конспект профориентационного занятия Профессия — музыка

музыка
Живой журнал
Автор: Брюханова Наталья Аркадьевна,
учитель музыка МКОУ «Уксянская СОШ»

Цели:
1) показать разнообразие специальностей, связанных с музыкой;
2)развивать у учащихся творческий потенциал в выборе профессии через этот предмет;
Задачи:
1) Формировать представление о роли профессии в жизни человека;
2) Расширить представления о личностных качествах, необходимых для освоения желаемой профессии;
3) Формировать умение вести дискуссию, рассуждать и воспитывать толерантное отношение к другим мнениям.
Предварительная работа:
подготовка сообщений «Профессия музыкант», «Первые профессии великих музыкантов», подборка песен про профессии
Формы работы: групповая, индивидуальная, коллективная
До начала проведения урока класс делится на 2 группы.
План занятия:
Организационный момент
Формулирование темы урока
Новая тема
Великое творчество – музыка
История профессии музыканта
Роль профессии музыканта в современном обществе
Музыкант как профессия
Требования к профессии музыкант
Профессия первая моя
Музыкально – профессиональная викторина
Мои первые шаги в профессию.
Музыкальная страничка
Творческая (рефлексия)

Ход урока (Слайд №1)
- Добрый день. Я рада видеть вас на нашем мероприятии. Тема сегодняшнего занятия очень важна в вашей жизни.
- Сейчас каждая команда получит карточки с зашифрованнным высказыванием, которое имеет отношение к названию сегодняшней темы. (Приложение: на выбор – «Облако из слов» или «Шифровка»)
Ответы детей:
И швец, и жнец, и на дуде игрец.
Мелодия – душа музыки.
ФОРМУЛИРОВКА ТЕМЫ
- Тема сегодняшнего занятия «Профессия - музыка» (Слайд №2).
- Как вы думаете, что сегодня мы с вами будем обсуждать в нашем живом журнале?
(ответы детей)
- Итак, мы открываем наш ЖЖ
И первая тема, которую вам предстоит обсудить такова:
1. Великое творчество – музыка
Многие любят музыку, некоторые ею занимаются, а избранным дан талант музыканта. Фактически музыкантами принято называть не только тех, кто играет на каком-либо музыкальном инструменте, но и вокалистов, и композиторов. В принципе, термин «музыкант» применим к любому человеку, занимающемуся музыкой.
Итак, музыканты могут быть любителями или профессионалами. Первые занимаются музыкой для души, для себя или узкого круга людей. Профессиональные музыканты зарабатывают музыкой на жизнь.
1.1. История профессии музыканта
Профессия музыканта настолько же древняя, насколько и сама музыка. С появлением первых музыкальных инструментов появились и первые музыканты. Они были главными действующими лицами в ритуальных танцах и пениях, обрядовых традициях, религиозных мероприятиях. Так как все эти моменты играли важную роль в жизни древних народов, то и роль музыканта была весьма почетной.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] роль музыкантов часто исполняли монахи и другие служители церкви, поскольку развитие музыки было сконцентрировано вокруг христианской религии (в Европе). Параллельно существовали бродячие музыканты, для которых нередко музыка была главным занятием в жизни. Кроме того, музыка в их устах превращалась в идеологическое оружие, передававшее идеи и настроения широкой аудитории.
1.2. Роль профессии музыканта в современном
С одной стороны, музыка – это развлечение. В нашем распоряжении радио и телевидение, диски и концерты – объем музыкального материала огромен. Но в то же время музыка может выполнять воспитательные и даже идеологические задачи. Поэтому профессия музыканта очень ответственна, в его руках – оружие, способное управлять не только настроениями, но и идеями большого количества людей. Музыкант – это учитель: его слушают, его творчество влияет на умы и стремления людей.
Хороший музыкант – тот, кто не только профессионально сочиняет или исполняет музыкальные произведения. Это человек, который умеет посредством музыки выражать мысли и идеи, передавать настроения, вызывать эмоции.
1.3. Музыкант как профессия
Что вдохновляет людей на музыку, на творчество? 
Откуда приходит вдохновение к музыкантам, откуда берёт начало это неимоверное чувство к знаниям душевных радостей и поведение об этом всему свету. 
Об этом можно долго писать, ведь это музыка её нужно чувствовать душой и телом. Тонкая натура и талант вот, кто работает в этой грани чувств и эмоций. Работа гораздо сложнее, и утомительнее чем какая-либо другая работа в другой сфере и профессии. Ведь здесь нужен талант. Талант к музыке, а тем более тем людям которые создают эту грань музыки и воплощения, без этого не обойтись.
Сообщение о музыкальных профессиях
1.4. Требования к профессии музыкант
Не стоит забывать, что музыка – это в первую очередь искусство, а значит, музыкант – профессия творческая. Творческие люди особенные, ими сложно управлять и почти невозможно что-либо от них требовать. Поэтому как таковых критериев к профессии музыканта нет. Прежде всего, чтобы стать хорошим музыкантом нужно иметь талант, врожденные способности к занятию музыкой. Сложно быть музыкантом, не имея хорошего слуха и голоса. Но любой талант нужно развивать. Только исключительно одаренным личностям удается самостоятельно вырасти в профессионального музыканта. Способов получить музыкальное образование масса – от музыкальных кружков и индивидуальных занятий с репетитором до трехступенчатой системы музыкального образования, включающей музыкальные школы, специализированные училища и профильные институты. Это верный способ систематизировать знания, усовершенствовать умения и постоянно расти в профессиональном плане.
К сожалению, даже самое лучшее образование не гарантирует успех и популярность музыканта. Главный риск этой профессии – опасность остаться невостребованным. Слава музыканта – явление сложно объяснимое, не зависящее от каких-то определенных факторов. Музыкантом надо родиться, эту профессию нужно искренне любить и посвящать ей себя целиком, иметь особую харизму и нести интересный и нужный публике позыв – только так можно реализоваться в такой многогранной и интересной профессии, как музыкант.

