конспект урока по технологии на тему Элементы конструкторской деятельности на уроках технологии (6 класс)


Тема программы «Творческие проекты»
Тема урока: «Элементы конструкторской деятельности на уроках технологии»
Введения темы “Элементы конструкторской деятельности на уроках технологии” в программу обучения мальчиков 5-8 классов является формирование творческой личности ребёнка, его умственного развития через овладение навыками конструирования.
Цели урока:
развитие пространственного представления и мышления;
формирование способности анализировать, сравнивать, обобщать, самостоятельно приобретать знания, творчески действовать в нестандартных ситуациях;
формирование навыков решения конструкторско-технологических, творческо-конструкторских задач в процессе изготовления изделий из бумаги, дерева, металла, пластмассы, бросового материала;
воспитание культуры общения, формирование умения преодолевать трудности, действовать сообща, планировать свои действия.
Методы обучения начальным навыкам конструкторской деятельности: практические, наглядные, словесные, поисковые, игровые.
Меж предметные связи: математика – геометрические тела и фигуры, черчение – построение предмета, профориентация –будущие профессии, история –роль конструирования на развитие человека.
Оборудование: картон, нитки, иголка, линейка, карандаш.
Ход урока.
I Организационный момент:
Проверка готовности класса к уроку.
II Повторение:
На прошлом занятии вы изучали тему «Основные требования к проектированию изделий».
Давайте повторим?.Фронтальный опрос.
1.Чем занимается наука техническая эстетика?
Созданием новых изделий, хорошее цветовое оформление, удачное соотношение между частями изделий, привлекательный внешний вид.
2.Какие цвета предпочтительнее для повседневной работы человека?
Спокойные и нейтральные тона: серый, светло-зеленый, голубой.
3.Назовите основные требования к проектированию изделий?
Технологичность, экономичность, эргономика, безопасность, экологичность.
4.Что такое эргономика?
Отрасль науки, изучающая человека и его деятельность в условиях производства.
5.Что такое экологичность?
Это изготовление и эксплуатация изделий без нанесения вреда окружающей среде.
Анализ усвоения:
Вы неплохо знаете изученный материал, были небольшие затруднения при ответах.
III Новый материал:
Тема нашего урока «Элементы конструкторской деятельности на уроках технологии»
Конструирование – творческий процесс
Согласно Б.М.Теплову, творческой деятельностью, в собственном смысле слова, называется деятельность, дающая новые оригинальные продукты высокой общественной ценности, новизну и значимость.
Творчество школьника, считает И.П.Волков, это создание им определённого продукта, изделия (решение задачи), в процессе работы над которыми, самостоятельно применены усвоенные знания, умения, навыки, в том числе осуществлён их перенос, комбинирование известных способов деятельности или создан новый для ученика подход к решению (выполнению) задачи. В творческом процессе мысленно создаётся образ будущего объекта, идёт непрерывный самостоятельный поиск наилучших вариантов достижения желаемого результата.
Творчество надо отличать от бессмысленного фантазирования (случайного манипулирования объектами).
Одним из видов творческой деятельности является конструирование. По самой своей природе техническая задача связана с поисковой деятельностью.
 Конструирование- обозначает построение, приведение в определённое взаиморасположение различных предметов, частей, элементов. Процесс конструирования направлен на построение модели проектируемого объекта, удовлетворяющей требованиям соответствия формы и содержания задуманного.
Конструирование как вид деятельности характеризуется целенаправленным поиском формы деталей, материалов для их изготовления, технологии изготовления, а также способов соединения деталей и их положения в пространстве с целью создания изделия с заданными свойствами. Конструирование представляет сложный комплекс умственных и практических действий. Этот процесс можно условно разделить на 2 этапа:
этап замысла, где отображается собственная преобразующая деятельность мышления и воображения учащегося;
этап практической реализации замысла.
Эти этапы находятся в тесной связи, потому что детские замыслы уточняются и совершенствуются в ходе практической реализации. Ни один предмет школьной программы не даёт такой возможности теснейшего слияния теории с практикой, когда дети видят свои ошибки, допущенные в рассуждении, в чертеже, в расчёте, не в виде исправления учителя, а в виде бракованного изделия, которое необходимо переделывать.
Можно выделить следующие виды конструирования:
Конструирование по образцу (готовая постройка, схема, чертёж, план, рисунок, подробная устная инструкция). Это первый необходимый этап в развитии конструкторской деятельности.
Конструирование недостающих частей изделия.
Конструирование по модели. Перед учащимися – модель; детали же, из которых она состоит, а также способы соединения деталей не видны или видны не все. Дети самостоятельно конструируют детали (или подбирают имеющиеся готовые), определяют способы их соединения, сообразуясь с видимыми пропорциями, общей формой, назначением.
Преобразование образца с целью получения новых (заданных) свойств конструкции.
Конструирование по условиям-требованиям, которым должна удовлетворять будущая конструкция.
Конструирование по замыслу. Ребёнок самостоятельно определяет, как содержание конструкции, так и способы её выполнения.
Каждый из видов конструирования включает систему проблемных задач.
Конструкторские задачи:
На улучшение прочности, надёжности, устойчивости изделия.
На определение оптимальной формы, числа деталей, способов их крепления, выбор или замену материалов, необходимых для изготовления изделия.
На внесение изменений, делающих более удобной её эксплуатацию.
На внесение изменений в размеры.
На увеличение долговечности изделия.
Технологические задачи:
На выбор рациональных способов разметки и контроля.
На использование приспособлений, экономящих усилия, время и материал, а также позволяющих выполнить очень трудные операции.
На выбор технологии, позволяющей экономно использовать материал, свои усилия, уменьшающей количество операций при изготовлении и сборке изделия.
На выбор технологии, позволяющей улучшить качество изготовляемого изделия.
Организационно-технические задачи:
На рациональную организацию труда в бригаде.
На рационализацию рабочего места.
На расширение параметров использования инструмента или приспособления.
На совершенствование трудовых приёмов.
В зависимости от сложности объекта труда, можно выделить 5 этапов практического решения творческой конструкторской задачи (в частности, не всегда обязательно наличие всех этапов):
анализ условий задачи (назначение изделия, определение требований к нему);
конструирование (подготовка эскиза или чертежа);
разработка технологии изготовления изделия (определение перечня и последовательности операций, выбор материалов, инструментов, приспособлений, оборудования и др.);
изготовление изделия (поиск, в процессе работы, наиболее оптимальных приёмов, способов обработки, а также внесение при необходимости изменений в конструкцию изделия и технологию его изготовления и т.д.);
контроль качества готового изделия, выявление его недостатков, способов их устранения.
Выполнению этого условия будет способствовать разделение объектов труда на группы по степени сложности:
IV Практическая работа:
Изготовление изделия салфетница.
Текущий инструктаж. Целевой обход.