Разработка урока по познанию мира Кожа-шедевр инженерной мысли


Тема: Кожа человека-шедевр инженерной мысли.
Цель: Познакомить учащихся со слоями кожи, понятиями рецепторы, эпидермис, дерма, подкожная клетчатка; рассмотреть и проанализировать интересные факты о коже (площадь, толщина, обновление, сложное строение, потоотделение, многофункциональность, водонепроницаемость, стерильность, мёртвые клетки и пыль)Задачи:
Развивать понятие о взаимосвязи строения и функций органов на примере кожи;
Сформировать представление о покровной системе организма.
Ход урока
1. Мотивационно-целевой этап. 1) Орг.момент. -Ребята, попробуйте догадаться по интересным фактам, какой орган мы будем изучать.Слайд 2.
2) Объявление темы урока
– Как вы думаете, какая тема нашего урока? – На прошлом уроке мы вспоминали о коже, как об организме осязания, то есть об органе чувств. А сегодня мы будем рассматривать кожу, как орган человеческого организма, её состав, слои, значение для человека, отличие цвета кожи разных людей.
В нашем организме это самый тяжелый орган, он весит 2 кг 700 гр;
В нем содержится 250тысяч “холодовых” и 30 тысяч “тепловых” рецепторов;
На этом органе находится около 250 тысяч волос.
Вы правильно догадались это наша кожа.
Слайд 3.
Тема урока “ КОЖА – наружный покровный орган”
Слайд 4.
В 1496 году в замке миланского герцога Лодовика Моро состоялось предновогоднее праздничное шествие под руководством художника и учёного Леонардо да Винчи. Одним из его главных участников был голый сын бедного пекаря, полностью покрытый золотой краской, с крыльями и лавровой ветвью в руке – олицетворение ожидавшегося Золотого века. В разгар представления мальчик должен был вылезти из фигуры лежащего рыцаря, символизировавшего уходящий Железный век. Праздник был
прерван из-за внезапного заболевания жены герцога. Замок опустел. Мальчик целую ночь провёл на каменном полу и заболел. Утром его обнаружил Леонардо да Винчи и отнёс к себе домой, пытаясь вылечить. Однако на четвёртый день ребёнок умер. Долгое время причина его смерти оставалась загадкой. Предполагалась гибель от недостатка воздуха или самоотравления организма вследствие золотой краски. Но это не так. Сегодня на уроки я предлагаю вам разрешить загадку 1496года. И поставить правильный диагноз смерти золотого мальчика.
Слайд 5.
А для этого на уроке, мы должны понять, каким образом взаимосвязаны между собой строение и функции кожи?
Операционный этап. 1) Работа над темой урока
Фронтальная работа.
1. Посмотрите внимательно на кожу руки при помощи лупы. Расскажите, что вы заметили.
 2. Какого цвета кожа?
 3. Что находится на поверхности кожи?
 4. Возьмите зеркало. Пальцем проведите по лбу и этот палец приложите к зеркалу, что вы заметили?
Кожа
1. Тонкая                     Бледно            Поры
 2. Упругая                   розовая           Волоски
 3. Мягкая
 4. Прочная
 5. Имеет кровеносные сосуды
– А теперь давайте все вместе проверим нашу практическую работу.
 – Кто согласен? Кто хочет дополнить? (по 1, 2 вопросу)
  3 вопрос. – Для чего нужны поры и волоски?
  4 вопрос. – Почему на стекле осталось пятно?
2) Изучение нового материала
– Ребята, а теперь я вам расскажу, из чего состоит наша кожа.
– Кожа самый большой орган тела и весит 4 кг. Кожа состоит из трех слоев:
1 слой – наружная оболочка, которая предохраняет нашу кожу от повреждений, в ней находятся поры, через которые кожа дышит.
 2 слой – сама кожа. В ней находятся сальные железы, которые смазывают кожу и волосы. Ребята, как вы думаете, а для чего жир покрывает нашу кожу?
 – А еще на поверхности  кожи находятся потовые железы. Пот испаряется с поверхности и тело человека охлаждается. Выделение пота регулирует температуру человека. В состав пота входит 99% воды и 1% химических веществ. В коже расположены кровеносные сосуды и нервы. Поэтому кожа очень чувствительна к холоду, теплу, боли.
