Программа кружка Уроки здоровья по методу БОС


Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
лицей №1 г. Пролетарска Ростовской области
ПРОГРАММА КРУЖКА
«УРОКИ ЗДОРОВЬЯ ПО МЕТОДУ БОС (биологическая обратная связь)»
ДЛЯ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
(1-4 классы)
2012 уч. год
Программа кружка «Уроки здоровья» 1- класс 1 ч/н, 33 ч/год
№ Тема Кол час
1. Я – школьник 8
2. Самопознание 10
3. Мои чувства 10
4. Я и другие 5
Итого 33
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ 1 – го класса
№ Тематическое планирование Кол-во
часов Содержание курса Характеристика деятельности уч-ся
Я – школьник 8 Знакомятся с коллективом своего класса, развивают коммуникативные способности. Обучающиеся осознают позицию школьника, формируются дружеские отношения в классе, развивается уверенность в себе и своих учебных возможностях
Самопознание 10 Знакомятся со строением тела человека, вводится понятие ДАС, диафрагмально-релаксационное дыхание. Знание части тела, могут назвать внутренние органы, умеют рассказывать о своих телесных ощущениях, знакомятся с понятием ДАС, дыханием «животом»
Мои чувства 10 Умение проявлять свои чувства, эмоции, узнают виды чувств и эмоций, продолжают осваивать диафрагмально-релаксационное дыхание Знание способов проявления эмоций и выражения чувств, распознание и описание своих чувств и чувств других людей, способность снижению уровня страхов
Я и другие 5 Развитие коммуникативных способностей, уважение к старшим, освоение диафрагмально-релаксационного дыхания. Знание правил межличностного общения, поведения на улице и в общественных местах, имеют представления о нормах взаимоотношений в семье, умение слушать, оказывать поддержку другому.
Календарно – тематическое планирование по программе кружка «Уроки здоровья»
1 класс (1 ч/н, 33 часа)
№ Тема занятия Вид деятельности Пед средства Планированные результаты Дата
Я – школьник 1. Знакомство. Введение в мир психологии Работа по рисункам, по тексту Объяснительно-иллюстративная Ознакомить детей с понятием «психология» 2. Зачем мне нужно ходить в школу Работа с картинками, по которым необходимо составить рассказ, рисование общего рисунка. Объяснительно-иллюстративная Научиться понимать значимость школы 3. Мой класс Работа со сказкой и рисование её, рисование режима дня, использование пластилина. Объяснительно-иллюстративная Научить детей понимать значимость людей в коллективе. 4. Какие ребята в моём классе Работа с лишними словами, вспомнить свои лучшие качества Объяснительно-иллюстративная,
продуктивная Показать детям, что у людей есть качества характера, благодаря которым они отличаются друг от друга. 5. Мои друзья в классе Работа со сказкой, рисование портрета лучшего друга. Продуктивная Объяснительно-иллюстративная Узнать, какого человека можно назвать «настоящим другом», 6. Мои друзья в классе Обсуждение, в чем состоит умение дружить, чтение сказки. Продуктивная Знакомство с понятием «дружба». 7. Мои успехи в школе Составление рассказа о жизни в школе, что нравится, а что нет Продуктивная Научить детей анализировать происходящее вокруг 8. Моя «учебная деятельность» Найти лишнее качество ученика, обсуждение сказки, Продуктивная,
Исследовательская Выяснить что необходимо в учебной деятельности Самопознание 9. Моё тело Работа со сказкой, знакомство со строением человека Продуктивная, исследовательская Знакомство со строением тела человека 10. Путешествие в страну ЗдоровейкаВыявить уровень знаний детей о здоровом образе жизни Продуктивная, исследовательская Активизировать и систематизировать знания детей о здоровом образе жизни 11. Путешествие в увлекательный мир дыхания Познакомить детей с системой дыхания человека, познакомить с диафрагмальным типом дыхания Продуктивная, исследовательская Выявить взаимосвязь в работе дыхательной и сердечно – сосудистой систем человека, знакомство с понятием «стресс» 12. Что такое ДАС Знакомство с диафрагмальным типом дыхания Продуктивная, исследовательская Закрепить знание детей о здоровом образе жизни, знакомство с понятием ДАС 13. Правильное дыхание Обучить детей диафрагмально-релаксационному типу дыхания, навыкам расслабления Продуктивная, исследовательская Закрепить понятия «сердце», «легкие», познакомить с сюжетами программы «Дыхание» 14. Знакомство с компьютерным комплексом и приборами БОСРазгадывание кроссворда, работа с компьютерами Продуктивная, исследовательская Обучить детей релаксационному дыханию 15. Работа с компьютерным комплексом и приборами БОСЗакрепить знания о правильном дыхании Продуктивная, исследовательская Обучить детей релаксационному дыханию 16. Работа с компьютерным комплексом и приборами БОСЗакрепить знания о правильном дыхании Продуктивная, исследовательская Обучить детей релаксационному дыханию 17. Работа с компьютерным комплексом и приборами БОСЗакрепить знания о правильном дыхании Продуктивная, исследовательская Обучить детей релаксационному дыханию 18. Работа с компьютерным комплексом и приборами БОСЗакрепить знания о правильном дыхании Продуктивная, исследовательская Обучить детей релаксационному дыханию Мои чувства 19. Радость. Как её доставить другому человеку (работа на приборах БОС) Работа по «неоконченным предложениям», обсуждение сказки, работа на приборах БОСПродуктивная, исследовательская Знать о том, что люди могут испытывать радость, как радость доставить другим, освоение диафрагмально-релаксационным дыханием 20. Жесты. Прикосновения. Взгляды (работа на приборах БОС) Работа по картинкам, обсуждение сказки, работа на приборах БОСОбъяснительно-иллюстративная,
