Статья о профессионально-значимых качествах педагога дополнительного образования в области туристско-краеведческой деятельности


О качествах педагога дополнительного образования туристско-краеведческой направленности
Дюдяева Л.Г., Санкт-Петербург
Специфика системы дополнительного образования детей туристско-краеведческого направленности предъявляет особые требования к педагогам данной системы, поскольку они должны сочетать в себе творца, педагога, воспитателя, психолога, менеджера, профессионала-туриста, спортсмена, краеведа и, самое главное, исповедовать философию любви. В свете дальнейшего развития этой системы, деятельность педагога должна способствовать дальнейшему развитию потенциальных возможностей ребенка. В этой связи возрастают требования к формированию педагогической компетентности педагога в процессе повышения квалификации, к его общей и профессионально-дидактической культуре, которая должна способствовать формированию гуманистической профессиональной направленности, развитию профессионально значимых личностных качеств, которые проявляются в развитии дидактических способностей, умений и навыков.
Новый ракурс видения человека - не как средства, а как цели общественного устройства, и отношение к воспитанию как воспроизводству людей свободных, способных к гуманистическому самоопределению и продуктивному, личностно и социально ценному проживанию, актуализирует дальнейшее развитие сферы дополнительного образования детей и повышение статуса педагога дополнительного образования. В характере каждого педагога преобладают те или иные профессиональные психологические черты, определяющие взаимоотношения с воспитанниками, стиль работы и поведения, от которых зависит предрасположенность к некоторым видам педагогической деятельности, успешность в работе.
Э.Г. Костяшкин предложил следующую типологическую классификацию педагогов – внешкольников, выделив четыре типа личности педагога.
1. Интеллектуальный тип, который отличается склонностью к научной работе, творческим подходом к делу, к анализу своего опыта, ведению наблюдений и т.д. Более результативен в работе со старшим школьным возрастом, особенно в малых группах.
2. Волевой тип характеризуется четкостью и организованностью в работе, повышенной властностью, высокой требовательностью к себе и воспитанникам – он, скорее руководитель, чем советчик. Этот тип педагога преобладает в работе воспитанниками среднего школьного возраста.
3.Эмоциональный тип отличается особой нравственной чувствительностью, тонким пониманием внутреннего состояния воспитанника, что является своего рода природным даром. Этот тип педагога преобладает в работе с младшими школьниками.
4.Организаторский тип сочетает в себе отдельные свойства других типов и поэтому наиболее универсален. Особенностью этого типа является профессиональная ответственность за деятельность всех воспитанников.
Именно данные позиции использованы нами в применении к педагогу системы дополнительного туристско-краеведческого образования детей.
К общим свойствам личности педагога, согласно концепции личности, разработанной К.К. Платоновым, относятся идейные, политические, нравственные, правовые, эстетические и другие, образующие основу индивидуального сознания личности. К особенностям относятся качества, связанные с индивидуальным опытом и профессиональной деятельностью.
У педагога системы дополнительного образования детей туристско-краеведческой направленности (ПДОТКН) это теоретическая и программно-методическая подготовленность учебного курса, направленности дополнительной образовательной программы, психологическая и педагогическая грамотность. Сюда же относятся специальные профессиональные умения и способности как свойства личности: познавательные, конструктивные, коммуникативные, информационные, организаторские. Педагогами системы дополнительного образования детей туристско-краеведческой направленности становятся люди с различными психическими данными, поэтому очень остро стоит вопрос о развитии нужных качеств, об их самовоспитании, о приспособлении психических особенностей педагога к его труду. При этом профессионально значимыми оказываются не только специальные знания и умения, приобретенные за годы обучения в вузе, но и многие другие качества.
Социальная и профессиональная направленность личности педагога проявляется в умении общаться с детьми, обучать и воспитывать их. Определяющим качеством личности педагога является его профессиональная и специальная подготовленность и компетентность. Одним из качеств личности педагога ДОТКН является его профессионально-педагогическая компетентность, в основе которой лежит профессиональная педагогическая культура, которая охватывает все сферы личности педагога, весь его жизненный опыт.
