русской литературе, ее духовно-нравственном и эстетическом значении; о выдающихся произведениях русских писателей, их жизни и творчестве, об отдельных произведениях зарубежной классики;
овладение умениями творческого чтения и анализа художественных произведений с привлечением необходимых сведений по теории и истории литературы; умением выявлять в них конкретно-историческое и общечеловеческое содержание, правильно пользоваться русским языком.
Цель изучения литературы в школе – приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы. Основа литературного образования – чтение и изучение художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах слова и историко-культурными фактами, необходимыми для понимания включенных в программу произведений.
Расширение круга чтения, повышение качества чтения, уровня восприятия и глубины проникновения в художественный текст становится важным средством для поддержания этой основы на всех этапах изучения литературы в школе. Чтобы чтение стало интересным, продуманным, воздействующим на ум и душу ученика, необходимо развивать эмоциональное восприятие обучающихся, научить их грамотному анализу прочитанного художественного произведения, развить потребность в чтении, в книге. Понимать прочитанное как можно глубже – вот что должно стать устремлением каждого ученика.
Это устремление зависит от степени эстетического, историко-культурного, духовного развития школьника. Отсюда возникает необходимость активизировать художественно-эстетические потребности детей, развивать их литературный вкус и подготовить к самостоятельному эстетическому восприятию и анализу художественного произведения.
Цели изучения литературы могут быть достигнуты при обращении к художественным произведениям, которые давно и всенародно признаны классическими с точки зрения их художественного качества и стали достоянием отечественной и мировой литературы. Следовательно, цель литературного образования в школе состоит и в том, чтобы познакомить учащихся с классическими образцами мировой словесной культуры, обладающими высокими художественными достоинствами, выражающими жизненную правду, общегуманистические идеалы, воспитывающими высокие нравственные чувства у человека читающего.
Содержание школьного литературного образования концентрично – оно включает два больших концентра (5-9 классы и 10-11 классы). Внутри первого концентра три возрастные группы: 5-6 классы, 7-8 классы и 9 класс.
Первая группа активно воспринимает прочитанный текст, но недостаточно владеет собственно техникой чтения, именно поэтому на уроках с первой группой важно уделять внимание чтению вслух, развивать и укреплять стремление к чтению художественной литературы.
Курс литературы строится с опорой на текстуальное изучение художественных произведение, решает задачи формирования читательских умений, развития культуры устной и письменной речи.
Главная идея программы по литературе – изучение литературы от фольклора к древнерусской литературе, от неё к русской литературе XVIII, XIX, XX веков. В программе соблюдена системная направленность: в 5-6 классах это освоение различных жанров фольклора, сказок, стихотворных и прозаических произведение писателей, знакомство с отдельными сведениями по истории создания произведений, отдельных фактов биографии писателя (вертикаль). Существует система ознакомления с литературой разных веков в каждом из классов (горизонталь).
Ведущая проблема изучения литературы в 6 классе – художественное произведение и автор, характеры героев.
Чтение произведений зарубежной литературы в 6 классе проводится в конце учебного года.
Одним из признаков правильного понимания текста является выразительность чтения учащимися. Именно формированию навыков выразительного чтения способствует изучение литературы в 5-6 классах.
Программа рассчитана на 3 часа в неделю, 35 рабочих недель, итого 105 часов.





Учебно-тематический план




П п
Наименование
разделов и тем

Всего часов

В том числе на:




развитие речи

внеклассное чтение
сочинения

1.
Введение.
1
-
-
-

2.
Устное народное творчество
3
1
-


3.
Из древнерусской литературы
2
-
-
-

4.
Из русской литературы XYIII века. Русские басни.
1
-
-
-

5.
Из русской литературы XIX века
50
14
7
2

7.
Из русской литературы XX века
26
3
2
1

11.
Из литературы народов России. (Обзор).
2
-
-
-

12.
Из зарубежной
литературы
20
2
1
1


Итого:
105
20
10
4






Примечание.
Всего часов на развитие речи: 20
Сочинений: 4
Уроков внеклассного чтения: 10
Административных контрольных работ: 2






Календарно-тематическое планирование
Литература 6 класс (105 часов)

Авторы программы: В.Я.Коровина, В.П.Журавлёв, В.И.Коровин, Н.В.Беляева; под редакцией В.Я.Коровиной. - Москва: «Просвещение», 2011.
Авторы учебника: В.П.Полухина, В.Я.Коровина, В.П. Журавлёв, В.И.Коровин В.И. Под редакцией В.Я.Коровиной. Литература: учебник-хрестоматия для 6 класса: в 2 ч. – М.:Просвещение, 2012.