продуктивная Умение различать плохие и хорошие жесты и мимики людей, освоение диафрагмально-релаксационным дыханием 21. Грусть (работа на приборах БОС) Работа по заданным ситуациям, обсуждение сказки, работа на приборах БОСПродуктивная, исследовательская Умение различать плохое и хорошее настроение людей, освоение диафрагмально-релаксационным дыханием 22. Страх (работа на приборах БОС) Работа по «неоконченным предложениям», освоение диафрагмально-релаксационным дыханием Продуктивная, исследовательская Знать то, что каждый человек может испытывать чувство страха, освоение диафрагмально-релаксационным дыханием 23 Как справиться со страхом (работа на приборах БОС) Работа по сказке, освоение диафрагмально-релаксационным дыханием
Продуктивная, исследовательская Узнать пути преодоления страхов, освоение диафрагмально-релаксационным дыханием 24. Гнев. С каким чувством он дружит (работа на приборах БОС) Работа по «неоконченным предложениям», обсуждение сказки, освоение диафрагмально-релаксационным дыханием
Продуктивная, исследовательская Знать о том, что каждый человек может испытывать гнев, освоение диафрагмально-релаксационным дыханием 25 Может ли гнев принести пользу (работа на приборах БОС) Работа по аналогиям, разгадывание зашифрованного слова, обсуждение сказки, освоение диафрагмально-релаксационным дыханием
Продуктивная, исследовательская Знать о том, что человек должен уметь сдерживать свой гнев, освоение диафрагмально-релаксационным дыханием 26 Обида (работа на приборах БОС) Работа по «неоконченным предложениям», придумывание психологических загадок про чувства людей, обсуждение сказки, освоение диафрагмально-релаксационным дыханием Продуктивная, исследовательская Знать том, что нужно уметь прощать, освоение диафрагмально-релаксационным дыханием 27 Разные чувства (приборы БОС) Работа по «неоконченным предложениям», придумывание психологических загадок про чувства людей, освоение диафрагмально-релаксационным дыханием Продуктивная Умение различать разные чувства людей, освоение диафрагмально-релаксационным дыханием 28. Разные чувства (работа на приборах БОС) Работа по «неоконченным предложениям», игра «Как можно различить чувства людей?», освоение диафрагмально-релаксационным дыханием
Продуктивная, исследовательская Умение различать разные чувства людей, освоение диафрагмально-релаксационным дыханием Я и другие 29. Чем отличаются друг от друга люди? Инсценировка заданных ситуаций, обсуждение сказки, освоение диафрагмально-релаксационным дыханием Продуктивная, исследовательская Знать о том, что все люди разные, освоение диафрагмально-релаксационным дыханием 30. Хорошие качества людей Инсценировка заданных ситуаций, обсуждение сказки, освоение диафрагмально-релаксационным дыханием Продуктивная, исследовательская Знать хорошие качества людей, освоение диафрагмально-релаксационным дыханием 31 Трудно ли быть хорошим человеком Работа по рисункам, собирание «копилки хороших качеств», освоение диафрагмально-релаксационным дыханием
Объяснительно-иллюстративная,
продуктивная Уметь показывать свои лучшие качества, освоение диафрагмально-релаксационным дыханием 32 Очищаем своё сердце Работа с лишними словами, вспомнить свои лучшие качества, работа со сказкой, приборы БОСОбъяснительно-иллюстративная,
продуктивная Показать детям, что люди должны относиться кдруг другу доброжелательно, освоение диафрагмально-релаксационным дыханием 33 Итоговое занятие «Я желаю добра ребятам в классе» Угадывание качеств людей по первым буквам, сочинение рассказа о добром человеке, пять хороших качеств человека, работа со сказкой, приборы БОСПродуктивная Узнать, какого человека можно назвать «добрым», научить детей различать хорошие и плохие качества людей, освоение диафрагмально-релаксационным дыханием ПРОГРАММА КУЖКА «УРОКИ ЗДОРОВЬЯ» 2 класс 1 ч/н 35ч/н№ Тема Кол-во часов
Вспомним чувства 9
Будь здоров, малыш! 12
Чем люди отличаются друг от друга! 7
Какой Я – Какой Ты? 6
Итого 34
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ 2 – го класса
№ Тематическое планирование Кол-во
часов Содержание курса Характеристика деятельности уч-ся
Вспомним чувства 9 ч Актуализация у детей знаний об эмоциональной сфере человека, о том, что люди могут испытывать разные эмоции в различных ситуациях. Осознавать и анализировать собственные эмоции и эмоциональные состояния
Видеть и понимать эмоции, эмоциональные состояния и чувства других людей.
Изучение приборов по методу БОС.
Будь здоров, малыш! 12 Обучающиеся продолжают познавать своё тело, его возможности, усваивать технологию диафрагмально – релаксационного дыхания по методу БОС Начинается самопознание: сперва ребёнок учится отделять себя от физического мира, затем начинает осознавать себя уже в другом смысле – как члена социальной микрогруппы.
Познает своё тема, свои возможности, свои духовные качества.
Осваивает диафрагмально–релаксационноне дыхание.
Чем люди отличаются друг от друга? 7 Дети знакомятся с понятием «качество людей», исследуют свои качества, изучают свои особенности. Происходит осознание своих психических способностей, характера, нравственных качеств. В жизни ребёнка возникают вопросы «каков я?», «каким я должен быть?», именно в этом возрасте начинает формироваться «идеальное Я» - осознанный личный идеал.
Работа на приборах по методу БОСКакой Я – какой Ты? 6 Обучающиеся осознают наличие у них разнообразных положительных качеств, учатся находить положительные качества во всех людях. Участники занятий в процессе работы учатся:
Анализировать свои поступки, чувства, переживания.
