Программа по литературе 10 класса 2016-2017 учебный год


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по литературе в 10 классе составлена в соответствии с
-Письмом Министерства образования и науки Российской Федерации от 29.04.2014г. № 08-548 «О федеральном перечне учебников»;
-Основной образовательной программой СПб ГАОУ средняя школа № 577 Красногвардейского района Санкт-Петербурга;

-Учебным планом СПб ГАОУ средняя школа № 577 Красногвардейского района Санкт-Петербурга на 2016 - 2017 учебный год;
-Положением о рабочей программе педагога СПб ГАОУ средняя школа № 577 Красногвардейского района Санкт-Петербурга 2016 г.;
-И.Н.Сухих: «Литература. Программа для 10-11 классов (базовый уровень).»Москва. «Академия».2013 год.
Структура Рабочей программы включает следующие обязательные компоненты:
-титульный лист,
-пояснительную записку, включающую описание места учебного предмета (курса) в учебном плане; описание учебно-методического комплекта; планируемые результаты освоения учебного предмета, курса;
-содержание учебного предмета, курса;
-тематическое (поурочно-тематическое планирование) с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы;
-лист корректировки.
Место учебного предмета  в  учебном плане
Содержание и формы учебного процесса определяются Государственными образовательными стандартами, реализующимися в Федеральных примерных программах для образовательных учреждений РФ с учетом федерального компонента государственного стандарта среднего общего образования и компонента образовательного учреждения, закрепленными в учебном плане образовательного учреждения на 2016-2017 год. На основании анализа результатов ЕГЭ,опроса учащихся и их родителей и с целью обеспечения развития коммуникативной компетенции учащихся в учебном плане образовательной программы среднего общего образования на изучение литературы в 10 классе в 2016-2017 году выделено 4 часа в неделю,всего 136 часов согласно учебному плану СПб ГАОУ средняя школа 577: 3 часа из федерального компонента и 1 час из компонента образовательного учреждения. При 34 учебных неделях общее количество часов составит 136 часов.
Увеличение часов программы И.Н.Сухих «Литература.10-11 классы (базовый уровень)» произведено по следующим темам:

Тема Кол-во часов по программе Увеличение
часов
Введение 2 2
Второй период русского реализма (1840-1880-е годы): 66 25
-Ф.И.Тютчев 3 2
-А.А.Фет 3 1
-А.Н.Островский 6 1
-И.С.Тургенев 8 2
-Ф.М.Достоевский 10 2
-Л.Н.Толстой 16 7
-М.Е.Салтыков-Щедрин 4 3
-Н.А.Некрасов 6 3
-Н.С.Лесков - 4
Третий период русского реализма (1880-1890-е годы) 11 1
Уроки развития речи 16
Итак, на скорректированную программу изучения литературы в 10 классе отводится 136часов (4 часа в неделю),из которых 16 часов развития речи; 4 классных сочинений,3 –домашних.
Описание УМК согласно федеральному перечню учебников,утверждённых приказом Минобрнауки РФ,электронных и информационных ресурсов:
Сухих И.Н. Русская литература XIX в. Учебник для 10 кл. общеобразовательных школ. В 2 ч. – М. Академия, 2011.
Белокурова С.П. Литература. 10 класс. Практикум для учащихся. – М.: Академия, 2011.
Белокурова С.П. Литература. 10 класс. Книга для учителя. – М.: Академия, 2011.
Белокурова С.П. Словарь литературоведческих терминов. Изд. 2-е. – СПб.: Паритет, 2007.
Электронные ресурсы:
CD-диск «Уроки литературы Кирилла и Мефодия. 10 класс»
DVD-диск «Фёдор Достоевский»
Слайд-комплект «Романы Гончарова»
Слайд-комплект «И.С.Тургенев»
Информационные ресурсы (с использованием интерактивной доски):
www.edu.ru Федеральный портал «Российское образование» ФГОСstandart.edu.ru http://www.kremlin.ru/ - официальный веб-сайт Президента Российской Федерации http://www.mon.gov.ru – официальный сайт Министерства образования и науки РФ http://www.school.edu.ru – российский общеобразовательный сайт www.еgе.edu. ru портал информационной поддержки Единого государственно го экзамена федеральный совет по учебникам МОиН РФ http://www.ndce.ru– портал учебного книгоиздания http://www.vestnik.edu.ru – журнал «Вестник образования» http://www.school-collection.edu.ru – единая коллекция цифровых образовательных ресурсов http://pedsovet.su/ http://www.drofa.ru — сайт издательства «Дрофа». http://www.philology.ru—«Филологический портал». http://www.gramma.ru—сайт«Культура письменной речи» http://www.slovari.ru — сайт «Русские словари» (толковые словари, орфографический словарь, словари иностранных слов). http://www.gramota.ru — Грамота.Ру (справочно-информационный интернет-портал «Русский язык»), http://www.rusword.com.ua — сайт по русской филологии «Мир русского слова». http://www.about-russian-language.com — сайт по культуре речи. http://www.etymolo.ruslang.ru — этимология и история слов русского языка (сайт Российской академии наук,Института русского языка имени В. В. Виноградова). http://www.school-collection.edu.ru — единая коллекция цифровых образовательных ресурсов. www.openclass.ru (Презентации к урокам литературы и русского языка) 5-ege.ru (Тесты для самостоятельной работы учащихся старших классов) Капканы ЕГЭ (Материалы для учителей и учащихся при подготовке к ГИА) www.ext.spb.ru (Образовательный портал «Экстернат.РФ» , личный сайт) www.litrasoch.ru www.videouroki.net (Видеоуроки литературы и русского языка 8-11 классы) Фестиваль педагогических идей: «Открытый урок» festival.1september.ru Сводная библиотека proshkolu.ru (личная страница,опубликованные работы) Интерактивная доска на уроке в школе interaktiveboard.ru Всё для учителя – urok.net Интернет-государство учителей intergu.ru
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Рабочая программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетен ций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Литература» на этапе основного общего образования являются:
-выделение характерных причинно-следственных связей;
-сравнение и сопоставление;
-умение различать: факт, мнение, доказательство, гипотеза, аксиома;
-самостоятельное выполнение различных творческих работ;
-способность устно и письменно передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде;
-осознанное беглое чтение, использование различных видов чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.);
-владение монологической и диалогической речью, умение перефразировать мысль, выбор и использование выразительных средств языка и знаковых систем (текст, таблица, схема, аудиовизуальный ряд и др.) в соответствии с коммуникативной задачей;
-составление плана, тезиса, конспекта;
-подбор аргументов, формулирование выводов, отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности;
-использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и др. базы данных;
-самостоятельная организация учебной деятельности, владение навыками контроля и оценки своей деятельности, осознанное определение сферы своих интересов и возможностей.