№ п п
Тема урока
Сроки



План
Факт


Введение.
(1 час)



1.
Литература открывает мир.





Устное народное творчество.
(3 часа)



2.
Обрядовый фольклор. Календарно-обрядовые песни.



3.
Народная мудрость пословиц и поговорок.
Загадки как малый жанр фольклора.




4.
Р.р. «Красота и мудрость пословиц и поговорок».





Из древнерусской литературы.
(2 часа)



5.
Русская летопись. «Повесть временных лет» – историческая энциклопедия.




6.
«Сказание о белгородском киселе». Исторические события и вымысел.




Из литературы 18 века. Русские басни.
(1 ч)



7.
И.И.Дмитриев. Смех над ленью и хвастливостью в басне «Муха».
Теория литературы. Мораль. Аллегория. Иносказание.




Из русской литературы 19 века.
(50 часов)



8.
И.А.Крылов. Роль власти и народа в достижении общественного блага в басне «Листы и корни».




9.
Неумелый хвастун в басне И.А.Крылова «Ларчик».
Высмеивание невежества в басне «Осёл и соловей».




10.
Вн.чт. Басни И.А.Крылова.
Теория литературы. Басня. Аллегория.




11.
Р.р. Изобразительно-выразительные средства языка в баснях И.А.Крылова.




12.
А.С.Пушкин. Вольнолюбивые устремления поэта в стихотворении «Узник».




13.
Р.р. Стихотворения А.С.Пушкина «Зимнее утро», «Зимняя дорога» - гимн родной природе. Анализ стихотворений.




14.
Художественные особенности стихотворного послания А.С.Пушкина «И.И.Пущину».




15.
Р.р. Двусложные размеры стиха.




16.
Вн.чт. Пейзажная лирика А.С.Пушкина.




17.
А.С.Пушкин. «Повести Белкина». Герои повести «Барышня-крестьянка».




18.
Сюжет повести А.С.Пушкина «Барышня-крестьянка».




19.
Мнимый романтик-мститель в повести А.С.Пушкина «Выстрел».
Теория литературы. Композиция.



20.
Роман А.С.Пушкина «Дубровский». История создания. Картины жизни русского барства.




21.
Троекуров и Дубровский: столкновение своенравных характеров.




22.
Р.р. Анализ эпизода «Пожар в Кистенёвке». Роль эпизода в романе.




23.
Образ благородного разбойника в романе А.С.Пушкина «Дубровский».




24.
Романтическая история любви Владимира Дубровского и Маши. Трагические судьбы героев.




25.
Р.р. Подготовка к классному сочинению по роману А.С.Пушкина «Дубровский».




26.
Р.р. Классное сочинение. «Защита человеческой личности в романе А.С.Пушкина «Дубровский».




27.
Вн.чт. А.С.Пушкин. Повести «Метель», «Станционный смотритель».



28.
М.Ю.Лермонтов. Жизнь и творчество. Урок-презентация.




29.
Мотивы одиночества и тоски в лирике М.Ю.Лермонтова. Р.р. Анализ лирического произведения.



30.
М.Ю.Лермонтов. Восточное сказание «Три пальмы».
Р.р. Двусложные и трёхсложные размеры стиха.




31.
Р.р. «Моё любимое стихотворение М.Ю.Лермонтова».




32.
Вн.чт. Особенности поэтических интонаций М.Ю.Лермонтова.




33.
И.С.Тургенев. Жизнь и творческий путь. (Презентация)
Рассказ «Бежин луг». Духовный мир крестьянских детей.



34.
Р.р. Портретные характеристики героев рассказа И.С.Тургенева «Бежин луг».




35.
Вн.чт. Рассказы И.С.Тургенева.




36.
Особенности изображения природы в лирике Ф.И.Тютчева. «Неохотно и несмело», «Листья».




37.
Судьба человека и судьба коршуна в стихотворении Ф.И.Тютчева «С поляны коршун поднялся»




38.
Р.р. Анализ стихотворения Ф.И.Тютчева.




39.
А.А.Фет. Рассказ о поэте. Презентация.
Природа как воплощение прекрасного в стихотворении «Ель рукавом мне тропинку завесила»



40.
Взаимодействие тем природы и любви в стихотворениях А.А.Фета «Ещё майская ночь», «Учись у них – у дуба, у берёзы»




41.
Вн.чт. Краски и звуки в лирике Ф.И.Тютчева и А.А.Фета.



42.
Н.А.Некрасов. Жизнь и творческий путь. Презентация.
Картины подневольного труда в стихотворении «Железная дорога».



