МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ (общие ) к выполнению внеаудиторной самостоятельной работы студента по дисциплине ОДП.3 «Физика»


Министерство образования, науки и молодежи Республики Крым Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Республики Крым
«Евпаторийский индустриальный техникум»
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
(общие )
к выполнению внеаудиторной самостоятельной работы студента
по дисциплине
ОДП.3 «Физика»
Уровень основной образовательной программы - профильный
для профессии
23.01.03. «Автомеханик»
35.01.14. «Мастер по ремонту и техническому обслуживанию машинно-тракторного парка»
13.01.10 «Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования (по отраслям)"
Профиль – технический
Форма обучения – очная
Курс – 1-2
Евпатория
2016
Пояснительная записка
Методическая разработка «Методические рекомендации к выполнению внеаудиторной самостоятельной работы студента по дисциплине ОДП.3 «Физика» » составлена в соответствии Положением об организации самостоятельной работы обучающихся в ГБПОУ РК «Евпаторийский индустриальный техникум», разработанным в соответствии с Пунктом 3 ч. 1 ст. 34 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ, Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам среднего профессионального образования, утвержденного Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 14.06.2013 г. № 464, Уставом техникума.
Одной из важнейших стратегических задач современной профессиональной школы является формирование профессиональной компетентности будущих специалистов. Квалификационные характеристики по всем педагогическим специальностям среднего профессионального образования новых образовательных стандартов третьего поколения содержат такие требования, как умение осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития; использовать информационно-коммуникативные технологии для совершенствования профессиональной деятельности; заниматься самообразованием. Обозначенные требования к подготовке студентов делают их конкурентоспособными на современном рынке труда. В этой связи, всё большее значение приобретает самостоятельная работа обучающихся, создающая условия для формирования у них готовности и умения использовать различные средства информации с целью поиска необходимого знания.
Программа среднего профессионального образования исходит из того, что должен знать и уметь обучающийся, а преподаватель базируется на реальной ситуации, на том, что действительно знают и умеют студенты. Следовательно, перед нами двуединая, но противоречивая по своей сути задача – с одной стороны, использовать все имеющиеся в нашем распоряжении возможности, чтобы развить познавательные интересы обучаемого, вывести его на новый уровень знаний, а с другой, сделать понятным, доступным материал, который опирается на фундаментальные знания.
Одной из форм, помогающих решить проблему, являются продуманные и систематизированные, логически и целенаправленно разработанные задания и упражнения для самостоятельной работы студентов, в которых перед ними последовательно выдвигаются познавательные задачи, решая которые они осознанно и активно усваивают знания и учатся творчески применять их в новых условиях.
Цели самостоятельной работы:
1. Формирование умений и навыков выявлять общее и частное;
2. Формирование умений определять существенные признаки, сравнивать их и на этой основе делать обобщения;
3. Сопоставлять, отмечая общие и отличительные черты;
4.Строить доказательства на основе существенных признаков.
Материал для самостоятельной работы студентов должен конструироваться преподавателем по следующим принципам:
1. Необходим предварительный разносторонний анализ изучаемого материала, что и как из материала необходимо использовать непосредственно, а что может быть использовано в преобразованном виде.
2. Определить способы логической и методической обработки материала.
3. Уточнить место темы в системе курса и общей системе обучения.
4. Выявить трудности для обучаемых, сопряжённые с индивидуальными особенностями, уровнем знаний и познавательной деятельности.
5. Подготовиться для решения следующих задач:
- формирование умений отделять понятное от непонятного, вычленять непонятное;
- формирование умений выделять внутренние связи между элементами явления;
- формирование умений вычленять главное.
6. При подборе и разработке заданий, упражнений исходить прежде всего из сравнительного анализа, придавая вопросам чёткое целевое направление, определяя предполагаемые ответы обучаемых.
7. Структура материала в целом должна чётко соблюдать принцип – от простого к сложному, от частного к общему.
Потребности побуждают личность искать пути их удовлетворения. Формирование у студентов познавательной потребности – одна из важных задач преподавателя СПО.
Систематическое усложнение заданий для самостоятельной работы стимулирует познавательный интерес, способствует активизации и развитию мыслительных процессов, формированию научного мировоззрения и коммуникативных умений.
Методы самостоятельной работы студентов:
- наблюдение за единичными объектами ;
- сравнительно-аналитические наблюдения;
- учебное конструирование (урока, занятия);
- решение учебных и профессиональных задач;
- работа с различными источниками информации;
- исследовательская деятельность.
