Конспект открытого урока по географии Размещение населения (10 класс)

Тема урока
«Размещение и миграции населения»
Раздел: география населения мира
Предмет География
Класс 10
Авторы разработки урока (ФИО, должность) Анискина Светлана Николаевна–учитель географии первой категории
Образовательное учреждение МОАУ СОШ №2 с.Возжаевки Белогорского района. Амурской области
Методическая информация
Тип урока
Урок- комбинированный ( беседа, доклад, практикум).
Цели урока:
Сформировать представление знаний об особенностях размещения населения по планете , ознакомиться с основными миграционными явлениями в мире.
Задачи урока
Образовательные:
Познакомить:
-с понятиями: размещение населения; плотность населения; ареалы повышенной плотности населения; миграция; эмиграция; иммиграция; маятниковые, сезонные и трудовые миграции; беженцы; депортация.

Рассмотреть:
-географию миграций – направление миграционных потоков;
-основные районы иммиграции и эмиграции;
Развивающие:
Проанализировать:
- причины и факторы, определяющие закономерности размещения населения на Земле;
- показатели, характеризующие плотность населения по материкам и различным регионам;
- основные причины, вызывающие миграции.
Продолжить формирование умения работать с различными источниками информации (статистические данные, учебник, атлас, карты).
Воспитательные: проанализировать проблемы, возникающие в странах и регионах вследствие миграций.
Знания, умения, навыки и качества, которые актуализируют/приобретут/закрепят/др. ученики в ходе урока Репродуктивный уровень :уметь рассчитывать плотность населения страны
Конструктивный уровень :уметь анализировать карту плотности населения мира
Конструктивно – творческий уровень :уметь охарактеризовывать различия в плотности населения отдельных стран и регионов и причины ее изменения во времени
Необходимое оборудование и материалы УМК:
-Максаковский В.П. Экономическая и социальная география мира. Учебник для 10 класса М., Просвещение», 2009г
-Максаковский В.П. Новое в мире. Цифры и факты. Дополнение глав к учебнику для 10 класса М., «Дрофа», 2004г - Атлас «Экономическая и социальная география мира» 10 класс с комплектом контурных карт, М.
Оборудование:
-компьютер,
-проектор,
-колонки,
-телевизор
Карты мира: физическая, политическая, плотность населения.
Программы, необходимые для просмотра:
1. презентации – Microsoft Office Power Point 20007
Методы: практический, частично – поисковый, синтеза и анализа.

1.Изучение нового материала
План урока:
1. Размещение населения на земле. Районы основного проживания людей.
2. Влияние окружающей среды на размещение населения.
3. Влияние экономических факторов на размещение населения.
4. Плотность населения.
5. Миграции населения.
А. Виды миграции.
Б. Причины миграций.
В. Международные миграции.
Г. Вынужденные мигранты.
Д. Трудовые миграции.
Ход урока
Размещение населения на земле. Районы основного проживания людей.
Слайд
С вопросами размещения населения вам приходилось встречаться в седьмом, восьмом и девятом классе.
РАЗМЕЩЕНИЕ НАСЕЛЕНИЯ – ЭТО ПРОСТРАНСТВЕННЫЙ РИСУНОК РАСПРЕДЕЛЕНИЯ НАСЕЛЕНИЯ ПО ОПРЕДЕЛЕННОЙ ТЕРРИТОРИИ.
На земном шаре население размещается крайне неравномерно.
Задание 1.
Охарактеризуйте на основе текста учебника стр.71 распределение населения по высотным поясам.
Какова роль природных условий в размещении населения?
Какие же факторы изначально влияли на размещение населения?
Охарактеризуйте распределение населения мира по степени удалённости от моря.( Блок 5 рисунок15,стр76).Подтвердите примерами из текста учебника стр 71 и Д.Т.13
Проанализируйте карту плотности населения в атласе ( с.14) и выполните задание 9 в учебнике. С. 77-78 (подтвердите примерами из текста учебника и дополнительным материалом 12,стр82)
Вспомните как определить среднюю плотность населения?