Наблюдать и анализировать поступки, чувства, переживания других
Работать на приборах БОСКалендарно – тематическое планирование по программе кружка
«Уроки здоровья»
2 класс (1 ч/н, 34 часов)
№ Тема занятия Вид деятельности Пед средства Планированные результаты Дата
Вспомним чувства 9 часов 1. Мы рады встречи. Работа по рисункам с разными чувствами людей, работа на приборах БОСОбъяснительно-иллюстративная Закрепить понятие «чувства людей», есть положительные и отрицательные эмоции, освоение диафрагмально-релаксационным дыханием 2. Понимаем чувства другого Работа с картинками, по которым необходимо составить рассказ, рисование общего рисунка, работа на приборах БОС Объяснительно-иллюстративная Научиться понимать чувства других людей, освоение диафрагмально-релаксационным дыханием 3. Мы испытываем разные чувства. Чем люди отличаются друг от друга? Работа со сказкой и рисование её, рисование режима дня, использование пластилина, работа на приборах БОСОбъяснительно-иллюстративная Научить детей к чему приводят сочетание различных чувств, освоение диафрагмально-релаксационным дыханием 4. Качество людей Работа с лишними словами, вспомнить свои лучшие качества, работа со сказкой, приборы БОСОбъяснительно-иллюстративная,
продуктивная Показать детям, что у людей есть качества характера, благодаря которым они отличаются друг от друга, освоение диафрагмально-релаксационным дыханием 5. Хорошие качества людей Угадывание качеств людей по первым буквам, сочинение рассказа об отзывчивом человеке, пять хороших качеств человека, работа со сказкой, приборы БОСПродуктивная Узнать, какого человека можно назвать «отзывчивым», научить детей различать хорошие и плохие качества людей, освоение диафрагмально-релаксационным дыханием 6. Самое важное хорошее качество Обсуждение, в чем состоит умение любить людей, делиться со своей любовью с другими людьми, чтение сказки, работа на приборах БОСПродуктивная Знакомство с понятием «сердечный» человек, освоение диафрагмально-релаксационным дыханием 7. Кто такой сердечный человек? Отгадывание качеств людей по картинкам, игра «Я знаю пять своих хороших качеств», обсуждение качеств бессердечного человека, работа на приборах БОС Объяснительно-иллюстративная,
продуктивная Знакомство с понятием «бессердечный» человек, освоение диафрагмально-релаксационным дыханием 8. Кто такой доброжелательный человек? Найти лишнее качество ученика, уметь заряжать других людей своей любовью, обсуждение сказки, работа на приборах БОСПродуктивная,
Исследовательская Уметь заряжать других людей своей любовью, говорить приятные слова, освоение диафрагмально-релаксационным дыханием 9. Трудно ли быть доброжелательным человеком? Найти лишнее качество девочки, какого человека можно назвать доброжелательным, обсуждение сказки, работа на приборах БОСПродуктивная Знакомство с понятием «доброжелательный» человек, освоение диафрагмально-релаксационным дыханием Будь здоров, малыш! 12 часов 10. Что такое воздух, зачем мы дышим (работа на приборах БОС) Проведение опыта с воздухом, обсуждение сказки, работа на приборах БОСПродуктивная,
Исследовательская Знать из чего состоит воздух, освоение диафрагмально-релаксационным дыханием 11. Как человек дышит (работа на приборах БОС) Игра «Покажи и назови части тела», провести аналогию с работой человеческого организма, работа на приборах БОСПродуктивная,
Исследовательская Знакомство с клетками организма, с дыхательной системой и процессом газообменом, освоение диафрагмально-релаксационным дыханием 12. Паспорт здоровья (работа на приборах БОС) Объяснение назначения Паспорта Здоровья, как соотносится самочувствие и оценка в паспорте, работа на приборах БОСПродуктивная, Сформировать понятие о Паспорте Здоровья, критерии выставления оценки, освоение диафрагмально-релаксационным дыханием 13. Что может человек (работа на приборах БОС) Работа по картинкам, рисование здорового человека, работа на приборах БОСПродуктивная,
Знать о том, что человек способен на много, если захочет, освоение диафрагмально-релаксационным дыханием 14. Полезное питание (работа на приборах БОС) Работа по картинкам, изображение любимых продуктов, их польза или вред, работа на приборах БОС Продуктивная,
Исследовательская Знать полезные продукты, освоение диафрагмально-релаксационным дыханием 15. Что такое мышцы (работа на приборах БОС) Подвижные игры, работа на приборах БОСПродуктивная Знать, что любое движение – это работа мышц, , освоение диафрагмально-релаксационным дыханием 16. Для чего нужно закаливание (работа на приборах БОС) В процессе игры с мячом познакомить детей с элементами закаливания, работа на приборах БОСПродуктивная Познакомить с элементами закаливания, , освоение диафрагмально-релаксационным дыханием 17. Коварный стресс (работа на приборах БОС) Упражнение с зеркалом, рисование весёлого человечка, работа на приборах БОСПродуктивная Знать понятие «стресс», его негативное влияние на человека, освоение диафрагмально-релаксационным дыханием 18. Да здравствует хорошее настроение! (работа на приборах БОС) Игра «Передай хорошее настроение», изображение мимикой и жестами хорошее настроение, работа на приборах БОСПродуктивная,
Знать, что хорошее настроение положительно влияет на самочувствие человека, освоение диафрагмально-релаксационным дыханием 19. Давайте жить дружно (работа на приборах БОС) Игра «Что такое дружба», работа на приборах БОСПродуктивная Знать, что основа дружеских отношений – это умение слушать слышать друг друга, освоение диафрагмально-релаксационным дыханием 20. Умеем управлять собой (работа на приборах БОС) Тренинг «Умение управлять собой», работа на приборах БОС Продуктивная,
