Доклад Ведение документации в системе работы социального педагога


Ведение документации в системе работы социального педагога
Выступление на районном семинаре социальных педагогов
Мало кто из учеников в школе задумывается о том, какую роль в учебном процессе играет социальный педагог. Знают об этом лишь те, кто непосредственно сталкивается с ним, постоянно ощущает его заботу. Это дети из «группы риска», с нарушениями поведения, ребята из малообеспеченных семей, опекаемые, инвалиды, то есть те, кто еще в детстве сталкивается со «взрослыми» проблемами. Часто социальный педагог помогает им вернуть детство, а для некоторых в какой-то степени заменяет родителей.
Социальный педагог, оказывая социально-педагогическую помощь детям, подросткам, взрослому населению, реализует следующие функции:
1) Аналитико-диагностическая функция
- изучает, реально оценивает особенности социальной микросреды, степень и направленность влияния среды на личность, социальный статус ребенка, подростка, клиента в различных сферах деятельности и общения, определяет и анализирует социальные факторы, их направленность и влияние на личность;
- выявляет достоинства личности ребенка, его «проблемное поле», индивидуально-психологические, личностные особенности;
- ставит «социальный диагноз», изучает и реально оценивает особенности деятельности и обучения ребенка;
- устанавливает причины отклоняющегося поведения детей, подростков, причины социального неблагополучия семьи;
- содействует выявлению особо одаренных детей;
- выявляет детей с эмоциональными и интеллектуальными задержками развития.
2) Прогностическая функция
- на основе анализа социальной и педагогической ситуации программирует и прогнозирует процесс воспитания и развития личности, деятельность всех субъектов социального воспитания, оказывает помощь в саморазвитии и самовоспитании личности, определяет перспективы развития личности в процессе социализации;
- планирует собственную социально-педагогическую деятельность на основе глубокого анализа результата предыдущей деятельности;
- строит дерево целей профессиональной деятельности и адекватные ему исполняющую и управляющую программы.
3) Организационно-коммуникативная функция
- способствует включению субъектов воспитывающей деятельности, общественности, населения микрорайона в процесс социального воспитания подрастающего поколения, в совместный труд и отдых, деловые и личностные контакты;
- сосредотачивает информацию о воздействиях (позитивного и негативного) на воспитанника социально-педагогических учреждений, организаций, налаживает контакты между ними по отношению к этому воспитаннику и его семье;
- формирует демократическую систему взаимоотношений в детской и подростковой среде, а также в отношениях детей, подростков и взрослых;
- строит взаимоотношения с воспитанниками на основе диалога, сотрудничества.
4) Коррекционная функция
- осуществляет коррекцию всех воспитательных влияний, оказываемых на воспитанников, как со стороны семьи, так и социальной среды, в том числе и неформальной;
- усиливает или фокусирует позитивные влияния и нейтрализует или переключает негативные влияния;
- осуществляет коррекцию самооценки школьников, при необходимости коррекцию статуса ребенка в коллективе, группе сверстников, помогает избавиться от привычек, наносящих ущерб здоровью.
5) Координационно-организационная функция
- организует социально значимую деятельность детей и подростков в открытой микросреде, влияет на разумную организацию досуга;
- включает в различные виды воспитывающей деятельности с учетом психолого-педагогических требований;
- организует коллективную творческую деятельность детей вместе со взрослым населением;
- координирует деятельность всех субъектов социального воспитания;
- взаимодействует с органами социальной защиты и помощи;
- выступает в роли участника совместной деятельности, не отделяя себя от воспитанников и оставаясь при этом руководителем.
6) Функция социально-педагогической поддержки и помощи воспитанникам
- оказывает квалифицированную социально-психолого-педагогическую помощь ребенку в саморазвитии, самопознании, самооценке, самоутверждении, самоорганизации, самореабилитации, самореализации;
- устанавливает доверительные отношения с ребенком.
7) Охранно-защитная функция:
- использует весь комплекс правовых норм, направленных на защиту прав и интересов детей, подростков, молодежных объединений;
- содействует применению мер государственного принуждения и реализации юридической ответственности в отношении лиц, допускающих прямые или опосредованные противоправные воздействия на детей;
- взаимодействует с органами социальной защиты и помощи.
8) Психотерапевтическая функция
- заботится о душевном равновесии ребенка, о его чувствах, переживаниях;
- устанавливает доверительные отношения с ребенком, подростком, взрослым;
- оказывает вербальное и невербальное воздействие на эмоции и самосознание ребенка (взрослого);
- оказывает помощь в разрешении межличностных конфликтов, снятии депрессивного состояния;
- оказывает содействие в изменении отношения человека к жизни, к социальному окружению, к самому себе;
- организует ребенку (взрослому) ситуацию успеха.