43.
Н.А.Некрасов. «Железная дорога».
Теория литературы. Стихотворные размеры. Диалог. Строфа.



44.
Историческая поэма Н.А.Некрасова «Дедушка».




45.
Поэтизация христианской жертвенности в поэме «Дедушка».



46.
Р.р. Двусложные и трёхсложные размеры стиха. Виды рифм. Стопа.



47.
Вн.чт. Особенности поэтических интонаций лирики Н.А.Некрасова.



48.
Н.С.Лесков. Слово о писателе. Изображение русского характера в сказе «Левша».




49.
Трудолюбие, талант, патриотизм русского человека из народа в сказе Н.С.Лескова «Левша».




50.
Изображение представителей царской власти в сказе Н.С.Лескова «Левша».




51.
Бесправие народа в сказе Н.С.Лескова «Левша».
Теория литературы. Ирония.



52.
Р.р. Классное сочинение. «Изображение лучших качеств русского народа в творчестве Н.С.Лескова.




53.
Вн.чт. Н.С.Лесков. «Человек на часах».




54.
А.П.Чехов. Рассказ о жизни и творчестве. Презентация.
Разоблачение лицемерия в рассказе «Толстый и тонкий».




55.
Вн.чт. Рассказы Антоши Чехонте: «Пересолил», «Лошадиная фамилия» и другие.





Родная природа в стихотворениях русских поэтов 19 века



56.
Я.Полонский. Выражение переживаний в лирике поэта.




57.
Е.Баратынский. «Весна, весна! Как воздух чист», «Чудный град»
А.Толстой. «Где гнутся над омутом лозы»
Р.р. Анализ лирического произведения.




Из русской литературы 20 века
(26 часов).



58.
А.И.Куприн. Жизнь и творчество. Рассказ «Чудесный доктор».



59.
Тема служения людям в рассказе А.И.Куприна «Чудесный доктор».



60.
А.П.Платонов. «Неизвестный цветок». Прекрасное вокруг нас.



61.
А.С.Грин. «Алые паруса». Теория литературы. Символическое содержание пейзажных образов.




62.
Победа романтической мечты над реальностью жизни в повести А.С.Грина «Алые паруса».



63.
Вн.чт. М.М.Пришвин. Сказка-быль «Кладовая солнца».
Нравственная суть взаимоотношений Насти и Митраши.




64.
Р.р. Образ природы в сказке-были М.М.Пришвина «Кладовая солнца».
Анализ эпизода «Рассказ о ели и сосне, растущих вместе».



65.
Вн.чт. Рассказы М.М.Пришвина.





Произведения о Великой Отечественной войне.



66.
К.М.Симонов. «Ты помнишь, Алёша, дороги Смоленщины»



67.
Патриотические чувства и мысли о Родине и о войне в стихотворении Д.С.Самойлова «Сороковые».




68.
Вн.чт. А.А.Лиханов. «Последние холода». Дети и война.



69.
Нравственная проблематика рассказа В.П.Астафьева «Конь с розовой гривой».




70.
Р.р. Особенности использования народной речи в рассказе В.П.Астафьева «Конь с розовой гривой».




71.
В.Г.Распутин. «Уроки французского».
Отражение в повести трудностей военного времени.




72.
Нравственная стойкость главного героя рассказа В.Г.Распутина «Уроки французского».
Теория литературы. Рассказ. Сюжет.



73.
Душевная щедрость учительницы, её роль в жизни мальчика в рассказе В.Г.Распутина «Уроки французского».




74.
Р.р. Сочинение-рассуждение «Нравственные проблемы рассказа В.Г.Распутина «Уроки французского».



75.
Тема Родины в поэзии Н.М.Рубцова. «Звезда полей», «Листья осенние», «В горнице».




76.
Фазиль Искандер. «Тринадцатый подвиг Геракла».
Влияние учителя на формирование детского характера.



77.
Юмор и его роль в рассказе Ф.Искандера «Тринадцатый подвиг Геракла».




Родная природа в русской поэзии 20 века.




78.
А.А.Блок. Поэтизация родной природы в стихотворениях «Летний вечер», «О, как безумно за окном»



79.
С.А.Есенин. Чувство любви к родной природе и Родине в стихотворениях «Мелколесье. Степь и дали», «Пороша».



80.
Р.р. Анализ лирического произведения С.А.Есенина.



81.
А.А.Ахматова. Постижение красоты в стихотворении «Перед весной бывают дни такие»




Писатели улыбаются.



82.
В.М.Шукшин. Рассказ «Чудик».
Особенности героев Шукшина.