 – Ребята, как вы думаете, где кожа на человеке наиболее чувствительна?
3 слой – это подкожный жир.
– Подумайте, от чего предохраняет подкожный жир кожу человека?
 – Цвет кожи зависит от красящего вещества- пигмента. Если больше пигмента в коже, тем кожа темнее.
– Пигмент выполняет защитную функцию – под влиянием лучей солнца и кварцевых ламп кожа становится темной, т.е. мы получили загар.
 – Ребята, а всем ли полезен загар?
 – Кому нельзя загорать?
Слайд 6.
3) Перечертите данную таблицу в тетрадь, она будет заполняться по мере изучения нового материала.
Слои кожи человека Строение каждого слоя Функции каждого слоя
Слайд 7.
Посмотрите на рисунок, скажите, сколько слоев можно выделить в нашей коже?
Давайте теперь уделим внимание первому слою, который называется эпидермис.
Эпидермис образован многослойным плоским ороговевающим эпителием, толщина которого (0,03-1,5 мм) и зависит от области тела. Снаружи клетки кожи мертвые и постоянно слущиваются. Человек среднего роста каждый час теряет около 800 тыс. микрочастиц кожи. Именно они служат помощниками для собак ищеек. Полная смена клеток в эпидермисе подошвы человека происходит в течение 10–30 дней.
Клетки внутреннего слоя эпидермиса размножаются. Во внутреннем слои находится пигмент меланин.
Слайд 8–10.
Сделайте вывод: В чем же заключается основная функция эпидермиса? (Защитная)
Внесите информацию в таблицу.
Слайд 11.
Рассмотрите следующий слой – собственно кожу (дерму). Толщина этого слоя достигает 2,5 мм и образована она соединительной тканью. Что входит в её состав? (Учащиеся называют потовые железы, сальные железы, рецепторы, волосяные луковицы.)
4) Самонаблюдение
1. Возьмите лупу и рассмотрите поверхность тыльной стороны кисти, что вы видите? Сожмите руку в кулак. Что происходит со складками кожи в области суставов?
(Поверхность нашей кожи имеет клетки неправильной формы и образует складки)
Как вы думаете, зачем они нужны? Если бы не они, мы бы не смогли работать пальцами. Кожные складки связаны с функциями сустава пальца, благодаря которым человек может захватывать предметы.
Слайд 12.
2. Обратите внимание на кончики пальцев рук, что вы видите? Правильно, там узоры – они индивидуальны для каждого человека и используются в криминалистике для идентификации личности человека. Закладка узоров у нас происходит на 6 неделе внутриутробного развития и заканчивается к 6 месяцам и остаётся на всю жизнь.
Слайд 13.
Сальные железы – мешочки с кожным салом и выводящим протоком в волосяном мешочке. Где больше всего сальных желез? (на голове, лбу, подбородке). За сутки человек выделяет около 20 грамм сала, смягчая при этом кожу и защищая её от проникновения бактерий.
На губах нет волос, а следовательно нет сальных желез. Когда жарко наши губы пересыхают и мы их смачиваем слюной, когда холодно наши губы трескаются и мы опять их увлажняем ПОЧЕМУ? И еще чаще других органов наши губы подвержены вирусному заболеванию ГЕРПЕСУ. ПОЧЕМУ?
Итак, какой вывод можно сделать по функции сальной железы (они защищают и увлажняют кожу).
Слайд 13.
Потовые железы – представляют собой клубочки с выводным протоком на поверхность кожи. Как вы думаете, где больше всего открывается протоков потовых желез?
Чаще всего у нас потеют ладони, лоб, подмышечные впадины.
Знаете ли вы, что у человека приблизительно до 3 млн. потовых желез. В холодную погоду человек выделяет до 0,5 л пота в сутки, а жаркую до 10–15 л. Иногда до 4 л в час.
Для чего наш организм выделяет пот – жидкость, состоящая из воды и минеральных солей, мочевины? (Для охлаждения.)
5) Самонаблюдение.