Население размещается крайне неравномерно:
Влияние окружающей среды на размещение населения.
1) около 70% всех людей проживают на 7% суши; средняя плотность населения - 5 чел. на 1 км2;
2) неосвоенные земли занимают 15% территории суши;
3) люди заселяют территории с наиболее благоприятными условиями:
из 100 жителей земли 80 живут на низменностях, на высоте 500 м над
уровнем моря; Историки выделяют несколько видов цивилизаций. Первыми были « речные цивилизации» - Египет (вдоль Нила), Китайская- вдоль Янцзы и Хуанхэ, Индийская - в бассейне рек Инд и Ганг, Междуречье - между реками Тигр и Евфрат. Эти цивилизации сменились « морскими –империи Средиземноморья. Сейчас время « океанских» цивилизаций. Люди заселяют территории с благоприятным климатом. Поэтому самые густонаселенные районы находятся в субтропическом и субэкваториальном климате, а также на юге умеренного.

горные области, на высоте 1000 м над уровнем моря, занимают страны Боливия, Мексика, Перу, Эфиопия, Афганистан; на высоте 500 м над уров-нем моря - Перу, Китай (Тибет);

Влияние экономических факторов на размещение населения.
Издавна люди стремились селиться в места, богатые каким- либо ресурсом: землей, лесом, рыбой, полезными ископаемыми и т.д. Сосредоточение населения на низменностях, вдоль берегов объясняется именно этим фактором.
:
в сельхозяйственных работах: трудоёмкое рисосеяние в Восточной и Южной Азии. Средняя плотность - 200 чел. на 1 км2, в отдельных районах плотность рав¬на 1500-2000 человек на 1км2;
в промышленных районах: в Европе и США - средняя плотность ШОО-15О0чел.на1км2;
тяготение населения к транспортным и торговым путям в 200-километровой полосе вдоль побережий морей и океанов - более половина человечества.
Вывод: Размещение населения крайне неравномерное. Главные причины: природный фактор, исторические условия, социально-экономические условия.
4. Плотность населения.
-Так исторически сложилась неравномерность размещения населения на Земле. (слайд 8)
-Вернемся к карте плотности населения. Чему равен среднемировой показатель плотности населения мира?
(48чел. на км2.)
-Дает ли этот показатель представление о реальной плотности населения в различных регионах мира? Почему?
Вывод: Среднемировой показатель плотности населения- 48 чел / км. Но этот показатель не дает представления о реальной плотности населения в различных районах мира, потому, что есть территории густо заселенные,. Практически не заселено 15% суши планеты. А 70% населения проживает на 7% площади континентов. 90% мирового населения живет в Северном и Восточном полушариях.
-На земле выделяются 7 районов с наибольшей концентрацией населения. 1. Восточная Азия, 2. островная часть и юг полуостровной части юго-восточной Азии, 3. южная Азия, ядром которой является полуостров Индостан 4. Ближний Восток с районами возникновения древнейших цивилизаций в долинах Нила и Палестины, 5. Центральная и южная часть западной Европы 6. Исторически наиболее развитые в промышленном отношении р-ны США северо-восток и Калифорния 7. Это центральные районы Мексики, отгороженные от морских побережий горами.
На этих территориях проживает около ѕ всего населения земного шара.
-Какие районы практически не заселены? (Антарктида, Гренландия, Север Канады, центральные части Австралии, Высокогорные области Азии и районы
5. Миграция населения.
Люди – не перелётные птицы,
и их переселение объясняется
не биологическими,
а общественными законами.
Н. Н. Баранский

Учащиеся вспоминают виды миграций, с которыми они ознакомились в курсе 9 класса. Они оформляют ответ на вопрос в тетради, а один из учеников работает у доски. Затем учащиеся сравнивают свои ответы исправляют ошибки и недочеты.
Миграции - перемещение населения с одного места жительства на другое.
А. По продолжительности: временные, постоянные.
Б По направленности: внутренние и внешние (эмиграция и иммиграция).
В. По мотивам: социально-экономические, религиозные, политические, военные.
-Назовите основные причины миграции?
Причины миграции:
экономические,
политические,
национальные,
религиозные,
экологические и др.