В результате изучения литературы в 10 классе ученик должен
знать/понимать
-образную природу словесного искусства;
-содержание и историческую основу произведений;
-черты литературных направлений;
-основные жизненные и творческие пути писателей и поэтов;
-систему художественных образов изучаемых произведений;
-позицию автора к проблематике изучаемого произведения;
-основы сценического поведения героев в произведениях;
-содержание критических статьей к изучаемому произведению;
-приемы анализа прозаического и поэтического текста;
уметь
-составлять тезисы и планы прочитанных произведений; -владеть различными видами пересказа; -воспринимать и анализировать художественный текст; -определять род и жанр произведения; -определять тематику и проблематику произведений; -выбрать жанр сочинения, составить к нему план, сформулировать идею, подобрать цитатный материал, редактировать написанное; -участвовать в диалоге по прочитанному произведению; -выявлять авторскую позицию; -выделять смысловые части произведения; -давать характеристику героев; -сопоставлять эпизоды текста и сравнивать героев; -выражать свое отношение к поступкам героев; -строить устные и письменные высказывания; -характеризовать особенности сюжета и композиции произведения; -глубоко анализировать художественный текст; -анализировать изобразительно-выразительные средства; -самостоятельно делать выводы, анализировать конфликт произведения; -писать сочинения в различных жанрах, в том числе в жанре проблемной аналитической статьи; -перефразировать мысль; -владеть монологической и диалогической речью; -развернуто обосновывать суждения, приводить доказательства, используя цитатный материал; -использовать различные виды пересказа и чтения; -владеть основными видами публичных выступлений; -осознанно и бегло читать тексты различных стилей и жанров; -проводить информационно- смысловой анализ текста; -найти нужную информацию по заданной теме в источниках различного типа; -использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
1)осознания роли литературы в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности; значения литературы в жизни человека и общества;
2)развития речевой культуры, бережного и сознательного отношения к художественным произведениям, сохранения чистоты русской литературы как явления культуры;
3)удовлетворения коммуникативных потребностей в учебных, бытовых, социально-культурных ситуациях общения;
4)увеличения словарного запаса; расширения круга используемых выразительных средств; развития способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;
5) использования художественных произведений как средства получения знаний по другим учебным предметам.
Формы,периодичность и порядок текущего контроля успеваемости и итоговой аттестации обучающихся
-подготовка и защита рефератов, проектов по литературе, --тест; -проверочная работа с выборочным ответом; -комплексный анализ текста; -публичное выступление по общественно-важным проблемам; -зачётная система по некоторым темам курса; -классное и домашнее сочинение по изученному произведению; -устное высказывание на заданную тему; -ответ на проблемный вопрос.

