Крнспект Сказкотерапия в работе педагога-психолога с педагогами в период подготовке к ЕГЭ


Сказкотерапия в работе педагога-психолога с педагогами в период подготовке к ЕГЭ
Успех на экзамене зависит не только и не столько от уровня знаний, сколько от способности ребенка справиться с волнением, сосредоточиться, мобилизоваться, организовать свою деятельность и правильно рассчитать силы. Реакция на экзаменационный стресс во многом определяет результат ЕГЭ.
Любой экзамен – испытание, которое связано с физическим, интеллектуальным и эмоциональным напряжением. Именно это состояние и называется экзаменационным стрессом.
К факторам вызывающим или усиливающим экзаменационный стресс можно отнести: негативный настрой, ситуации неопределенности и ограничения времени, сомнения в полноте и прочности знаний, в собственных способностях и т.д. А также груз ответственности перед родителями и школой.
Очень часто ученики могут слышать повторение следующих фраз от учителей: «Времени совсем не осталось", "Не готовы!", "Не сдадите!", "С такими знаниями рассчитывать не на что", «О чем вы вообще думаете?!» и т.д. Парой учителя произносят эти фразы не для того что бы запугать, а для того что бы замотивировать ученика. Ведь учителя тоже находятся в ситуации стресса: «А если не сдадут?», «А что если результаты будут низкие?» и т.д.
Сказка о Мышлении
А.Шпак
Оно было не таким, как все, либо все были не такими, как Оно. Вместе они не могли найти общего языка. Оно чувствовало себя отчужденным, и решило Оно постранствовать, найти себя...
Все они жили в Царстве, которое называлось Человек, и ушло Оно бродить по всему Царству.
Придя в небольшую деревушку, которая называлась Сердце, Оно испугалось. Здесь жизнь кипела, бурлила. Жизнь местных жителей - это буря чувств, страстей. Именно в этой деревушке Оно познакомилось с такими жителями, как Ненависть, Любовь, Агрессия, Озлобленность, Вялость и многими другими. Оно понимало, что и здесь Оно никому не нужно. Так продолжалась много дней и ночей. Оно странствовало по всему Царству, но нигде не могло найти себя.
Однажды в поисках самого себя Оно встретило Память.
- Я очень много знаю, - сказала Память. - Я могу тебе помочь. Я связываю прошлое с его настоящим и будущим, а еще я являюсь важнейшей познавательной функцией. Пойдем к моему другу Гипнозу, он тебе поможет.
Оно взяло за руку Память, и они вместе пошли к Гипнозу. За разговором и милой беседой они и не заметили, как подошли к дому, где живет Гипноз.
Гипноз выслушал, в чем проблема Оно, и горько заплакал:
- Если бы ты знало, что ты наделало! - в слезах говорил Гипноз. - В том краю, откуда ты ушло, появился Аффект. От него страдает уже почти все Царство. Ему в этом помогает его друг - Невроз, а царствует теперь его жена - Фрустрация. Ты нужен нам... - Гипноз опять заплакал. - Возвращайся и будь на троне... Ведь там должен быть ты...
- Так что же я могу сделать? - спросило Оно у Гипноза.
- Я помогу тебе... Я знал, что ты ко мне придешь. Я попросил Фантазию, и она подарила тебе замечательное имя. Теперь тебя зовут Мышление, и ты зря себя так долго искало. Ты устанавливаешь связи...
- Я что, Министр Иностранных Дел? - засмеялось Оно.
- Нет. Совсем нет. Ты наиболее обобщенная и опосредованная форма психического отражения, устанавливающая связи и отношения между познаваемыми объектами.
- Это кто такое сказал?
- Это придумала Фантазия, а я помогал ей, теперь вот помогаю тебе. Мы подчинены тебе...
Мышление всех поблагодарило, и вместе они пошли свергать Аффекта с его друзьями.
После долгой битвы Мышление победило, ведь во время своих странствий Оно приобрело много друзей.
Теперь в Царстве все замечательно: Мышление нашло свое место в этом Царстве, нашло друзей и даже подружилось с Аффектом, Неврозом и Фрустрацией.
Вопросы:
1.В чем заключается основная тема сказки.
2.Перечислите те чувства и эмоции, которые присутствуют в сказке.
3.Найдите негативные образы, которые присутствуют в сказке.
4.Найдите позитивные образы, которые присутствуют в сказке.
5.Перечислите трудности, с которыми сталкивается герой сказки.6.Перечислите средства, с помощью которых герой борется с трудностями.
7.Проведите параллель сказки с реальностью. С какой ситуацией можно сравнить происходящее в сказке?
8.С кем, по вашему мнению, можно сравнить героев сказки? С каким героем Вы ассоциируете себя? (Гипноз – психолог, Мышление – педагог, Аффект – родители, Фрустрация – дети, Невроз – администрация)
9.Что будет если Мышление не найдет свое место?
Упражнения для снятия напряжения
1.Упражнение «Внутренний луч»
Для того чтобы выполнять упражнение, надо принять удобную позу, сидя или стоя в зависимости от того, где оно будет выполняться (в учительской, на уроке, в транспорте).
Представьте, что внутри Вашей головы, в верхней ее части, возникает светлый луч, который медленно и последовательно движется сверху вниз и медленно, постепенно освещает лицо, шею, плечи, руки теплым, ровным и расслабляющим светом. По мере движения луча разглаживаются морщины, исчезает напряжение в области затылка, ослабляется складка на лбу, опадают брови, “охлаждаются” глаза, ослабляются зажимы в углах губ, опускаются плечи, освобождаются шея и грудь. Внутренний луч как бы формирует новую внешность спокойного, освобожденного человека, удовлетворенного собой и своей жизнью, профессией и учениками.
Выполните упражнение несколько раз - сверху вниз.
Выполняя упражнение, вы получите удовольствие, даже наслаждение. Заканчивайте упражнение словами: “Я стал новым человеком! Я стал молодым и сильным, спокойным и стабильным! Я все буду делать хорошо!”
2.Упражнение «Пословицы»
Возьмите любую из книг: “Русские пословицы”, “Мысли великих людей” или “Афоризмы” (в каждой школьной библиотеке книги есть). Полистайте книгу, читайте фразы пословиц или афоризмов в течение 25-30 минут, пока не почувствуете внутреннее облегчение.
Возможно, кроме психической релаксации та или иная пословица натолкнет вас на правильное решение. Возможно также, вас успокоит тот факт, что не только у вас возникла проблема, над способами ее решения размышляли многие люди, в том числе и исторические личности.
3.Упражнение на снятие напряжения
Представьте песчаную пустыню из сказки об Алладине и волшебной лампе. По ней медленно плывет караван верблюдов с товарами и дарами. Вы видите, как плавно ступают верблюжьи ноги по песку, вздымая мелкую золотистую песчаную пыль. Медленно раскачиваются на боках верблюдов мешки – вправо, влево... Гордо и важно вытянуты шеи верблюдов, и только длинные пряди свисающей шерсти мерно раскачиваются вправо и влево в такт размеренному шагу. Верблюды медленно жуют, их веки с длинными пушистыми ресницами полузакрыты, и кажется, будто они спят на ходу.
Твое дыхание становится глубоким и ровным. Наблюдая за караваном, ты успокаиваешься. Сердце бьется ровно, свободно.