3. Возьмите лупу рассмотрите свою ладонь. Что вы видите? (Блестящие капельки.) Рассмотрите тыльную сторону ладони. Что вы видите? (Нет.) Кто сможет ответить на вопрос, почему у на с чаще потеют ладони и ступни.Каким образом вода может попасть к потовым железам? (Из крови). А как восполнить потери воды? (Нужно попить.)
А вот активное сокращение мышц приводит к повышенному потоотделению и организм не перенагревается.
Сделайте вывод, какие функции выполняют потовые железы? (Выделительная, терморегуляционная).
Слайд 14.
Рецепторы – нервные окончания, воспринимающие раздражение. Какие виды рецепторов изображены на рисунке? (Прикосновения, осязания, давления, боли, тепла, холода.)
У человека на 1 кв. см около 400 чувствительных окончаний, на поверхности тела до 8 млн, из них 1 млн.болевых рецепторов и 1,5 млн. осязания.
6) Самонаблюдение. Давай проверим работу наших рецепторов.
4. Дохните себе на руки. Что вы чувствуете? (Тепло.)
5. Теперь дуйте себе на руки. Что вы чувствуете? (Холод.)
6. Дотроньтесь до волос ручкой. Что чувствуете? (Прикосновение.)
7. Возьмите зубочистку, дотроньтесь до тыльной стороны кисти, что ощущаете? (Боль.)
8. Кто смелый, кто пойдет на эксперимент?
Ученик закрывает глаза, и на ощупь определяет предметы, которые ему подают.
При этом ученик описывает предмет, его форму, объём, из какого материала сделан.
Мы с вами видим, что кожа пальцев рук очень чувствительна, так как там находятся рецепторы осязания.
Слайды 15–20.
Ребята, внесите полученную вами информацию в таблицу.
Слайд 21.
7) Кровеносные сосуды. При высокой температуре у нас наблюдается холодная дрожь. Почему? (Диаметр кожных капилляров увеличивается это приводит к усилению кровотока, кровь начинает двигаться быстрее и охлаждает организм.) Когда холодно диаметр капилляров уменьшается это приводит к уменьшению скорости кровотока, тепло сохраняется внутри организма.
Ребята, обратите внимание, о каких образованиях кожи мы с вами еще не узнали?
(Волосы и ногти). Слайды №22–24.
Сообщение учащихся.
А сейчас поработайте с учебником стр. 202 и найдите материал о гиподерме и заполните таблицу.
Итак, вы познакомились со строением и функцией кожи.
Обобщение таблицы.
“Строение и значение кожи”
Слои кожи человека Строение каждого слоя Функции каждого слоя
Эпидермис Многослойный эпителий, внутренний слой клетки размножаются, внешний слой слущивается и стареет.
меланин Защитная
Дерма (собственная кожа) сальные железы,
потовые железы
кровеносные сосуды
волосяные луковицы
рецепторы Защитная, увлажнение
Выделительная, терморегуляционная
Осязания, чувствительнаяГиподерма Жировые клетки Защитная, Резервная
Слайд 26.
Кто с может теперь разрешить тайну смерти золотого мальчика и правильно поставить заключение о смерти.
Разрешил вопрос эксперимент, проведённый в Германии в XIX веке. Двоих подопытных взрослых мужчин покрыли лаком: одного на сутки, другого на 8 суток. У обоих не было замечено никаких вредных последствий для здоровья. Однако подопытным было трудно переносить холод. Это объяснили следующим образом: раздражение кожи лаком вызвало резкое расширение её кровеносных сосудов, как следствие возросла теплоотдача, соответственно температура тела снизилась. Таким образом, к смерти “Золотого мальчика” привело переохлаждение, вызвавшее снижение защитных функций организма, следовательно открывшее дорогу опасному заболеванию.
Что же происходит с нашей кожей с возрастом? Она стареет. Посмотрим, от чего это происходит? (Ребята смотрят видеофрагмент.)
Ребята отвечают на вопрос, почему стареет наша кожа?
8) Задание на дом- Найти интересные факты о коже человека.
9) Итоги урока.
3. Этап рефлексии.