Форма деятельности Кол-во часов Тема учебной
деятельности
1 Сочинение-рассуждение о судьбах России 2 «Н.В.Гоголь»
2 Анализ лирического произведения 1 «Ф.И.Тютчев»
3 Отрывок наизусть 1 «Ф.И.Тютчев»
4 Анализ лирического произведения 1 «А.А.Фет»
5 Чтение наизусть 1 «А.А.Фет»
6 Анализ эпизода романа «Обломов» 1 «И.А.Гончаров»
7 Анализ эпизода романа «Отцы и дети» 1 «И.С.Тургенев»
8 Контрольное сочинение по роману Тургенева И.С. 2 «И.С.Тургенев»
9 Анализ эпизода из 2 главы романа «Пре
ступление и наказание» 1 «Ф.М.Достоевский»
10 Сочинение по роману «Преступление и наказание 1 «Ф.М.Достоевский»
11 Контрольное сочинение по роману «Вой
на и мир» 2 «Л.Н.Толстой»
12 Контрольное сочинение 2 «Н.А.Некрасов»
13 Анализ рассказа 2 «А.П.Чехов»
Содержание учебного предмета
Содержание курса на историко-литературной основе составляет чтение и изучение художественных произведений, осмысление их нравственного и эстетического значения для русской культуры в целом и для каждого читателя в отдельности. Соотнесение общечеловеческого и конкретно-исторического подходов дает учащимся возможность обратиться к вечным темам, актуализировать их применительно к своему жизненному и читательскому опыту. Это позволяет приблизить произведения прошлого к современности, усилить их нравственно-эстетическое воздействие на учащихся. Характер организации материала способствует осознанию учащимися специфики историко-литературного процесса второй половины ХIХ века в тесной связи и преемственности с литературой первой половины ХIХ столетия. Поэтому первый этап знакомства с литературным процессом второй половины ХIХ века – повторение и обобщение изученного в 9 классе. Курс литературы 10 класса включает в себя повторение и обобщение курса литературы первой половины ХIХ столетия, обзорные и монографические темы, сочетание которых позволяет не только познакомить учащихся с выдающимися художественными произведениями, но и показать их место в историко-литературном процессе. Монографические темы дают полную картину жизни и творчества писателя. В данном планировании (скорректированном) предусмотрено текстуальное изучение двух-трех произведений автора (например: И.А. Гончаров. Романы «Обыкновенная история», «Обломов»; И.С. Тургенев. Романы «Рудин», «Отцы и дети»). Предусмотрено также освоение учащимися теоретико-литературных понятий, приобретение навыков анализа художественного текста. Программа строится на основе историко-литературного принципа: главные явления отечественной и мировой литературы представлены согласно этапам развития (19 век ).Курс литературы в старших классах включает обзорные и монографические темы, сочетание которых помогает представить логику развития литературы. Содержание курса на историко-литературной основе составляет чтение и изучение художественных произведений, осмысление их жанровой природы,нравственного и эстетического значения для русской культуры в целом и для каждого читателя в отдельности. В качестве обзорных тем изучаются типологические разновидности литературы 19 века:литература. критического реализма.Значительно расширяется список произведений,изучаемых по выбору учащихся.Система теоретико-литературного понятия – неотъемлемый компонент интеллектуального багажа культурного читателя. Это не значит, что художественное произведение лишь иллюстрирует то или иное понятие.  Главными условиями отбора программных произведений являются их эстетическая ценность, гуманистическая направленность, личностно-значимый потенциал и включённость в сферу читательских интересов учащихся, а также культурно-исторические традиции и богатый опыт отечественного образования. Обзорные темы знакомят с особенностями конкретного времени,с литературными направлениями, литературными группами и их борьбой, поисками и свершениями, которые определили лицо эпохи. Монографические темы достаточно полную картину жизни и творчества писателя. Но главная их составная часть – текст художественного произведения. Эмоциональное восприятие текста, раздумье над ним – основа литературного образования. Цель литературного образования – способствовать духовному становлению личности, формированию ее нравственных позиций, эстетического вкуса, совершенному владению речью.
Основные теоретико-литературные понятия: 1.художественная литература как искусство слова; 2. художественный образ. Художественное время и пространство; 3. содержание и форма. Поэтика; 4. авторский замысел и его воплощение. Художественный вымысел. Фантастика; 5. историко-литературный процесс. Литературные направления и течения: классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм, символизм. Основные факты жизни и творчества выдающихся русских писателей ХIХ–ХХ веков; 6. литературные роды: эпос, лирика, драма. Жанры литературы: роман-эпопея, роман, повесть, рассказ, очерк, притча; поэма, баллада, песня; лирическое стихотворение, элегия, послание, эпиграмма, ода, сонет; комедия, трагедия, драма; 7. авторская позиция. Пафос. Тема. Идея. Проблематика. Сюжет. Фабула. Композиция. Стадии развития действия: экспозиция, завязка,кульминация,развязка, эпилог. Лирическое отступление. Конфликт.Автор-повествователь. Образ автора. Персонаж. Характер. Тип. Лирический герой. Система образов; 8. речевая характеристика героя: диалог, монолог, внутренняя речь. Сказ; 9.деталь. Символ. Подтекст; 10.психологизм. Народность. Историзм; 11.трагическое и комическое. Сатира, юмор, ирония, сарказм. Гротеск; 12.язык художественного произведения. Изобразительно-выразительные средства в художественном произведении: сравнение, эпитет, метафора, метонимия. Звукопись: аллитерация, ассонанс; 13.гипербола. Аллегория; 14.стиль; 15.проза и поэзия. Системы стихосложения. Стихотворные размеры: хорей, ямб, дактиль, амфибрахий, анапест. Дольник. Акцентный стих. Белый стих. Верлибр. Ритм. Рифма. Строфа; 16.литературная критика.
ПОУРОЧНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
УРОКОВ ЛИТЕРАТУРЫ В 10 КЛАССЕ
№ Тема урока Основные элементы
содержания Контроль
Введение (4 часа )
1 Литература как искусство слова Обзорно раскрыть темы и проблемы русской литера
туры 19 века. Проблемная лекция, работа с книгой, демонстрация 2 Функции словесного обра
за Проблемная лекция, работа с книгой, демонстрация Конспект
3 Структура литературного образа:художественный текст и художественный мир,уровни и элементы мира Интернет-ресурс Обзорно раскрыть темы и проблемы русской литературы 19 века. Проблемная лекция, работа с книгой, демонстрация (ИКТ) Тестирование
4 Идея и художественный смысл литературного про
изведения Дать понятие о появлении новой волны в русском реализме Общая характеристика литературы 19 века (1 час)
5 Девятнадцатый век как культурное единство.