Наблюдение за единичными объектами подразумевает более или менее длительное восприятие с целью выяснить отличительные признаки объектов.
Сравнительно-аналитические наблюдения стимулируют развитие произвольного внимания у студентов, углубление в учебную деятельность.
Конструирование заставляет глубже проникнуть в сущность предмета, найти взаимосвязи в учебном материале, выстроить их в нужной логической последовательности, сделать после изучения темы достоверные выводы.
Решение задач способствует запоминанию, углублению и проверке усвоения знаний студентов, формированию отвлечённого мышления, которое обеспечивает осознанное и прочное усвоение изучаемых основ.
Работа с источниками информации способствует приобретению важных умений и навыков, а именно: выделять главное, устанавливать логическую связь, создавать алгоритм и работать по нему, самостоятельно добывать знания, систематизировать их и обобщать.
Исследовательская деятельность – венец самостоятельной работы студента. Такой вид деятельности подразумевает высокий уровень мотивации обучаемого.
Данный подход к разработке материала для самостоятельной работы студентов позволяет творчески подойти к подготовке занятий, выявить возможности изучаемого материала, создавая тем самым условия для саморазвития личности студента.
Целевые направления самостоятельной работы студентов
1.Для овладения и углубления знаний:
- составление различных видов планов и тезисов по тексту;
- конспектирование текста;
- ознакомление с нормативными документами;
- создание презентации.
2. Для закрепления знаний:
- работа с конспектом лекции;
- повторная работа с учебным материалом;
- составление плана ответа;
- составление различных таблиц.
3. Для систематизации учебного материала:
- подготовка ответов на контрольные вопросы;
- аналитическая обработка текста;
- подготовка сообщения, доклада;
- тестирование;
- составление кроссворда;
- формирование плаката;
- составление памятки.
4 .Для формирования практических и профессиональных умений.
-решение задач и упражнений по образцу;
-решение ситуативных и профессиональных задач;
- проведение анкетирования и исследования.
Средства обучения – основа самостоятельной работы.
Какие средства обучения необходимы для организации самостоятельной работы?
Дидактические средства, которые могут быть источником самостоятельного приобретения знаний (первоисточники, документы, тексты художественных произведений, сборники задач и упражнений, журналы и газеты, учебные фильмы, карты, таблицы);
Технические средства, при помощи которых предъявляется учебная информация (компьютеры, аудиовидеотехника);
Средства, которые используют для руководства самостоятельной деятельностью студентов
(инструктивно-методические указания, карточки с дифференцированными заданиями для организации индивидуальной и групповой работы, карточки с алгоритмами выполнения заданий).
Разработка и применение средств обучения – это та сторона педагогической деятельности, в которой проявляется индивидуальное мастерство, творческий поиск преподавателя, его умение побудить студентов к творчеству.
Виды практических заданий для самостоятельной работы студентов
1. Составить опорный конспект по теме…
2. Сформулировать вопросы…
3. Составить сообщение.
4. Продолжить фразу…
5. Дать определения терминам…
6. Составить опорный конспект своего ответа.
7. Написать реферат.
8. Составить отчёт по теме…
9. Разработать алгоритм последовательности действий…
10. Составить таблицу с целью систематизации материала…
11. Заполнить таблицу, используя…
12. Заполнить блок-схему…
13. Подготовиться к семинару, деловой игре.
14. Смоделировать конспект урока по теме…
15. Смоделировать домашнее задание.
16. Сделать самоанализ практики: эффективность использования приёмов, методов и средств.
17. Осуществить аналитический разбор публикации по заранее определённой преподавателем теме.
18. Составить тематический кроссворд.
19. Составить план текста, конспект.
20.Решить ситуационные задачи.
Приёмы самостоятельной работы студентов.
1. Работа с учебником.
Для обеспечения максимально возможного усвоения материала и с учётом индивидуальных особенностей Студенов, можно предложить им следующие приёмы обработки информации учебника:
- конспектирование;
- составление плана учебного текста;
- тезирование;
- аннотирование;
- составление тематического тезауруса;
- выделение проблемы и нахождение путей её решения;
- самостоятельная постановка проблемы и нахождение в тексте путей её решения;
- определение алгоритма практических действий (план, схема).
2. Опорный конспект.
Зачастую педагог обучает от параграфа к параграфу, от пункта к пункту и лишь в конце темы пытается связать весь материал на обобщающем уроке. Куда целесообразнее дать студентам представление об изучаемой теме, искусно оформив её содержание как небольшой опорный конспект. Он нужен всем – и сильным, и слабым.