Показать связь навыка диафрагмально-релаксационного дыхания с умением управлять эмоциональным состоянием, освоение диафрагмально-релаксационным дыханием 21. Умеем управлять собой (работа на приборах БОС) Тренинг «Умение управлять собой», работа на приборах БОС Продуктивная,
Закрепить знание о связи навыка диафрагмально-релаксационного дыхания с умением управлять эмоциональным состоянием,
Чем люди отличаются друг от друга? 7 часов 22. Люди отличаются друг от друга своими качествами (работа на приборах БОС) Работа по «неоконченным предложениям», изображение качеств людей мимикой и позой, общие качества людей, обсуждение сказки, работа на приборах БОСПродуктивная, исследовательская Знать о том, что люди имеют общие и разные качества характера, освоение диафрагмально-релаксационным дыханием 23. Плохие и хорошие качества в человеке. Как всё вмещается в одном человеке? (работа на приборах БОС) Работа по картинкам, обсуждение сказки, работа на приборах БОСОбъяснительно-иллюстративная,
продуктивная Умение различать плохие и хорошие качества людей, освоение диафрагмально-релаксационным дыханием 24 Какие качества нам нравятся друг в друге. (работа на приборах БОС) Работа по заданным ситуациям, угадывание в участниках занятия, чем каждый нравится своим близким, обсуждение сказки, работа на приборах БОС Продуктивная, исследовательская Умение различать плохие и хорошие качества людей, освоение диафрагмально-релаксационным дыханием 25. Какими качествами мы похожи и чем отличаемся (работа на приборах БОС) Работа по «неоконченным предложениям», освоение диафрагмально-релаксационным дыханием Продуктивная, исследовательская Знать то, что каждый человек чем-то похож на других людей, освоение диафрагмально-релаксационным дыханием 26 Люди отличаются друг от друга (работа на приборах БОС) Название человеческих качеств по их определениям, освоение диафрагмально-релаксационным дыханием
Продуктивная, исследовательская Закрепление знания о том, что люди отличаются друг от друга, освоение диафрагмально-релаксационным дыханием 27 В каждом человеке есть светлые и тёмные качества (приборы БОС) Название человеческих качеств по их определениям, работа по «неоконченным предложениям», обсуждение сказки, освоение диафрагмально-релаксационным дыханием
Продуктивная, исследовательская Знать о том, что в каждом человеке есть что-то хорошее, освоение диафрагмально-релаксационным дыханием 28 Очищаем своё сердце (работа на приборах БОС) Работа по аналогиям, разгадывание зашифрованного слова, обсуждение сказки, освоение диафрагмально-релаксационным дыханием
Продуктивная, исследовательская Знать о том, что человек должен не только внешне опрятным, но и внутренне, освоение диафрагмально-релаксационным дыханием Какой Я – какой Ты? 6 часов 29. Какой Я?
(приборы БОС) Работа по «неоконченным предложениям», придумывание психологических загадок про качества людей, обсуждение сказки, освоение диафрагмально-релаксационным дыханием Продуктивная, исследовательская Знать том, что нужно уметь «прислушиваться сердцем», жить для других – это и трудно и легко одновременно, освоение диафрагмально-релаксационным дыханием 30. Какой Ты? (приборы БОС) Работа по «неоконченным предложениям», придумывание психологических загадок про качества людей, инсценировка сказки «Заяц – Хваста», освоение диафрагмально-релаксационным дыханием Продуктивная Умение признавать свои плохие и хорошие качества, освоение диафрагмально-релаксационным дыханием 31. Наши сходства, наши различия, почему так? (работа на приборах БОС) Работа по «неоконченным предложениям», игра «интервью» (Какой вы и чем отличаетесь от других?), освоение диафрагмально-релаксационным дыханием
Продуктивная, исследовательская Умение признавать свои плохие и хорошие качества, освоение диафрагмально-релаксационным дыханием 32. Трудности второклассника в школе, дома, на улице (работа на приборах БОС) Работа по рисункам, собирание «копилки трудностей», освоение диафрагмально-релаксационным дыханием
Объяснительно-иллюстративная,
продуктивная Уметь признать свои трудности и преодолевать их, освоение диафрагмально-релаксационным дыханием 33. Наши школьные трудности (работа на приборах БОС) Инсценировка заданных ситуаций, обсуждение сказки, освоение диафрагмально-релаксационным дыханием Продуктивная, исследовательская Умение преодолевать школьные трудности, освоение диафрагмально-релаксационным дыханием 34. Итоговое занятие «Я желаю добра ребятам в классе» Инсценировка заданных ситуаций, обсуждение сказки, освоение диафрагмально-релаксационным дыханием Продуктивная, исследовательская Улучшить психологическую обстановку в коллективе, освоение диафрагмально-релаксационным дыханием ПРОГРАММА КУРСА «УРОКИ ЗДОРОВЬЯ» 3 класс 1 ч/н 34ч/н№ Тема Кол-во часов
Я – фантазёр 7
Ключ к успеху – быть здоровым! 10
Я и моя школа 5
Я и моё окружение 7
5. Что такое сотрудничество? 5
Итого 34
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯПО КУРСУ «УРОКИ ЗДОРОВЬЯ»
№ Тематическое планирование Кол-во
часов Содержание курса Характеристика деятельности уч-ся
Я – фантазёр 7 Помощь детям осознать ценность умения фантазировать, развивать креативные способности Беседа с учащимися о проведённых каникулах, розыгрыш различных ситуаций о ближайшем будущем, дети рисуют самые заветные свои мечты, работают со сказками, вспоминают различные чувства людей, учатся различать фантазии и ложь, продолжают осваивать диафрагмально- релаксационное дыхание по методу БОС
Ключ к успеху – быть здоровым! 10 Учащиеся продолжают познавать своё тело, его возможности, усваивать технологию диафрагмально- релаксационное дыхание по технологии БОС Дети активизируют знания о правильном дыхании и его пользе для организма человека, наблюдают взаимосвязь физиологических процессов, протекающих в организме и сигналов биологической обратной связи, возникает положительная мотивация к обучению навыку правильного дыхания