Календарные и культурные границы века.
Художественный метод и литературноенаправление.
Реализм как культурная эпо
ха. Два поколения русских писателей-реалистовЛекция учителя,Презентация эпохи Конспект статьи учебника
Первый период русского реализма (1820-1830-е годы) (14 часов + 2 р.р.)
6 Общая характеристика 2 половины 19 века Лекция учителя,элементы презентацииобучающихся,
работа с практикумом Учить новый материал
А.С.Пушкин (5 часов)
7 Основные этапы творчества Пушкина (повторение и обобщение) Раскрыть историческую концепцию пушкинского творчества. Развитие реализма в лирике, поэмах, прозе, драматургии. Лекция Код элементов ЕГЭ 4.4
8 Лирика Пушкина:темы и жанры Анализ стихотворений «По
гасло дневное светило…»,
«Подражание Корану», «Демон». Практикум Анали стихов Пушкина
9 «Медный всадник» Человек и история в поэме. Тема «маленькогочеловека» в поэме. Образ Петра I как царя-преобразователя в поэ
ме. Презентация
10 «Евгений Онегин»как «энциклопедия русской жизни» и как роман рома
нов… Выразительное чтение и анализ ключевых сцен рома
на Презентация
11 Обобщение творчества А.С.Пушкина Выявление знаний о творче стве Пушкина Тестирование
М.Ю.Лермонтов (4 часа )
12 Основные этапы творчест ваЛермонтова(повторение и обобщение). Эволюция его отношения к поэтическому дару. «Нет, я не Байрон, я другой». Рома
нтизм и реализм в творчестве поэта. Беседа Анализ поэти ческого текста
13 Лирика Лермонтова:диа лог с пушкинской традици
ей Анализ стихотворений «Мо
литва». Беседа, практикум Анализ поэти
ческоготекста, чтение наизу
сть (по выбо
ру) Кодэлемен
тов ЕГЭ 4.8
14 БалладыЛермонтова:экзотика и обыденность Анализ стихотворений «Ва
лерик»,«Сон»,«Завещание». Беседа, практикум Анализ поэти
ческоготекста, чтение наизу
сть (по выбо
ру) Кодэлемен
тов ЕГЭ 4.8
15 Лермонтов в истории русской литературы:
романтическая лирика и психологический роман
(«Геройнашеговремени») Составление плана рассказа
о романе Лермонтова.Ана
лиз стихов«Дума».Сопостав
ление. Выступления учащихся с сообщениями
Н.В.Гоголь (4 часа и 2 р.р.)
16 Эволюция творчества Н.В.Гоголя от «Вечеров на хуторе близ Диканьки» к «Миргороду»(повторение и обобщение) Романтические произведе
ния. «Вечера на хуторе близ Диканьки». Сатирическое и эпикодраматическое начала в сборнике«Миргород».Лек
ция, беседа. Составление
плана рассказа о Гоголе
17 «Невский проспект» Образ Петербурга. Обуче
ние анализу эпизода.Образ «маленького человека» в
«Петербургских повестях». Семинар Выразитель
ное чтение
отрывка
18 Поэма «Мёртвые души» Повторение темы и идеипоэ
мы Гоголя. Размышления над проблемами поэмы Презентация
образов поме щиков
19 Разные образы Гоголя в русской критике.Роль Бе
линского в оценке творче
ства Гоголя Аналитическое чтение кри
тических статей Конспект ста
тьи Белинско
го
20 Р.Р.Сочинение-размышле
ние о судьбах России в ли
тературе20-30 годов 19 ве
ка Выбор темы сочинения.
Составление плана.
Сочинение
21 Р.Р.Сочинение-размышле
ние о судьбах России в ли
тературе20-30 годов 19 ве
ка Написание сочинения с соб
людением требований к пи
сьменной работе Сочинение
Второй период русского реализма (1840-1880-е годы) ( 93 часа +11 р.р. )
Общая характеристика (1 час)
22 Общая характеристика ли
тературы 2 половины 19ве
ка Основные проблемы. Харак
теристика русской прозы, журналистики,литературной критики. Мировое значе
ние русскойклассической
литературы. Изучение ста
тьи учебника, составление тезисов
Ф.И.Тютчев (5 часов +1 р.р. )
23 Своеобразие поэтической судьбы Тютчева:поэт для себя,поэт вне литературно
го процесса.Презентация проекта Познакомить с личностью Ф.И.Тютчева, разнообрази
ем тематики его поэзии; по
казать философский харак
тер лирики и мастерство; дать понятие «чистое искус
ство» 24 Лирика Тютчева и тради
ция 18 века. Поэтическая система Тютчева Показать философский хара
ктер лирики и мастерство; дать понятие «чистое искус
ство» Тестирование
25 Лирика Тютчева и тради
ция 18 века. Поэтическая система Тютчева Показать философский хара
ктер лирики имастерство; дать понятие «чистое искус
ство» 26 Р.Р.Анализ лирического произведения Выразительное чтение и анализ выразительных сре
дств Аниализ стих отворения
27 Любовная лирика,своеоб
разие «денисьевского цик
ла» Презентация стихов Тютче
ва о любви Выразительное чтение наи
зусть Анализ поэтического текста
28 Образ России в поэзии Тютчева Подбор стихов о России.