И тогда студенты не будут учиться сегодня, забыв выученное вчера и не зная того, что будет завтра.
Опорный конспект необходимо давать на этапе изучения нового материала, а потом использовать его при повторении.
Опорный конспект позволяет не только обобщать, повторять необходимый теоретический материал, но и даёт педагогу огромный выигрыш во времени при прохождении материала.
3. Тесты
Тесты воспринимаются студентами как своеобразная игра. Тем самым снимается целый ряд психологических проблем – страхов, стрессов, которые, к сожалению, характерны для обычных форм контроля знаний студентов.
Основное достоинство тестовой формы контроля – это простота и скорость, с которой осуществляется первая оценка уровня обученности по конкретной теме, позволяющая, к тому же, реально оценить готовность к итоговому контролю в иных формах и, в случае необходимости, откорректировать те или иные элементы темы.
Тесты 1 уровня
Требуют выбора 1 или нескольких правильных ответов на вопросы из ниже предложенных.
На проверку качества усвоения знаний и применения знаний на практике: выбрать один из перечисленных способов ________________
На соотнесение: найдите общее и различия в изучаемых объектах.
На проверку рефлексии: установите соответствие_________________
Тесты 2 уровня
Задания на подстановку: эти задания требуют выбора и дополнения фраз, формул, графических изображений, схем и т.д. предложенными недостающими или составляющими.
Определение с пропущенным словом ______________
Подтекстовые слова и фразы: _____________________
Задания на конструирование ответа: заполнение таблицы, изображение схемы, графика, написание формулы и т.д.)
Заполнить таблицу_________________
Задания на решение конкретной ситуации.
Требования к тестам, предъявляемым студентам
Задания должны быть типичными для данной дисциплины;
Объём задания должен обеспечивать выполнение теста за ограниченное время (не более часа);
Задание по сложности, структуре, трудности должно быть объективно посильным для выполнения студентами на соответствующем этапе обучения;
Задание по содержанию должно быть таким, чтобы правильное его выполнение имело только один эталон;
Сложность заданий в системе тестов должна повышаться по мере продвижения студентов в овладении профессией;
Формулировка содержания задания должна раскрывать поставленную перед учащимися задачу: что он должен сделать, какие условия выполнить, каких результатов достигнуть
4.Семинар
Форма проведения семинара очень гибкая.
На семинарах решаются следующие задачи:
- углубление, конкретизация и систематизация знаний, полученных студентами на предшествующих этапах учёбы;
- развитие навыков самостоятельной работы;
- ознакомление со спецификой работы с литературой;
- профессиональное использование знаний в учебных условиях.
Типы проведения семинарских занятий:
- вопросно-ответный семинар;
- развёрнутая беседа на основе заранее данного студентам плана, обсуждение письменных рефератов;
- заслушивание устных докладов студентов с последующим их обсуждением;
- семинар – диспут;
- теоретическая конференция;
- семинар – имитационная игра;
- комментированное чтение первоисточников.
5. Задачное обучение.
- практико-ориентированные задачи: выступают средством формирования у студентов системы интегрированных умений и навыков, необходимых для освоения профессиональных компетенций. Это могут быть ситуации, требующие применения умений и навыков, специфичных для профессии педагога (знания содержания предмета), ситуации, требующие организации деятельности, выбора её оптимальной структуры (организация детского коллектива, принципы организации занятий с детьми и т.п), личностно-ориентированных ситуаций (нахождение нестандартного способа решения).
- профессиональные задачи: выступают средством формирования у студентов умений определять, разрабатывать и применять оптимальные методы решения профессиональных задач. Они строятся на основе ситуаций, возникающих на различных уровнях осуществления практики и формулируются в виде производственных поручений (заданий).
Задачное обучение способно обеспечить целенаправленное, поэтапное формирование и контроль сформированности необходимых профессиональных компетенций.
для решения качественных задач:
Решение качественных задач включает три этапа: чтение условия, анализ задачи и решение.
При анализе содержания задачи необходимо использовать, прежде всего, общие закономерности по данной теме.
Выяснить, как конкретно должно быть объяснено то явление, которое описано в задаче.
Ответ к задаче получают как завершение проведенного анализа. В качественных задачах анализ условия тесно сливается с получением нужного обоснованного ответа.
для решения количественных задач:
Внимательно прочитать текст задачи.
Кратко записать условие и сделать чертеж или схему.