Я и моя школа 5 Помочь детям осознать особенности позиции ученика, предоставить учащимся возможность отреагировать свои чувства в отношении учителя, помочь детям принять учителя таким, какой он есть. Беседа с детьми об обычном школьном дне, о роли родителей, учителей и учеников в жизни школы, работа по «неоконченным предложениям», работа со сказками, обсуждение о предназначении людей, рисование прослушанных сказок, ребята учатся справляться со своими «немогучками», работа на приборах по методу БОСЯ и моё окружение 7 Помочь детям осознать требования родителей, сопоставить их со своими возможностями и желаниями, обучить детей способам разрешения конфликтов с родителями. Помочь осознать качества настоящего друга, подвести учащихся к осознанию собственного умения дружить Обсуждение сказок и рассказов о том, что зло нельзя победить злом, изображение рисунком обстановку и взаимоотношения в семье, работа по «неоконченным предложениям», беседы о том, что все люди и даже родители имеют право на ошибку, ребята узнают, что такое настоящая дружба, настоящий друг, какие трудности возникают в отношениях с друзьями и как их избежать, работа на приборах по методу БОСЧто такое сотрудничество? 5 Дать детям представление о понятии «сотрудничество» Умение передать свои чувство при помощи мимики, умение просить прощение, узнать, что значить понимать другого, умение договариваться с людьми, действовать сообща, работать в коллективе, работа на приборах БОСКалендарно – тематическое планирование по курсу
«Уроки здоровья»
3 класс (1 ч/н, 34 часов)
№ Тема занятия Вид деятельности Пед средства Планированные результаты Дата
Я – фантазёр 7 часов 1. Я – третьеклассник Беседа «Как я провёл лето», инсценировка ситуаций, произошедших летом, «незаконченные предложения», рисунок третьеклассника, работа на приборах БОС Объяснительно- иллюстративная Узнать, каким должен быть третьеклассник, освоение диафрагмально-релаксационным дыханием 2. Кого можно назвать фантазёром? Беседа «Как люди отдыхают?», угадывание картинок, обсуждение рассказа Носова «Фантазёры», работа на приборах БОСПродуктивная Вводится понятие фантазии, о способности фантазировать, освоение диафрагмально-релаксационным дыханием 3. Я умею фантазировать! Работа по мыслительным картинкам, изображение обычных домашних занятий и какие чувства испытываешь при этом, работа по сказке, работа на приборах БОСПродуктивная Научить детей мысленно фантазировать, освоение диафрагмально-релаксационным дыханием 4. Мои сны Работа по мыслительным картинкам, упражнение «Самый интересный сон», рисунок своего сна, работа на приборах БОС Продуктивная Уметь правильно , доступно рассказать и показать свои сны, освоение диафрагмально-релаксационным дыханием 5. Я умею сочинять! Работа по мыслительным картинкам, подобрать ассоциации к картинкам, обсуждение стихотворения Остера «Вредные советы», рисунок вредных советов, работа на приборах БОС Объяснительно- иллюстративная Формировать умение фантазировать, освоение диафрагмально-релаксационным дыханием 6. Мои мечты Работа по мыслительным картинкам, подобрать ассоциации к картинкам, к запахам, «неоконченные предложения», обсуждение сказки, рисунок «Моя мечта» работа на приборах БОС Объяснительно- иллюстративная, Продуктивная Умение поделиться с другими своей мечтой, освоение диафрагмально-релаксационным дыханием 7. Фантазии и ложь Работа по мыслительным картинкам, подобрать ассоциации к картинкам, к запахам, понятие «правда» и «ложь», обсуждение сказки, работа на приборах БОСОбъяснительно- иллюстративная, Продуктивная Знакомство с понятием «правда» и «ложь», освоение диафрагмально-релаксационным дыханием Ключ к успеху – быть здоровым !10 часов 8. Каким воздухом мы дышим (работа на приборах БОС) Опыты с воздухом, состав воздуха, работа на приборах БОС Исследовательская Узнать состав воздуха, освоение диафрагмально-релаксационным дыханием 9. Органы дыхания (работа на приборах БОС) Отгадывание загадок, кроссвордов, работа на приборах БОСПродуктивная Закрепление знаний об органах дыхания, освоение диафрагмально-релаксационным дыханием 10. Органы дыхания (работа на приборах БОС) Обсуждение сказки, работа на приборах БОСПродуктивная Закрепление знаний об органах дыхания, освоение диафрагмально-релаксационным дыханием 11. Как человек может повлиять на своё здоровье (работа на приборах БОС) Обсуждение сказки, работа на приборах БОСПродуктивная Понятие здорового человека, освоение диафрагмально-релаксационным дыханием 12. Полезное дыхание (работа на приборах БОС) Игра «Взаимосвязь сердца и дыхания», работа на приборах БОСПродуктивная Умение правильно дышать, освоение диафрагмально-релаксационным дыханием 13. Полезное дыхание (работа на приборах БОС) Тренинг «Наш организм», работа на приборах БОС Продуктивная Умение правильно дышать, освоение диафрагмально-релаксационным дыханием 14. Факторы, влияющие на наше здоровье (работа на приборах БОС) Тренин «Как повлиять на окружающую среду», работа на приборах БОС Продуктивная Узнать как мы может положительно влиять на внешнюю среду», освоение диафрагмально-релаксационным дыханием 15. Факторы, влияющие на наше здоровье (работа на приборах БОС) Тренин «Как повлиять на окружающую среду», работа на приборах БОС Продуктивная Узнать как мы может положительно влиять на внешнюю среду», освоение диафрагмально-релаксационным дыханием 16. Как избежать влияние факторов из вне (работа на приборах БОС) Обсуждение сказки, работа на приборах БОСИсследовательская Умение избежать влияния отрицательных факторов внешней среды, освоение диафрагмально-релаксационным дыханием 17. Как избежать влияние факторов из вне (работа на приборах БОС) Обсуждение сказки, работа на приборах БОСИсследовательская Умение избежать влияния отрицательных факторов внешней среды, освоение диафрагмально-релаксационным дыханием Я и моя школа 5 часов