9) Социально-профилактическая функция
- организует систему профилактических мер по предупреждению отклоняющегося (девиантного) поведения и преступного (делинквентного) поведения детей и подростков;
- влияет на формирование нравственно-правовой устойчивости;
- организует систему мер социального оздоровления семьи, своевременно оказывает социально-правовую и другую помощь семьям и детям групп социального риска.
10) Реабилитационная функция
- организует систему мер по социально-педагогической реабилитации и поддержке лиц (прежде всего несовершеннолетних), вернувшихся из мест лишения свободы, спецучреждений, а также лиц, по разнообразным причинам (болезнь, инвалидность, наркотизм, сексуальная агрессия, лишение свободы, переживание стресса и др.), испытывающих социально-экономические, профессиональные и прочие затруднения в системе общественных, семейных, других отношений, вызывающих различные формы социальной дезадаптации.
Все эти функции должны быть реализованы в комплексе, только тогда наша работа даст положительный эффект. Складывается такая система не за один год, и не за два. Нужно полностью пересмотреть всю свою работу, переосмыслить многие ее этапы, не забывать о главной цели работы каждого социального педагога: создание благоприятных условий для личностного развития ребёнка (физического, социального, духовно-нравственного, интеллектуального), оказание ему комплексной социально-психологической помощи, а также защита ребёнка в его жизненном пространстве.
В помощь создания такой системы существует перечень обязательных документов, который я разбила на несколько разделов.
1) Перечень нормативных правовых актов, регулирующих права детей в Казахстане
Конституция Республики Казахстан
Конвенции:
- «Конвенция о правах ребенка»;
- «Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам»;
- «Конвенция МОТ»;
- «Конвенция о защите детей и сотрудничестве в отношении иностранного усыновления».
3. Кодексы:
- «Уголовный кодекс РК»;
- «Кодекс РК об административных правонарушениях»;
- «Трудовой кодекс РК»;
- «Гражданский кодекс РК».
4. Законы:
- «Об образовании»;
- «О правах ребенка в Республики Казахстан»;
- «О браке (супружестве) и семье»;
- «Об охране здоровья граждан в Республики Казахстан» ;
- «О социальной и медико-педагогической коррекционной поддержке детей с ограниченными возможностями»;
- «О языках в РК»;
- «О государственной молодежной политике в РК»;
- «О жилищных отношениях».
5. Постановления Правительства РК:
- «Об утверждении первоначального доклада о мерах, принятых РК в целях осуществления положений Факультативного протокола к Конвенции о правах ребенка, касающегося торговли детьми, детской проституции и детской порнографии»;
- «Об утверждении правил передачи детей, являющихся гражданами РК, на усыновление (удочерение) иностранцам»; «О государственной адресной социальной помощи»;
- «О государственных социальных пособиях по инвалидности, по случаю потери кормильца и по возрасту»;
- «О профилактике правонарушений среди несовершеннолетних и предупреждении детской безнадзорности и беспризорности» и др.
Эти документы – правовая основа нашей работы, их нужно знать каждому социальному педагогу, и у каждого в кабинете они должны быть.
2) Планирование деятельности социального педагога
Любая работа начинается с планирования. Мы планируем работу на год, затем на его основе составляем ежемесячное планирование, планируем совместную работу, и регламентируем все планы с помощью графика работы, утвержденного администрацией.
План работы на год;
План работы социального педагога на месяц;
План совместной деятельности школы и отдела по делам несовершеннолетних отдела внутренних дел;
График работы, утвержденный администрацией.
3) Списки
учащихся, состоящих на учете в ИДН;
учащихся, состоящих на внутришкольном учете, неблагополучных семей, состоящих на учете в ИДН;
неблагополучных семей, состоящих на внутришкольном учете;
детей-инвалидов;
многодетных семей;
малообеспеченных семей;
учащихся из семей беженцев и переселенцев;
детей, находящихся под опекой (список подопечных детей);
список об учете в наркодипансере
То есть в этих списках отображается вся информация, которая может пригодиться социальному педагогу в его работе.
4) Картотека
Она состоит из документов, которые характеризуют и регламентируют работу социального педагога:
Документы по вопросам опеки и попечительства, регистрации по месту жительства и трудоустройству, защите прав ребенка в органах ОВД и судебных органах;
Карты индивидуального социально-психологического сопровождения учащихся, состоящих на учете в ИДН с характеристикой.
Социальный паспорт школы ;
Социальные паспорта классов ;
Паспорт семьи, состоящей на учёте в ИДН .