К наиболее существенным признакам профессиональной педагогической культуры педагога можно отнести:
- ясно выраженную, устойчивую педагогическую направленность интересов и потребностей;
- гармоническое умственное, нравственное и эстетическое развитие;
- педагогическое мастерство;
- доброжелательный характер, общительность, увлеченность работой;
- установку на постоянное самосовершенствование;
- культуру темперамента;
- широкий научный и художественно-эстетический кругозор;
- способность легко и естественно входить в творческое состояние, уметь актуализировать свои эмоциональные, интеллектуальные, волевые процессы.
В основе педагогической культуры лежат мировоззренческие, нравственные, эстетические, интеллектуальные и другие компоненты общей культуры педагога. Без постоянной работы педагога над развитием своей личности достигнуть высокой педагогической культуры невозможно. Огромное число педагогических действий формирует сравнительно небольшой перечень основных умений, которые реализуются в педагогической практике.
К.Д. Ушинский справедливо указал, что главная и основная дорога воспитания – это убеждение учащихся в истинности и справедливости тех положений, наставлений и идей, которые внушает детям педагог-воспитатель. Но если убеждение – один из основных и решающих методов воспитания учащихся, то этот метод окажется действенным только в том случае, когда сам педагог в своих действиях, в своих поступках, в своем отношении к детям и к исполнению своих служебных и общественных обязанностей, словом, в своем поведении в целом практически следует тем советам, наставлениям, положениям и идеям, в духе которых он, с помощью убеждения воспитывает своих учащихся.
Не отрицая значения и роли педагогического таланта, А.С. Макаренко основное внимание педагога сосредотачивал на том, чтобы каждый педагог стал мастером своего дела. «То, что мы называем высокой квалификацией, - писал он, - уверенное и четкое знание, умение, искусство, золотые руки, немногословие и полное отсутствие фразы, постоянная готовность к работе – вот что увлекает ребят в наибольшей степени. Вы можете быть с ними сухи до последней степени, требовательны до придирчивости, вы можете не замечать их, если они торчат у вас под рукой, можете даже безразлично относится к их симпатии, но если вы блещете работой, знанием, удачей, то спокойно не оглядывайтесь: они все на вашей стороне».
Особое значение для педагога имеет его авторитет среди воспитанников, т.е. его определенное влияние или признание ими как человека, с чьим мнением всегда считаются, чьи советы и указания выполняются беспрекословно и с охотой, так как их справедливость и обоснованность не подвергаются сомнению. Действительный авторитет педагога вырастает не только на основе того официального положения, которое он занимает как педагог-учитель и педагог - воспитатель, а зиждется, прежде всего, на глубоких и прочных знаниях, которыми он умело вооружает своих воспитанников, на глубокой и искренней любви к детям, сочетаемой с большой требовательностью к ним. Завоевать такой авторитет среди воспитанников, когда его советы и указания выполнялись бы ими неукоснительно, не из боязни получить взыскания, а с охотой, так как справедливость и обоснованность этих советов и указаний не подвергается сомнению, - одна из важнейших задач педагога.
Анализ профессиональной деятельности педагогов туристско-краеведческой направленности позволяет констатировать, что они, помимо образовательной, воспитательной и развивающей, выполняют еще целый ряд взаимосвязанных функций: пропедевтическую, реабилитационную, ориентационную, компенсаторную, функцию социализации. Рассмотрим их более подробно.
Реализация пропедевтической функции связана с осуществлением  педагогической поддержки ребенка в образовательном процессе, в туристско-краеведческой деятельности, направлена на становление ребенка как индивидуальности и представляет процесс совместного определения с воспитанником его собственных интересов и путей преодоления проблем, мешающих ему самостоятельно достигать  желаемых результатов в различных сферах, путем выбора педагогом наиболее эффективных технологий с учетом индивидуальных возможностей воспитанников и обеспечение им дозированной педагогической помощи.
Реабилитационная функция педагогов-туристов заключается в восстановлении уверенности у детей в своих возможностях посредством обеспечения удовлетворения содержанием и процессом образовательной деятельности. Для обеспечения удовлетворения организуемая совместно с воспитанниками деятельность содержит в себе возможность создания ситуаций успеха. Педагоги работают со сферой реализации познавательных интересов личности ребенка через свободный выбор различной общественно-значимой деятельности, рационально организованный досуг с учетом потребностей семьи, детей и образовательных учреждений.