18. Я и моя школа (работа на приборах БОС) Работа по карточкам, беседа о том, чем наполнен школьный день, «неоконченные предложения», игра «Школа на планете «Наоборот», работа на приборах БОС Объяснительно- иллюстративная, Продуктивная Знать свои обязанности в школе, освоение диафрагмально-релаксационным дыханием 19. Что такое лень? (работа на приборах БОС) Работа по карточкам, игра «Мешочек хороших качеств», обсуждение сказки, работа на приборах БОС Объяснительно- иллюстративная, Продуктивная Умение побороть свою лень, освоение диафрагмально-релаксационным дыханием 20. Я и мой учитель (работа на приборах БОС) Ролевые игры – учитель, ученик, родители- чувства, которые мы испытываем в школе, «неоконченные предложения», обсуждение сказки, работа на приборах БОС.Объяснительно- иллюстративная, Продуктивная Узнать роль учителя в жизни ученика, освоение диафрагмально-релаксационным дыханием 21. Я и мой учитель (работа на приборах БОС) Передать свои чувства ногами, «неоконченные предложения», обсуждение сказки, работа на приборах БОС. Продуктивная Узнать роль учителя в жизни ученика, освоение диафрагмально-релаксационным дыханием 22. Как справиться с «Немогучками» (работа на приборах БОС) Кто такие «Немогучки», Передать свои чувства ногами, обсуждение сказки, работа на приборах БОС. Продуктивная Узнать, как побороть в себе «Немогучку», , освоение диафрагмально-релаксационным дыханием Я и моё окружение 7 часов 23 Я и мои родители (работа на приборах БОС) Упражнение «Сонное дыхание», беседа о любимых сказках и сказочных героях, «неоконченные предложения», рисунок семьи, работа на приборах БОС. Продуктивная Узнать роль родителей в жизни ребёнка, освоение диафрагмально-релаксационным дыханием 24. Я умею просить прощения (работа на приборах БОС) Изобразить чувства, которые вызывают у детей животные, «неоконченные предложения», обсуждение сказки, работа на приборах БОС. Продуктивная Умение просить прощение, осознавая это, освоение диафрагмально-релаксационным дыханием 25. Почему родители наказывают детей? (работа на приборах БОС) Изображение чувств мамы в разных ситуациях, назвать дела, которые ты сделал хорошо, «неоконченные предложения», обсуждение сказки, работа на приборах БОС.
Продуктивная Узнать, что все могут ошибаться, необходимо уметь признавать это, освоение диафрагмально-релаксационным дыханием 26. Настоящий друг (работа на приборах БОС) Умение говорить спасибо, назвать дела, которые ты сделал хорошо, работа с карточками, «неоконченные предложения», качество настоящего друга, обсуждение сказки, работа на приборах БОС. Продуктивная Понятие настоящего друга, освоение диафрагмально-релаксационным дыханием 27. Умею ли я дружить? (работа на приборах БОС) Упражнение «чувства и ассоциации», как сказать «прости», обсуждение сказки, работа на приборах БОС. Продуктивная Научить детей дружить, освоение диафрагмально-релаксационным дыханием 28. Трудности в отношениях с друзьями (работа на приборах БОС) Упражнение «чувства и ассоциации», обсуждение сказки, работа на приборах БОСПродуктивная Показать, какие трудности возникают в отношениях с друзьями и как их преодолеть, освоение диафрагмально-релаксационным дыханием 29. Ссора и драка (работа на приборах БОС) Упражнение «чувства и ассоциации», изображение заданных ситуаций, «неоконченные предложения», работа на приборах БОС.
Продуктивная Научить детей как избежать конфликтов при общении, освоение диафрагмально-релаксационным дыханием Что такое сотрудничество? 5 часов 30. Что такое сотрудничество? (работа на приборах БОС) «Неоконченные предложения», понятие «сотрудничество», обсуждение сказки, работа на приборах БОСПродуктивная Дать понятие «сотрудничество», освоение диафрагмально-релаксационным дыханием 31. Я умею понимать другого (приборы БОС) Передать своё чувство при помощи мимики, беседа о том, как уметь вовремя извинтиться, «неоконченные предложения», обсуждение сказки, работа на приборах БОС Продуктивная Умение понять своего собеседника, освоение диафрагмально-релаксационным дыханием 32. Я умею договариваться с людьми (приборы БОС) Передать своё чувство при помощи мимики, работа по карточкам, обсуждение сказки, работа на приборах БОСПродуктивная Умение договариваться с людьми, освоение диафрагмально-релаксационным дыханием 33. Мы умеем действовать сообща (приборы БОС) Передать своё чувство при помощи мимики, работа по карточкам, рисунок «Мой класс», работа на приборах БОС Объяснительно- иллюстративная, Продуктивная Умение действовать сообща, освоение диафрагмально-релаксационным дыханием 34. Итоговое занятие «Мы все разные, но мы едины!» Инсценировка заданных ситуаций, обсуждение сказки, освоение диафрагмально-релаксационным дыханием Продуктивная, исследовательская Улучшить психологическую обстановку в коллективе, освоение диафрагмально-релаксационным дыханием ПРОГРАММА КРУЖКА «УРОКИ ЗДОРОВЬЯ» 4 класс 1 ч/н 34ч/н№ Тема Кол-во часов
Кто я? Мои силы, мои возможности 9
Умеем управлять собой 10
Я расту, я изменяюсь 3
Моё будущее. Каким бы я хотел стать в будущем? 3
5. Хочу вырасти интеллигентным человеком: что для этого нужно? 4
6. Хочу вырасти свободным человеком: что для этого нужно? 5
Итого 34
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ4 класса
№ Тематическое планирование Кол-во
часов Содержание курса Характеристика деятельности уч-ся