Задание 2
Чем объяснить вспышку миграций в 19-20 вв?
Преимущественно какие континенты и страны облюбовали переселенцы? Почему?
Что такое трудовая миграция? Чем вызваны миграции из развивающихся стран в развитые?
Назовите основные районы трудовой иммиграции и эмиграции?
Каков характер миграций в Северной Америке?
Каков характер миграций в нефтедобывающих странах?
Международные (внешние) миграции населения возникли в глубокой древности, продолжались в Средние века - прежде всего в связи с Великими географическими открытиями, но наибольшее развитие получили в эпоху капитализма.
Самый большой «миграционный взрыв» начался в 19 веке. Главным очагом эмиграции оставалась Европа, где развитие капитализма сопровождалось «выталкиванием» части населения в те районы, где были свободные земли, хозяйство быстро развивалось и создавало спрос на рабочую силу. Всего с начало эмиграции до Второй мировой войны из Европы выехало 60 млн человек.
Второй очаг эмиграции сложился в Азии . Здесь эмигрантами стали китайские и индийские рабочие (кули), которых вербовали для работы на плантациях и рудниках. Главными же очагами иммиграции были США, Канада, Бразилия, Аргентина, Австралия, Новая Зеландия, Южная Африка.
После Второй мировой войны размеры международных миграций снова стали возрастать и к концу 20 в. достигли масштаба нового «миграционного взрыва». Как и прежде, основная причина этих миграций - экономическая, когда люди уезжают в поисках нового места приложения труда, лучшей жизни.
Трудовая миграция.
Основной поток этих эмигрантов направлялся из развивающихся в экономически развитые страны.
Главная причина - большой разрыв в условиях жизни и заработной платы между экономически развитыми и развивающимися странами.
В мире существует три главных центра притяжения трудовых ресурсов:
Первый – Западная Европа (ФРГ, Франция, Великобритания, Швейцария) - рабочие эмигранты из стран Южной Европы, Восточной Европы.
Второй – США, где легальная иммиграция достигла 1 млн человек (из стран Латинской Америки, Азии и Европы), нелегальная эмиграция гораздо масштабнее.
Третий – это нефтедобывающие страны Персидского залива (эмигранты из Египта, Индии, Пакистана).
Вынужденные мигранты.
Задание: Работа с текстом учебника с 74.Перечислите районы и назовите причины вынужденных миграций в современном мире. Покажите на карте, страны, которые дают самое большое количество вынужденных мигрантов. Назовите причины вынужденных миграций в прошлом и в настоящее время.
Общее число беженцев в мире в середине 90-х гг. превысило 20 млн человек. Среди них преобладают беженцы из районов региональных военных и межэтнических конфликтов в Афганистане, Ираке, Израиле, Ливане, Кипре, Анголе, Судане, Уганде, ЮАР, Гондурасе и т.д.
Обычно беженцы находят убежище в соседних странах, но иногда они стремятся уехать далеко (в Европу, Северную Америку). С конца 90-х гг. одним из главных районов с большим количеством беженцев и перемещенных лиц является СНГ.
Практическая работа
Задание 1. Найдите на карте регионы с высокой плотностью населения. Проанализируйте карту плотности населения мира в атласе, результаты работы занесите в таблицу «Страны с различной плотностью и причины, влияющие на размещение населения.»
Группы стран с различной плотностью населения
Примеры стран
Причины, объясняющие картину плотности населения.

Страны с равномерно низкой плотностью населения



Страны с равномерно высокой плотностью



Страны имеющие районы с высокой и низкой плотностью




Пользуясь данными таблицы, докажите на конкретных примерах, что по показателю плотности населения нельзя судить об уровне развития социально-экономического развития той или иной страны.

Задание 2. Используя текст учебника заполните таблицу « Трудовые миграции»
Основные районы, принимающие иностранных рабочих
Страны Эмигранты трудовых ресурсов.





Чем вызваны миграции из развивающихся стран в развитые ?
Что такое «утечка мозгов»? Что послужило развитию данного вида миграции? Какие последствия она приносит стране эмиграции?

Домашнее задание
1.Тема № 3 стр. 71-74
Рабочая тетрадь задания12,13,14,15
15