Анализ идейного содержа
ния Тестирование Проверочные работы, сочи
нения-миниа
тюры.
А.А.Фет (4 часа +1 р.р.)
29 Судьба поэта:Шеншин против Фета Познакомить с личностью Фета, эстетическими прин
ципами, особенностями те
матики творчества, мастерс
твом Составление
хронологиче
ской таблицы
30 Единство художественно го мира Фета.
Фет-поэт «без истории»;ед
инство егохудожественного мира.Фет и романтическая теория искусства.Познако
мить с личностью Фета, эстетическимипринципами, особенностями тематики
творчества,мастерством.Презентация Проверка выу
ченного мате риала о Фете
31 Природа и любовь-основ
ные ценности фетовского мира Мир как красота,мир как судьба,мир как идилия Вы
разительное чтение стихов Фета.Презентация художест
венного мира поэта Проверочные работы, сочинения-миниатюры.
32 Философские тенденции в лирике Фета.Сходство и различие философской ли
рики Фета и Тютчева Выразительное чтение сти
хов Фета.Презентация худо
жественного мира поэта Выразительное чтениенаизу
сть анализ поэ
тического тек
ста
33 Р.Р.Анализстихотворения.
Сочинение-анализ Компози
ция лирики,импрессионизм Фета Анализ стихот
ворения
И.А.Гончаров ( 7 часов + 1 р.р.)
34 Судьба Гончарова:между Обломовым и Штольцем Познакомить с биографией И.А.Гончарова,своеобразием художественного таланта писателя Пересказ био
графии
35 Роман «Обломов» как со
циально-психологический роман. Фабула и сюжет:простота и сложность. Познакомить с главным героем романа, сло
жностью и противоречиво
стью. Его образа, показать роль детали в характерист
ике героя 36 Р.Р.Анализ эпизода (по вы
бору)Портрет и характер Обломова Анализ и оценка «Сна Обло
мова» Анализ эпизо
да
37 Обломов и Штольц:смысл сопоставления Сравнительная характерис
тика Обломова и Штольца Презентация
38 Испытание героялюбовью Сравнительная характерис
тика Обломова и Ольги. Вы
явить причину их разрыва Сочинение-
сравнительная характеристи ка
39 Размышляем над финалом
романа Анализ эпизода и создание
образа главного героя Сочинение-
миниатюра
40 Критика романа «Обло мов».
Выявить степень усвоения материала Обломов как рус
ский национальный тип.
Обломов и обломовщина
Спор об Обломове. Тестирование
41 Обломов как русский нац
иональный тип Составление вопросов к ро
ману,характеристика Обл
омова. Устные высказыва
ния Домашнее со
чинение
А.Н.Островский (7 часов )
42 Судьба драматурга Остро вского.«Колумб Замоскво речья»,художник и прос
той человек Дать понятие о личности и судьбе Островского, этапах его творческого пути. Тезисный план биографии Островского
43 «Гроза».Жанровая приро да «Грозы».Фабула и быто
вая «обстановка»драмы Дать понятие о самодурстве как социально-психологи
ческом явлении; охаракте
ризовать персонажей пьесы, являющихся носителями этого качества Диктант лите
Ратуроведческих терминов по драматур
гии
44 «Жестокие нравы»города Калинова:кто виноват Кабаниха и Дикой Аналитическое чтение 1 действия Характеристи
ка героев по 1 действию
45 Катерина:истоки характе
ра,конфликт с «тёмным царством» и внутренние противоречия Показать цельность незауря
дность натуры Катерины, её обострённое чувство дома, протест против«неволи» 46 Внутренние противоречия Катерины.Конфликт с «тёмным царством» Характеристика Катерины.
Работа в группах Создание
Образа героя
47 Проблема финала.Драма «Гроза» и классическая трагедия.
Цель: выявить степень усво
ения материала, умение ос
мыслить тему, определить её границы, полно раскрыть правильность речевого оформления Сочинение
48 Спор о «Грозе».Критика Н.Добролюбова, Д.Писа
рева,А.Григорьева,П.МельниковаПечерского Показать историко-литера
турное и общественно – по
литическое значение драмы Конспект ста
тьиДобролюбова
И.С.Тургенев (10 часов +3р.р.)