Потенциал педагогов дополнительного образования туристско-краеведческой направленности трудно переоценить, т. к. в его пространстве неисчерпаемы возможности создания ситуации успеха для каждого ребенка, его самореализации, воспитании культурной одаренности. Сотрудничество детей и взрослых, взаимосвязь педагогов, родителей имеет различные формы сотрудничества: совместная деятельность в кружках, секциях, студиях, организация досуга, различные выездные мероприятия, такие, как объединенные походы, экспедиции, экскурсии и многое другое. Органичное сочетание досуга с различными формами образовательной деятельности решает проблему занятости детей. Реабилитационная функция в учреждениях дополнительного образования детей обеспечивается разноуровневым подходом к обучению, включением воспитанников в образовательный процесс как активных участников и творческих сотрудников. В результате этого происходит снятие «психологических зажимов», «комплексов неполноценности» у детей.
Педагоги системы дополнительного образования детей туристско-краеведческой направленности в большей мере, чем учителя школ, оказывают помощь детям с ограниченными возможностями здоровья в их социальной реабилитации и адаптации, подготовке к полноценной жизни в обществе. Период детства характеризуется проявлением талантов. Поддержка и развитие творчества детей является одной из главных задач педагогов дополнительного образования. Это очень важно, т. к. не все дети обладают способностями к академическому учению, и выход в другие сферы деятельности, которые предлагают педагоги дополнительного образования, в конечном итоге сказывается и на повышении их культурного уровня, и на результатах общего образования.
Ориентационная функция педагога дополнительного образования детей туристско-краеведческой направленности проявляется в помощи воспитаннику в его жизненном, личностном и профессиональном самоопределении; в постепенном формировании у воспитанника внутренней готовности к осознанному и самостоятельному построению профессиональных перспектив своего развития. Педагоги осуществляют активное включение воспитанника в качестве субъекта в процесс собственной ориентации, создают условия для развития у него осознанного и ответственного отношения к своему будущему на основе реальной оценки всей совокупности информации. Они постоянно строят свою работу в форме поиска решений как отдельных (конкретных), так и извечных общечеловеческих проблем. В результате этого поиска создается жизнетворческая обстановка, которая  впоследствии помогает детям в достижении различных жизненно важных целей.
Компенсаторная функция педагога системы дополнительного образования детей туристско-краеведческой направленности заключается в создании возможностей для формирования каждым ребенком собственных представлений о самом себе и окружающем мире, свобода выбора формы образования дополняется свободой принятия решения, самостоятельностью в самоосуществлении благодаря тому делу, которое каждый делает сам. Таким образом, педагоги компенсируют те ограниченные возможности индивидуального развития детей, которые присутствуют в условиях массовой школы. Перед педагогами стоит также задача в оказании поддержки обучающимся в их социальном самоопределении, в практической подготовке к жизни и профессиональной карьере в условиях социальных перемен.
Педагоги системы дополнительного образования детей туристско-краеведческой направленности выполняют также функцию социальной защиты детей, усиливая стартовые возможности личности на рынке труда и профессионального образования. Учреждения дополнительного образования детей туристско-краеведческого профиля являются одним из важных факторов социализации детей. Занятия в них позволяют детям значительно расширить круг своего общения, способствуют развитию общительности и открытости в общении и формированию коммуникативной культуры. Для ребят оказывается важными не только удовлетворение своего интереса, но, что очень значимо для сегодняшней ситуации, возрастает ценность дружбы, общения, т. е. значимой становится ориентация на другого и окружающих людей. В то же время в современном обществе укрепляется необходимость более гибкой и разносторонней полоролевой дифференциации, в том числе и средствами воспитания в учреждениях дополнительного образования.
Деятельность педагога дополнительного образования туристско-краеведческой направленности - достаточно новая сфера профессионального опыта. Поддержать конструктивные тенденции профессионального развития педагога дополнительного образования - своеобразная «сверхзадача» не только образовательных учреждений, но и педагогических вузов, и колледжей, а также учреждений повышения квалификации.