Программа городского летнего профориентационного лагеря при ОУ КРУТО

Программа лагеря профориентационной направленности
при МАОУ СОШ №167



Утверждаю:
Директор МАОУ СОШ № 167
Э.А. Бабич ____________________
Приказ № 82/1 от 01.07.2014 г.











Екатеринбург, 2014
Информационная карта программы

Полное название программы/ профиль
Программа «КРУТО» (Команда ребят учится, трудится, отдыхает)/социально-педагогический профиль

Автор программы
Рыжкова Тамара Владимировна – учитель технологии

Образовательное учреждение
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 167

Адрес
г. Екатеринбург, ул. Фрезеровщиков, 84а

Телефон
(343) 306-53-20

Цель программы
содействие профессиональной социальной и трудовой адаптации подростков в современных условиях, путем создания эффективной системы, сочетающей организацию активную профориентационную работу, различных форм трудовой деятельности и досуга и условиях летнего городского оздоровительного лагеря.

Задачи
создание условий для укрепления здоровья и социальной, профессиональной и творческой самореализации подростков;
организация разнообразной профориентационной, трудовой, творческой, личностно и общественно значимой деятельности подростков в отряде;
развитие способностей позитивного восприятия окружающего мира и навыков здорового образа жизни;
обучение приемам самопознания, самоуправления и самовоспитания;
воспитания чувства патриотизма;
активное участие подростков в мероприятиях и общественной жизни коллектива;
получение подростками навыков осознанного выбора будущей профессии, через различные виды деятельности;
выработка навыков в организации своего времени в повседневной жизни.

Сроки реализации
с 04.07.2014 по 28.07.2014

Краткое содержание программы
Поддержание интереса к рабочим профессиям на основе посещения курсов в ресурсном центре при Екатеринбургском промышленно-технологическом техникуме им. В.М. Курочкина, а также знакомство с различными профессиями во время экскурсий, игр, трудовых десантов.

Основные формы организации деятельности детей
Элективные курсы,
Экскурсии,
Игры,
Трудовые десанты.

Предполагаемое количество и возраст участников
35 обучающихся, возраст с 14 до 17 лет.

Детское самоуправление
Распределение обязанностей среди всех членов отрядов (каждому члену команды – свое поручение с учетом индивидуальных возможностей)

Дополнительное образование
Курсы профориентационной направленности в Екатеринбургском промышленно-технологическом техникуме им. В.М. Курочкина,
Интерактивные познавательные программы в формате 3D-проекции информационного центра атомной отрасли.

Социальные партнеры
Екатеринбургский промышленно-технологический техникум им. В.М. Курочкина;
ОАО «Завод № 9»;
Союз предприятий оборонных отраслей промышленности;
Союз машиностроительных предприятий Свердловской области;
Российский государственный профессионально-педагогический университет;
Екатеринбургский политехникум;
Екатеринбургский техникум «Автоматика»;
Екатеринбургский центр занятости;
ОАО «Уралтрансмаш»;
ОАО «Уралмашзавод»
ГБО УДО Свердловской области «Дворец молодежи».

Кадровое обеспечение
Воспитатель – 4 педагога


Программа рассчитана на проведение летней оздоровительной кампании в лагере профориентационной направленности МАОУ СОШ № 167 в рамках школьного проекта «РАБОЧИЕ ПРОФЕССИИ»
Участниками программы являются подростки в возрасте 14 - 17 лет.
Количество детей: 35 человек.
Сроки реализации: июль 2014.