49 Судьба писателя Тургене
ва Учитель жизни и рыцарь
Прекрасной Дамы.В согла
сии с эпохой и культурой .«Отцы идети».Презентация проекта Дать представление о личности и судьбе писате
ля, его творчестве. Презентация
50 Поиск исторического дея
теля эпохи как главная те
ма романов писателя.Эво
люция героя:от Рудина к Базарову Анализ произведений. их гуманистический пафос. «Бирюк» как произведение о бесправии обездоленных Презентации романов Тургенева
51 Роман «Отцы и дети»База
ров:философия и поведение,теория и практика.Нигилизм,его истоки и природа История создания, смысл названия Показать личность Базарова как натуру могу
чую, незаурядную, но огра
ниченную естественно нау
чными рамками, отрицающую любовь, искусство, философию, религию 52 Истоки нигилизма. Конфликт отцов и детей Выявить общественные, нравственные, культурные, духовные ориентиры Кирса
новых. Анализ эпизо да спора
53 Сюжет и конфликт.Образ Павла Петровича Кирса
нова Сочинение о ПавлеПетрови
че (создание характеристи
ки героя) Сочинение
54 Сюжет:противопоставления и конфликты. Показать как автор заставля
ет героя пройти второй круг испытаний, повторяя преж
ний маршрут; эволюция и трагизм личности Базарова, тайный психологизм 55 Р.Р.Анализ эпизода (срав
нительная характеристика героев и мировоззрений) Чтение и анализ эпизода. Написание выводов о прочи танном Анализ эпизо да
Сочинение-миниатюра
56 Испытание героев любо
вью.Образ Одинцовой Аналитическое чтение.Сос тавление плана характерис
тики героини 57 Образ Одинцовой Составление портрета Одинцовой.Сопоставление эпизодов и речевой характе
ристики Сочинение
58 Смысл эпилога:мир без героя.Базаров и Россия Выразительное чтение фи
нала романа и осмысление образа Базарова Анализ эпило
га
59 Полемика о романе
(Антонович,Писарев,Страхов) Сопоставление критики о
романе.Работа в группах Групповая
работа
60 Р.Р.Контрольное сочине
ние Выявить степень усвоения материала, умение осмыс
лить тему, определить её границы, полно раскрыть правильность речевого оформления Сочинение
61 Р.Р.Контрольное сочине
ние Выявить степень усвоения материала, умение осмыс
лить тему, определить её границы, полно раскрыть правильность речевого оформления Сочинение
Ф.М.Достоевский (12 часов +2 р.р.)
62 Судьба писателя Достоев
ского.
Мировоззрение Достоевско го между «есть Бог»и «нет Бога»Познакомить с жиз
нью и творчеством Достоев
ского, особенностями твор
ческого метода. Владение ИКТ(презентация)
63 МировоззрениеФ.М.Досто
евского Дать понятие о традициях и новаторстве раскрытия дан ной темы, философской и духовной проблематике.
64 Роман «Преступление и наказание».
Достоевский-создатель но
вой жанровой разновиднос
тиидеологического романа Дать понятие об истории создания романа, тематике, проблематике, идейном со
держании Анализ глав.
65 Образ Петербурга Достоев
ского Раскрытие деталей, обстановки, в которой живут и сталкиваются люди, изображение Петербурга Достоевского Мини-сочин
ения об обра
зах Петербур
га
66 «Униженные и оскорблён
ные» в романе Презентация второстепен
ных героев романа и их ро
ли Презентация
67 Р.Р.Анализ эпизода художественного текста Показать роль эпизода в идейном понимании романа Анализ эпизо да
68 Раскольников как «человек идеологичес кий». Выявить в процессе анализа романа социальные и фило
софские источники престу
пления Раскольникова Сочинение-
характеристика
69 Теория Раскольникова и жизнь Раскрыть в процессе анализа романа теорию Раскольникова, авторское отношение к теории, её развенчание Анализ эпизодов 3 и 5 частей романа
70 «Вечная Сонечка».Идея преумножения добра Составление портрета Сон
ечки.Аналитическое чтение 2 главы Сочинение
71 Раскольников,его двойни
ки и антиподы Рассмотреть образ Расколь
никова в системе образов романа, показать, как в стол
кновениях со своими двойн иками -Лужиным, Свидри
гайловым Презентация
героев
72 Раскольников,его двойни
ки и антиподы Рассмотреть образ Расколь
никова в системе образов романа, показать, как в стол
кновениях со своими двойн
иками -Лужиным, Свидри
гайловым, Презентация
героев
73 Смысл эпилога и открыто
го финала романа.РольЕва
нгелия в «Преступлении и наказании» Чтение эпилога.Сочинения – размышления над идеей романа и образом Расколь
никова.Христианская идея Сочинения-миниатюры
74 Достоевский как писатель 20 века Размышления над романом
Сочинения-миниатюры 75 Р.Р.Сочинение-отзыв Определить круг тем, соста
вить план, отобрать матери
ал, полно раскрыть тему Сочинение
Л.Н.Толстой ( 23 часа + 2р.р.)
76 Судьба Толстого.Толстой и Ясная Поляна.Презента
ция проекта Познакомить с жизнью, творчеством Л.Н.Толстого, особенностями его творчес
кого метода 77 «Севастопольские расска
зы». «Мысль военная» Презентации Севастопольс
ких рассказов Пересказ и от
зыв об одном рассказе
78 Роман «Война и мир».
Жанровая природа романа –эпопеи Проблематика и жанр романа «Война и мир». Дать характеристику свет
скому обществу, изображён
ному в романе определить художественные средства создания образов Петербурга и Москвы 79 Смысл названия романа.