Кто я? Мои силы, мои возможности 9 Помочь детям усвоить понятие «способности», исследовать свои способности и возможности Беседа о проведённых летних каникулах, составление рассказов, рисунки «Моё лето», работа по сказкам, «неоконченные предложения», умение выбрать правильный путь в жизни, учитывая свои способности и возможности, работа на приборах по методу БОС
Умеем управлять собой 10 Научить детей справляться со своим стрессом, контролировать себя в трудных жизненных ситуациях Игровая форма, работа по сказкам и рассказам, участие в тренингах, работа на приборах по методу БОСЯ расту, я изменяюсь 3 Помочь детям научиться осознавать происходящие в них изменения, помочь ребятам научиться планировать цели и пути самоопределения. Работа по картинкам, рассказам и сказкам, «неоконченные предложения», вспоминания случаев из детства, ассоциации своего имени с цветком, работа по картинкам, работа на приборах по методу БОСМоё будущее. Каким бы я хотел стать в будущем? 3 Дать возможность задуматься о будущем, попытаться структировать его, обсудить возможные варианты будущего, помочь понять, что будущее начинается в настоящем, ввести понятие «жизненный выбор» Беседа «Каким я буду, когда вырасту», «Хочу вырасти здоровым», работа по картинкам, по рассказам и сказкам, рисунок «Мой будущий дом», работа на приборах по методу БОС
Хочу вырасти интеллигентным человеком: что для этого нужно? 4 Помочь детям осознать понятие «интеллигентный человек», обсудить проблему идеалов Подбор антонимов к определённым качествам человека, беседа «Кто может стать интеллигентным человеком?», «Идеальное Я», работа по сказкам, работа на приборах по методу БОС
Хочу вырасти свободным человеком: что для этого нужно? 5 Помочь детям осознать личную свободу и свободу другого, понять, что свобода часто связана с наличием обязанностей, что необходимо признавать и уважать права других людей Работа по карточкам, со сказками и рассказами, подбор синонимов к заданным качествам человека, произнести фразу по-разному, «неоконченные предложения», толкование разных качеств человека, придумывание реплик, рисование, работа на приборах по методу БОС
Календарно – тематическое планирование по программе кружка
«Уроки здоровья»
4 класс (1 ч/н, 34 часов)
№ Тема занятия Вид деятельности Пед средства Планированные результаты Дата
Кто я? Мои силы, мои возможности 9 Моё лето Беседа «Радостное лето», рисунок «Моё лето», чем отличается четвероклассник от третьеклассника, второклассника, работа на приборах БОС Объяснительно- иллюстративная
Продуктивная Узнать, каким должен быть четвероклассник, освоение диафрагмально-релаксационным дыханием Кто я? Работа по вопросам, по карточкам, со сказкой, работа на приборах БОСОбъяснительно- иллюстративная
Продуктивная Помочь ребёнку понять кто он, какую роль он имеет, освоение диафрагмально-релаксационным дыханием Какой я – большой или маленький? «Неоконченные предложения», инсценировка ситуаций, работа на приборах БОСОбъяснительно- иллюстративная
Продуктивная Дать различие между маленьким и большим человеком, освоение диафрагмально-релаксационным дыханием Мои способности Ассоциация себя с предметами, беседа о способностях человека, обсуждение сказки, работа на приборах БОСПродуктивная Ввести понятие «способности человека», освоение диафрагмально-релаксационным дыханием Мой выбор, мой путь Беседа о способностях родителей, изображение друг друга, обсуждение сказки, рисунок «На перекрёстке дорог», работа на приборах БОС Объяснительно- иллюстративная
Продуктивная Помочь ребёнку определить свой жизненный путь, освоение диафрагмально-релаксационным дыханием Мой внутренний мир Игра «Подушечный бой», беседа «Почему человек перестаёт радоваться», «неоконченные предложения», работа на приборах БОС
Продуктивная Помочь ребёнку проникнуть в свой внутренний мир, освоение диафрагмально-релаксационным дыханием Уникальность моего внутреннего мира, уникальность твоего внутреннего мира Игра «Подушечный бой», придумывание рассказа по картине, рисунок «Счастливая страна», работа на приборах БОС Объяснительно- иллюстративная
Продуктивная Помочь ребёнку проникнуть в свой внутренний мир и мир другого человека, освоение диафрагмально-релаксационным дыханием Кого я могу впустить в свой внутренний мир? Игра «Бой полотенцами», придумывание рассказа по картине, беседа «Кому я могу всё рассказать о себе?» », работа на приборах БОС Объяснительно- иллюстративная
Продуктивная Помочь детям осознать кому они могут довериться, освоение диафрагмально-релаксационным дыханием Что значит верить? Подвижная игра «Бой петушков», придумывание рассказа по картине, беседа «Что может выражать взгляд», обсуждение сказки, работа на приборах БОС Объяснительно- иллюстративная
Продуктивная Дать понятие «вера», освоение диафрагмально-релаксационным дыханием Умеем управлять собой 10 Трудности в общении Тренинг «Я и моё окружение», работа на приборах БОС Продуктивная Показать все трудности в отношениях между людьми, освоение диафрагмально-релаксационным дыханием Трудности в общении Тренинг «Я и моё окружение», работа на приборах БОС Продуктивная Показать все трудности в отношениях между людьми, освоение диафрагмально-релаксационным дыханием Коварный стресс Тренинг «Этот коварный стресс», работа на приборах БОС Продуктивная Закрепить понятие стресса, помочь справляться со своим стрессом, освоение диафрагмально-релаксационным дыханием Коварный стресс Тренинг «Этот коварный стресс», работа на приборах БОС Продуктивная Закрепить понятие стресса, помочь справляться со своим стрессом, освоение диафрагмально-релаксационным дыханием