При разборе задачи, прежде всего обратить внимание на ее физическую сущность, на выявление физических процессов и законов, рассматриваемых в данной задаче, зависимость между физическими величинами.
Решение задачи необходимо сопровождать краткими пояснениями.
Вычисление следует производить рациональными приемами, а записи наименований – в соответствии с принятыми ГОСТ обозначениями.
Ответ задачи рекомендуется выделить, например, подчеркнуть его.
Полученный ответ задачи необходимо проверить. Прежде всего, нужно обратить внимание на реальность ответа.
6. Подготовка проекта
План выполнения работы:
Выбор темы, определение задач, определение этапов работы
Сбор информации, анализ отобранного материала
Оформление проекта (рисунки учащихся)
Подготовка музыкального сопровождения проекта
Презентация, анализ, корректировка работы
Инструктаж к заданиям.
Инструктаж необходим для того, чтобы помочь студентам осмыслить содержание задания, требования учебной задачи. Инструктаж может быть вводным, текущим, индивидуальным, групповым, фронтальным, подробным, свёрнутым и т.д.
Вводный фронтальный инструктаж проводится для разъяснения цели работы, преподаватель обращает внимание на те конечные результаты, к которым должны прийти студенты. В тех случаях, когда предполагается новое задание, вводный инструктаж помогает связать выдвинутую задачу с имеющимися у студентов опорными знаниями, опытом или действиями, усвоенными ранее.
Полнота устного инструктирования зависит от этапа обучения. На начальном этапе оно более подробное. Вводный инструктаж при выполнении лабораторных и практических работ включает объяснение задания (что делать?), порядок его выполнения (как делать?), показ и выполнение приёмов (почему так делать?).
Письменные инструкции необходимы в тех самостоятельных работах, которые требуют строгой последовательности выполнения. Письменная инструкция представляет собой учебный алгоритм, руководствуясь которым студент решает задачу по строго намеченному пути, не допуская произвольных шагов.
Коррективный контроль – средство побуждения.
Если преподаватель внимательно наблюдает за работой студентов, он может использовать приёмы, направленные на корректирование их деятельности:
- уточняет суть задания, добиваясь понимания его всеми, если оно является общим;
- предупреждает о сложном моменте в процессе выполнения задания, чтобы предотвратить ошибку, допускаемую обычно большинством студентов;
- предлагает сообщить или показать промежуточные результаты;
- предлагает студентам самим контролировать свои действия.
Критерии оценки самостоятельной работы студентов:
Оценка «5» ставится тогда когда:
Студент свободно применяет знания на практике;
Не допускает ошибок в воспроизведении изученного материала;
Студент выделяет главные положения в изученном материале и не затрудняется в ответах на видоизмененные вопросы;
Студент усваивает весь объем программного материала;
Материал оформлен аккуратно в соответствии с требованиями;
Оценка «4» ставится тогда когда:
Студент знает весь изученный материал;
Отвечает без особых затруднений на вопросы преподавателя;
Студент умеет применять полученные знания на практике;
В условных ответах не допускает серьезных ошибок, легко устраняет определенные неточности с помощью дополнительных вопросов преподавателя;
Материал оформлен недостаточно аккуратно и в соответствии с требованиями;
Оценка «3» ставится тогда когда:
Студент обнаруживает освоение основного материала, но испытывает затруднения при его самостоятельном воспроизведении и требует дополнительных дополняющих вопросов преподавателя;
Предпочитает отвечать на вопросы воспроизводящего характера и испытывает затруднения при ответах на воспроизводящие вопросы;
Материал оформлен не аккуратно или не в соответствии с требованиями;
Оценка «2» ставится тогда когда:
У студента имеются отдельные представления об изучаемом материале, но все, же большая часть не усвоена;
Материал оформлен не в соответствии с требованиями
Список литературы
1. Кикин Д.Г., Самойленко П.И. Физика с основами астрономии. Учебник для средних специальных учебных заведений. – М.:Высшая школа, 1995.
2.Жданов Л.С., Жданов Г.Л. Физика . Учебник для средних специальных учебных заведений. – М.: Высшая школа, 1990
3.Дмитриева В.Ф. Физика// Учебное пособие для средних специальных учебных заведений. М.,1993
4.Пинский А.А.,Граковский Г.Ю. Физика с основами электротехники.\\ Учебное пособие для средних специальных учебных заведений. М.,1986
5.Енохович А.С. Краткий справочник по физике. М.,1983
6.Глухов Н.Д., Камышанченко Н.В., Самойленко П.И. Беседы о физике и технике. М.,1990.