Проблематика и жанр ро
мана Составление тезисов и аргу
ментация 80 Семейный генотип в романе. Курагины. Показать дворянское общес
тво; выявить «мысль семейную» в романе: систе
ма нравственных ценностей, отношение к воспитанию детей, идеальные семьи в романе 81 Болконские.Ростовы Показать дворянское общество; выявить «мысль семейную» в романе: систе
ма нравственных ценностей, отношение к воспитанию детей, идеальные семьи в романе Рассказ-описа
ние устный
82 Болконские. Отец и сын. Показать дворянское общес
тво; выявить «мысль семейную» в романе: систе
ма нравственных ценностей, отношение к воспитанию детей, идеальные семьи в романе Рассказ-описа
ние устный
83 1805 год. Аустерлицкое сражение. Николай Рос
тов, князьАндрей,Долохов и «незаметные герои» Определить систему образов романа, раскрыть художественные средства их создания Проверка
знания текста романа
84 1805 год.Аустерлицкое сражение. Николай Рос
тов,князь Андрей,Долохов и «незаметные герои» Определить систему образов романа, раскрыть художественные средства их создания Сочинение о
Николае Ростове
85 Эволюция Андрея Болкон
ского Показать судьбы любимых героев Толстого, дать харак
теристику.Составление пла
на развития образа Болкон
ского Составление плана
86 Эволюция Андрея Болкон
ского Показать судьбы любимых героинь Толстого, дать ха
рактеристику Сочинение
87 Эволюция Пьера Безухова Проследить путь исканий Пьера, «диалектику души» героя. Проследить путь ис
каний Пьера, «диалектику души» героя. 88 Эволюция Пьера Безухова Проследить путь исканий Пьера, «диалектику души» героя. Сочинение
89 Образ Наташи Ростовой Показать судьбу любимой героини Толстого, дать их сравнительную характери
стику, раскрыть роль эпи
лога в идейном содержании романа. 90 Образ Наташи Ростовой Показать судьбу любимой героини Толстого, дать их сравнительную характерис
тику, раскрыть роль эпило
га в идейном содержании романа. Сочинение
91 Война 1812 года. Бородинское сражение Через анализ судеб героев показать, как раскрывается в романе тема войны, её различные аспекты. 92 Война 1812 года. Бородинское сражение Через анализ судеб героев показать, как раскрывается в романе тема войны, её различные аспекты. Сочинение
93 Кутузов и Наполеон.
Философия истории Показать роль приёма антитезы в создании характеров Кутузова и Наполеона, идейный смысл этого противопоставления 94 Кутузов и Наполеон.
Философия истории Показать роль приёма анти
тезы в создании характеров Кутузова и Наполеона, идей
ный смысл этого противопо
ставления Сравнитель ная характеристи
ка
95 «Мысль народная» в эпо
пее.Тушин и Тимохин,Ти
хон Щербатый,Платон Ка
ратаев Работа в группах по созда
нию образов второстепен
ных героев и их роли врома
не.Идея Толстого Сочинения-миниатюры
96 «Мысль народная» в эпо
пее.Тушин и Тимохин,Ти
хон Щербатый,Платон Ка
ратаев Работа в группах по созда
нию образов второстепен
ных героев и их роли в романе.Идея Толстого Сочинения-миниатюры
97 Смысл эпилога и открыто
го финала Сообщения-размышления
учащихся о героях Устные сочинения
98 Толстовская философия
истории Размышления о роли лично сти в истории 99 Р.Р..«Война и мир»как русская «Илиада».
Классное сочинение Определить круг тем, сос
тавить план, отобрать мате
риал, полно раскрыть тему Сочинение
100 Р.Р.Роман-эпопея как начало новой жанровой традиции.Классное сочине
ние Определить круг тем, составить план, отобрать материал, полно раскрыть тему Сочинение
М.Е.Салтыков-Щедрин ( 7 часов )
101 Судьба писателя:чинов
ник Салтыков и писатель Щедрин Дать представление о жизненном и творческом подвиге М.Е.Салтыкова – Щедрина, особенностях сатиры писателя Тестирование
102 Сказки для детей изрядно
го возраста».Образы совре
менников писателя в «Сказках» Изучение своеобразия сказок и проблематики Пересказ
103 Сказки для детей изрядно
го возраста».Образы современников писателя в «Сказках» Изучение своеобразия сказок и презентация одной.Работа в группах Пересказ
104 «История одного города»
.Глупов перед судом исто
рии. Глупов как город-гротеск Сформировать представле
ние о романе как сатире на современное государствен
ное устройство, особеннос
тях жанра, композиции, проблематике произведен
ия, художественных средствах Анализ выра зительных
средств
105 Основной конфликт:
власть и народ,образы градоначальников и глуповские «людишки» Изучение гротеска на приме
рах сказок.Сообщения о прочитанном 106 Реальное и фантастическое. Гротеск Анализ сказок сопоставление реального и фантастического Самостоятельная работа
107 Авторская позиция.Салты
ков-Щедрин и последую
щая литературная традиц
ия Изучение статьи учебника.
Сообщения обучающихся Сочинение по одной из
Проблемных
тем
Н.А.Некрасов ( 9 часов + 2 р.р. )
108 Судьба поэта:»кающийся дворянин» во стане рус
ских разночинцев Познакомить с личностью и творчествомН.А.Некрасова. его место в литературном процессе. Изучение
биографии Некрасова
109 Лирический герой Некра
сова:демократизм,комплекс разночинца Дать понятие об основных мотивах лирики, новаторст
ва поэта 110 Образ поэта.»Поэт и граж
данин»,»Элегия»,«Пророк»,»О Муза!.. Изучение стихов Некрасова и составление тезисов о сво
еобразии 111 Народная тема в лирике Некрасова.»В дороге»,
«Вчерашний день…»,
«Надрываетсясердце…»,
«Утро» Изучение стихов Некрасова и составление тезисов о сво
еобразии Анализ стихов
112 Народная тема в лирике Некрасова.»В дороге»,
«Вчерашний день…»,
«Надрывается сердце…»,
«Утро» Идейно-художественная ценность народной лирики. Сочинение об отношении к стихам Некрасова Чтение
наизусть
113 «Кому на Руси жить хоро
шо»-книга жизни Некрасо
ва. Незавершённость тек
ста и проблема компози
ции Дать представление об истории создания поэмы, её проблематике и композиции, особенностях жанра, принципе фольклорного восприятия мира в ней; обрисовать образы бунтарей-правдоискателей, выявить их роль в раскрытии идейного замысла поэмы. 114 Жанр: поэма-эпопея.Худо
жественные особенности,
фольклорные и историчес
кие истоки Показать лучшие черты русского национального характера в образе Матрёны Тимофеевны, роль фольлора в характеристике Словарный
диктант и объяснение терминов
115 Центральные персонажи:
Ермил Гирин,Матрёна Ти
мофеевна,Савелий,Гриша Добросклонов.