5) Журналы
По требованиям на сегодняшний день социальный педагог должен вести восемь журналов:
Журнал посещаемости учебных занятий учащихся
Ежедневное планирование социально-педагогической работы
Журнал для регистрации индивидуальных консультаций
Журнал для регистрации посещений учащихся на дому
Журнал регистрации работы инспекторов ИДН
Журнал регистрации заявлений о предоставлении бесплатного питания отдельным категориям обучающихся и воспитанников
Протоколы заседаний школьного Совета профилактики
Протоколы заседаний школьного наркологического поста
Все тетради прошиты, страницы в них пронумерованы. Записи в журналах нужно делать регулярно, согласно планирование деятельности.
6) Отчетность
Промежуточные итоги своей работы мы показываем в трех основных видах отчетности, которые составляем, опираясь на должностные инструкции и функциональные обязанности на учебный год, утвержденные руководителем общеобразовательной школы:
Отчет социального педагога за учебный год;
Ежеквартальные аналитические справки;
Акты жилищно-бытовых условий.
Эта работа позволяет каждому социальному педагогу провести анализ своей работы, чтобы учесть его итоги при составлении планирования на следующий учебный год.
Так как социальный педагог сотрудничает и с классными руководителями, и с родителями, и с представителями многих организаций, связанных с контингентом детей, в кабинете социального педагога должны быть следующие материалы:
1. Тексты административных документов по социально-педагогической работе, законов и подзаконных актов по осуществлению прав ребенка;
2. Методические рекомендации для родителей;
3. Методические рекомендации для классных руководителей по решению проблем социальной жизни ребенка, по правовому воспитанию, по формированию потребности в здоровом образе жизни;
4. Справочная информация для родителей и детей о городских и районных службах психолого-педагогической, медико-социальной, правовой помощи, учреждениях дополнительного образования, спортивно-оздоровительных учреждениях;
Я работаю социальным педагогом в Имантауской средней школе 5 лет. За это время я многое поняла и многому научилась. Я поняла, как трудно жить в этом мире маленькому человеку, которого никто не может защитить, и научилась любить каждого ребенка, стараться понять и помочь.
Поэтому в своей работе большое внимание я уделяю многодетным и социально-незащищенным семьям. В течение года осуществляется периодический патронаж семей, в которых воспитываются опекаемые дети, составляются акты обследования жилищно-бытовых и социально-психологических условий проживания несовершеннолетних. С опекунами проводятся индивидуальные консультации, решаются вопросы по оказанию помощи таким семьям. Из различных фондов благотворительности и оказывается материальная помощь ученикам из социально-незащищенных семей в виде учебных принадлежностей, кондитерских продуктов, игрушек, канцтоваров и подарков к Новому году.
Одним из самых важных направлений моей деятельности я считаю профилактику правонарушений среди учащихся, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.
В течение года я провожу изучение контингента подростков и их семей, начиная с младших классов, выделяю учащихся и подростков, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. Поддерживаю тесную связь с родителями, классными руководителями, учителями-предметниками, медицинским работником школы, психологом, администрацией школы и комиссией по делам несовершеннолетних. Вовлекаю таких детей в спортивные секции, кружки по интересам, организую для таких ребят профилактические занятия и тренинги в рамках кружка «Дорога добра».
В каждой конфликтной ситуации я стараюсь не только выяснить, кто виноват, но строю свою работу таким образом, чтобы виновный больше никогда не повторил свой проступок.
В течение учебного года я провожу ежедневный контроль посещаемости учеников, выясняю причины их отсутствия или опозданий, поддерживаю тесную связь с родителями и классными руководителями. С родителями провожу большую профилактическую работу: беседы, консультации, встречи с педагогами и инспекторами по делам несовершеннолетних. Вся моя работа отражена в документации, которую я веду, следуя своим должностным обязанностям.
В наших силах, дорогие педагоги, сделать так, чтобы нынешним девчонкам и мальчишкам через много лет хотелось с теплотой и улыбкой вспоминать годы, когда они торопились взрослеть. Каждый ребёнок верит в то, что мы поймём его проблемы, поддержим и защитим. Без нашей помощи им страшно и сложно жить, а быть может и невозможно! Наши дети достойны быть счастливыми, здоровыми и жизнерадостными!
Литература:
Березина В., Ермоленко Г. Социальный педагог в школе. // Воспитание школьников, 1994, № 2. – С.205. 
Бруднов А., Березина В. Социально-педагогическая работа в школе. // Воспитание школьников, 1994, №1. – С.2-3. 
Гуров В.Н. Опыт организации социально-педагогической работы. // Педагогика,  1993, № 4. – С.54-58.