83.
Рассказ В.М.Шукшина «Критики».
Образ «странного» героя в литературе.





Из литературы народов России.
(2ч)



84.
Габдулла Тукай. Слово о татарском поэте.
Любовь к малой родине и книге в стихотворениях «Родная деревня» и «Книга».



85.
Кайсын Кулиев. Слово о балкарском поэте.
Тема бессмертия народа в лирике К.Кулиева.





Из зарубежной литературы.
(20 часов)




Мифы народов мира.




86.
Мифы Древней Греции. Подвиги Геракла.
«Скотный двор царя Авгия».



87.
Подвиги Геракла. «Яблоки Гесперид».
Теория литературы. Миф.



88.
Вн.чт. Подвиги Геракла.
Представление об идеальном человеке в древнегреческих мифах.



89.
Геродот. «Легенда об Арионе».




90.
Гомер. «Одиссея» - песня о героических подвигах, мужественных героях.




91.
Образ Одиссея. Одиссей на острове циклопов.




92.
«Илиада» - эпическая поэма. Герои и героические подвиги в «Илиаде».





Произведения зарубежных писателей.




93.
М.Сервантес Сааведра. «Дон Кихот» как пародия на рыцарские романы.




94.
Проблема истинных и ложных идеалов в романе Сервантеса «Дон Кихот».




95.
Образ Санчо Пансы в романе Сервантеса «Дон Кихот».



96.
Фридрих Шиллер. Баллада «Перчатка».
Образ благородного рыцаря.




97.
Проспер Мериме. Новелла «Маттео Фальконе». Романтический сюжет новеллы.




98.
Марк Твен. «Приключения Гекльберри Финна».




99.
Дружба Тома и Гека. Том и Гек: общность и различие.




100.
Антуан де Сент-Экзюпери. «Маленький принц» как философская сказка-притча.




101
Маленький принц, его друзья и враги в сказке А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц».




102.
Вечные истины в сказке А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц».
Теория литературы. Притча.



103.
Подготовка к домашнему сочинению «Моё любимое произведение зарубежных писателей».



104.
Выявление уровня литературного развития обучающихся. Тестирование.




105.
Урок-праздник «Путешествие по стране Литературии 6 класса».
Задание для летнего чтения.









Требования к уровню подготовки обучающихся


В результате изучения литературы ученик должен знать:
содержание литературных произведений, подлежащих обязательному изучению;
наизусть стихотворные тексты и фрагменты прозаических текстов, подлежащих обязательному изучению (по выбору);
основные факты жизненного и творческого пути писателей-классиков;
основные теоретико-литературные понятия;
уметь:
работать с книгой
определять принадлежность художественного произведения к одному из литературных родов и жанров;
выявлять авторскую позицию;
выражать свое отношение к прочитанному;
выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;
владеть различными видами пересказа;
строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;
участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою;


Программно-методическое обеспечение


Коровина В.Я., Журавлёв В.П., Коровин В.И., И.С.Збарский, В.П.Полухина. Литература: учебник-хрестоматия для 6 класса: в 2 ч. – М.:Просвещение, 2012.

Коровина В.Я., Збарский И.С. Литература: Методические советы: 6 класс. - М.: Просвещение, 2010.

Универсальные поурочные разработки по литературе. 6 класс. Н.В. Егорова.
Москва «ВАКО» 2012.

В.П.Полухина Литература. 6 класс. Методические советы. 5-е издание
Москва «Просвещение» 2003.

Т.А.Калганова, Н.Ю.Плавинская. Литература. 6 класс. Сборник упражнений.
Москва «Просвещение» 2011.

5) В.П.Полухина. Читаем, думаем, спорим Дидактические материалы по литературе. 5 класс.
Москва «Просвещение» 2008.


Ю.В.Лебедев. Духовные истоки русской классики. Поэзия 19 века. Историко-литературные очерки.
Москва «Классик Стиль» 2005.

Н.Е.Смирнова, Н.Н. Ципенко Литература. Русские и зарубежные произведения. Игровые уроки. 5 – 6 классы. – Москва, Издательство НЦ ЭНАС,2007.

Анализ поэтического текста / В.Н.Александров, О.И.Александрова. – Челябинск: Взгляд, 2004.

Лингвистический анализ стихотворного текста: Книга для учителя / Н.М.Шанский. – М.: Просвещение, 2002.

Русский фольклор: Словарь–справочник / Зуева Т.В. – М.: Просвещение, 2002.










13 PAGE \* MERGEFORMAT 141415




Рисунок (11)15