Варианты финала Презентации обучающихся о второстепенных героях Презентация
116 Центральные персонажи:
Ермил Гирин,Матрёна Ти
мофеевна,Савелий,Гриша Добросклонов.Варианты финала Презентации обучающихся о второстепенных героях Составление характеристики героев.Выра
зительное чте
ние наизусть.
117 Р.Р.Контрольное сочине
ние-рассуждение о литера
туре второго периода рус
ского реализма Обобщить знания материа
ла по данной теме, совер
шенствовать навыки работы над сочинением на литера
турную тему Сочинение
118 Р.Р.Анализ сочинения. Работа над ошибками Обобщить знания матери
ала по данной теме, совер
шенствовать навыки работы над сочинением на литера
турную тему Проверка зна
ний граммати
ческих и рече
вых норм
Н.С.Лесков (4 часа )
119 Слово о Лескове. Защита проекта Повесть «Очарованный странник» и её герой Иван Флягин. Поэтика названия повести. Особенности жан
ра. Фольклорное начало повествования Презентация
120 Очерк «Леди Макбет Мценского уезда». Аналитическое чтение пове
сти 121 Сопоставление с драмой «Гроза» Сравнительная характерис
тика героинь Сочинение-миниатюра
122 Праведники у Лескова Презентации обучающихся о своеобразии героев Леско
ва Презентация
Третий период русского реализма (1880-1890-е годы) ( 12 часов + 2р.р.)
Общая характеристика (1 часа)
123 Смена литературных поко
лений.Литературная ситу
ация 80-х годов 19 века.
Лекция учителя.Активное слушание. Смена жанровой доминанты.Смена авторско
го образа.Массовая литера
тура и журналистика.
Чеховская эпоха как пред
верие модернизма Конспект
А.П.Чехов ( 10 часов +2р.р. )
124 ЖизньЧехова:сосредото
ченное усилие. Защита проекта Выявить основную идею ранних рассказов Проверка чтения
125 Чехов-прозаик:от случая из жизни к истории всей жизни.Чеховская повест
вовательная проза:тема, жанр,тип героя Особенности рассказов 80-90-хгг. «Человек в футляре» Анализ рассказа
126 Чеховский человек в сюже
те падения («Ионыч»,
«Человек в футляре»)и в сюжете прозрения («Дама с собачкой») Чтение и разбор рассказа «Ионыч» Отзыв орасска
зе «Дама с со
бачкой»
127 Чеховский человек в сюже
те падения («Ионыч»,
«Человек в футляре»)и в сюжете прозрения («Дама с собачкой») Трилогия о любви.Своеоб
разие языка рассказов Чехо
ва.Исследовательская дея
тельность Проверка уме
ния самостоя
тельной рабо
ты с текстом
128 Идеологическая повесть Чехова. («Палата№6») Рецензии обучающихся о рассказах.Выявление стиля Чехова как писателя и идей
ности рассказов Проверка уме
ния самостоя
тельной рабо
ты с текстом
129 Идеологическая повесть Чехова. («Дом с мезони
ном») Раскрыть проблему истин
ных и ложных ценностей в рассказе Чехова. Роль детали 130 Рассказ «Студент» Раскрыть проблему истин
ных и ложных ценностей в рассказе Чехова. Роль детали 131 Р.Р.Анализ одного расска
за Анализ идейно-художест
венного мира рассказов Чехова.Работа в группах Сочинение
132 Р.Р.Анализ одного расска
за Анализ идейно-художест
венного мира рассказов Че
хова.Работа в группах Сочинение
133 Пьеса «Вишнёвый сад».
Жанровая природаЧехов
ской драмы.Старое и но
вое в драме Познакомить с особенностя
ми чеховской драматургии. Новый театр. Сообщения о героях пьесы
134 Конфликт:социальное и общечеловеческое.Внеш
ний ивнутренний сюжет.
Основные персонажи.
Главные символы Показать актуальность зву
чания пьесы в наше время, жанровое своеобразие, ос
новной конфликт,принципы группировки действующих лиц, средства характеристи
ки персонажей. 135 Чехов как драматург.
«Новая драма»Чехова. Определить круг тем, соста
вить план, отобрать матери
ал, полно раскрыть тему Сочинение-отзыв
Итоги развития русской литературы 19 века ( 1 час )
136 Золотой век:пушкинская эпоха или девятнадцатое
столетие.Формирование русского литературного канона.Русская литература классического периода и 20 век Обобщение изученного по литературе в 10 классе.Про
верка знаний о писателях и произведениях Тестирование