Пояснительная записка.
Лето - это самая благоприятная пора не только для укрепления здоровья детей, но и для получения новых трудовых знаний и навыков. В последние годы этому вопросу уделяется особое внимание. Не смотря на это, статистика указывает на то, что с каждым годом показатели выбора выпускниками 9 классов рабочих профессий становятся ниже.
Проблема профессионального выбора особенно остро проявилась в условиях рыночной экономики и переустройства общества. Не только молодежь, но и большое количество взрослого населения, оказавшись в трудной ситуации невостребованности, нуждаются в помощи организаций, занимающихся вопросами профориентации и содействия трудоустройству. Подготовить подростка к трудовой деятельности, осознанному выбору профессии – означает позаботиться о создании общих основ активной трудовой установки (общетрудовых знаний, умений, навыков, способностей и интересов, склонностей), сформировать трудовую направленность подростка.
Из опроса подростков следует, что основными критериями выбора профессии являются:
Возможность зарабатывать достаточное количество денег;
Престижность профессии;
Интерес к деятельности.
Эти критерии не всегда способствуют становлению профессионала. Хорошим стартом к будущей профессиональной деятельности является опыт работы, причем по любой профессии. Важно, чтобы подросток получил возможность:
научиться планировать свой день, как для работы, так и для отдыха;
развить волевые качества, понимая и выполняя свои обязанности;
развить ответственность, стремясь к качественному выполнению полученного задания.
Для многих семей главной проблемой организации летнего отдыха детей за городом или на юге является экономическая незащищенность, а так же ряд других причин. В данном случае городской лагерь с дневным пребыванием имеет ряд преимуществ:
1. Финансовая доступность;
Ребенок, находится с родителями (законными представителями) в вечернее время и в выходные;
Получение навыков рабочих специальностей в Екатеринбургском профессионально-технологическом техникуме им. В.М. Курочкина;
Близость досуговых центров, ВУЗов, информационных центров позволяет разнообразить формы культурно-массовой работы;
Так же необходима непрерывная работа с детьми и подростками, нуждающимися в педагогическом контроле и, особенно, в период летних каникул.
Мероприятия, проводимые с детьми, ориентированы на общественно – полезную, практическую значимость. Жизнь в период летних каникул должна быть насыщенной, полной событий и встреч. Надо использовать все возможности для интересного и полезного общения ребят с людьми разного возраста. Досуг, деятельность должны побуждать к приобретению новых знаний, развитию, к серьезным размышлениям. Все эти направления работы должны иметь познавательный и развлекательный характер.
Еще одной важной проблемой является трудоустройство подростков. Учащиеся старшего школьного возраста не востребованы на предприятиях города, лишены возможности заработать небольшие денежные средства, не обладают элементарными навыками для трудовой деятельности. Организация совместно со службой занятости, лагеря профориентационной направленности при школе как-то решает эту проблему.
Воспитание любви к Родине невозможно без привития любви к малой родине, к тому месту, где вырос, где прошло твое детство. Забота о природе родного края – это одно из направлений применения сил учащихся в летнее время: создание цветников на школьном дворе, прополка сорняков, полив клумб. Организация работы на пришкольном участке решает и вопросы занятости и воспитания учащихся, формирует элементарные трудовые навыки.
Программа «КРУТО» (далее - Программа) рассчитана на проведение летней оздоровительной кампании в МАОУ СОШ № 167. Участниками программы являются подростки в возрасте от 14 до 17 лет, педагоги образовательного учреждения, родители, медицинский работник и социальные партнеры.


Направления программы:

1. Досуговое.
Осуществляется через:
проведение различных конкурсных программ;
организацию посещения кинотеатров;

2. Образовательное.
Осуществляется через:
проведение викторин;
посещение музеев;
организацию познавательных экскурсий;
получение знаний в Екатеринбургском промышленно-технологическом техникуме им. Курочкина.

3. Валеологическое.
Осуществляется через:
организацию правильного рационального питания;
прием кислородных коктейлей;
проведение оздоровительных мероприятий (витаминизация, посещение бассейна);
пропаганду ЗОЖ.

4. Гражданско-патриотическое
Осуществляется через:
тематические экскурсии;
коллективные акции и познавательно-игровые мероприятия.

5. Трудовое.
Осуществляется через:
проведение трудовых десантов;
получение трудовых навыков в Екатеринбургском промышленно-технологическом техникуме им. Курочкина.

Нормативно-правовое обеспечение программы:
Конвекция о правах ребенка
Конституция РФ
Закон «Об Образовании»
Закон Свердловской области «О защите прав ребенка»
Санитарно гигиенические нормы и правила
Программа оздоровительного лагеря, утвержденная директором школы.

Содержание программы:

Каждому ребенку присуща жажда открытий, познание чего-то нового. Почти все дети любого школьного возраста готовы в любой момент отправиться на поиски приключений, выступить в роли «искателя», «исследователя». Используя неограниченные возможности игровых технологий можно создать условия, в которых природные задатки и творческий потенциал ребенка раскроют и заиграют новыми красками.
На время смены дети попадают в лагерь «КРУТО» - «Команда ребят учится, трудится, отдыхает». «Круто» – одно из распространенных слов в молодежной среде.
Цель: содействие профессиональной социальной и трудовой адаптации подростков в современных условиях, путем создания эффективной системы, сочетающей организацию активную профориентационную работу, различных форм трудовой деятельности и досуга и условиях летнего городского оздоровительного лагеря.
Задачи:
создание условий для укрепления здоровья и социальной, профессиональной и творческой самореализации подростков;
организация разнообразной профориентационной, трудовой, творческой, личностно и общественно значимой деятельности подростков в отрядах;
развитие способностей позитивного восприятия окружающего мира и навыков здорового образа жизни;
обучение приемам самопознания, самоуправления и самовоспитания;
воспитания чувства патриотизма;
активное участие подростков в мероприятиях и общественной жизни коллектива;
получение подростками навыков осознанного выбора будущей профессии, через различные виды деятельности;
выработка навыков в организации своего времени в повседневной жизни.
Во время лагерной смены подростки попадают на «Биржу самоопределения». В первый день каждому члену лагеря выдается «Трудовая книжка», в который он записывает все предприятия (мероприятия), которые посетил за день. Оценка каждого дня отмечается на большом плане «Смайликами». По окончании смены все «Трудовые книжки» воспитателями для анализа проведенной смены.
Каждый день лагерной смены неповторим, имеет свою тематику и требует от ребят проявления творчества, сообразительности, определенных знаний и умений.
Первая половина дня проходит в Екатеринбургском промышленно-технологическом техникуме им. В.М. Курочкина. Элективные курсы и мастер классы проводятся через день. По окончании каждый подросток получает сертификат об окончании элективного курса.
Социальные партнеры пригласили подростков на предприятия для более подробного знакомства с рабочими профессиями.
В течение всей смены каждый подросток становится куратором какого-либо мероприятия или проекта. Пробует себя в роли руководителя.


План на смену


2 июля
ДЕНЬ КОНСТРУКТОРА

ТИКО - конструирование
3 июля
ДЕНЬ
МОРЯКА

Региональный центр по атомной энергии
4 июля
ДЕНЬ САДОВНИКА
Помощь школам Орджоникидзевского района

7 июля
ДЕНЬ ПАРИКМАХЕРА

Мастер-класс по моделированию причесок
8 июля
ДЕНЬ
РАБОЧЕГО
Посещение Екатеринбургского промышленно-технологического техникума
9 июля
ДЕНЬ ЛАДШАФТНОГО ДИЗАЙНЕРА
Посещение дендропарка, работа в Детском доме № 3
10 июля
ДЕНЬ КОСМОНАВТА

Региональный центр по атомной энергии
11 июля
СЛАВИМ ЧЕЛОВЕКА ТРУДА!
КИНО АЛАТЫРЬ

14 июля
ДЕНЬ ПОЖАРНОГО

Посещение пожарной части
15 июля
ДЕНЬ АРТИЛЕРИСТА

Посещение завода № 9
16 июля
ДЕНЬ СПОРТСМЕНА
БОУЛИНГ
Спортивные соревнования и викторины о ЗОЖ и ТБ
17 июля
ДЕНЬ ЭКСКУРСОВОДА

Экскурсия по Красной линии Екатеринбурга
18 июля
ДЕНЬ
ГЕОЛОГА

КИНО ЗАРЯ
Геологический музей

21 июля
ДЕНЬ ВОЛОНТЕРА
Посещение дендропарка, работа в Детском доме № 3
22 июля
ДЕНЬ ИСКУССТВОВЕДА
Региональный центр по атомной энергии
23 июля
ДЕНЬ
ИСТОРИКА

Экскурсия к «Соседям»
24 июля
ДЕНЬ
ДВОРНИКА
Региональный центр по атомной энергии
25 июля
ДЕНЬ КОРРЕСПОНДЕНТА
Пишем статьи в газету о трудовом лагере

СОЦИАЛЬНЫЕ ПАРТНЕРЫ
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
Условия успешной реализации программы.

Нормативно-правовые:
Конвекция о правах ребенка
Конституция РФ
Закон «Об Образовании»
Закон Свердловской области «О защите прав ребенка»
Санитарно гигиенические нормы и правила
Программа оздоровительного лагеря, утвержденная директором школы.

Кадровые:
воспитатели

Распорядок дня.