Коварный стресс Тренинг «Этот коварный стресс», работа на приборах БОС Продуктивная Закрепить понятие стресса, помочь справляться со своим стрессом, освоение диафрагмально-релаксационным дыханием Конфликты и выходы из них Тренинг « Пути преодоления конфликтов», работа на приборах БОС Продуктивная Показать детям, как можно избежать конфликта, освоение диафрагмально-релаксационным дыханием Конфликты и выходы из них Тренинг « Пути преодоления конфликтов», работа на приборах БОС Продуктивная Показать детям, как можно избежать конфликта, освоение диафрагмально-релаксационным дыханием Конфликты и выходы из них Тренинг « Пути преодоления конфликтов», работа на приборах БОС Продуктивная Показать детям, как можно избежать конфликта, освоение диафрагмально-релаксационным дыханием Умеем управлять собой Инсценировка заданных ситуаций, работа на приборах БОСПродуктивная Продемонстрировать детям, как ведут себя люди в разных ситуациях, освоение диафрагмально-релаксационным дыханием Да здравствует хорошее настроение! Инсценировка заданных ситуаций, работа на приборах БОСПродуктивная Дать понять ребёнку, что хорошее настроение сильно влияет на наше здоровье, освоение диафрагмально-релаксационным дыханием Я расту, я изменяюсь 3 Моё детство Вспомнить свои детские годы, инсценировка ситуаций по картинкам, работа на приборах БОСОбъяснительно- иллюстративная
Продуктивная Вспомнить хорошие моменты из детства, освоение диафрагмально-релаксационным дыханием Моё детство Упражнение «Мне опять пять лет», ролевая игра «Мы родители», беседа «Случай из детства», обсуждение сказки, работа на приборах БОС Продуктивная Вспомнить хорошие моменты из детства, освоение диафрагмально-релаксационным дыханием Я изменяюсь Ассоциация своего имени с цветком, работа по картинкам, беседа «Каким я буду, когда вырасту?», работа на приборах БОС
Объяснительно- иллюстративная
Продуктивная Дать понять детям, что каждый меняется, освоение диафрагмально-релаксационным дыханием Моё будущее. Каким бы я хотел стать в будущем? 3 Моё будущее Представление себя взрослым, беседа «Я в будущем», инсценировка ситуаций по картинкам, работа на приборах БОС Объяснительно- иллюстративная
Продуктивная Помочь детям представить своё будущее, освоение диафрагмально-релаксационным дыханием Моё будущее Подбор антонимов к определённым качествам человека, инсценировка ситуаций по картинкам, беседа «Если бы я был волшебником», рисунок «Мой будущий дом», работа на приборах БОС Объяснительно- иллюстративная
Продуктивная Помочь детям представить своё будущее, освоение диафрагмально-релаксационным дыханием Хочу вырасти здоровым человеком! Вспомнить хорошие качества людей, беседа о физическом и психологическом здоровье, игра «Мусорное ведро», работа на приборах БОСПродуктивная Дать понятие о физическом и психологическом здоровье человека, освоение диафрагмально-релаксационным дыханием Хочу вырасти интеллигентным человеком: что для этого нужно? 4 Кто такой интеллигентный человек? Подбор антонимов к разным качествам человека, беседа «Кто такой интеллигентный человек?», обсуждение сказки, работа на приборах БОС Продуктивная Дать понятие «интеллигентный человек», освоение диафрагмально-релаксационным дыханием Хочу вырасти интеллигентным человеком Подбор антонимов к разным качествам человека, беседа «Кто может стать интеллигентным человеком?», обсуждение сказки, работа на приборах БОС Продуктивная Мотивировать детей на то, чтобы стать интеллигентным человеком, освоение диафрагмально-релаксационным дыханием Что такое идеальное Я? Подбор антонимов к разным качествам человека, беседа «Идеальное Я», обсуждение сказки, работа на приборах БОС Продуктивная Мотивировать детей на то, чтобы стать интеллигентным человеком, освоение диафрагмально-релаксационным дыханием Хочу вырасти свободным человеком: что для этого нужно? 5 Кто такой свободный человек? Работа по карточкам, обсуждение сказки, работа на приборах БОСПродуктивная Дать понятие «свободного человека», освоение диафрагмально-релаксационным дыханием Права и обязанности школьника Подбор синонимов к разным качествам человека, игра «Произнеси фраз по-разному», «неоконченные предложения», обсуждение сказки, работа на приборах БОС
Продуктивная Дать понять детям, что свободный человек всё равно имеет обязанности, освоение диафрагмально-релаксационным дыханием Что такое «право на уважение»? Продолжить начатые истории, изображение разных животных, обсуждение сказки, работа на приборах БОСПродуктивная Дать детям понятие «право на уважение», освоение диафрагмально-релаксационным дыханием Права и обязанности Рисование любого чувства, превращение в учителя в игре «Я – учитель», беседа о правах и обязанностях людей, работа на приборах БОС Объяснительно- иллюстративная
Продуктивная Дать понятие детям, что у каждого есть и права и обязанности, освоение диафрагмально-релаксационным дыханием Нарушение прав других людей может привести к конфликтам Придумать реплику, «неоконченные предложения», обсуждение сказки, работа на приборах БОСПродуктивная Дать понятие детям, что у каждого есть и права и обязанности и нарушать их не нужно, освоение диафрагмально-релаксационным дыханием Итоговое занятие «Чему мы научились?» Беседа «Чему мы научились?», работа на приборах БОСПродуктивная Подвести итог занятий по курсу, освоение диафрагмально-релаксационным дыханием ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
№ АВТОР НАЗВАНИЕ ГОД ИЗДАНИЯ
О.В.ХухлаеваТропинка к своему Я Москва, 2006 г.,
«Генезис»
Под ред. С.Ф. ХлебуновойАвторы – составители А.Ф. Березин,
Н.Н. Березина Психологическая подготовка к трудным жизненным ситуациям г. Ростов – на – Дону, 2007 год
А.А.СметанкинЗдоровье без лекарств: Биологическая Обратная Связь Санкт-Петербург, 2001 год
Н.П. Майорова,
Е.Е. ЧепурныхС.М. ШурухтОбучение жизненно важным навыкам в школе Санкт – Петербург, 2002 год, «Образование – Культура»