2. Профессия первая моя
Мы открываем новую страничку нашего ЖЖ.
Именно талант и искренняя любовь к музыке отличают настоящего музыканта. И благодаря этим качествам мы с вами знаем имена великих композиторов. А знаете ли вы о том, что некоторые известные композиторы в юности получали совсем не музыкальное образование, а осваивали другие профессии.
Сообщения, подготовленные детьми о Мусоргском, Римском – Корсакове, Бородине, Шуберте, Чайковском.
И в наше время есть такие примеры, когда музыка их увлечения становится делом всей жизни (Макаревич, Розенбаум).
Сообщение о реперах, рок музыкантах.

3. Музыкально – профессиональная викторина
Кто работает играючи? (Актёры, музыканты-исполнители.)
Кто живёт и работает припеваючи? (Певцы.)
Кто трубит на весь мир о своём музыкальном таланте? (Музыканты-трубачи.)
Назовите самых известных сказочных музыкантов. (Бременские музыканты из одноимённой сказки.)
Кто пишет слово «тушь» с мягким знаком: художники или музыканты? (Художники. В этом случае это слово обозначает чёрную краску, служащую для рисования и черчения. А без мягкого знака – «туш» – это небольшая музыкальная пьеса фанфарного склада, исполняющаяся как торжественное приветствие.)
Какие музыканты делают своё дело «из-под палки»? (Музыканты симфонического оркестра – из-под палочки дирижёра.)
Представители какой профессии не обидятся, если им скажут: «Ваше место – в яме!»? (Музыканты, ведь их рабочее место – оркестровая яма.)
Какого композитора в шутку называют лучшим композитором среди химиков и лучшим химиком среди композиторов? (Бородина Александра Порфирьевича.)

4. Мои первые шаги в профессию.
Высказывание об учебе в Уксянской школе искусств: Яковлева Елена, Брюханова Татьяна, Степановских Полина, Задорина Елизавета

5. Музыкальная страничка
5.1. «Угадай профессию»
По фрагменту определить о какой профессии поется в песне.
Самостоятельная работа в группах.
5.2. Исполнение попурри из мультфильмов
Представители каких профессий могли бы петь эти песни

6. Творческая Итоговая
Синквейн – это стихотворение, написанное по следующим правилам:
1 строка – одно существительное, выражающее главную тему cинквейна.
2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль.
3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы.
4 строка – фраза, несущая определенный смысл.
5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом).
Музыка  красивая, разная 
окрыляет, возбуждает, успокаивает
Музыка жизнь украшает
Язык звуков

Работа.  Творческая, любимая.
Интересует, вдохновляет, кормит. 
Без нее нет самореализации. 
Труд.

Знаем, формула успеха,
Что удачу принесет,-
Если «Я хочу, могу и надо»
Идеально совпадет.
Только ведь мы реалисты,
Честно скажем вам сейчас:
Надо многому учиться,
Чтоб не упустить свой шанс.

Исполнение «Кто, если не мы»




























Приложения.

Фридрих Великий – король Пруссии написал 121 сонату, 4 концерта для флейты, несколько симфоний и арий для опер. Ни один концерт в его времена не обходился без исполнения его произведений, и ни один бал - без его выступления.

Андрей Макаревич
После окончания школы в 1971 году поступил в [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], откуда в 1974 году был отчислен (официально  «за несвоевременный уход с работы на овощной базе», фактически  по закрытому распоряжению одной из [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] инстанций, из-за не одобряемых занятий рок-музыкой), после чего устроился на работу архитектором в Гипротеатр («Государственный институт проектирования театров и зрелищных сооружений») где работал до 1979 года, в 1975 году восстановился в МАРХИ на вечернем отделении, окончил его в 1977 году с дипломом художника-графика и архитектора. Тем не менее, основным занятием всё это время была работа с «Машиной времени».
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]

Александр Розенбаум
В 19681974 годах учился в [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] в Ленинграде. До сих пор ежегодно даёт там концерты. По случайности его исключили из института, но в армию не взяли по причине плохого зрения. Александр Розенбаум пошёл работать в больницу. Через год Розенбаум восстановился в институте и закончил своё образование. В 1974 году, сдав на отлично все государственные экзамены, Александр получил диплом врача-терапевта общего профиля. Его специализация  [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] и [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]. 
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]

Олег Митяев
В [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] г. поступил и в [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] г. закончил [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] по специальности «монтаж электрооборудования промпредприятий». С 1975 по [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] гг. служил на флоте. В 1977 г. поступил и в[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] г. окончил с отличием [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] по специальности «тренер по плаванию» (кандидат в мастера спорта). С 1981 по [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] гг. работал преподавателем в данном институте и заведующим клубом в пансионате «Сосновая горка» под Челябинском. 
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]

Франц Шуберт
В учёбе Шуберту тяжело давались [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] и [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], и в [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] его отчислили из хора, так как ломался голос. Шуберт вернулся домой, поступил в учительскую семинарию, которую окончил в [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]. Затем устроился преподавателем в школу, где работал его отец[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] (в этой школе он работал до 1818 года)[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]. В свободное от работы время он сочинял музыку.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]








ЯИДОЛЕМ АШУД ИКЫЗУМ



И ЦЕВШ, ИЦЕНЖ, И АН
ЕДУД ЦЕРГИ


Синквейн – это стихотворение, написанное по следующим правилам:
1 строка – одно существительное, выражающее главную тему cинквейна.
2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль.
3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы.
4 строка – фраза, несущая определенный смысл.
5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом).
























15