8,20
Встреча подростков

8,20 – 8,30
Кислородный коктейль

8,30-8,50
Зарядка

8,50-9,00
Линейка

9,00-9,30
Завтрак

10,00 – 12,30
Получение знаний и навыков в ЕПТТ им В.М. Курочкина

13,00-13,30
Обед

13,30- 17,30
Познавательные экскурсии, согласно плану работы

17,30
Уход подростков домой

Ожидаемые результаты

укрепление здоровья подростков, повышение их физического, интеллектуального и творческого потенциала;
сокращение количества правонарушений;
заинтересованность подростков в получении рабочих профессий, после окончания основной школы.
повышение уровни знаний па тематике смены (мониторинг);
активное участие подростков в мероприятиях и общественной жизни коллектива;
развитие познавательной и социальной активности подростков;
осознанный выбор подростком своей социальной роли, позиции в рамках игровой модели;
закрепление способов эффективного взаимодействия в социуме.
приобретение подростками навыков правильного и грамотного составления резюме при устройстве на работу,
получение подростками навыков сознательного выбора будущей профессии, через различные виды игровой деятельности, элективные курсы, экскурсии;
стойкая мотивация на здоровый образ жизни и продолжение образования;
актуализация каждым своей жизненной позиции и ее концептуализация (формировании Я - концепции);
создание культуры восприятия подростом взрослого и взрослым подростка;
развитие чувства сопереживания и ответственности за близких людей;
повышение общей культуры общения между подростками и взрослыми;
объединение коллектива воспитателей и подростков.
Список использованной литературы

Практика организации летнего отдыха детей: Сборник нормативных документов. - Екатеринбург: Издательство Дом учителя, 2000
Концептуальные подходы к организации и проведению летней оздоровительной компании. Екатеринбург, 1997
Лутошкин А.Н. Как вести за собой. - Москва, 1980
Игра в организации детского досуга. Учебное пособие. Автор составитель Польянова Т.А. Екатеринбург, 2004
Сценарий праздников, конкурсов, игр: Для воспитателей педагогов-организаторов (автор составитель Руденко В.И.) Ростов-на-Дону: «Феникс», 2004
Летний калейдоскоп: методические материалы по организации летнего отдыха детей, выпуск 7; Екатеринбург, 2003
Школьный лагерь. Разработки занятий с детьми в школьном оздоровительном лагере: Сост: Н.А. Горбунова. - Волгоград: Учитель - ACT, 2003.Детский праздник в школе, оздоровительном лагере, дома:
Подсказки организаторам досуговой деятельности. - М.: Московское городское педагогическое общество, 2000
Ах, лето! Работа с детьми в летних загородных и пришкольных лагерях. Автор составитель СВ. Савинова - Волгоград: Учитель, 2003
Григоренко Ю.Н., Кострецова У.Ю., Кипарис-2: Учебное пособие по организации детского досуга в детских оздоровительных лагерях и школе. – М.: Педагогическое общество России, 2002.
Григоренко Ю.Н., Пушина М.А., Кипарис-4: Учебно–практическое пособие для воспитателей и вожатых.- М.: Педагогическое общество России, 2003.


Сведения об авторе

Рыжкова Тамара Владимировна – учитель технологии, высшая квалификационная категория, стаж работы в школе – 12 лет.
e-mail [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
тел. 8-9122484814, 8-9022701816

Диагностическое обеспечение.

Входящая – диагностика проводится в организационный период (первый день) с целью выявления индивидуальных особенностей детей и корректировки поставленных задач.
Цель: Изучение интереса учащихся.

Анкета на входе.

Диагностика интересов.
Ответив на вопросы анкеты, ты поможешь интересно организовать нам твой отдых в летнем оздоровительном лагере.
Чем вы любите заниматься в свободное время?
Хотели бы Вы получить новые сведения о профессиях? Каких?
Любите ли вы мастерить поделки своими руками, если «да», то из каких материалов?
В какие игры вы любите играть?
Каким видом спорта вы занимаетесь?
Какие телепередачи вы любите?
Интересуетесь ли историей нашего города?
Спасибо за ответы!

Итоговая – диагностика проводится в итоговый период смены (последний день) для того, чтобы судить о достижении цели программы.

Цель: определить степень удовлетворённости учащихся в профориентационном летнем городском оздоровительном лагере.


Анкета на выходе.
1. Хотелось бы тебе еще раз принять участие в профориентационной смене?
Да


Скорее да, чем нет


Затрудняюсь ответить


Скорее нет, чем да


Нет



2. Насколько интересно был организован твой отдых?



3. Что для тебя было самым интересным в профильной смене?
Посещение занятий в ЕПТТ


Спортивные мероприятия


Экскурсии


Другое



4. Какие новые способности ты раскрыл в себе в лагере?
Поисковые


Спортивные


Организаторские


Трудовые


Затрудняюсь ответить



5. Твои предложения по проведению отдыха юных краеведов.









13PAGE \* MERGEFORMAT141115




Союз предприятий оборонных отраслей промышленности

Союз машиностроительных предприятий Свердловской области


РГППУ


Екатеринбургский политехникум


Екатеринбургский техникум «Автоматика»


Екатеринбургский центр занятости


ОАО «Уралтрансмаш»


«Дворец молодежи»


ОАО «Завод № 9»


ОАО «Уралмашзавод»


ЕПТТ
им. В.М. Курочкина


МАОУ СОШ
№ 167