Рабочая программа элективного курса Я в мире профессий


Пояснительная записка
Рабочая программа по элективному курсу «Я в мире профессий» для учащихся 9 класса составлена на основе учебного плана МБОУ «Первомайская СОШ» на 2015-2016 учебный год и рекомендаций Прощицкой Е.Н., Резапкиной Г.В., Чернявской А.П.
Рабочая программа направлена на повышение уровня профессиональной зрелости, т.е. способности сделать профессиональный выбор, используя при этом собственные ресурсы и имеющуюся информацию, стремление к получению новой информации и планированию предполагаемого места работы; зрелости интересов при выборе профессии и профиля обучения; соответствия между предпочтениями и способностями, интересами и активностью «субъекта выбора».
Цель программы – нахождение своего образа «Я»; приобретение умений, необходимых при выборе профессии, и продвижение в процессе принятия решения о выборе профессии и профиля обучения.
Задачи: - способствовать изучению своих способностей, интересов
и склонностей,
- дать информацию о мире профессий,
- развивать профзрелость у учащихся.
Всего проводится 17 занятий (из них 2 часа резервного времени), которые могут проводиться 1-2 раза в неделю, продолжительностью 45 минут. Занятия проводятся в форме урока. Резервное время будет использовано для повторения наиболее трудных тем.
Занятия включают в себя профориентационные игры, беседы, диагностику, групповые дискуссии, невербальную коммуникацию, проективные рисунки, обратную связь.
Оценка эффективности проводится по результатам самоотчёта учащихся по завершению курса и следующих методик: «Профиль» «Склонности к определённому типу профессий», «Тип мышления», «ШТУР». Сочетание результатов указывает на определённый профиль обучения.
После прохождения данного курса учащиеся получают зачёт.
Ожидаемый результат.
По окончании пройденного курса ребята научатся принимать решения, развивать у себя автономность, эмоциональное отношение к выбору профессии, сориентируются в выборе профиля обучения.

Содержание программы
Тема 1. Цели и задачи курса. Принятие правил работы на занятиях. Анкетирование. Профориентационные игры. Обратная связь.
Тема 2. Мини-лекция. Техника «Составление информационной карты».
Тема 3. Беседа о самооценке и уровне притязаний. Диагностика уровня притязаний. Диагностика самооценки. Обработка и обсуждение результатов. Обратная связь.
Тема 4. Беседа. Профигра «Классифицируйте профессии по типам».
Тема5. Концепция индивидуальности Голланда. Тест «Склонности к типам профессий».
Тема6. Вступление педагога. Выполнение рисунка на тему «Эмоции, которые возникают у меня, когда я думаю о своём выборе профессии». Обратная связь.
Тема7. Мини-лекция. Упражнение «Угадай профессию». Упражнение «Профессия – важное качество». Методика «Тип мышления». Обратная связь.
Тема8. Знакомство со схемой. Упражнение «Закодируй профессию».Анализ по схеме. Методика «Профиль».
Тема 9. Мини-лекция. Упражнение «Составь профессиограмму». Обратная связь.
Тема 10. Решение задачи на взаимное убеждение и совместное принятие решения. Техника «Плюс, минус, интересно»
Тема 11. Рассмотреть вопросы: государственные и коммерческие учреждения, дневное, вечернее, заочное обучение. Учебные заведения Хакасии.
Тема 12. Разбор ситуаций по алгоритму. Анализ собственного решения о выборе профессии.
Тема 13. Выбор профиля. Самоотчёт
Тема 14. Игра «Выбор профиля»
Тема 15. Тест «Профессиональная пригодность»
Календарно-тематическое планирование
№ п/п Тема Дата проведения Методы обучения Средства обучения Виды контроля
План. Факт 1 Знакомство. Введение Профориентационные игры Анкета, игра Обратная связь
2 Психологическая суть профсамоопределенияМини-лекция, практическая работа Слайды «Психологическая суть профсамоопределения», Информационная карта Индивидуальный контроль
3 Самооценка и уровень притязаний Беседа, тестирование, обработка, обсуждение результатов Бланки тестов Обратная связь, индивидуальный контроль
4 Классификация профессий Беседа, профиграИгра Обратная связь
5 Концепция индивидуальности ГолландаМини-лекция, тестирование, обработка и обсуждение результатов Мультимедийная доска или меловая запись на школьной доске. Бланки тестов Обратная связь, индивидуальный контроль
6 Эмоциональное отношение к выбору профессии Проективный рисунок Инструкция Индивидуальный контроль
7 Ошибки и затруднения при выборе профессии Мини-лекция, выполнение упражнений Слайд «Ошибки при выборе профессии» и «Рекомендации по выбору профессии», упражнения «Угадай профессию», «Профессия – важное качество» Обратная связь
8 Схема анализа профессии Демонстрация, выполнение упражнений Меловая запись на доске или мультимедийная доска, бланки для всех, упражнение «Закодируй профессию» Обратная связь
9 Что такое
профессиограмма? Мини-лекция Упражнение «Составь
профессиограмму» Обратная связь
10 Развитие умений по принятию решения Выполнение упражнений Техника «Плюс, минус, интересно» Обратная связь
11 Учебные заведения Мини-лекция Раздаточный материал «Учебные заведения Хакасии» Обратная связь
12 Применение полученных знаний в решении ситуации выбора профессии Разбор ситуации по алгоритму Анализ собственного решения о выборе профессии Обратная связь
13 Выбор профиля Профигра «Выбор профиля» Самоотчет Обратная связь
14 Выбор профиля Профигра «Выбор профиля» Самоотчет Обратная связь
15 Профессиональная зрелость Тестирование Тест «Профессиональная пригодность» Обратная связь
16 Резервное время 17 Резервное время Литература
1. Резапкина Г.В. Психология и выбор профессии: программа предпрофильной подготовки.- М.: ГЕНЕЗИС, 2008.
2. Чернявская А.П. Психологическое консультирование по профессиональной ориентации. – М.: Владас–пресс, 2001,- 96с.
3. Элективный курс профориентационной направленности «Человек и профессия»: методическое пособие для учителя с
электронным сопровождением курса/ авт.-сост.:Л.Б. Бобровская, О.Ю. Просихина, Е.А.Сопрыкина. под ред. Н.Н.
Рождественской. - М.: Глобус,2007. -80 с. – (Профильная школа).